Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полнение плана по подготовке кадров и повышению их квалификации. Особое внимание следует обратить на анализ выполнения и невыполнения рабочими норм вы­ работки, на изучение причин невыполнения. Важно при этом показать возможный дополнительный выпуск про­ дукции в результате овладения передовыми методами работы.

Пример.

 

 

 

 

 

Допустим, на предприятии из 1116 рабочих на сдельной

оплате

780 чел., из них передовиков

производства 300 чел. Уровень

выпол­

нения

норм передовыми рабочими 120%, а средний по

предприятию—

110%.

Если довести

уровень

выполнения норм выработки всеми ра­

бочими

до 120%, то

выпуск

продукции по предприятию за аналнзи-

 

 

 

 

(120—110)

руемый период (см. табл.

4)

увеличится на 3437

• 780 —

— 268 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Если на предприятии

или в каком-либо из его

цехов

наблюдается значительное превышение среднего уровня выполнения норм выработки по сравнению с уровнем вы­ полнения плана по производительности труда, значит, применяемые нормы занижены, устарели и их следует пе­ ресмотреть.

На основании данных отчетности по труду (месячной, квартальной, годовой) изучают использование фонда за­ работной платы, выплат из фонда материального поощ­ рения и средней заработной платы.

Вначале определяют абсолютные и относительные от­ клонения по всему фонду заработной платы, а затем за­ работную плату анализируют по группам и категориям работающих и по ее структурным составным частям.

Как известно, абсолютное отклонение определяют пу­ тем сравнения фактически начисленной заработной пла­ ты с суммой утвержденного фонда. Для получения отно­ сительного отклонения необходимо фактически начислен­ ную заработную плату сравнить с плановым фондом, пе­ ресчитанным с учетом поправочного коэффициента на объем выполненной программы.

Коэффициент пересчета планового фонда заработной платы в связи с перевыполнением плана по выпуску про­ дукции в полиграфии установлен 0,6. На многих полигра­ фических предприятиях этот коэффициент распространя­ ют на все цехи, что ставит их в неравные условия. Пра­ вильно поступают те предприятия, которые рассчитывают по цехам дифференцированные коэффициенты пересчета

61


планового фонда заработной платы, исходя из удельного веса заработной платы, зависящей от уровня выполнения плана по производственной программе.

При анализе заработной платы очень важно устано­ вить размер и причины имевших место в отчетном перио­ де переплат, показать, какими резервами экономии тру­ довых затрат располагает хозрасчетное подразделение, выявить изменения по сравнению с планом и соответству­ ющим периодом прошлого года показателей средней за­ работной платы и производительности труда.

Для исчисления средней заработной платы учитывают, кроме выплат из фонда заработной платы, премии и воз­ награждения, выплачиваемые из фонда материального поощрения.

Из данных табл. 4 видно, что при росте производитель­ ности труда с начала года на 1,5% средняя заработная плата одного работающего возросла на 0,8%. Такое со­ отношение показателей считается закономерным.

Основная задача анализа выполнения плана по себе­

стоимости продукции, прибыли и рентабельности произ­

водства выявить резервы дальнейшего снижения себе­ стоимости продукции, определить пути повышения эффек­ тивности работы предприятия, прежде всего путем уве­ личения прибыльности производства и повышения уровня его рентабельности.

Сумма прибыли на предприятии зависит от многих факторов: уровня затрат на производство продукции, объ­ ема выпуска продукции, ее структуры и ассортимента, ка­ чества изделий, состояния производственно-хозяйствен­ ной деятельности.

Анализ состава и факторов формирования прибыли на ряде крупных полиграфических предприятий страны гово­

рит о том, что важнейшим

источником ее роста являет­

ся снижение себестоимости

продукции. Так, по отчетным

данным группы исследуемых полиграфических предприя­ тий в 1970 г. около 70% прироста прибыли ими было по­ лучено за счет снижения себестоимости продукции, а ос­ тальная часть — за счет других факторов. Поэтому ана­

лиз себестоимости

продукции следует

проводить

особенно тщательно.

При этом выявляются

отклонения

фактических затрат от плановых по элементам сметы за­ трат на производство, по калькуляционным статьям се­ бестоимости товарного выпуска продукции, по себестои­ мости отдельных видов продукции, калькулируемых

62


групп и выполненных работ; устанавливается выполнение плановых заданий по снижению себестоимости продукции

-как по предприятию в целом, так и по его производствен­ ным хозрасчетным подразделениям, производится расчет суммы полученной экономии от снижения себестоимости продукции. И что особенно важно — при анализе необхо­ димо выявить, за счет каких факторов и отдельных ме­ роприятий достигнута экономия, установить размер эко­ номии по отдельным факторам и мероприятиям и срав­ нить ее с плановыми данными.

Снижение себестоимости продукции рассчитывают по сравнимой продукции путем сопоставления фактических удельных затрат с плановыми и среднегодовыми за прошлый год. По отраслевой инструкции сравнимой про­ дукцией считается вся печатная продукция, за исключе­ нием только тех ее видов или работ, которые не произво­ дились в прошедшем периоде.

Если анализ снижения себестоимости продукции по предприятию производится по всем статьям затрат, т. е. по полной себестоимости, то анализ этого показателя по цехам осуществляется только в пределах цеховой себе­ стоимости.

При анализе сметы затрат на производство определя­ ют только абсолютные отклонения по ее элементам и устанавливают причины таких отклонений. По калькуля­ ционным статьям рассчитывают как абсолютные, так и относительные отклонения. Для получения относитель­

ных отклонений плановую калькуляцию

пересчитывают

на фактический выпуск и ассортимент продукции.

Для корректировки плановых затрат

на фактический

-выпуск продукции необходимо все затраты по цеховой се­ бестоимости разделить на условно-переменные и услов­ но-постоянные расходы.

Ку с л о в н о-п в р е м е н н ы м расходам принято отно­ сить следующие затраты: на производственные материа­ лы (основные и вспомогательные на технологические нужды); заработную плату (основную и дополнитель­ ную) производственных рабочих и отчисления на соци­ альное страхование на эту заработную плату; содержа­ ние оборудования и текущий ремонт его; содержание и эксплуатацию транспорта; возмещение износа шрифта, наборных материалов, матриц, малоценных и быстроиз­ нашивающихся инструментов; топливо и энергию и т. п. Эти затраты находятся в прямой зависимости от объема

63


выпуска продукции, поэтому плановый размер их необ­ ходимо корректировать соответственно уровню выполне­

ния плана

по производственной

программе.

К у с л

о в н о - п о с т о я н н ы м

расходам, практически

не зависящим от объема выполняемых работ, а следова­ тельно и не пересчитываемым (при определении резуль­ татов по исполнению цеховой сметы расходов) на факти­ ческий выпуск продукции, относятся все остальные рас­ ходы: содержание цехового персонала, содержание и текущий ремонт зданий и сооружений, амортизация ос­ новных средств (оборудования, зданий и сооружений), расходы по испытаниям и опытам, расходы по охране труда, возмещение износа малоценного и быстроизнаши­ вающегося инвентаря и др.

Недоиспользование средств по таким статьям, как те­ кущий ремонт основных средств (если фактически он не выполнен по отдельным объектам), охрана труда (при невыполнении предусмотренных в плане мероприятий), премии по рационализации и т. п., при анализе цеху не должно засчитываться как экономия.

Сложность анализа себестоимости цехового выпуска продукции заключается в том, что в полиграфии незавер­ шенное производство цеха не включается в объем произ­

водства. Так

как на себестоимость выпуска продукции

(законченных

полуфабрикатов) относят

все затраты

це­

ха, изменение

уровня незавершенного

производства

за

месяц может исказить этот показатель. В этом случае на помощь может прийти нормативный метод учета затрат на производство, который позволит без излишних затрат времени системно определять себестоимость законченных заказов и незавершенного производства и тем самым — влияние незавершенного производства на себестоимость цехового выпуска.

С точки зрения совершенствования внутрипроизводст­ венного хозяйственного расчета назрела необходимость организовать на полиграфических предприятиях более точный учет себестоимости продукции по цехам: опреде­ лять себестоимость законченных полуфабрикатов, пред­ назначенных для дальнейшей переработки на данном предприятии, и незавершенного производства цеха.

В «Инструкции по планированию, учету и калькули­ рованию себестоимости продукции на полиграфических предприятиях» (1955 г.) указывалось на возможность при­ менения в полиграфии трех способов определения себе-

64


стоимости полуфабрикатов и незавершенного производст­ ва. Все три способа основаны на позаказном методе уче­ та затрат и наиболее совершенный из них — нормативный метод. Однако в этой же инструкции давались рекомен­ дации о распределении'между полуфабрикатами и неза­ вершенным производством цеха прямых затрат и ничего не говорилось о распределении косвенных расходов.

В последующей инструкции (1968 г.) в разделе учета незавершенного производства и полуфабрикатов говорит­ ся только о порядке учета наличия и движения по цехам полуфабрикатов и ничего не сказано о распределении за­ трат цеха между незавершенным производством и полу­ фабрикатами.

По нашему мнению, незавершенное производство цеха следует оценивать по цеховой себестоимости. Для этого используются данные позаказного учета прямых затрат. На основании инвентаризации состояния производства на первое число каждого месяца все заказы, находящиеся в производстве, распределяют на законченные (полуфаб­ рикаты и готовая продукция) и незаконченные (незавер­ шенное производство цеха). По каждой из этих групп за­ казов определяют итоги по прямым затратам (прямая заработная плата и по возможности основные материа­ лы). Косвенные расходы, которые учитывают по статьям, а не по заказам, целесообразно распределить между по­ луфабрикатами (готовой продукцией цеха) и незавершен­ ным производством цеха пропорционально прямым рас­ ходам. Понятно, что эти расчеты необходимы для цехово­ го хозрасчета и для более углубленного анализа себестои­ мости цехового выпуска.

По данным, приведенным в табл. 6 и 7, можно сделать некоторые выводы о выполнении предприятием плана по себестоимости продукции. Так, предприятием получена сверхплановая экономия от снижения себестоимости вы­ пущенной товарной продукции за месяц на сумму 0,8 и с начала года на 19,2 тыс. руб. Экономия по сравнению со среднегодовой себестоимостью продукции за прошлый год соответственно составила 5,2 и 38,3 тыс. руб. Таким образом, предприятие в целом справилось с поставленной перед ним задачей и добилось дальнейшего снижения за­ трат на производство продукции.

Углубляя анализ, видим, что экономия от снижения себестоимости продукции достигнута не по.основной, а по прочей продукции, в основном по товарам культурно-

3 Зак . 2896

65