Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

путем внедрения нормативного метода, который обеспечи­ вает получение сведений по себестоимости продукции в пределах первой декады после отчетного месяца, значи­ тельно упрощает анализ полученных результатов, т. е. со­ кращает сроки подведения итогов работы хозрасчетных подразделений.

Ежемесячные отчеты по хозрасчетной деятельности це­ хов и отделов предприятия должны готовить вместе сле­ дующие отделы: планово-экономический, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы. Отчеты составляют по установленным формам и показателям, прежде всего по утвержденным хозрасчетным показателям, но в аналити­ ческих целях итоги работы подразделений подводят по всем плановым показателям.

Как уже отмечалось, в настоящее время на полигра­ фических предприятиях нет единой методики определения хозрасчетных показателей и единой формы подведения итогов работы хозрасчетных подразделений. В порядке обмена опытом заслуживают внимания формы и показа­ тели, по которым ежемесячно подводят итоги работы цехов в издательстве и комбинате печати «Радянська Украіна» (приложение 2) и в московской типографии «Красный пролетарий» (приложение 3).

Для окончательной оценки результатов деятельности хозрасчетных подразделений необходимо провести глу­ бокий и всесторонний анализ показателей их работы. Ана­ лиз должен быть комплексным п активным, направлен­ ным на выявление потерь, причин невыполнения плано­ вых заданий, имеющихся резервов производства, устране­ ние недостатков и помех в работе. Однако любой анализ требует сопоставимости сравниваемых данных, а это, в свою очередь, вызывает необходимость отработки опре­ делений методики и приемов анализа. Так, для срав­ нения с отчетными данными некоторые плановые показа­ тели требуют корректировки на фактический объем вы­ полненных работ, что позволяет установить не только абсолютные, но и относительные величины отклонений отчетных показателей от плановых.

Анализ необходимо проводить по предприятиям в це­ лом и во всех его структурных подразделениях, и он дол­ жен охватывать все стороны деятельности предприятия.

Обычно анализ состоит из следующих элементов: оп­ ределение или выбор объекта анализа; установление це­ ли и объема анализа; всестороннее ознакомление с объ-

50

ектом анализа (по различным источникам информации); подбор необходимых данных для анализа, их система­ тизация и обработка по установленной методике анализа; сопоставление достигнутых показателей (отчетных) со сравниваемыми плановыми или прошедшего периода и расчет отклонений (они могут быть положительными и от­ рицательными) ; установление причин отклонений и вы­ явление виновников отрицательных отклонений; разра­ ботка мероприятий по устранению или предупреждению причин, вызвавших отрицательные отклонения, и меро­ приятий по дальнейшему использованию выявленных ре­ зервов производства и распространению передового опы­ та работы; контроль выполнения намеченных меропри­ ятий.

Таким образом, конечная цель анализа — выявление и использование резервов производства, распространение передового опыта работы, чтобы добиться улучшения ра­ боты предприятия, повышения эффективности производ­ ства.

Анализ проводится последовательно по всем разде­ лам техпромфниплана предприятия: 1) выполнение про­ изводственной программы; 2) использование основных фондов и производственной мощности; 3) выполнение плана повышения эффективности производства; 4) мате­ риально-техническое снабжение и использование матери­ альных ресурсов в производстве; 5) выполнение плана по труду и заработной плате; 6) выполнение плана по себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства; 7) образование и использование фондов экономического стимулирования; 8) выполнение финан­ сового плана и выявление финансового состояния пред­ приятия.

Анализ выполнения производственной программы. Его

цель — установить выполнение предприятием плана по производству и выпуску продукции в натуральных пока­ зателях и в ценностном выражении, а также проанализи­ ровать качество продукции и ритмичность производства.

Пример.

В табл. 3 приведены данные о выполнении предприятием про­ граммы в денежном выражении и натуральных показателях за месяц с нарастающим итогом с начала года; показана динамика этих по­ казателей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Хотя по всему объему реализованной продукции месячный план выполнен на 100,9%, однако это было достигнуто путем перевыпол­ нения плана по ширпотребу, а по реализации основной продукции

51


план недовыполнен. Значительное перевыполнение плана по ширпо­ требу за месяц и за период с начала года дает основание сделать заключение, что план по этой продукции был занижен и снижение объема выпуска этих изделии по сравнению с прошлым годом недо­ статочно обосновано.

Уровень выполнения плана в натуральных показателях превы­ шает уровень выполнения плана по этой же продукции в оптовых ценах, что свидетельствует о некотором изменении ассортимента про­ дукции и средней сложности ее изготовления, хотя для подтвержде­ ния последнего необходимо было бы привлечь для анализа дополни­ тельные данные — трудоемкость продукции.

При анализе выполнения плана по выпуску продук­ ции в натуральных показателях необходимо не только обратить внимание на выполнение плана по всей номен­ клатуре изделий и на ассортиментные влияния на уро­ вень выполнения плана, но и тщательно проанализиро­ вать выполнение за отчетный период предприятием тема­ тического плана по всем наименованиям.

Неодинаковый уровень выполнения плана по показа­ телям валовой, товарной и реализованной продукции сви­ детельствует о том, что на предприятии за анализируе­ мый период, хотя и ненамного, увеличились остатки не­ реализованной товарной продукции и несколько в боль­ шей степени возрос по сравнению с товарной объем ва­ ловой продукции.

В полиграфии в объем валовой продукции включается только часть незавершенного производства — закончен­ ные полуфабрикаты собственного производства. При ана­ лизе состояния производства необходимо установить со­ ответствие всего фактического объема незавершенного производства нормативному. Такое сравнение можно сде­ лать только по затратам, вложенным в незавершенное производство.

В дополнение к анализу выполнения производствен­ ной программы по предприятию в целом необходим ана­ лиз по каждому цеху (участку) в отдельности.

Большое внимание при анализе следует уделять каче­ ству продукции. Хотя нет сортности печатной продукции, однако есть такие показатели, как повышенное и пони­ женное ее качество и брак. Изменение удельного веса продукции повышенного и пониженного качества, суммы потерь от брака и затрат на его исправление, динамика этих показателей за ряд лет послужат материалом для анализа показателя качества. При этом анализе необхо­ димо использовать и материалы оперативного учета

52


Таблица 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение

плана по выпуску

продукции

 

 

 

 

 

 

Показатели

Е Л .

учета

За

октябрь отчетного

 

С

начала отчетного

 

 

 

 

периода

 

периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

за тот же

 

 

 

по

плану фактически

% выполне­

по

плану фактически

период

 

 

 

ния плана

прошлого

года

% выполнения плана

О

неннек Фактическоепланапрошлому ваroj

1- П о п р е д п р и я т и ю

1. Объем реализуемой продукции — всего

в том числе:

а) основного и вспомога­ тельного производства

б) изделий ширпотреба

2.Товарная продукция

3.Валовая продукция

4.Книжно-журнальная продукция в натураль­ ном выражении

Тыс. руб.

398

401,6

100,9

3 791

3 866,2

3 766,2

101

101,7

То же

380

379,4

99,8

3 628

3 641,2

3 570,8

100,4

102

»

20

22,2

111

182

189

' 195,4

103,8

96,7

»

398

402

101

3 791

3 833

3 740,4

101,1

102,4

»

398

402,4

101,1

3 791

3 835,1

3 750,1

101,17

102,3

Тыс. л.-OTT.

5 8000

59 080

101,8

559 000 '

568 635

550 220

101,7

103,3

формата

 

 

 

 

 

 

 

 

60X90 см

 

 

 

 

 

 

 

 


Показатели

I I . П о ц е х а м

Наборный цех:

цеховой выпуск набор

Печатный цех: цеховой выпуск печать

Брошюровочно-переплет- ный цех:

цеховой выпуск готовая продукция

Цех ширпотреба

Цехи вспомогательного производства

 

 

 

 

 

 

 

П

родолоісение

Ед. учета

За

октябрь

отчетного

 

С

начала отчетного

 

2

 

 

 

периода

 

 

периода

 

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 °

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

с

я и о

 

 

 

 

 

 

 

за тот ж е

нения

S » !^

 

 

 

 

% выполне­

 

 

года

вьшол

н 2 о

 

по

плану

фактически

ния плана

но

плану фактически

прошлого

 

г = і

 

 

 

 

 

 

 

 

%

g *

с

 

 

 

 

 

 

 

 

в- х и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тыс. руб.

26

26,6

102,3

200

204

197,7

102

103,2

Привед. листы

650

662

101,8

6000

6085

5920

101,4

102,8

Тыс. руб.

118

120

101,7

1 142

1 153,4

1121,6

101

102,8

Тыс. краско-

60 000

61 400

102,3

568 000

576 600

558420

101,5

103,2

отт. формата

 

 

 

 

 

 

 

 

60X90 см

 

 

 

 

 

 

 

 

I

177

180

101,7

1740

1760

1 708,5

101,2

103

Тыс. руб.

Тыс. л.-отт.

58 000

59 080

101,8

559 000

568 635

550 220

101,7

103,3

формата

 

 

 

 

 

 

 

 

60X90 см

21

23

109,5

185

192

198,8

103,8

96,6.

Тыс. руб.

То же

56

52,8

94,3

524

525,7

523,5

100,3

100,4


качества продукции по процессам производства — набору, печати, отделочным работам, чтобы вскрыть причины и выявить виновников выпуска продукции пониженного ка­ чества, допустивших брак, а также установить размеры и причины недосдачи тиражей.

На результаты работы предприятия существенно влия­ ет ритмичность производства, т. е. равномерность работы оборудования, рабочих мест, цехов й участков предприя­ тия, а также ритмичность выпуска и реализации продук­ ции. Иногда создаются такие условия, что производство работает ритмично, нет простоев и перебоев в работе обо­ рудования, а выпуск и реализация продукции неритмич­ ны. Поэтому необходимо выявлять причины как нерит­ мичности работы производства, так и неритмичности вы­ пуска и реализации продукции.

Ритмичность производства определяют по результа­ там работы основных цехов предприятия — подготовки форм, печатного, отделочных. Показатель ритмичности работы цеха — это равномерность работы по графику ос­ новного технологического оборудования или ведущих производственных участков. Ритмичность выпуска про­ дукции чаще всего определяют удельным весом ее выпус­ ка по декадам месяца, хотя такое определение не дает достаточно точных данных о ритмичной работе предприя­ тия. Поэтому дополнительно рекомендуется определять еще коэффициент ритмичности, который равен отношению суммарного объема продукции, выпущенной в пределах

плана (исчисляется по отдельным отрезкам

времени), к

плановому заданию.

-

Анализ использования основных фондов и производ­

ственной мощности должен установить, как эффективно использовались эти фонды в отчетном периоде и какие есть резервы в этой области. От состава основных фондов, уровня экстенсивного и интенсивного использования обо­ рудования зависят многие количественные и качествен- ные-показатели работы предприятия. Поэтому выявление и использование резервов, кроющихся в основных фон­ дах, во многом предопределяет дальнейший рост произ­ водства и повышение его рентабельности.

• В этом разделе анализа рассматривают ряд показате­ лей, характеризующих уровень технического оснащения производства; степень механизации и автоматизации производственных процессов; удельный вес новой, про­ грессивной техники; уровень отдачи основных фондов, их

55