Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6

Расчет снижения себестоимости продукции

Показатели

Сумма

за октябрь

Плановая себестоимость товарной про-

і

302,9

дукцни,

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Себестоимость фактически

выпущен­

 

 

ной товарной

продукции,

тыс. руб.:

 

 

а)

по

 

среднегодовой

себестоимости

|

309,9

 

прошлого

года

 

 

 

 

 

 

б)

по плановой себестоимости отчетно-

I

305,5

 

го

года

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

по фактической

себестоимости от-

|

304,7

 

четного

периода

 

 

 

 

 

3. Фактически выпущенная товарная про-

I

402

дукция

 

в оптовых

ценах,

тыс. руб.

 

 

4. Затраты на один рубль товарной про-

|

76,1

дукцни

 

по

плану,

коп.

 

 

 

 

5. Затраты

на

один

рубль

 

фактически

 

 

выпущенной товарной продукции, коп.:

 

 

а)

по

среднегодовой

себестоимости

|

77,1

 

прошлого

года

 

 

 

 

 

 

б)

по плану,

пересчитанному на фак-

I

76

 

тнческнй

 

выпуск

и

ассортимент

 

 

 

продукции

 

 

 

 

 

 

 

в)

фактически

 

 

 

I

 

75,8

Фактическое

снижение

затрат

 

 

 

по

сравнению

с планом:

 

 

а)

на один

рубль товарной

 

продукции,

|

0,2

 

коп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

на весь объем выпущенной продук-

|

ОД

 

цин,

 

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

по сравнению со среднегодовой се­

 

 

 

бестоимостью прошлого

года:

 

1,3

а)

на один

рубль товарной

 

продукции,

I

 

коп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

на весь объем зыпущенноіі продук-

|

5,2

 

цки,

 

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

бытового назначения и хозяйственного обихода. По книж­ ной продукции имеется даже некоторое повышение себе­ стоимости по набору и изготовлению книжных блоков. Значит, требуется дальнейший анализ для установления причин этих отрицательных явлений. Если бы по указан­ ным калькулируемым группам не было допущено повы­ шения себестоимости, то сумма экономии по предприятию

66


•jj Таблица 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение

плана

по себестоимости

 

продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды продукции и

калькулируемые

Фактический

выпуск

 

Полная

себестоимость

продукции, тыс. руб.

 

 

грулпы

 

 

 

в

оптовых

ценах,

за

октябрь

 

 

с

начала

года

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

за

месяц

с

начала

по

плану

фактиче­

отклоне­

по

плану

фактиче­

отклоне­

 

 

 

 

 

 

 

года

 

 

ски

ния

 

 

 

ски

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(+,

- )

 

 

 

(+, - )

I . Книжная

продукция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Набор

 

 

 

'

30,6

 

290,1

 

28,8

29,4

+

0,6

 

274,1

277,0

+ 2 , 9

2. Издательская

правка

 

3,0

 

25,6

 

2,7

2,6

—0,1

 

25,9

25,5

- 0 , 4

3

Матрицы

 

 

 

 

5,8

 

50,4

 

4,1

3,9

—0,2

 

35,7

34,6

—1,1

4.

Типографская

печать

 

70,3

 

680,5

 

54,0

53,5

—0,5

 

527,4

521,3

- 6 , 1

5. Книжные

блоки

 

 

166,3

 

1585,6

 

119,2

120,6

+

1,4

1141,9

1151,1

+ 9 , 2

6. Переплетные

крышки

 

50,2

 

480,1

 

32,2

31,7

—0,5

 

311,1

307,3

—3,8

 

И т о г о

 

 

 

326,2

 

3115,3

 

241,0

241,7

+ 0 , 7

2316,1

2316,8

+ 0 , 7

I I . Товары

культурно-бытового

 

23,0

 

192,0

 

14,3

13,3

- 1 , 0

 

120,6

103,3

—17,3

 

назначения

и

хозяйственного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обихода

(продукция ширпотре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ба)

 

 

 

 

52,8

 

525,7

 

50,2

49,7

—0,5

 

499,4

496,8

—2,6

I I I . Прочие промышленные работы

 

 

 

 

 

и услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

402,0

 

3833,0

 

305,5

304,7

—0,8

2936 ,.1

2916,9

—19,2


увеличилась бы за месяц на 2 тыс. руб. (0,6+1,4), а за период с начала года на 12,1 тыс. руб. (2,9 + 9,2).

Чтобы составить более точное представление о вы­ полнении плана по себестоимости продукции, необходимо сделать анализ затрат по калькуляционным статьям, а также по утвержденным сметам цеховых и общезавод­ ских расходов и расходов по содержанию вспомогатель­ ного производства.

При анализе затрат по вспомогательным цехам и службам следует исходить не только из выполнения сме­ ты по их содержанию, но и эффективности обслуживания основного производства, а также целесообразности рас­ ходов по отдельным статьям сметы. Может случиться так, что некоторое повышение расходов по вспомогательному производству обеспечивает получение значительно боль­ шей суммы экономии средств по основному производству. В этом случае перерасход сметы затрат по вспомогатель­ ному производству будет оправданным.

Анализ выполнения предприятием плана по прибыли и рентабельности производства и анализ образования и использования фондов экономического стимулирования целесообразно совместить с анализом выполнения финан­ сового плана.

Цель анализа финансового плана — изучить отдель­ ные разделы и показатели этого плана, а также дать об­ щую оценку финансовой деятельности и финансового со­ стояния предприятия.

Анализ этого раздела плана начинают с проверки вы­ полнения баланса доходов и расходов по всем его разде­ лам и показателям. При этом рассматривают такие воп­ росы: выполнение плана по балансовой прибыли и ее составным частям; правильность распределения и ис­ пользования прибыли; начисление и использование амор­ тизационных отчислений; образование и использование прочих доходов и поступлений; выполнение кредитного плана; финансово-расчетные взаимоотношения с бюдже­ том, банками, вышестоящим хозяйственным органом и другими организациями.

При анализе финансового плана выявляют обеспечен­ ность производства собственными оборотными средства­ ми и устанавливают платежеспособность предприятия, характеризующую его общее финансовое состояние.

При анализе прибыли важно установить, какая ее сумма заложена в товарном выпуске продукции и какая

68

получена в результате реализации товарной продукции, и сопоставить эти показатели с балансовой прибылью. Так, в связи с увеличением на конец анализируемого периода остатков нереализованной продукции (см. табл. 3) при­ быль, полученная от реализации товарной продукции, не­ сколько меньше прибыли, которую предприятие могло бы получить при реализации всей изготовленной товар­ ной продукции (табл.8).

Таблица 8

Выполнение плана по прибыли, тыс. руб.

Пока затели

За месяц

 

>-.

ai

 

X

У

 

с

факти ски

 

о

 

 

 

1

С начала

 

 

 

к

3"

g 1

 

факти

 

 

s ï ±

о

 

п

 

года

ски

S

!

ч

 

1. Разница

между стоимо­

95,1

97,3

+ 2 , 2

894,7

916,1

+21,4

стью товарной

продукции

в

 

 

 

 

 

 

оптовых

ценах

и полной ее

 

 

 

 

 

 

себестоимостью

 

 

 

8,0

9,7

+ 1,7

68,8

88,7 + 19,9

в том

числе

по

продукции

ширпотреба

 

 

 

 

95,1

97,1

+ 2 , 0

894,7

915,3 +20,6

2. Прибыль,

полученная

от

реализованной

 

товарной

 

 

 

 

 

 

продукции

 

 

 

 

8,0

9,5

+ 1,5

68,8

88,1

+ 19,3

в том

числе

по

продукции

ширпотреба

 

 

 

 

98,0

100,6

+ 2 , 6

922,0

947,1

+25,1

3. Балансовая

прибыль

 

4. Балансовая

прибыль

по

 

94,8

 

906,9

отчету

за

соответствующий

 

 

 

 

 

 

период

прошлого

года

 

 

 

 

 

 

 

За счет прочих доходов балансовая прибыль превы­ шает прибыль, полученную от реализации товарной про­ дукции. Сверхплановая прибыль за отчетный месяц по­ лучена за счет роста объема продукции на сумму 956 руб.

(402 000—398 000 • 1 0 ~~"7 6 , 1 )) и за счет снижения себестоиЮО '

мости продукции на сумму 1206 руб. (402 000 "7"^~"7оо~^~~)'

Увеличение прибыли в отчетном периоде по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и получение сверхплановой прибыли в целом — положительные срак-

69



торы в работе предприятия. Однако следует обратить внимание на то, что сверхплановая прибыль предприятия в основном получена в результате реализации продукции ширпотреба (см. табл, 7).

Прежде чем перейти к анализу показателя рентабель­ ности предприятия, необходимо проверить состояние про­ изводственных фондов, т. е. основных фондов и нормируе­ мых оборотных средств. По данным табл. 9 видно, что,

Таблица 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение плана

по рентабельности

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

За

октябрь

 

С начала

года

 

 

 

 

 

 

ио

плану

фактиче­

по плану

фактиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

ски

 

ски

1. Среднерасчетная

стои­

4060

4012

4006

4002

мость

основных

производст­

 

 

 

 

 

венных

фондов,

тыс. руб.

 

932

956

914

942

2. Среднерасчетная

сумма

 

нормируемых

оборотных

 

 

 

 

 

средств, тыо. руб.

 

 

 

98

100,6

922,6

947,7

3. Балансовая прибыль, тыс.

 

руб.

 

 

 

 

 

 

1,96

2,02

18,75

19,16

4. Общая

рентабельность,

%

 

5. Общая

рентабельность

по

 

1,9

18,25

отчету

за

соответствующий

 

 

 

 

 

период

прошлого

года, %

 

 

 

 

 

 

несмотря на наличие излишка оборотных средств, в целом сумма фактических производственных фондов в отчетном месяце была меньше плановой на 24 тыс. руб. Уменьше­ ние против плана суммы производственных фондов и не­ которое увеличение балансовой прибыли обеспечили по­ вышение уровня общей рентабельности по сравнению с планом на 0,06%, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года — на 0,12%.

Предприятием улучшен показатель рентабельности и за период с начала года.

При анализе в данном случае необходимо ответить на такие вопросы: причины образования излишка собствен­ ных оборотных средств; что следует предпринять в даль­ нейшем для приведения их к норме; почему фактическая стоимость основных производственных фондов меньше

70