Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
приятии общего порядка) решать вопрос об использова нии этого фонда.
Некоторый опыт предприятий других отраслей про мышленности говорит о том, что фонд материального по ощрения целесообразно распределять между хозрасчет ными подразделениями только частично, т. е. ту его сум му, которая направляется на периодическое премирова ние. Остальную часть необходимо использовать центра лизованно.
В полиграфии наиболее полно продуманы и решены вопросы, относящиеся к материальному поощрению за индивидуальные результаты работы.
Главным материальным стимулом в труде была и ос тается в настоящее время заработная плата. Поэтому исключительно важен выбор формы и системы оплаты труда рабочих на том пли ином участке производства.
Как известно, самая стимулирующая форма оплаты труда рабочих — сдельная, и она широко применяется в полиграфии. Однако не всегда и не на всех участках производства эта форма оплаты наиболее эффективна. Для ее применения необходимы по крайней мере три ус ловия: 1) возможность расчета и установления на дан ной технологической операции технически обоснованных норм выработки (времени); 2) обеспеченность рабочего места в достаточной мере однотипной работой (хотя бы в пределах одной смены); 3) непостоянство выполняемо го производственного задания. Например, в газетном производстве при выпуске газет заданных параметров нецелесообразно вводить сдельную оплату труда. Неце лесообразно применение сдельной оплаты труда и на ме ханизированных и автоматизированных участках произ водства с высокой степенью регламентации труда (ритма работы).
В системе оплаты труда важное место отводится воп росам премирования, которые в новых экономических условиях работы предприятий получили дальнейшее раз витие. На каждом полиграфическом предприятии пона добилось разработать множество внутренних положений по премированию отдельных групп и категорий работаю щих с подробным указанием условий и показателей пре мирования, размера премий, порядка начисления и вы платы их и т. д. Вопрос усложняется еще и тем, что на ряду с фондом заработной платы появился еще один новый источник премирования — фонд материального
78
поощрения; образованный за счет прибыли. Поэтому по требовалось разработать для рабочих параллельно по два премиальных положения. Кроме того, положения разрабатывались по видам премирования, что в общем создавало сложную премиальную систему на каждом предприятии.
Разумеется, все эти положения разрабатывались в соответствии с основными принципами Типового положе
ния о премировании |
работников |
|
промышленных |
пред |
приятий, переводимых |
на новую |
систему планирования |
||
и экономического стимулирования |
производства |
с уче |
том специфики и условий работы полиграфических пред приятий. Как правило, разрабатываемые премиальные положения ежегодно пересматриваются и уточняются с точки зрения их дальнейшего совершенствования с уче том опыта работы данного коллектива и опыта работы других предприятий.
В Типовом положении предусмотрено текущее преми рование рабочих за индивидуальные и коллективные ре зультаты работы. Причем круг показателей, по которым премируют рабочих, довольно широкий, что позволяет предприятиям выбрать наиболее целесообразные показа тели, исходя из конкретных условий.
На большинстве полиграфических предприятий основ ными показателями премирования рабочих являются: вы полнение и перевыполнение производственных планов по выпуску продукции и повышению производительности труда, технически обоснованных норм выработки, месяч ных и сменных нормозадаиий; соблюдение графиков вы пуска изданий; соблюдение и сокращение сроков ремонта технологического оборудования; высокое качество про дукции или выполняемых работ; экономия электроэнер гии, материалов и др.
Так, на минском полиграфическом комбинате им. Якуба Коласа наборщиков на строкоотливных машинах пре мируют за высокое качество набора при условии выпол нения ими норм выработки. Размер премии зависит от количества ошибок на гранку. На киевской фабрике «Октябрь» эти рабочие получают премии за выполнение и перевыполнение единых норм выработки. Премии уста новлены в размере 25—40% в зависимости от уровня вы полнения норм. Условием премирования на этом пред приятии является также и высокое качество строкоотлив ного набора. Премии за выполнение и перевыполнение
79.
месячных норм выработки снижают или снимают полно стью в зависимости от качества продукции. За набор по ниженного качества, который принят как годный, оплата производится в размере 80% от сдельной расценки. Пре мию за такую работу не начисляют. Брак, допущенный по вине наборщика, не оплачивают, а его исправление про изводится наборщиком без оплаты или за собственный счет.
По этому же принципу на данных предприятиях раз работаны условия премирования для других процессов основного производства.
Как уже указывалось, премирование рабочих на по лиграфических предприятиях за установленные показате ли работы производится из двух источников: а) из фон да заработной платы — в размерах, определяемых внут ренними премиальными положениями, но не выше предельно установленных в полиграфической промышлен ности; б) из фонда материального поощрения — в разме рах, определяемых внутренними премиальными положе ниями.
Какое же практическое значение имеет материальное стимулирование рабочих на полиграфических предприя тиях в настоящее время?
Анализ отчетных данных за 1970 г. по группе поли графических предприятий Украины, Москвы и Ленин града, а также Минского и Калининского полиграфкомбинатов показал, что премии рабочим были начислены (в среднем) из фонда заработной платы в размере 12,2%. а из фонда материального поощрения — 6,7% к годово му фонду заработной платы. Таким образом, общин раз мер премий в 1970 г. составил 18,9%, из них премии из фонда заработной платы примерно в два раза превыша ют премии из фонда материального поощрения. Значит, пока фонд материального поощрения не выполняет своей главной стимулирующей роли, т. е. не стал еще главным источником премирования рабочих. Например, в 1970 г. на львовской книжной фабрике «Атлас» было вы плачено премий рабочим, из фонда заработной платы на сумму 97,6 тыс. руб., а из фонда материального поощ рения — только 36,1 тыс. руб., на ленинградской офсет ной фабрике № 1 соответственно — 131,5 и 48,1 тыс. руб., на Киевской книжной фабрике — 123 и 55,5 тыс. руб., на Харьковской книжной фабрике им. М. В. Фрунзе — 136,5 и 46,7 тыс. руб. и т. д. Однако на некоторых пред-
80
прііятиях положение несколько иное. Например, на Ленинградской фабрике офсетной печати № 2 за 1970 г. начислено премий рабочим из фонда заработной платы на сумму 115,3 тыс. руб., а из фонда материального по ощрения — 75,2 тыс. руб., что говорит об определенных экономических возможностях этого предприятия.
Кроме того, вызывает тревогу и другое обстоятельст во — неустойчивость фонда материального поощрения. На некоторых предприятиях размер премий, выплачивае мых из этого фонда, значительно колеблется, что вызы вает у рабочих неуверенность в получении премий из этого источника, хотя это в конечном итоге зависит и от результатов работы коллектива предприятия. Так, на Харьковской книжной фабрике им. М. В. Фрунзе в 1970 г. было выплачено рабочим из фонда материального поощ рения премий на сумму 46,7 тыс. руб., в 1969 г. — на сумму 61,3 тыс. руб. Аналогичные примеры можно приве сти по некоторым другим полиграфическим предприя тиям.
Как известно, премирование руководящих, инженер но-технических работников и служащих предприятия, ра ботающих по новой системе планирования и экономиче ского стимулирования, производится из прибыли в преде лах той части средств фонда материального поощрения, которая выделяется на их премирование.
Премирование этих работников предприятия произ водится в целях материальной заинтересованности в по вышении эффективности производства, выражающегося в росте производительности труда и рентабельности произ водства, увеличении объема выпускаемой продукции и улучшении ее качества, эффективном использовании производственных фондов и увеличении прибыли.
Предприятиям даны широкие права в определении показателей и условий премирования этих работников и установлении размеров премий в зависимости от кон кретных условий работы.
Анализ применяемых премиальных положений по данным категориям работающих на полиграфических предприятиях показывает, что каждое предприятие ре шает эти вопросы по-своему, хотя есть и много общего. Так, руководящих работников и работников аппарата управления предприятия во многих случаях премируют за два показателя: а) выполнение плана по реализации продукции и б) выполнение плана по рентабельности
4 |
Зак . 2396 |
81 |
производства. Обязательными условиями при этом явля ются: а) выполнение плана по балансовой прибыли и б) выполнение плана по важнейшей номенклатуре про дукции (на Минском полиграфическом комбинате им. Якуба Коласа, в издательстве и комбинате печати «Радянська Украіна», на Калининском полиграфическом комбинате и др.).
На некоторых предприятиях (например, на киевской книжной фабрике «Октябрь») приняты следующие пока затели премирования: а) выполнение плана по прибыли и б) выполнение плана по рентабельности производства при обязательных условиях — выполнении плана по реа лизации продукции и плана по важнейшей номенклатуре продукции.
Наряду с принятыми показателями и обязательными условиями премирования, при невыполнении которых премии не выплачивают, предусматривают дополнитель ные условия. Невыполнение дополнительных условий служит основанием для уменьшения размера премий.
На некоторых предприятиях установлен ограничи тельный предел размера премий руководящим, инженер но-техническим работникам и служащим заводоуправле ния. Так, на киевской книжной фабрике «Октябрь» мак симальный размер премий 50%; на Калининском полиграфкомбинате средний размер премии по предприятию в целом устанавливается как отношение суммы матери ального поощрения, выделяемой на премирование ука занных работников, к фонду их заработной платы по должностным окладам, например в 1970 г. средний раз мер премии составил 40%. Размеры премий работникам цехов, служб, участков, отделов предприятия в зависи мости от объема и сложности задач и условий работы могут быть выше или ниже среднего размера премий по предприятию.
По-разному на полиграфических предприятиях решен вопрос и о показателях премирования инженерно-техни ческих работников и служащих цехов. Так, на Калинин ском полиграфкомбинате этих работников премируют за выполнение плана по выпуску продукции и производи тельности труда в размере 40% к их должностным окла дам. Премии за перевыполнение плана по выпуску про дукции не выплачивают, а за каждый процент роста производительности труда против предыдущего года премия увеличивается на 2%. Обязательные условия для
82
выплаты премий следующие: а) выполнение плана по се бестоимости продукции и б) выполнение плана по про дукции в натуральных показателях. К дополнительным условиям премирования, за невыполнение которых пре мию снижают до 50%, относят следующие: ритмичность работы по декадам месяца, обеспечение роста произво дительности труда по сравнению с ростом средней зара ботной платы. Кроме того, премии инженерно-техничес ким работникам цехов снижают за простои оборудова ния по их вине.
На Минском полиграфическом комбинате им. Якуба Коласа инженерно-технических работников цехов преми руют за выполнение и перевыполнение плана по цехо вому выпуску и по себестоимости продукции. Для каж дого цеха установлены дополнительные показатели пре мирования.
В издательстве и комбинате печати «Радянська Украіна» показателями для премирования основных цехов являются: а) выполнение плана по цеховому выпуску продукции; б) выполнение плана по уровню рентабель ности. Обязательные и дополнительные условия преми рования, а также основания для уменьшения премии конкретизируются по каждому цеху. Так, обязательные условия премирования для цехов наборного, высокой пе чати, офсетной печати, глубокой печати, календарного — выпуск продукции в натуральных показателях; для га зетного, подготовки офсетных форм, брошюровочного — выполнение плана по производительности труда. Допол нительные условия — соблюдение графика выпуска га зет и журналов, своевременная сдача полуфабрикатов, отсутствие замечаний по качеству продукции и др. Ве личина премий инженерно-техническим работникам и служащим цехов на этом предприятии устанавливается исходя из фонда заработной платы, среднего процента премий и коэффициента напряженности К„- Последний исчисляется по формуле
КН = К 0 - К П - К С ,
где Ко — коэффициент |
изменения |
объема производства |
по сравнению с предыдущим периодом; |
||
Кн — коэффициент |
изменения |
производительности |
труда; |
|
|
Кс — коэффициент, |
выражающий изменение себег |
|
стоимости продукции, |
|
|
4» |
|
S3 |
Например, по цеху рост объема производства 2,3%, рост произ водительности труда 4,2%, снижение себестоимости 3%. Тогда коэф фициент напряженности будет равен
К н |
= 1 + ^ - 1 |
+ 4 Д |
1,023-1,042-1,031 = 1,099. |
|
||
н |
100 |
1 |
100 100-3 |
|
|
|
Коэффициент напряженности предусмотрен |
и в |
пре |
||||
миальном положении на Минскомполиграфическом |
ком |
|||||
бинате. |
|
|
|
|
|
|
Заслуживает внимания система премирования руко |
||||||
водящих, инженерно-технических работников |
и служа |
|||||
щих |
цехов, |
применяемая |
на киевской книжной |
фабрике |
«Октябрь». По цехам наборному, печатному, переплет ному их премируют за выполнение и перевыполнение плана по прибыли и уровню рентабельности, по цеху. Обязательным условием премирования является выпол нение плана по реализации цеховой продукции и плана по утвержденной номенклатуре продукции, дополнитель ными условиями — соблюдение графиков сдачи продук ции и полуфабрикатов, выполнение плана по производи тельности труда, плана по себестоимости цехового вы пуска продукции, качество продукции. Причем за невы полнение каждого из перечисленных дополнительных ус ловий установлен размер снижения премии до 15% от на численной суммы при общем уменьшении премии не более чем на 50% за месяц. Для начальников цехов и мастеров наборного, печатного и переплетного цехов раз мер премий не ограничен. Для всех прочих цеховых ра ботников максимальный размер премий установлен 50% к месячному должностному окладу. Размер ежемесяч ной премии для начальников и мастеров цехов склады вается из премии за выполнение и перевыполнение пла на по прибыли и уровню рентабельности (не более 50% месячного оклада) и дополнительной премии за выпуск книг и беловых товаров повышенного качества.
Показатели премирования работников вспомогатель ных цехов, как правило, такие же, как для инженернотехнических работников и служащих управления пред приятием, хотя в отдельных случаях для этих категорий работников действуют показатели премирования, приня тые для основных цехов, или разрабатываются само* стоятельные — выполнение норм выработки или нормо* заданий, отсутствие простоев оборудования по их вине, качественные показатели рабрты и др.
§4