Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
плата рабочих. Наряды составляются работниками цеха, в них кроме необходимых данных по заказу и исполните лям указывается фактически отработанное время, количе ство выработанной продукции, расценка.
После обсчета наряды вместе с составленной табуля граммой поступают в цехи, где учетчики записывают по исполнителям данные о сумме заработной платы и нор мированном времени в специально вывешенные в цехе таблицы.
Второй этап. Дешифрованные в цехе наряды и табуля грамму передают на МСС для дальнейшей обработки в установленном порядке: пробивки перфокарт по видам оплат и др.
Учет премирования рабочих, которое на современном этапе осуществляется из двух-источников, при множестве показателей и условий является довольно трудоемкой ра ботой. Причем, если раньше премирование распространя лось только на часть рабочих предприятия, то в настоя щее время оно охватывает почти всех рабочих.
В целях облегчения и ускорения начисления премиаль ных в 1-й Образцовой типографии им. А. А. Жданова, где выборка данных из начисленной заработной платы для расчета премиальных осуществляется на МСС, на новых карточках делается перфорация по шифру «премии». По лученные сведения в виде табуляграммы передают в уста новленные сроки в цехи и производят расчет премиаль ных.
По нашему мнению, рассмотренную систему начисле ния заработной платы рабочим можно значительно упрос тить путем передачи на МСС закрытых нарядов, т. е. на рядов по законченным работам, и учета заработной пла ты исполнителей также по законченным заказам. В этом случае сумма заработной платы исполнителям по заказам становится известной при получении наряда и нет необ ходимости в ее дублировании в процессе выполнения за дания. Учет заработной платы по законченным нарядам в несколько раз сократит их поток на МСС, что в значи тельной мере облегчит ее работу и высвободит для вы полнения других заданий. При этом изменится и учет вы полнения норм выработки, который рекомендуется вести по принципу нарастающего итога с начала месяца на ос новании данных по закрытым нарядам.
Преимущество учета заработной платы по закончен ным нарядам видно из следующего примера. Допустим, в
37
цехе высокой печати должна быть отпечатана книга объ емом 10 печ. л., тиражом 20 тыс. экз. на двух плоскопечат ных машинах при двухсменной работе. Исходя из дейст вующих норм на приправку и печать четыре бригады за тратят 10 рабочих дней, или 40 машино-смен.
При обычной организации учета выписанный на этот заказ наряд 10 раз (т. е. ежедневно) будет поступать на МСС для расчета заработной платы бригадам, работаю щим посменно. При учете по закрытому наряду наряд по ступает на МСС только один раз и станция произведет расчет заработной платы по суммарно выполненному объ ему работ каждой бригадой за все время их работы по данному заказу. В это же время будет определен уро вень (в %) выполнения норм выработки каждой брига дой.
Календарный график выполнения заказа, трудоем кость работы, сумму заработной платы по всему объему работ по данному заказу и расценки на эту работу ис полнители будут знать при получении задания и наряда-, на этот заказ.
Таким образом, с одной стороны, будет обеспечен конт роль за ходом выполнения заказа (при условии составле ния графика и ежедневного учета его выполнения в нату ральных учетных единицах), рабочие будут информиро ваны о размере заработка, указанного в наряде, и будут заинтересованы в досрочном и качественном выполнении заказа, сохранится учет выполнения норм выработки, с другой — значительно упростится учет н намного умень шится его трудоемкость.
Как известно, учет материалов на предприятии можно вести двумя способами: по оборотным ведомостям и сальдовым методом. Сальдовый метод более эффектив ный, он заключается в том, что учетные карточки с вы веденными на конец месяца остатками материалов со склада поступают при механизированном учете на МСС, где таксируются по суммам. На МСС поступают также приходные и расходные ордера, т. е. документы, показы вающие движение материалов за месяц. Эти документы сортируют и по ним выводят переходящие остатки. Саль до входящее и приход должны балансироваться с сальдо исходящим и расходом (табл. 1). Если же по какому-либо материалу возникает между этими суммами разница, то расчеты требуют дополнительной проверки.
Отпуск и учет выдачи материалов со склада в произ-
38
Таблица |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольно-сальдовая ведомость за |
|
м-ц 197 |
г. |
|
|||||
по складу № |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Номен |
Ея. |
Цена, |
Опера |
Салйдо |
вхо |
Сальдо |
исходя- |
Разница |
|
клатур |
изме |
коп. |
ция |
дящее |
и при |
щее и расход |
|
|
|
ный |
рения |
|
|
х о д |
|
|
|
|
|
номер |
|
|
|
коли |
с у м - . |
коли |
сум |
коли |
сум |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
чество |
ма, |
чество |
ма, |
чество |
ма, |
|
|
|
|
|
руб., |
|
руб., |
|
руб., |
|
|
|
|
|
кон. |
|
коп. |
|
коп. |
16004 |
5 |
200 |
1 |
• 30 |
6 000 |
|
|
— |
|
16004 |
5 |
200 |
2 |
50 |
10 000 |
|
|
|
|
16004 |
5 |
200 |
4 |
|
|
40 |
8 000 |
|
|
16004 |
5 |
200 |
1 |
|
|
40 |
8 000 |
|
|
|
Итого |
|
80 |
16 000 |
80 |
16 000 |
— |
— |
Примечание. Данные таблицы зашифрованы для механизирован ного учета.
водство могут производиться по требованиям или по ли митным картам. Преимущество лимитных карт заклю чается в том, что по ним не только учитывается расход, но и нормируется выдача материалов, что позволяет осу ществлять контроль за их расходованием. Кроме того, в лимитных картах устанавливается норматив расходова ния материалов на весь заказ, а на те материалы, которые не выписываются на заказ, устанавливается лимит на ме сяц. Это сокращает поток первичной документации, упро щает учет перемещения и расхода материалов внутри предприятия.
На большинстве полиграфических предприятий ма териалы, выданные со склада в цех, после окончания ме сяца бухгалтерия списывает на производство (за исклю чением тех материалов, которые возвращены цехом на склад). Такой порядок учета требует от цехов более вни мательного подхода к выписке и получению материалов со склада, ибо полученные излишние или ненужные ма териалы приведут к повышению себестоимости продукции цеха.
Важное место при организации внутризаводского хоз расчета должно быть уделено учету фактической себе стоимости продукции по цехам и участкам предприятия.
В настоящее время на полиграфических предприятиях учет цеховой себестоимости бухгалтерия ведет в неси стемном порядке, в результате чего допускаются неточно сти и неувязки в отчетных данных. Подведение итогов по себестоимости, как правило, возлагается на плановый от дел, который не ведет учета затрат и поэтому часто не в состоянии объяснить возникновение отклонений по от дельным статьям затрат.
В Типовых методических положениях об организации внутризаводского хозрасчета * по вопросу учета сказано, что фактические затраты подразделений должны отно ситься непосредственно на их счет и отражаться на ана литических бухгалтерских счетах по учету издержек про изводства и общезаводских и цеховых расходов так, что бы данные учета явились непосредственной основой оцен ки работы хозрасчетного подразделения. В бухгалтерском учете должны отражаться также отклонения фактических цен на покупные материалы от плановых.
Действенным средством совершенствования планиро вания и учета затрат на производство является норматив ный метод, элементы которого применяются на отдельных полиграфических предприятиях. Еще в 1949 г. в книге
И.Ф. Коровкина и А. X. Серебряного ** отмечалось, что
вусловиях полиграфической промышленности только предварительное определение цеховой себестоимости каждого заказа на основе передовых, текущих нормати вов затрат может обеспечить внедрение подлинного внут ризаводского хозрасчета и дать руководителям и коллек тивам цехов полиграфических предприятий действенное средство борьбы за снижение себестоимости и ликвида цию непроизводительных потерь на производстве.
Нормативный метод как прогрессивный находит отра жение в отраслевых инструкциях по себестоимости про дукции и во внутрипроизводственных положениях по хоз расчету. Так, в Положении издательства и комбината пе чати «Радянська Украіна» *** сказано, что бухгалтерский учет должен проводиться по всей группе показателей, пре дусмотренных планом, и по показателям, необходимым
* Основы |
методики |
внутризаводского хозрасчета. М., 1966, с. 46. |
(Ин-т |
экон. АН |
СССР). |
**К о р о в к и н И. Ф., С е р е б р я н ы й А. X. Внутризаводской хоз расчет и нормативный метод калькуляции в полиграфической промышленности. М., 1949, с. 5.
***См. ссылку на с. 17.
4 0
для аналитической работы. В новых условиях экономиче ского планирования и стимулирования основой учета дол жен быть нормативный метод. В аналогичном документе Минского полиграфического комбината говорится, что «учет фактических затрат на производство организуется бухгалтерией по существующей инструкции позаказно и по нормативному методу в разрезе цехов основного про изводства».
Учитывая специфику производства на полиграфиче ских предприятиях, можно рекомендовать применение только позаказно-нормативного варианта нормативного метода. Суть его заключается в том, что по каждому по ступившему заказу разрабатывают подробную норматив но-технологическую карту, на основании которой рассчи тывают нормативные затраты, связанные с выполнением данного производственного задания.
При позаказно-нормативном методе планируют и учи тывают непосредственно по заказам только прямые рас ходы, основные материалы и прямую заработную плату.
Основные материалы планируют и учитывают только по печатным и отделочным процессам, для этого рассчи тывают нормативную их потребность на заказ в количест венном и ценностном выражении. На основании этих рас четов составляют лимитную карту на выдачу материалов со склада в производство. При выпуске, однотипной про дукции лимит выдачи материалов в цех можно устано вить на месячный объем работ, т. е. на группу заказов (например, потребность краски для текстовой однокра сочной печати). В таком случае после окончания месяца фактический расход материала распределяют по выпол ненным заказам пропорционально объему работ, напри мер фактический расход краски — пропорционально ко личеству листов-оттисков. Если материал выписан на ин дивидуальный заказ, стоимость фактического его расхо да относят прямо на себестоимость заказа.
Аналогично строго по заказам нормируют такие ос новные материалы, как бумага, картон, переплетные тка ни и их заменители. Хотя стоимость этих материалов и не относят на себестоимость печатной продукции, цехи эко номически заинтересованы в экономном их расходовании, ибо эти расходы косвенным путем отражаются на резуль татах производства. Например, сэкономленные против норм расходования материалы, как правило, используют на дополнительный выпуск продукции. Полученную эко-
41
номию приходуют по счету материалов предприятия, по этому на данную сумму увеличивается размер прибыли предприятия, а также цеха, если экономия материалов получена по его инициативе.
В экономии материалов заинтересованы не только предприятие п цех, но и конкретные исполнители, так как по существующему положению исполнитель получает пре мию в размере до 60% от суммы полученной эконо мии.
Перерасход материалов относится на непроизводи тельные потери цеха-виновника, что отрицательно сказы вается на результатах его работы.
При нормативном методе учета материалы на заказ планируют и учитывают по действующим текущим нор мам и плановым ценам. При этом на фактическую себе стоимость продукции относится нормативная стоимость материалов, скорректированная на отклонения, возник шие в процессе выполнения заказов, от расходных норм и фактических цен от плановых. При положительных от клонениях (например, при использовании более дешевых заменителей, уменьшении расхода на единицу продукции, приобретении материалов по более низким ценам и т. д.) себестоимость продукции снижается; при отрицательных (перерасход материала против норм, повышение цен и т. д.) — затраты на производство ііо сравнению с нор мативными увеличиваются.
В настоящее время даже на крупных полиграфических предприятиях отсутствует позаказный учет затрат по ма териалам и последние планируют цехам на месяц в со ответствии с заданной производственной программой в сводных показателях (листах-оттисках, экземплярах и т. п.) и среднеплановыми нормами расхода на единицу продукции, предусмотренными в техпромфинплане пред приятия. Такое планирование не учитывает индивидуаль ных особенностей каждого заказа, включенного в месяч ную оперативную программу, и, как правило, приводит к завышению или занижению истинной потребности, что и подтверждается конкретными данными (табл. 2). Как видно из таблицы, фактический расход материалов на рассматриваемом предприятии в некоторых случаях ни же планового: по марле вместо 9291 — 6000 м, или на 35,4% меньше; по капталу'меньше на 45,4%; по клеям (из-за их взаимозаменяемости сравнение можно сделать только по стоимостному выражению) — меньше, на
42