Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

плата рабочих. Наряды составляются работниками цеха, в них кроме необходимых данных по заказу и исполните­ лям указывается фактически отработанное время, количе­ ство выработанной продукции, расценка.

После обсчета наряды вместе с составленной табуля­ граммой поступают в цехи, где учетчики записывают по исполнителям данные о сумме заработной платы и нор­ мированном времени в специально вывешенные в цехе таблицы.

Второй этап. Дешифрованные в цехе наряды и табуля­ грамму передают на МСС для дальнейшей обработки в установленном порядке: пробивки перфокарт по видам оплат и др.

Учет премирования рабочих, которое на современном этапе осуществляется из двух-источников, при множестве показателей и условий является довольно трудоемкой ра­ ботой. Причем, если раньше премирование распространя­ лось только на часть рабочих предприятия, то в настоя­ щее время оно охватывает почти всех рабочих.

В целях облегчения и ускорения начисления премиаль­ ных в 1-й Образцовой типографии им. А. А. Жданова, где выборка данных из начисленной заработной платы для расчета премиальных осуществляется на МСС, на новых карточках делается перфорация по шифру «премии». По­ лученные сведения в виде табуляграммы передают в уста­ новленные сроки в цехи и производят расчет премиаль­ ных.

По нашему мнению, рассмотренную систему начисле­ ния заработной платы рабочим можно значительно упрос­ тить путем передачи на МСС закрытых нарядов, т. е. на­ рядов по законченным работам, и учета заработной пла­ ты исполнителей также по законченным заказам. В этом случае сумма заработной платы исполнителям по заказам становится известной при получении наряда и нет необ­ ходимости в ее дублировании в процессе выполнения за­ дания. Учет заработной платы по законченным нарядам в несколько раз сократит их поток на МСС, что в значи­ тельной мере облегчит ее работу и высвободит для вы­ полнения других заданий. При этом изменится и учет вы­ полнения норм выработки, который рекомендуется вести по принципу нарастающего итога с начала месяца на ос­ новании данных по закрытым нарядам.

Преимущество учета заработной платы по закончен­ ным нарядам видно из следующего примера. Допустим, в

37

цехе высокой печати должна быть отпечатана книга объ­ емом 10 печ. л., тиражом 20 тыс. экз. на двух плоскопечат­ ных машинах при двухсменной работе. Исходя из дейст­ вующих норм на приправку и печать четыре бригады за­ тратят 10 рабочих дней, или 40 машино-смен.

При обычной организации учета выписанный на этот заказ наряд 10 раз (т. е. ежедневно) будет поступать на МСС для расчета заработной платы бригадам, работаю­ щим посменно. При учете по закрытому наряду наряд по­ ступает на МСС только один раз и станция произведет расчет заработной платы по суммарно выполненному объ­ ему работ каждой бригадой за все время их работы по данному заказу. В это же время будет определен уро­ вень (в %) выполнения норм выработки каждой брига­ дой.

Календарный график выполнения заказа, трудоем­ кость работы, сумму заработной платы по всему объему работ по данному заказу и расценки на эту работу ис­ полнители будут знать при получении задания и наряда-, на этот заказ.

Таким образом, с одной стороны, будет обеспечен конт­ роль за ходом выполнения заказа (при условии составле­ ния графика и ежедневного учета его выполнения в нату­ ральных учетных единицах), рабочие будут информиро­ ваны о размере заработка, указанного в наряде, и будут заинтересованы в досрочном и качественном выполнении заказа, сохранится учет выполнения норм выработки, с другой — значительно упростится учет н намного умень­ шится его трудоемкость.

Как известно, учет материалов на предприятии можно вести двумя способами: по оборотным ведомостям и сальдовым методом. Сальдовый метод более эффектив­ ный, он заключается в том, что учетные карточки с вы­ веденными на конец месяца остатками материалов со склада поступают при механизированном учете на МСС, где таксируются по суммам. На МСС поступают также приходные и расходные ордера, т. е. документы, показы­ вающие движение материалов за месяц. Эти документы сортируют и по ним выводят переходящие остатки. Саль­ до входящее и приход должны балансироваться с сальдо исходящим и расходом (табл. 1). Если же по какому-либо материалу возникает между этими суммами разница, то расчеты требуют дополнительной проверки.

Отпуск и учет выдачи материалов со склада в произ-

38


Таблица

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-сальдовая ведомость за

 

м-ц 197

г.

 

по складу №

2

 

 

 

 

 

 

 

Номен­

Ея.

Цена,

Опера­

Салйдо

вхо­

Сальдо

исходя-

Разница

клатур­

изме­

коп.

ция

дящее

и при­

щее и расход

 

 

ный

рения

 

 

х о д

 

 

 

 

 

номер

 

 

 

коли­

с у м - .

коли­

сум ­

коли­

сум­

 

 

 

 

 

 

 

 

чество

ма,

чество

ма,

чество

ма,

 

 

 

 

 

руб.,

 

руб.,

 

руб.,

 

 

 

 

 

кон.

 

коп.

 

коп.

16004

5

200

1

• 30

6 000

 

 

 

16004

5

200

2

50

10 000

 

 

 

16004

5

200

4

 

 

40

8 000

 

 

16004

5

200

1

 

 

40

8 000

 

 

 

Итого

 

80

16 000

80

16 000

Примечание. Данные таблицы зашифрованы для механизирован­ ного учета.

водство могут производиться по требованиям или по ли­ митным картам. Преимущество лимитных карт заклю­ чается в том, что по ним не только учитывается расход, но и нормируется выдача материалов, что позволяет осу­ ществлять контроль за их расходованием. Кроме того, в лимитных картах устанавливается норматив расходова­ ния материалов на весь заказ, а на те материалы, которые не выписываются на заказ, устанавливается лимит на ме­ сяц. Это сокращает поток первичной документации, упро­ щает учет перемещения и расхода материалов внутри предприятия.

На большинстве полиграфических предприятий ма­ териалы, выданные со склада в цех, после окончания ме­ сяца бухгалтерия списывает на производство (за исклю­ чением тех материалов, которые возвращены цехом на склад). Такой порядок учета требует от цехов более вни­ мательного подхода к выписке и получению материалов со склада, ибо полученные излишние или ненужные ма­ териалы приведут к повышению себестоимости продукции цеха.

Важное место при организации внутризаводского хоз­ расчета должно быть уделено учету фактической себе­ стоимости продукции по цехам и участкам предприятия.



В настоящее время на полиграфических предприятиях учет цеховой себестоимости бухгалтерия ведет в неси­ стемном порядке, в результате чего допускаются неточно­ сти и неувязки в отчетных данных. Подведение итогов по себестоимости, как правило, возлагается на плановый от­ дел, который не ведет учета затрат и поэтому часто не в состоянии объяснить возникновение отклонений по от­ дельным статьям затрат.

В Типовых методических положениях об организации внутризаводского хозрасчета * по вопросу учета сказано, что фактические затраты подразделений должны отно­ ситься непосредственно на их счет и отражаться на ана­ литических бухгалтерских счетах по учету издержек про­ изводства и общезаводских и цеховых расходов так, что­ бы данные учета явились непосредственной основой оцен­ ки работы хозрасчетного подразделения. В бухгалтерском учете должны отражаться также отклонения фактических цен на покупные материалы от плановых.

Действенным средством совершенствования планиро­ вания и учета затрат на производство является норматив­ ный метод, элементы которого применяются на отдельных полиграфических предприятиях. Еще в 1949 г. в книге

И.Ф. Коровкина и А. X. Серебряного ** отмечалось, что

вусловиях полиграфической промышленности только предварительное определение цеховой себестоимости каждого заказа на основе передовых, текущих нормати­ вов затрат может обеспечить внедрение подлинного внут­ ризаводского хозрасчета и дать руководителям и коллек­ тивам цехов полиграфических предприятий действенное средство борьбы за снижение себестоимости и ликвида­ цию непроизводительных потерь на производстве.

Нормативный метод как прогрессивный находит отра­ жение в отраслевых инструкциях по себестоимости про­ дукции и во внутрипроизводственных положениях по хоз­ расчету. Так, в Положении издательства и комбината пе­ чати «Радянська Украіна» *** сказано, что бухгалтерский учет должен проводиться по всей группе показателей, пре­ дусмотренных планом, и по показателям, необходимым

* Основы

методики

внутризаводского хозрасчета. М., 1966, с. 46.

(Ин-т

экон. АН

СССР).

**К о р о в к и н И. Ф., С е р е б р я н ы й А. X. Внутризаводской хоз­ расчет и нормативный метод калькуляции в полиграфической промышленности. М., 1949, с. 5.

***См. ссылку на с. 17.

4 0


для аналитической работы. В новых условиях экономиче­ ского планирования и стимулирования основой учета дол­ жен быть нормативный метод. В аналогичном документе Минского полиграфического комбината говорится, что «учет фактических затрат на производство организуется бухгалтерией по существующей инструкции позаказно и по нормативному методу в разрезе цехов основного про­ изводства».

Учитывая специфику производства на полиграфиче­ ских предприятиях, можно рекомендовать применение только позаказно-нормативного варианта нормативного метода. Суть его заключается в том, что по каждому по­ ступившему заказу разрабатывают подробную норматив­ но-технологическую карту, на основании которой рассчи­ тывают нормативные затраты, связанные с выполнением данного производственного задания.

При позаказно-нормативном методе планируют и учи­ тывают непосредственно по заказам только прямые рас­ ходы, основные материалы и прямую заработную плату.

Основные материалы планируют и учитывают только по печатным и отделочным процессам, для этого рассчи­ тывают нормативную их потребность на заказ в количест­ венном и ценностном выражении. На основании этих рас­ четов составляют лимитную карту на выдачу материалов со склада в производство. При выпуске, однотипной про­ дукции лимит выдачи материалов в цех можно устано­ вить на месячный объем работ, т. е. на группу заказов (например, потребность краски для текстовой однокра­ сочной печати). В таком случае после окончания месяца фактический расход материала распределяют по выпол­ ненным заказам пропорционально объему работ, напри­ мер фактический расход краски — пропорционально ко­ личеству листов-оттисков. Если материал выписан на ин­ дивидуальный заказ, стоимость фактического его расхо­ да относят прямо на себестоимость заказа.

Аналогично строго по заказам нормируют такие ос­ новные материалы, как бумага, картон, переплетные тка­ ни и их заменители. Хотя стоимость этих материалов и не относят на себестоимость печатной продукции, цехи эко­ номически заинтересованы в экономном их расходовании, ибо эти расходы косвенным путем отражаются на резуль­ татах производства. Например, сэкономленные против норм расходования материалы, как правило, используют на дополнительный выпуск продукции. Полученную эко-

41

номию приходуют по счету материалов предприятия, по­ этому на данную сумму увеличивается размер прибыли предприятия, а также цеха, если экономия материалов получена по его инициативе.

В экономии материалов заинтересованы не только предприятие п цех, но и конкретные исполнители, так как по существующему положению исполнитель получает пре­ мию в размере до 60% от суммы полученной эконо­ мии.

Перерасход материалов относится на непроизводи­ тельные потери цеха-виновника, что отрицательно сказы­ вается на результатах его работы.

При нормативном методе учета материалы на заказ планируют и учитывают по действующим текущим нор­ мам и плановым ценам. При этом на фактическую себе­ стоимость продукции относится нормативная стоимость материалов, скорректированная на отклонения, возник­ шие в процессе выполнения заказов, от расходных норм и фактических цен от плановых. При положительных от­ клонениях (например, при использовании более дешевых заменителей, уменьшении расхода на единицу продукции, приобретении материалов по более низким ценам и т. д.) себестоимость продукции снижается; при отрицательных (перерасход материала против норм, повышение цен и т. д.) — затраты на производство ііо сравнению с нор­ мативными увеличиваются.

В настоящее время даже на крупных полиграфических предприятиях отсутствует позаказный учет затрат по ма­ териалам и последние планируют цехам на месяц в со­ ответствии с заданной производственной программой в сводных показателях (листах-оттисках, экземплярах и т. п.) и среднеплановыми нормами расхода на единицу продукции, предусмотренными в техпромфинплане пред­ приятия. Такое планирование не учитывает индивидуаль­ ных особенностей каждого заказа, включенного в месяч­ ную оперативную программу, и, как правило, приводит к завышению или занижению истинной потребности, что и подтверждается конкретными данными (табл. 2). Как видно из таблицы, фактический расход материалов на рассматриваемом предприятии в некоторых случаях ни­ же планового: по марле вместо 9291 — 6000 м, или на 35,4% меньше; по капталу'меньше на 45,4%; по клеям (из-за их взаимозаменяемости сравнение можно сделать только по стоимостному выражению) — меньше, на

42