Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

222 руб., или 9,3%; по ниткам хлопчатобумажным — на 29,2%; по проволоке — на 18,1%.

Таблица 2 Данные лимитно-заборной карты по переплетному цеху

за

м-ц 197

г.

 

 

 

 

Материалы

Ед.

Количество

 

Сумма

руб.

 

изм.

материала

 

 

 

 

 

ыписано о плану

зрасходова- о на фактиеский ыпуск

тклонения

о плану

іактически

 

 

н с

X X Э- и

О w

 

-е-

тклонення + -)

О s-'

Марля

 

пог. M

9 291

6 000

—3 291

1 858

1 200

—658

Крахмал

кг

388

460

+72

194

230

+36

Клей

костный

«

2174

925

—1249

1 739

740

—999

(сухой)

 

.

 

 

 

 

Клей

латексиый

»

1 554

416

—1 138

466

125

—341

Клей

эмульсия

»

152

150

—2

122

120

—2

Клей

галерта

»

140

2 940

+ 2 800

56

1 176

+ 1 120

Нитки

х/б

бобин

429

304

- 125

249

176

—73

Проволока

кг

199

163

—36

54

44

— 10

Нитки

капроновые

«

37

35

—2

799

756

- 4 3

Каптал

пог. M

29 143

15911

—13 232

583

318

—265

Итого

 

 

 

 

6 120

4 885 - 1 2 3 5

Очевидно, что на размер отклонений повлияла полу­ ченная в результате социалистического соревнования экономия материалов. Однако при более точном планиро­ вании экономия по материалам не должна быть столь значительной.

Аналогичные явления наблюдаются и в печатных це­ хах. При определении лимита красок на месяц по офсет­ ной печати исходят из общего месячного объема печати в краскооттисках и среднеплановой нормы рас­ ходования красок на 1000 краскооттискоз (например, на Калининском полиграфкомбинате она составляет 80 г, а на книжной фабрике «Атлас» — ПО г). Фактиче­ ский же расход краски по отдельным заказам колеблется в пределах 60—1000 г, а иногда и больше в зависимости от многих факторов. Такое усредненное планирование краски на месячную программу часто приводит к значи-

43


тельным отклонениям ее фактического расходования от лимита. Объяснить же эти отклонения бывает почти не­ возможно, так как нет позаказпого расчета потребности красок и нет достаточно дифференцированных норм рас­ ходования красок, а число заказов, выполненных в тече­ ние месяца, значительно.

Потребность во вспомогательных материалах плани­ руется в полиграфии так же, как и потребность в основ­ ных материалах, — на месячную производственную про­ грамму, исходя из среднеплановых норм расходования, что нельзя признать удовлетворительным. По своему со­ ставу и производственному назначению вспомогательные материалы крайне неоднородны: они делятся на материа­ лы, предназначенные для технологических целей (фото­ пленка, химикаты, упаковочные материалы и т. д.), для ухода за оборудованием, для содержания помещений, для охраны труда и техники безопасности и т. д., поэтому планировать их следует по-разному. Вспомогательные материалы, предназначенные для технологических целей, рекомендуется рассчитывать позаказно, а не на общую программу. Такое планирование обеспечит более точный расчет их потребности на конкретную продукцию, преду­ смотренную в оперативных месячных планах. Остальные материалы можно лимитировать на общий месячный объ­ ем работ или на какую-либо другую общую единицу рас­ чета.

Основную заработную плату производственных рабо­ чих нормируют и учитывают по всем производственным операциям в соответствии с принятой схемой технологи­ ческого процесса, независимо от формы оплаты труда сдельной или повременной).

Полиграфическое производство с точки зрения техно­ логического процесса, а следовательно и нормирования труда, относится к сложным производствам. Эта слож­ ность обусловливается множественностью операций тех­ нологического процесса и большим многообразием спосо­ бов, методов и приемов изготовления печатной продукции. Из всех процессов полиграфического производства наибо­ лее сложными в этом отношении являются процессы по изготовлению печатных форм для всех способов печати — высокой, плоской, глубокой.

Несмотря на это, нормирование труда в полиграфии поставлено по сравнению с некоторыми другими отрасля­ ми промышленности на более высокую ступень, и техни-

44

чески обоснованные нормы составляют более 80% всех применяемых в отрасли норм. На операциях, трудно под­ дающихся нормированию, например фоторепродукцион­ ные процессы, ретушь оригиналов и негативов, читка и правка корректуры, исправление дефектов в готовой про­ дукции и полуфабрикатах и др., применяются нормозадания.

Требование совершенствования экономики полиграфи­ ческого производства и усиления внутризаводского хоз­ расчета предопределяет необходимость предварительно­ го нормирования труда, а следовательно и заработной платы, по заказам до запуска их в производство. Это яв­ ляется обязательным условием и при внедрении в поли­ графии нормативного метода планирования и учета за­ трат на производство.

На ряде полиграфических предприятий (1-я Образ­ цовая типография им. А. А- Жданова, ленинградские ти­ пографии № 2 и 6, книжная фабрика «Атлас» и др.) накоплен значительный опыт предварительного нормиро­ вания труда на отдельных процессах производства. Этот вопрос нашел отражение и в экономической литературе*.

Как подтверждают литературные источники, в поли­ графии имеются все предпосылки и возможности норми­ рования труда и заработной платы до передачи заказа в производство, т. е. в период его технической подготовки. Предварительное позаказное нормирование прямых за­ трат позволит определить нормативную себестоимость запланированной конкретной продукции, установить со­ ответствие нормативной себестоимости плановой, а в слу­ чае отклонений определить их. причины и способы устра­ нения отрицательных отклонений.

Предварительный обсчет заказов по стоимости в опто­ вых ценах, по натуральным и трудовым показателям и по себестоимости (сначала хотя бы по прямым расходам) поможет коллективу цеха в условиях хозрасчета более конкретно и более действенно организовать работу по выполнению и перевыполнению плановых заданий, будет способствовать упрощению и активизации анализа ре­ зультатов работы хозрасчетных производственных под­ разделений и более объективной оценке их деятельности.

* З а м я т и н а

И. Н. Предварительное нормирование труда

в по­

лиграфии. М.,

1969; Л е в и н А. М. и др. Совершенствование

внут­

ризаводского планирования с применением нормативного метода. М., 1969.

45


В процессе выполнения заказа возможны отклонения в ту или другую сторону от предварительно рассчитанных затрат. Учет этих отклонений рекомендуется вести: а) по материалам — по лимитным картам; б) по заработной плате — по доплатным листкам с указанием причин от­ клонения.

Учет затрат, не учитываемых по заказам, т. е. косвен­ ных, производится по методике, изложенной в «Инструк­ ции по планированию, учету и калькулированию себе­ стоимости продукции на полиграфических предприятиях».

При определении фактических затрат необходимо учесть также хозрасчетные претензии, которые могут иметь место во взаимоотношениях между подразделения­ ми. Эти взаимоотношения должны быть регламентирова­ ны внутренним хозрасчетным положением. Так, в поло­ жении по хозрасчету издательства и комбината печати «Радянська Украіна» говорится, что между цехами, а также цехами и отделами управления хозрасчетные пре­ тензии по качеству поставляемых полуфабрикатов, по за­ тратам из-за простоев оборудования и другие претензии по затратам трудовых и материальных ресурсов оформля­ ются специальным актом (приложение 1). Форма этого документа может быть иной, но суть сводится к тому, что­ бы установить контроль и затем определить ответствен­ ность виновного подразделения за допущенные наруше­ ния установленного порядка в работе или возмещение ущерба, понесенного по его вине другими хозрасчетными подразделениями.

На Минском полиграфкомбинате для предъявления претензий составляют акты на брак продукции и замену материалов, а также доплатные листки. Акты рассматри­ вает и утверждает директор комбината, затем они посту­ пают в бухгалтерию.

В типографии «Красный пролетарий» претензии по ка­ честву передаваемых полуфабрикатов, по затратам труда из-за простоев оборудования и другие, связанные с за­ тратами трудовых и материальных ресурсов, оформляют специальным актом. Все претензии предъявляют и оформ­ ляют по мере их возникновения. Сумму убытков по хозрасчетным претензиям определяет бухгалтерия на ос­ новании первичных документов и проверяет планово-эко­ номический отдел, после чего ее доводят до сведения ви­ новника. Окончательную сумму претензии утверждает директор.

46

На киевской книжной фабрике «Октябрь» акт-претен­ зию составляют и подписывают начальник и профорг це­ ха-смежника и предъявляют цеху-виновнику для подписи, после чего этот документ передают в бухгалтерию.

Таким образом, на полиграфических предприятиях в настоящее время нет ни единой формы, ни единого поряд­ ка оформления хозрасчетных претензий подразделений предприятия. В одном случае составленные акты-претен­ зии передают в планово-экономический отдел, в другом — в бухгалтерию; в одном случае их утверждает директор, в другом — представители цеха-предъявителя и цеха-ви­ новника. По-разному рассматриваются и спорные вопро­ сы. Так, на киевской книжной фабрике «Октябрь» для этой цели создана общефабричная хозрасчетная комис­ сия, которая в своей работе руководствуется хозрасчет­ ным положением. В типографии «Красный пролетарий» спорные претензии передают на рассмотрение и оконча­ тельное решение главному инженеру или директору пред­ приятия. В издательстве и комбинате печати «Радянська Украіна» в рассмотрении спорных вопросов и принятии окончательного решения участвуют главный инженер и заведующий производством.

По нашему мнению, претензионный документ должны подписывать подразделение-предъявитель и подразделе­ ние-ответчик, и после соответствующего оформления и ут­ верждения отделами предприятия или его руководителем этот документ должен быть направлен в бухгалтерию. Для рассмотрения спорных вопросов приказом по пред­ приятию следует создать хозрасчетную комиссию, воз­ главляемую главным инженером или главным экономис­ том.

Фактическая хозрасчетная себестоимость продукции цеха С ф может быть исчислена по следующей методике.

1.При нормативном методе

Сф = С „ ± О ф ± Е п ± Е м ,

где С н

— нормативная себестоимость продукции цеха;

Оф — отклонение фактических

затрат от норматив­

 

ных (плюс •— увеличение затрат, минус — сум­

 

ма достигнутой экономии) ;

Е п

— сумма претензий (минус

— ' в пользу цеха,

 

плюс — в пользу других

подразделений);

47


Е м — стоимость

сэкономленных ( + ) или перерасхо­

дованных

(—) материалов — бумаги, картона

ипереплетных тканей.

2.При ненормативном методе учета

С ф = С 3 - | ; Е п ± Е м ,

где С 3 — с у м м а фактических затрат. .

Сумма взаимных претензий п санкций, если они не вхо­ дят в калькуляцию по системному бухгалтерскому учету, должна быть отражена за общим итогом отчетов хозрас­ четных цехов и приниматься во внимание при оценке их работы, но в бухгалтерских записях не должна отра­ жаться.

Фактическая сумма прибыли цеха при этом будет ис­ числена как разность между стоимостью продукции цеха в оптовых ценах и ее фактической себестоимостью.

Для определения фактической рентабельности необхо­ димо рассчитать по общепринятой методике среднефактическую (месячную, квартальную или годовую) стоимость производственных фондов, закрепленных за цехом. Тогда

рентабельность цеха Р ц

составит

где П ф — фактическая

прибыль цеха;

Ф„ — среднефактическая стоимость производствен­

ных фондов

(основных и оборотных), закреп­

ленных за цехом.

Учет затрат по вспомогательным цехам должна вести бухгалтерия в разрезе принятых статей сметы по содер­ жанию данных подразделений. При этом следует учиты­ вать и расходы, не предусмотренные сметами, если они фактически имели место (непроизводительные расходы, потери от брака, от некачественно выполненных работ и услуг и т. п.).

Учет должен обеспечить получение данных не только по хозрасчетным показателям, но и по всей системе пока­ зателей, характеризующих производственно-хозяйствен­ ную деятельность подразделений. К этим показателям относятся: качество продукции; номенклатура изделий; ритмичность работы; эффективность использования обо­ рудования; численность работников; производительность труда; выполнение норм выработки, отдельных смет рас­ ходов, мероприятий оргтехплана, плана по рационализа-

48


ции и изобретательству, плана по охране труда и технике безопасности; состояние трудовой дисциплины; организа­ ция социалистического соревнования и т. д. Перечень по­ казателей зависит от специфики и условий работы данно­ го подразделения.

Оценка результатов хозрасчетной деятельности

Итоги производственно-хозяйственной деятельности хозрасчетных подразделений на полиграфических пред­ приятиях подводят ежемесячно, ежеквартально и ежегод­ но и, как правило, взаимоувязывают с подведением итогов социалистического соревнования. Так, на Минском поли­ графическом комбинате итоги работы цехов, отделов и служб рассматривают на хозрасчетной комиссии комби­ ната ежемесячно в период с 18 по 22 число и в то же время подводят итоги социалистического соревнования за месяц. Кроме того, ежеквартально итоги работы цехов рассматривают на хозрасчетной балансовой комиссии комбината. Итоги работы участков в цехах рассматрива­ ются ежемесячно на хозрасчетной комиссии цеха.

В московской типографии «Красный пролетарий» ито­ ги деятельности хозрасчетных подразделений подводит ежемесячно планово-экономический отдел, затем их об­ суждают на хозрасчетной комиссии (не позже 25 числа каждого месяца), в состав которой входят главный инже­ нер — председатель, начальники основных цехов, стар­ ший инженер по технике безопасности и охране труда и председатель фабричного комитета.

На разныч предприятиях состав хозрасчетной комис­ сии различен, но, по нашему мнению, кроме руководите­ лей основных отделов и служб в нее должны входить на­ чальники цехов и представитель фабкома.

Как уже отмечалось, итоги работы цехов за месяц ча­ ще всего рассматриваются в конце второй или даже в на­ чале третьей декады. Это вызвано в основном тем, что данные по себестоимости продукции бухгалтерия пред­ ставляет только после 10 числа, а анализ показателей и оформление всех материалов занимает еще неделю. Со­ вершенно очевидно, что такое позднее обсуждение итогов работы (через 3—4 недели после окончания отчетного ме­ сяца) теряет свою актуальность и остроту и не дает необ­ ходимого результата. Сократить эти сроки можно только

49