Файл: Шпитальный М.Я. Организация хозяйственного расчета на полиграфических предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.07.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
222 руб., или 9,3%; по ниткам хлопчатобумажным — на 29,2%; по проволоке — на 18,1%.
Таблица 2 Данные лимитно-заборной карты по переплетному цеху
за |
м-ц 197 |
г. |
|
|
|
|
Материалы |
Ед. |
Количество |
|
Сумма |
руб. |
|
|
изм. |
материала |
|
|
|
|
|
|
ыписано о плану |
зрасходова- о на фактиеский ыпуск |
тклонения |
о плану |
іактически |
|
|
н с |
X X Э- и |
О w |
|
-е- |
тклонення + -)
О s-'
Марля |
|
пог. M |
9 291 |
6 000 |
—3 291 |
1 858 |
1 200 |
—658 |
Крахмал |
кг |
388 |
460 |
+72 |
194 |
230 |
+36 |
|
Клей |
костный |
« |
2174 |
925 |
—1249 |
1 739 |
740 |
—999 |
(сухой) |
|
. |
|
|
|
|
||
Клей |
латексиый |
» |
1 554 |
416 |
—1 138 |
466 |
125 |
—341 |
Клей |
эмульсия |
» |
152 |
150 |
—2 |
122 |
120 |
—2 |
Клей |
галерта |
» |
140 |
2 940 |
+ 2 800 |
56 |
1 176 |
+ 1 120 |
Нитки |
х/б |
бобин |
429 |
304 |
- 125 |
249 |
176 |
—73 |
Проволока |
кг |
199 |
163 |
—36 |
54 |
44 |
— 10 |
|
Нитки |
капроновые |
« |
37 |
35 |
—2 |
799 |
756 |
- 4 3 |
Каптал |
пог. M |
29 143 |
15911 |
—13 232 |
583 |
318 |
—265 |
|
Итого |
|
|
|
|
6 120 |
4 885 - 1 2 3 5 |
Очевидно, что на размер отклонений повлияла полу ченная в результате социалистического соревнования экономия материалов. Однако при более точном планиро вании экономия по материалам не должна быть столь значительной.
Аналогичные явления наблюдаются и в печатных це хах. При определении лимита красок на месяц по офсет ной печати исходят из общего месячного объема печати в краскооттисках и среднеплановой нормы рас ходования красок на 1000 краскооттискоз (например, на Калининском полиграфкомбинате она составляет 80 г, а на книжной фабрике «Атлас» — ПО г). Фактиче ский же расход краски по отдельным заказам колеблется в пределах 60—1000 г, а иногда и больше в зависимости от многих факторов. Такое усредненное планирование краски на месячную программу часто приводит к значи-
43
тельным отклонениям ее фактического расходования от лимита. Объяснить же эти отклонения бывает почти не возможно, так как нет позаказпого расчета потребности красок и нет достаточно дифференцированных норм рас ходования красок, а число заказов, выполненных в тече ние месяца, значительно.
Потребность во вспомогательных материалах плани руется в полиграфии так же, как и потребность в основ ных материалах, — на месячную производственную про грамму, исходя из среднеплановых норм расходования, что нельзя признать удовлетворительным. По своему со ставу и производственному назначению вспомогательные материалы крайне неоднородны: они делятся на материа лы, предназначенные для технологических целей (фото пленка, химикаты, упаковочные материалы и т. д.), для ухода за оборудованием, для содержания помещений, для охраны труда и техники безопасности и т. д., поэтому планировать их следует по-разному. Вспомогательные материалы, предназначенные для технологических целей, рекомендуется рассчитывать позаказно, а не на общую программу. Такое планирование обеспечит более точный расчет их потребности на конкретную продукцию, преду смотренную в оперативных месячных планах. Остальные материалы можно лимитировать на общий месячный объ ем работ или на какую-либо другую общую единицу рас чета.
Основную заработную плату производственных рабо чих нормируют и учитывают по всем производственным операциям в соответствии с принятой схемой технологи ческого процесса, независимо от формы оплаты труда сдельной или повременной).
Полиграфическое производство с точки зрения техно логического процесса, а следовательно и нормирования труда, относится к сложным производствам. Эта слож ность обусловливается множественностью операций тех нологического процесса и большим многообразием спосо бов, методов и приемов изготовления печатной продукции. Из всех процессов полиграфического производства наибо лее сложными в этом отношении являются процессы по изготовлению печатных форм для всех способов печати — высокой, плоской, глубокой.
Несмотря на это, нормирование труда в полиграфии поставлено по сравнению с некоторыми другими отрасля ми промышленности на более высокую ступень, и техни-
44
чески обоснованные нормы составляют более 80% всех применяемых в отрасли норм. На операциях, трудно под дающихся нормированию, например фоторепродукцион ные процессы, ретушь оригиналов и негативов, читка и правка корректуры, исправление дефектов в готовой про дукции и полуфабрикатах и др., применяются нормозадания.
Требование совершенствования экономики полиграфи ческого производства и усиления внутризаводского хоз расчета предопределяет необходимость предварительно го нормирования труда, а следовательно и заработной платы, по заказам до запуска их в производство. Это яв ляется обязательным условием и при внедрении в поли графии нормативного метода планирования и учета за трат на производство.
На ряде полиграфических предприятий (1-я Образ цовая типография им. А. А- Жданова, ленинградские ти пографии № 2 и 6, книжная фабрика «Атлас» и др.) накоплен значительный опыт предварительного нормиро вания труда на отдельных процессах производства. Этот вопрос нашел отражение и в экономической литературе*.
Как подтверждают литературные источники, в поли графии имеются все предпосылки и возможности норми рования труда и заработной платы до передачи заказа в производство, т. е. в период его технической подготовки. Предварительное позаказное нормирование прямых за трат позволит определить нормативную себестоимость запланированной конкретной продукции, установить со ответствие нормативной себестоимости плановой, а в слу чае отклонений определить их. причины и способы устра нения отрицательных отклонений.
Предварительный обсчет заказов по стоимости в опто вых ценах, по натуральным и трудовым показателям и по себестоимости (сначала хотя бы по прямым расходам) поможет коллективу цеха в условиях хозрасчета более конкретно и более действенно организовать работу по выполнению и перевыполнению плановых заданий, будет способствовать упрощению и активизации анализа ре зультатов работы хозрасчетных производственных под разделений и более объективной оценке их деятельности.
* З а м я т и н а |
И. Н. Предварительное нормирование труда |
в по |
лиграфии. М., |
1969; Л е в и н А. М. и др. Совершенствование |
внут |
ризаводского планирования с применением нормативного метода. М., 1969.
45
В процессе выполнения заказа возможны отклонения в ту или другую сторону от предварительно рассчитанных затрат. Учет этих отклонений рекомендуется вести: а) по материалам — по лимитным картам; б) по заработной плате — по доплатным листкам с указанием причин от клонения.
Учет затрат, не учитываемых по заказам, т. е. косвен ных, производится по методике, изложенной в «Инструк ции по планированию, учету и калькулированию себе стоимости продукции на полиграфических предприятиях».
При определении фактических затрат необходимо учесть также хозрасчетные претензии, которые могут иметь место во взаимоотношениях между подразделения ми. Эти взаимоотношения должны быть регламентирова ны внутренним хозрасчетным положением. Так, в поло жении по хозрасчету издательства и комбината печати «Радянська Украіна» говорится, что между цехами, а также цехами и отделами управления хозрасчетные пре тензии по качеству поставляемых полуфабрикатов, по за тратам из-за простоев оборудования и другие претензии по затратам трудовых и материальных ресурсов оформля ются специальным актом (приложение 1). Форма этого документа может быть иной, но суть сводится к тому, что бы установить контроль и затем определить ответствен ность виновного подразделения за допущенные наруше ния установленного порядка в работе или возмещение ущерба, понесенного по его вине другими хозрасчетными подразделениями.
На Минском полиграфкомбинате для предъявления претензий составляют акты на брак продукции и замену материалов, а также доплатные листки. Акты рассматри вает и утверждает директор комбината, затем они посту пают в бухгалтерию.
В типографии «Красный пролетарий» претензии по ка честву передаваемых полуфабрикатов, по затратам труда из-за простоев оборудования и другие, связанные с за тратами трудовых и материальных ресурсов, оформляют специальным актом. Все претензии предъявляют и оформ ляют по мере их возникновения. Сумму убытков по хозрасчетным претензиям определяет бухгалтерия на ос новании первичных документов и проверяет планово-эко номический отдел, после чего ее доводят до сведения ви новника. Окончательную сумму претензии утверждает директор.
46
На киевской книжной фабрике «Октябрь» акт-претен зию составляют и подписывают начальник и профорг це ха-смежника и предъявляют цеху-виновнику для подписи, после чего этот документ передают в бухгалтерию.
Таким образом, на полиграфических предприятиях в настоящее время нет ни единой формы, ни единого поряд ка оформления хозрасчетных претензий подразделений предприятия. В одном случае составленные акты-претен зии передают в планово-экономический отдел, в другом — в бухгалтерию; в одном случае их утверждает директор, в другом — представители цеха-предъявителя и цеха-ви новника. По-разному рассматриваются и спорные вопро сы. Так, на киевской книжной фабрике «Октябрь» для этой цели создана общефабричная хозрасчетная комис сия, которая в своей работе руководствуется хозрасчет ным положением. В типографии «Красный пролетарий» спорные претензии передают на рассмотрение и оконча тельное решение главному инженеру или директору пред приятия. В издательстве и комбинате печати «Радянська Украіна» в рассмотрении спорных вопросов и принятии окончательного решения участвуют главный инженер и заведующий производством.
По нашему мнению, претензионный документ должны подписывать подразделение-предъявитель и подразделе ние-ответчик, и после соответствующего оформления и ут верждения отделами предприятия или его руководителем этот документ должен быть направлен в бухгалтерию. Для рассмотрения спорных вопросов приказом по пред приятию следует создать хозрасчетную комиссию, воз главляемую главным инженером или главным экономис том.
Фактическая хозрасчетная себестоимость продукции цеха С ф может быть исчислена по следующей методике.
1.При нормативном методе
Сф = С „ ± О ф ± Е п ± Е м ,
где С н |
— нормативная себестоимость продукции цеха; |
|
Оф — отклонение фактических |
затрат от норматив |
|
|
ных (плюс •— увеличение затрат, минус — сум |
|
|
ма достигнутой экономии) ; |
|
Е п |
— сумма претензий (минус |
— ' в пользу цеха, |
|
плюс — в пользу других |
подразделений); |
47
Е м — стоимость |
сэкономленных ( + ) или перерасхо |
дованных |
(—) материалов — бумаги, картона |
ипереплетных тканей.
2.При ненормативном методе учета
С ф = С 3 - | ; Е п ± Е м ,
где С 3 — с у м м а фактических затрат. .
Сумма взаимных претензий п санкций, если они не вхо дят в калькуляцию по системному бухгалтерскому учету, должна быть отражена за общим итогом отчетов хозрас четных цехов и приниматься во внимание при оценке их работы, но в бухгалтерских записях не должна отра жаться.
Фактическая сумма прибыли цеха при этом будет ис числена как разность между стоимостью продукции цеха в оптовых ценах и ее фактической себестоимостью.
Для определения фактической рентабельности необхо димо рассчитать по общепринятой методике среднефактическую (месячную, квартальную или годовую) стоимость производственных фондов, закрепленных за цехом. Тогда
рентабельность цеха Р ц |
составит |
где П ф — фактическая |
прибыль цеха; |
Ф„ — среднефактическая стоимость производствен |
|
ных фондов |
(основных и оборотных), закреп |
ленных за цехом.
Учет затрат по вспомогательным цехам должна вести бухгалтерия в разрезе принятых статей сметы по содер жанию данных подразделений. При этом следует учиты вать и расходы, не предусмотренные сметами, если они фактически имели место (непроизводительные расходы, потери от брака, от некачественно выполненных работ и услуг и т. п.).
Учет должен обеспечить получение данных не только по хозрасчетным показателям, но и по всей системе пока зателей, характеризующих производственно-хозяйствен ную деятельность подразделений. К этим показателям относятся: качество продукции; номенклатура изделий; ритмичность работы; эффективность использования обо рудования; численность работников; производительность труда; выполнение норм выработки, отдельных смет рас ходов, мероприятий оргтехплана, плана по рационализа-
48
ции и изобретательству, плана по охране труда и технике безопасности; состояние трудовой дисциплины; организа ция социалистического соревнования и т. д. Перечень по казателей зависит от специфики и условий работы данно го подразделения.
Оценка результатов хозрасчетной деятельности
Итоги производственно-хозяйственной деятельности хозрасчетных подразделений на полиграфических пред приятиях подводят ежемесячно, ежеквартально и ежегод но и, как правило, взаимоувязывают с подведением итогов социалистического соревнования. Так, на Минском поли графическом комбинате итоги работы цехов, отделов и служб рассматривают на хозрасчетной комиссии комби ната ежемесячно в период с 18 по 22 число и в то же время подводят итоги социалистического соревнования за месяц. Кроме того, ежеквартально итоги работы цехов рассматривают на хозрасчетной балансовой комиссии комбината. Итоги работы участков в цехах рассматрива ются ежемесячно на хозрасчетной комиссии цеха.
В московской типографии «Красный пролетарий» ито ги деятельности хозрасчетных подразделений подводит ежемесячно планово-экономический отдел, затем их об суждают на хозрасчетной комиссии (не позже 25 числа каждого месяца), в состав которой входят главный инже нер — председатель, начальники основных цехов, стар ший инженер по технике безопасности и охране труда и председатель фабричного комитета.
На разныч предприятиях состав хозрасчетной комис сии различен, но, по нашему мнению, кроме руководите лей основных отделов и служб в нее должны входить на чальники цехов и представитель фабкома.
Как уже отмечалось, итоги работы цехов за месяц ча ще всего рассматриваются в конце второй или даже в на чале третьей декады. Это вызвано в основном тем, что данные по себестоимости продукции бухгалтерия пред ставляет только после 10 числа, а анализ показателей и оформление всех материалов занимает еще неделю. Со вершенно очевидно, что такое позднее обсуждение итогов работы (через 3—4 недели после окончания отчетного ме сяца) теряет свою актуальность и остроту и не дает необ ходимого результата. Сократить эти сроки можно только
49