ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
3
Рис. 38. Генератор переменного тока:
1 — передняя крышка: 2 — кулачок прерывателя: |
3 — обмотка статора; 4 — |
носок коленчатого вала; 5 — ротор; |
6 — статор |
Г-38), или четыре катушки для цепи зажигания и че тыре для цепи освещения, соединенные в две параллель ные цепи (генераторы Г-401 и Г-401А), а в генераторе Г-411—-в три параллельные цепи (освещения, зажига ния и сигнала заднего тормоза). Статор прикреплен к картеру двигателя при помощи трех лапок, имеющих прорези для винтов. В их пределах можно поворачивать статор для регулировки опережения зажигания.
На генераторе Г-38 передняя крышка прикреплена к статорувинтами и поворачивается вместе с преры вателем. На генераторах Г-401 и Г-401А крышка на прессована неподвижно, а прерыватель может быть по вернут относительно статора для регулировки его по ложения в момент разрыва контактов.
Катушки цепи зажигания статора, как и катушки це пи освещения, соединены между собой последовательно. Начало обмотки цепи зажигания подключено к контакт-
62
нои стоике прерывателя, к которой присоединены кон денсатор и провод, идущий к катушке зажигания. Конец обмотки цепи освещения выведен на клемму (располо женную на катушке статора), которая соединена с си гналом и переключателем света.
Р о т о р представляет собой восьмиполюсный по стоянный магнит с укрепленными на нем наконечниками из мягкой стали, насаженной на коническую цапфу ко ленчатого вала. На торце вала установлен кулачок пре рывателя. Кулачок и ротор прикреплены к цапфе цен тральным болтом.
Генераторы Г-401 и Г-401А поддерживают напря
жение в цепи освещения |
(если включен дальний свет и |
||
задний фонарь) при |
3000 |
об/мин |
не ниже б е и |
500 об/мин не выше 8 в. |
|
(рис. 39) |
называется при |
Аккумуляторной батареей |
бор, который при зарядке от источника постоянного
тока накапливает элек |
|
|
|
|||||
трическую |
ее |
энергию, |
|
|
|
|||
превращая |
в хими |
|
|
|
||||
ческую. Во |
время |
раз |
|
|
|
|||
рядки |
происходит |
об |
|
|
|
|||
ратный |
процесс, |
и |
по |
|
|
|
||
этому |
аккумуляторная |
|
|
|
||||
батарея служит |
источ |
|
|
|
||||
ником |
электрического' |
|
|
|
||||
тока. |
|
мотоциклах |
|
|
|
|||
На |
|
|
|
|
||||
К-750, М-62 устанавли |
|
|
|
|||||
ваются |
шестивольто |
|
|
|
||||
вые |
аккумуляторные |
|
|
|
||||
батареи типа ЗМТ-14, |
|
|
|
|||||
на ИЖ-П и ИЖ-Ю — |
|
|
|
|||||
ЗМТ-7 или ЗМТ-6. Ци |
|
|
|
|||||
фры показывают |
ем |
|
|
|
||||
кость |
аккумуляторной |
|
|
|
||||
батареи в ампер-ча |
|
|
|
|||||
сах. |
|
аккумуля |
|
|
|
|||
Банка |
|
|
|
|||||
торной |
батареи |
ИЗГО- |
Рис. 39. Аккумуляторная батарея:' |
|||||
товляется ИЗ пластмас- |
* —перемычка; 9 —пробки заливных |
от- |
||||||
СЫ ИЛИ |
й |
|
|
|
|
верстнй; 3 — клеммы; 4 — крышка банки; |
||
Эбонита И Д в - |
5 —отрицательные |
пластины; б — положи- |
||||||
пытрст |
ттпл/мст |
п о п о п |
тельные пластины; |
7 — сепараторы; |
S — |
|||
«ни и л |
д в у м л |
jiL -p cio - |
банка аккумуляторной батареи |
|
63
родками на три отсека. Каждый отсек является от дельным аккумулятором, состоящим из положительных и отрицательных свинцовых пластин. Отрицательные пластины расположены с обеих сторон положительной (отрицательных на одну больше, чем положительных).
Пластины в виде решеток отливаются из свинца с небольшим содержанием сурьмы. Через отверстия реше ток заполняется активная масса. Активная масса поло жительных пластин изготовляется из свинцового сурика, отрицательных — из свинцового глета.
Между пластинами помещаются сепараторы, сделан ные из специальной древесины или пластмассы (порис того эбонита, полихлорвинила). В верхней части каж дого аккумулятора находится заливное отверстие с пробкой. В пробке имеется отверстие для выпуска газов.
Помещенные в банку пластины заливаются раство ром электролита, состоящим из химически чистой сер ной кислоты и дистиллированной воды.
Напряжение заряженного аккумулятора должно быть больше 2 в. Батарея состоит из трех аккумулятоторов, соединенных последовательно (плюс одного акку мулятора с минусом другого); суммарное напряжение батареи составит 6 в.
Электролит в заряженной батарее, в зависимости от климатических условий, должен иметь плотность в пре делах 1,25—1,28 летом и 1,29—1,30 зимой. При плотнос ти электролита 1,10—1,12 аккумулятор полностью раз ряжен, его следует срочно зарядить в зарядной мастер ской.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Батарейное зажигание
Система батарейного зажигания (рис. 40) состоит из источников постоянного тока (генератор, аккумуля торная батарея) и потребителей: п р е р ы в а т е л я , с в е ч и з а ж и г а н и я , к о н д е н с а т о р а , р а с п р е д е л и т е л я и в ы к л ю ч а т е л я ( з а мк а з а ж и гания) .
Источники и потребители тока соединяются в цепь низкого и высокого напряжения. В цепь н и з к о г о
64
н а п р я ж е н и я входят: источники тока, первичная об мотка катушки за жигания, прерыва тель и выключатель. Ц е п ь в ы с о к о г о
н а п р я ж е н и я |
со |
|
стоит из |
вторичной |
|
обмотки |
катушки, |
|
распределителя |
и |
свечи зажигания. Катушка зажига
ния преобразует ток низкого напряжения в ток высокого на пряжения, обеспечи вающий возникнове ние искры между электродами свечи.
На железном сердечнике катушки имеются две обмот ки: первичная, со стоящая из 250—
300 витков |
проволо |
|
ки |
сечением 0,7— |
|
0,8 |
мм, и |
вторич |
ная— из |
15000— |
20000 витков прововоки сечением 0,06—
0,1 |
мм. |
об |
|
Первичная |
|
мотка (см. рис. |
40) |
|
катушки соединена |
||
с |
аккумуляторной |
батареей и прерыва
телем, |
а |
вторич |
||
ная — с |
массой (че |
|||
рез первичную |
об |
|||
мотку |
и |
аккумуля |
||
торную |
батарею) |
и |
||
свечой. |
|
|
|
|
3 |
3—1417 |
|
|
|
Рис. 40. Принципиальная схема батарей ного зажигания:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — катушка за жигания: 3 — первичная обмотка; 4 — вторич ная обмотка; 5 — конденсатор; 6 — кулачок пре рывателя; 7 — нэковаленка: 8 — молоточек пре рывателя; 9 —свеча; 10 — замок зажигания
Рис. |
41. Прерыватель |
генератора |
|||
|
|
|
Г-36М1: |
|
|
/ — эксцентрик; |
2 — винт; |
3 — пружина; |
|||
4 — молоточек прерывателя; |
5 — тексто |
||||
литовая |
подушечка; 6 — винтовой кон |
||||
такт; |
7, |
8 — вольфрамовые |
контакты; |
||
9 —основание |
прерывателя; |
10 — кре |
|||
пежные |
винты; |
11 — кулачок; 12 — сма |
|||
зывающий фильц; /3 — ось |
молоточка; |
||||
|
14 — основание наковаленки |
||||
|
|
|
|
|
65 |
|
|
Прерыватель |
(рис. |
41)’ |
|||||
|
|
необходим |
для |
периодиче |
|||||
|
|
ского |
размыкания |
первич |
|||||
|
|
ной |
цепи |
катушки |
зажига |
||||
|
|
ния |
с |
целью |
образования |
||||
|
|
тока высокого |
напряжения |
||||||
|
|
в ее вторичной обмотке. |
|
||||||
|
|
Он состоит из подвижно |
|||||||
|
|
го |
молоточка, |
изолирован |
|||||
|
|
ного от «массы», и непо |
|||||||
|
|
движной наковаленки. Мо |
|||||||
|
|
лоточек и наковаленка име |
|||||||
|
|
ют вольфрамовые |
контакты |
||||||
|
|
для |
лучшей |
износоустойчи |
|||||
|
|
вости и стойкости от обго- |
|||||||
|
|
рания. Прерыватель размы |
|||||||
|
|
кается |
во |
|
время |
нажима |
|||
|
|
вращающегося |
кулачка |
на |
|||||
|
|
фибровый |
выступ, |
установ |
|||||
|
|
ленный |
|
на |
молоточке. |
||||
|
|
У двухтактных |
двигателей |
||||||
Рис. 42. Свеча зажигания: |
кулачок вращается с тем же |
||||||||
] — изолятор; |
2 — уплотнитель; |
числом |
оборотов, что и |
ко |
|||||
3 —корпус; 4 — юбочка; 5, 5 — |
ленчатый вал. |
|
|
|
|||||
электроды; |
7 — уплотнительная |
|
|
|
|||||
прокладка; |
8 — зажим |
Зазор между контактами |
|||||||
|
|
прерывателя |
в |
момент |
раз |
мыкания должен быть в пределах 0,35—0,45 мм. Он регулируется эксцентриковым винтом после ослабления крепежного винта.
Свеча зажигания (рис. 42) состоит из стального корпу са, на нижней части которого имеется резьба для уста новки в головку цилиндра, изолятора, изготавливаемого из жаропрочной керамики, центрального и бокового электродов. На верхнем конце центрального электрода установлен зажим. Нижняя часть изолятора называется ю б о ч к о й . Изолятор в корпусе свечи завальцован с уплотнительными красномедными прокладками, которые обеспечивают герметичность свечи.
В головке цилиндра свеча устанавливается на мед но-асбестовой прокладке или прокладке из красной меди. Наибольшее распространение получили свечи с диаметром резьбового конца 14 мм.
66
2
Рис, 43. Конденсатор:
1 — металлизированные ленты; і — соединительные перемычки; 3 — изолирующие обкладки; 4 — корпус конденсатора; 5 — про водник
Между электродами свечи должен быть искровой за зор в пределах 0,5—0,7 мм.
Конденсатор (рис. 43) служит для уменьшения искре ния между контактами прерывателя в момент размы кания, предохраняет контакты от быстрого прогорания и обеспечивает повышение напряжения тока во вторич ной обмотке катушки зажигания при разомкнутых кон тактах.
Он состоит из защитного металлического корпуса, внутри которого помещен рулончик с двумя лентами ста ниоля или алюминиевой фольги, изолированных одна от другой тонкой парафинированной бумагой. Одна лента соединена с корпусом конденсатора, другая имеет вывод наружу для присоединения к прерывателю.
Выключатель зажигания обеспечивает остановку ра ботающего двигателя выключением источников тока из цепи зажигания. Обычно на мотоциклах выключатель совмещают с переключателем освещения. Такой комби нированный прибор состоит из выключателя зажигания и центрального переключателя.
На двухцилиндровых двигателях для распределения тока высокого напряжения по цилиндрам устанавливают
р а с п р е д е л и т е л и , |
которые обычно |
монтируются |
совместно с прерывателями и называются |
п р е р ы в а |
|
т е л я м и - р а с п р е д е л и т е л я м и . |
|
|
Рассмотрим работу (см. рис. 40) батарейного зажи |
||
гания. При включении |
аккумуляторной батареи замком |
3* |
67 |
зажигания в цепь через первичную обмотку катушки зажигания и сомкнутые контакты прерывателя потечет ток, образуя при этом магнитное поле вокруг первичной обмотки. В момент, когда выступ кулачка приподни мает молоточек, контакты прерывателя размыкаются и ток не проходит по первичной обмотке. Под влиянием быстрого изменения напряжения магнитного поля, со зданного первичной обмоткой, во вторичной обмотке катушки зажигания индуктируется ток высокого напря жения, обеспечивающий искрообразование в свече.
Возникающее во вторичной обмотке напряжение, в свою очередь, вызывает появление в первичной обмотке тока самоиндукции, который способствует повышению искрообразования между контактами прерывателя и про тиводействует быстрому исчезновению магнитного поля катушки. Вредное действие токов самоиндукции устра няется с помощью конденсатора, включенного парал лельно контактам прерывателя.
Батарейное зажигание двухцилиндровых двигателей имеет свои особенности. На двигателе мотоцикла ИЖ-Ю оно осуществляется без распределителя. Подача искры в цилиндры за один оборот коленчатого вала обеспечи вают две катушки зажигания отдельно для каждого ци линдра. На прерывателе имеется два молоточка с на ковальнями и общий кулачок с одним выступом.
На двухцилиндровых четырехтактных двигателях (К-750) для того, чтобы при каждом обороте коленча того вала получить по одному размыканию контактов прерывателя, кулачок прерывателя выполнен с двумя выступами. В двигателях М-63 применяется другая на дежная и простая система батарейного зажигания без распределителя — с помощью двухискровой катушки за жигания.
Система зажигания переменного тока
Система зажигания с генератором переменного тока более надежная, чем батарейная, так как в ней упро щена электропроводка, отсутствует коллектор со щетка ми и реле-регулятор.
Система зажигания переменного тока состоит из и с - т о ч н и к а п е р е м е н н о г о т о к а (генератора) и п о т р е б и т е л е й , аналогичных системе зажигания по стоянного тока, за исключением индукционной катушки.
68
Рис. 44. Схема электрооборудования и зажигания с генератором переменного тока:
/ — ключ зажигания, 2 — фара: |
3 — лампа; |
4 — сигнал; 5 — шунтирующее |
|
сопротивление; 6 — переключатель света; |
7 - |
катушка зажигания; 8 — свеча |
|
зажигания; 9 —задний |
фонарь; |
10 —лампа; // — генератор |
На рис! 44 приведена схема электрооборудования и зажигания переменного тока. Обмотка статора одним концом соединена с массой, а вторым — с молоточком прерывателя и первичной обмоткой катушки зажигания. Второй конец первичной обмотки катушки зажигания и наковальня прерывателя соединены с массой.
При сомкнутых контактах обмотка генератора и пер вичная обмотка катушки зажигания замкнуты на массу. Во время вращения ротора в обмотке генератора возни кает переменный ток. В момент достижения токов наи большей величины размыкаются контакты прерывателя и в электрическую цепь обмотки генератора подклю чается первичная обмотка катушки зажигания. Про хождение тока через нее сопровождается высокоча стотными колебаниями напряжения, в результате чего во вторичной обмотке катушки индуктируется ток вы сокого напряжения, вызывающий искрообразоваиие в свече зажигания.
69
Опережение зажигания
На сгорание рабочей смеси затрачивается опреде ленный промежуток времени. Для получения макси мальной мощности двигателя необходимо, чтобы рабочая смесь полностью воспламенилась к тому моменту, когда поршень, начав такт расширения, пройдет в. м. т. не более 10—15°, считая по углу поворота коленчатого ва ла. Чтобы достигнуть этого, искра должна поджечь ра бочую смесь еще в конце такта сжатия, т. е. с опереже нием зажигания.
С увеличением оборотов двигателя время на сгора ние рабочей смеси уменьшается, а при малых оборотах увеличивается. Следовательно, каждому числу оборотов вала двигателя соответствует наивыгоднейшее опере жение зажигания. При правильной установке момента зажигания мощность и число оборотов двигателя будут максимальными.
Рис. 45. Прерыватель с центробежным автоматом опережения зажигания (М-62):
1 |
— стопорный |
винт: |
2 — пластина крепления молоточка с наковаленкой; |
||||
3 |
— наковальня; |
4 — молоточек; 5 — винт |
крепления |
автомата |
опережения; |
||
6 — грузик автомата; |
7 — неподвижные |
пластины |
автомата; |
8 — пружина |
|||
грузика; 9 — палец грузика; |
10 — кулачок зажигания; / / — регулировочный |
||||||
|
винт; 12 — фетровый |
фильц; |
13 — конденсатор; 14 |
— корпус |
прерывателя |
70