Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вается способность бензина принимать парообразное со­

стояние.

Хорошая

испаряемость создает п р и е м и с ­

т о с т ь

д в и г а т е

л я , когда при увеличении подачи го­

рючей смеси в цилиндр быстро возрастает число оборо­ тов коленчатого вала.

В бензине не должно быть водорастворимых кислот, щелочей, воды и механических примесей. Их наличие может привести к ржавлению металлов, повышенному нагарообразованию и износу трущихся частей двига­ теля.

Особо важным свойством бензина является д е т о ­ н а ц и о н н а я с т о й к о с т ь . Под детонацией понима­ ется неправильная, с сильными и звонкими стуками работа двигателя, вызванная чрезмерно быстрым сго­ ранием топлива. Распространение пламени при этом происходит со скоростью 1800—2500 м/сек вместо 20— 30 м/сек.

При работе двигателя со слышимым детонационным стуком резко сокращается срок службы деталей криво­ шипного механизма. Детонационная стойкость топлива оценивается его октановым числом, большее число озна­ чает и более высокую стойкость.

Октановое число принято условно. Для повышения детонационной стойкости к бензину добавляют антидето­ натор — этиловую жидкость. Этиловая жидкость сме­ шивается с бензином в следующем количестве: А-66— 0,8 г, А-76—0,41 г (на 1 кг бензина).

В технической характеристике двигателя мотоцикла завод-изготовитель указывает, какой бензин следует применять. Сорт бензина надо выбирать соответственно степени сжатия двигателя. Например, А-66 использует­ ся в двигателях, где степень сжатия от 6,0 до 7,0; А-72— до 7,5; А-74 — до 8,0 и А-76 — выше 8,0.

Этилированный бензин ядовит и при обращении с ним требуется особая осторожность. Чтобы этилированные бензины отличать от пеэтилированных, их окрашивают соответствующими красителями: А-66 — от красного до оранжевого, А-76 — от синего до зеленого цветов.

Этилированный бензин вызывает отравление организ­ ма человека. Поэтому при пользовании им нужно соблю­ дать следующие правила: про попадании бензина на ко­ жу и руки немедленно обмывать их керосином, а затем теплой водой с мылом. Если бензин попал в глаз, необ­

40


ходимо сразу же обратиться к врачу. Нельзя всасывать этилированный бензин ртом через шланг или продувать ртом бензопроводы.

 

Приготовление горючей

смеси

Горючая смесь в зависимости от соотношения бензи­

на и

воздуха бывает

н о р м а л ь н о й ,

о б о г а щ е н ­

ной,

б о г а т о й ,

о б е д н е н н о й

и

бедной. Для

полного сгорания

1 кг

бензина требуется 15 кг воздуха,

т. е. 1 : 15. Изменяя это соотношение бензина и воздуха,

получают

смеси: нормальную — на 1

кг бензина 15 кг

воздуха;

обогащенную — на 1 кг бензина до 12 кг воз­

духа; богатую — на

1 кг бензина менее 12 кг воздуха;

обедненную — на

1

кг бензина более

15 кг воздуха и

бедную — на 1 кг

бензина свыше 16,5

кг воздуха.

При пуске двигателя нужна богатая смесь, а для по­ лучения наибольшей мощности — обогащенная. Для ез­ ды в обычных средних условиях — нормальная, при эко­ номичной езде по хорошим дорогам — обедненная.

Прибором для приготовления горючей смеси слу­ жит карбюратор. Он действует по принципу работы обыкновенного пульверизатора, поэтому и называется п у л ь в е р и з а ц и о н н ы м или р а с п ыл и т е ' л ь - н ы м.

Простейший карбюратор (рис. 28) состоит из поплав­ ковой и смесительной камер. Поплавковая камера ис­ пользуется для поддержания постоянного уровня топли­ ва в распылителе. В ней находится пустотелый попла­ вок, соединенный с запорной иглой. Когда бензин при работе двигателя вытекает из распылителя, его уровень в поплавковой камере понижается и поплавок опускае­ тся, а вместе с ним опускается запорная игла, освобо­ ждая седло, и новая порция бензина из бака вновь поступает в поплавковую камеру. Если топлива достаточ­ но, то поплавок всплывает, игла закрывает входное отверстие и доступ бензина в поплавковую камеру пре­ кращается. Этот процесс все время повторяется при работе двигателя. Уровень бензина в поплавковой каме­ ре установлен с таким расчетом, чтобы в распылителе он не доходил до края выходного отверстия на 1—2 мм

41



2

Рис. 28. Схема устройства и работы простейшего карбюра­ тора:

1 — поворотная

рукоятка

управления

дроссельной

заслонкой:

2

трос припода

заслонки;

3 — пружина;

«/ — дроссельная заслонка; 5 —

диффузор;

5

— топливный

капал;

7 — атмосферное

отверстие;

3 —

седло запорной

иглы;

0 —запорная

игла, 10 — поплавок: //-—по­

плавковая

камера; 12 — жиклер;

13 — распылитель;

/•/ — смеситель­

 

 

 

 

 

ная камера

 

 

и топливо не вытекало произвольно в смесительную ка­ меру.

В смесительной камере происходит смешивание бен­ зина с воздухом. В корпусе камеры находятся: жиклер — пробка с калиброванным отверстием, пропускающим оп­ ределенное количество бензина; распылитель, диффузор, обеспечивающий поток воздуха около распылителя с по­ вышенной скоростью, что способствует интенсивному ис­ течению, распылению и испарению топлива; дроссельная заслонка (золотник), при помощи которой регулируют количество горючей смеси, поступающей в двигатель. Дроссельную заслонку закрывает и открывает водитель с помощью поворотной рукоятки, расположенной на пра­ вой стороне руля.

Во время такта впуска давление в цилиндре или картере двигателя понижается. Под действием атмос­ ферного давления в смесительную камеру поступает воздух. Пройдя с большой скоростью через диффузор, воздух увеличивает разрежение над распылителем. Изза разности давлений (пониженного над устьем распы­ лителя и атмосферного давления в поплавковой камере) бензин в распылителе поднимается и фонтанирует в диф-

.42


'фузор. Воздушный поток, проходящий через диффузор с большой скоростью, раздробляет вытекающую из рас­ пылителя струю топлива на мельчайшие капельки и вы­ зывает интенсивное испарение топлива, пары которого, смешиваясь с воздухом, образуют горючую смесь.

Простейший карбюратор регулирует только количе­ ство поступающей в цилиндр смеси. Требуемого изме­ нения состава горючей смеси такой карбюратор обес­ печить не может.

Чтобы обеспечить приготовление необходимого со­ става горючей смеси на всех режимах работы двигателя, карбюратор имеет различные устройства, с помощью которых автоматически, путем торможения истечения топлива из распылителя главного жиклера, обеспечи­ вается требуемый состав. В карбюраторах применяются

два основных

способа торможения топлива — механи­

ческий и пневматический

(рис. 29).

т о п л и в а

М е х а н и ч е с к о е

т о р м о ж е н и е

осуществляется

с помощью конической

(дозирующей)

иглы, которая

при опускании в распылитель суживает

Рнс. 29. Схема работы карбюратора с комбинированным торможением топлива:

/ — дроссельный золотник;

2 — конусная

(дозирующая) игла;

3 —

распылитель; 4 — воздушный канал для

торможения топлива:

5 —

жиклер;

6 — утолитель

поплавка

 

43

проходное сечение распылителя, уменьшая количество топлива, и смесь обедняется. При поднятии иглы рас­ ход топлива увеличивается и смесь обогащается. Дози­ рующую иглу в большинстве карбюраторов прикрепля­ ют к дроссельному золотнику, и она проходит через диффузор смесительной камеры.

П н е в м а т и ч е с к о е т о р м о ж е н и е т о п л и в а осуществляется с помощью дополнительно подводимого воздуха по воздушному каналу к распылителю главного жиклера. Вследствие подвода воздуха к распылителю разрежение у распылителя снижается и в нем образуе­ тся эмульсия бензина с воздухом. За счет уменьшения разрежения и эмульсирования бензина фонтанирование его из распылителя главного жиклера затормаживается. Этот вид торможения применяется в дозирующей систе­ ме главного жиклера, а также в жиклере холостого хода.

Пусковое устройство на большинстве карбюраторов обеспечивает получение богатой смеси с помощью уто­ лителя поплавка. При нажатии на него поплавковая ка­ мера переполняется топливом, которое вытекает в боль­ шом количестве из распылителя и обогащает горючую смесь.

Работу двигателя на холостом ходу и при малых на­ грузках обеспечивает с и с т е м а х о л о с т о г о хода . Она состоит из жиклера холостого хода, распылитель­ ных каналов и регулировочных винтов. Винт качества смеси регулирует качество смеси топлива и. воздуха, по­ ступающего через жиклер и канал малых оборотов в смесительную камеру, а винт количества смеси — вели­ чину щели под закрытым дроссельным золотником для подачи минимального количества горючей смеси на ма­ лых оборотах работы двигателя.

Для временного обогащения горючей смеси при пус­ ке и прогреве двигателя на многих карбюраторах уста­ навливают воздушный или топливный корректор. В о з ­ д у ш н ы й к о р р е к т о р представляет собой неболь­ шую заслонку, расположенную в диффузоре. Т о п л и в ­ ный к о р р е к т о р горючей смеси состоит из конусной иглы и жиклера. Водитель, управляя конусной иглой, изменяет сечение жиклера, вследствие чего к основному топливу, поступающему через главное дозирующее ус­

44