Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Таблица 32
Вид груза |
1950 .г. 1964 г. |
1968 г. |
|
Генеральные |
11,33 |
16,96 |
18,48 |
Уголь |
1,81 |
2,77 |
3,02 |
Зерно |
4,24 |
6,32 |
7,08 |
Нефть |
2,63 |
4,01 |
4,38 |
О стоимости (долл.) погрузки в трюм и выгрузки из
трюма одного контейнера дает |
представление табл.33. |
|
|||
|
|
|
Таблица |
33 |
|
Порт |
Выгру зка |
Погрузка |
|
||
|
контейнер контейнер |
контейнер контейнер |
|||
|
6.1 м |
12,2 м |
6,1 м |
12,2 м |
|
Антверпен |
30 |
30 |
30 |
|
30 |
(Бельгия) |
|
||||
Бреме^хафен |
9,56 |
9,56 |
24,58 |
|
24,58 |
|
|
||||
Гамбург (ФРГ) |
8,2 |
8,2 |
20,0 |
|
20,0 |
Генуя (Италия) |
14,38 |
19,72 |
40,95 |
|
55,08 |
Наиболее трудоемкими являются работы по перегрузке генеральных грузов. По данным ЮНКТАД, средняя производи тельность труда при обработке обычных генеральных грузов составляет лишь 15 т и максимальная 25-30 т/бриг./час. Производительность грузовых работ при переработке гене ральных грузов возрастает в среднем до 200 т/бриг./час при контейнеризации перевозок. Б некоторых случаях она по вышается до 350 т/бриг./час (Амстердам) и выше.
Контейнеризация перевозок генеральных грузов в 3-4 раза повышает пропускную способность причалов - с 250 тыс.т до 900-1000 тыс.т в год.
91
Объем перевозок генеральных грузов в контейнерах за последние годы рос высокими темпами. В 1971 г. перегруз ку контейнеров производили более чем 260 портов мира, в том числе 59 в Европе, 53 в Северной Америке, 4В в Афри ке, 28 в Центральной Америке, 22 в Южной Америке, 23 на Дальнем Востоке, 19 в Австралии и Океании и 10 на Ближ нем Востоке. В 95 из этих портов эксплуатируется около 310 и строится около 200 специализированных контейнерных терминалов.
В 1971 г. в 29 основных портах мира переработано около 43 млн.т грузов в контейнерах, тогда как в 1968 г. в тех же портах было перегружено приблизительно 8 млн.т. Наиболее крупными контейнерными портами в настоящее вре мя являются Нью-Йорк, где в 1971 г. переработано в кон тейнерах 8,4 млн.т груза, Роттердам - около 4,0 млн.т, Окленд (США) - 3,9, Мельбурн - 3,4, Сидней - 2,4, Лос-Ан желес - 2,2, Лондон - 2, Бремен-Бремерхафен - 1,9, Ливер пуль - 1,6, Гонолулу - 1,6, Монреаль - 1,3, Фримантл (Австралия) - 1,3, Дублин (Ирландия) - 0,9, Феликстоу (Англия) - 0,8, Гамбург - 0,8 и Генуя - 0,8 млн.т.
По оценке специалистов, объем контейнерных перево зок в ближайшие годы будет увеличиваться, что требует дальнейшего развития контейнерных портов и причалов. Это и осуществляется во.многих странах. В частности, в Японии предполагается построить с 1973 по 1976 г. 17 контейнер ных причалов, из них 4 в Кобе, 3 в Осака, 3 в Токио и 3 в Иокогаме.
Мировой контейнерный парк состоит приблизительно из 900 тыс.контейнеров (в пересчете на 20-тонные длиной
6,1 м). Подавляющее большинство из них 20-тонные, но име ется много и 40-тонных контейнеров (длиной 12,2 м), осо бенно в США.
<
92
Рис. 12. Контейнерный терминал н Гамбургском порту
Рис. 13. Контейнерный терминал с двумя кранами-коитейноронерогру жителями в Рот тердаме
Как указывалось, в І97Г-І972 гг. значительное разви тие получили перевозки на лихтеровозах. Разгрузка и пог рузка лихтеров производятся на защищенной акватории при стоящем на якоре и бочках лихтеровозе и занимают, прибли зительно, одни сутки (15-30 минут на лихтер).
В районах обработки лихтеровозов или в более удален ных пунктах разгрузки лихтеров сооружаются комплексы,сос тоящие нередко из крытых причалов, специально оборудован ных для перегрузки грузов непосредственно с лихтеров в железнодорожные вагоны или грузовые автомобили и наобо рот при любых метеорологических условиях. Такие комплек сы сооружаются в частности в Новом Орлеане, рассчитанные на переработку 5 млн.т грузов в год, Сан-Франциско, ЛосАнжелесе и Галвестоне.
94
Совершенствование переработки навалочно-насыпных грузов в последние годы осуществлялось в основном путем оснащения портов спеціализированными грузовыми комплекса ми непрерывного действия. С 1966 по 1971 г. их было пост роено во всем мире около 160, в том числе в США - 26, Австралии - 23, Канаде - 20, Іс^рике - 19, Франции - 18, Великобритании - 13, Латинской Америке - II, Нидерландах - 10 и ФРГ - 9.
Производительность специализированных комплексов (табл.34) в несколько раз выше, чем при обработке судов
обычными |
стреловыми кранами. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Таблица 34 |
|
|
Производительность |
специализированных |
|
|||
|
комплексов, т/час |
|
|
|
||
Груз |
Производительность |
Производительность |
||||
|
при |
погрузке |
|
при выгрузке |
||
|
максимальная |
средняя максимальная |
средняя |
|||
Железная |
30000 |
(Тубара- |
|
20000 |
(само- |
|
руда |
на, Бразилия, |
8000 |
разгружаю- |
4000 |
||
|
проект) |
щийся |
рудо |
|||
|
|
|
|
воз) |
|
|
Уголь |
20000 |
(Нор |
6000 |
3000 |
(Дюн |
1500 |
|
фолк, |
США) |
керк, |
Фран |
||
|
|
|
|
ция) |
|
|
Зерно |
3300 |
(Кортье, |
1000 |
2000 |
|
600 |
|
Канада) |
(Лондон) |
||||
Фосфаты |
6000 |
(Эль Аюн, |
|
500 (Бордо, |
|
|
|
Западная |
3000 |
Франция) |
350 |
||
|
Сахара) |
|
|
Однако приведенные в табл.34 показатели, особенно средние, являются недостаточными уже в настоящее время и тем более они будут недостаточны в ближайшем будущем, учи тывая быстрый рост грузоподъемности судов. Вот почему уче ные и инженеры ищут сейчас принципиально новые методы пе регрузки и перевозки навалочно-насыпных грузов.
95
К их числу относится метод "Марконафло", о котором рассказывалось в разделе "Суда для перевозки навалочнонасыпных грузов (балкеры)". К преимуществам этого метода относится, в частности, снижение стоимости погрузочноразгрузочных работ на 1Ъ% по сравнению с их стоимостью при обычных методах.
Всвязи с увеличением дедвейта судов до 100-250 тыс.т причалы для навалочно-насыпных грузов все чаще распола гаются на рейдах на больших глубинах в виде островных причалов, соединенных с берегом большой протяженности эс такадами, несущих конвейерные системы. К концу 1971 г. в мире находилось на разных стадиях планирования и проекти рования 12 таких причалов.
Всередине 1972 г. из более чем 2300 нефтяных прича лов, имеющихся в мире, только 90 были пригодны для прием ки танкеров дедвейтом более 100 тыс.т. Причина этого - большая стоимость строительства глубоководных портов. Поэ тому в последние годы глубоководные причалы для танкеров строились преимущественно в виде выносных рейдовых прича
лов или плавучих одноточечных причалов, удаленных от берега порой на несколько километров и соединенных с ним трубопро водом. К концу 1972 г. таких плавучих одноточечных причалов эксплуатировалось уже более 100. Приблизительная стоимость одноточечного рейдового причала для танкеров дедвейтом до 300 тыс.т - около 20 млн.долл, и для танкеров дедвейтом до 500 тыс. т - около 34 млн.долл.
Производительность сливо-наливных операций при обра ботке танкеров в последние годы увеличилась в несколько раз и достигла 20 тыс.т/час. В проектах предусматривается производительность до 30 тыс.т/час.
96
X.МИРОВОЕ СУДОСТРОЕНИЕ
В60-х годах мировое судостроение, несмотря на ряд спадов в развитии экономики капиталистического мира (вклю чая и спад I970-I97I гг.), развивалось высокими темпами в соответствии с развитием мировой экономики в целом. За пять лет, с 1967 по 1971 г., валовой тонная ежегодно вво димых в эксплуатацию вновь построенных морских судов всех назначений увеличился на 73$ - с 14,1 до 24,4 млн.per.т.
Средний годовой рост составил 11,5$, в том числе: в 1969 г,- 11$, в 1970 г. - 11,7$ и в 1971 г. - 16$ (табл.35). В 1972 г. судостроительные верфи мира,по оценке специалис
тов, построили морских судов (всех назначений) около 29 млн.бр.рег.т и в 1973 г. построят около 35 млн.бр.рег.т?
Таких темпов роста мировое |
судостроение в' прошлом не |
|||
знало. С 1967 |
по 1972 г. было |
построено и сдано |
в |
эксп |
луатацию 5516 |
морских судов для |
перевозки жидких |
и |
сухих |
грузов валовой вместимостью более I тыс.per.т каждое, об щим дедвейтом 157,1 млн.т.
Портфель заказов на эти суда за пять лет увеличился с 59 млн.т (дедвейт) в начале 1967 г. до 179,5 млн.т в конце 1971 г. Всего с 1967 по 1971 г. было заказано 6556 судов общим дедвейтом 277,4 млн.т.
Все изложенное свидетельствует о том, что с 1967 г. судостроительная промышленность мира развивалась необычай но высокими темпами и в исключительно благоприятных усло виях, когда спрос на суда превышал предложения.
Более 85$ всех сданных в 1971 г. в эксплуатацию судов были построены в первых десяти по мощности судостроитель-*
* "Schiff und Hafen», Heft 6 / 1 9 7 2 , s.385-388 .
97