Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
|
один лихтеровоз "L A S H " д л я С М |
дедвейтом 29820 |
т |
и |
вместимостью 73 лихтера грузоподъемностью около 378 |
г каі' |
|||
дый. Скорость 23 узла. Срок сдачи 1973 г.; |
|
|
||
|
один лихтеровоз типа "Seabee" |
для США дедвейтом |
|
|
39 |
тыс.т и вместимостью 38 барж грузоподъемностью по |
|
||
830 т. Эксплуатационная скорость 18,6 узла. Срок сдачи |
|
|||
1973 |
г.: |
|
|
|
один малый лихтеровоз типа БАСА! для Дании дедвейтом |
|
2700 т и вместимостью 18 барж грузоподъемностью по 140 т. Скорость 13 узлов. Носовая часть судна имеет обычную фор му, кормовая выполнена в виде катамарана. Срок сдачи 1973 г. *
УН. ПРОЧИЕ МОРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
Барже-буксирные составы
В последнее десятилетие разработан и успешно реали зуется новый способ морских перевозок в барже-буксирных составах, состоящих из мощного буксира-толкача и одной баржи грузоподъемностью от 5 до 52 тыс.т. Мощность букси ров от 3 до 14 тыс.л.с. Скорость движения составов 10-12 узлов. Носовая часть буксира глубоко входит в V -образную выемку в корме баржи по диаметральной плоскости и прочно соединяется с ней, образуя единую плавучую конструкцию.
Процесс соединения буксира |
с баржей, |
так же как и их |
разъединение, занимает лишь |
несколько |
минут. |
Движительный комплекс, |
навигационное оборудование, и |
весь экипаж барже-буксирного состава размещаются на бук сире, а груз и грузовое оборудование - на барже.
В настоящее время барже-буксирные составы все больше используются для перевозки нефти и нефтепродуктов, леса, строительных материалов, зерна, угля, руды, генеральных
*"World Ships on Order", at 31, January» 1973.
76
грузов, контейнеров и других грузов в прибрежных районах США, Канады и Центральной Америки, Балтийском и Японском морях и на Великих озерах. Наибольшее развитие они полу чили в США, где в настоящее время в морских перевозках используется более 80 барж дедвейтом от 10 до 52 тыс.т, общим дедвейтом более 1,5 млн.т.
Сделаны первые шаги и в океанских перевозках барже буксирными составами. Перевозятся удобрения из США на Га вайские острова, а в обратном направлении - бананы; пере возятся грузы меаду портами США и Аляски, между портами США и Пуэрто-Рико.
В Европе эксплуатируется около десяти крупнотоннаж ных барже-буксирных составов дедвейтом от 10 до 20 тыс.т для перевозки польского угля в Западную Европу и шведско го круглого леса.
По оценке специалистов, в ближайшие годы барже-бук- сирные морские перевозки получат значительное развитие в прибрежных районах и во внутренних морях с не очень тяже лым волновым режимом и через 10-15 лет в основном вы теснят перевозки на традиционных сухогрузных и наливных судах. Основанием для такого вывода служат большие эконо мические преимущества барже-буксирных перевозок: на 30-50% меньшая стоимость постройки по сравнению со стоимостью традиционных судов; в 2-2,5 раза меньший состав экипажа, что снижает эксплуатационные расходы и упрощает решение многих проблем, связанных с комплектацией судов личным составом; существенно меньшая осадка по сравнению с осад кой традиционных сухогрузов и танкеров той же грузоподъем ности, что дает возможность шире использовать мелководные порты; в ряде случаев одним буксиром можно обслужить 2-3 баржи, что еще более снижает стоимость перевозок.
77
Рис. 11. Баржс-буксирныП состав, состоящий из нефтеналивной баржи дедвейтом 31 190 я и буксира-толкача мощностью
7200 л. с. (США)
Грузовые паромы
Вмире эксплуатируется большое количество морских грузовых судов-паромов: автомобиле-пассажирских, желез нодорожных, автомобильно-железнодорожных и другого назна чения вместимостью от I до 13 тыс.бр.рег.т и скоростью
от II до 23 узлов.
Вмировом портфеле заказов на I июля 1972 г. было
129 морских судов-паромов общей вместимостью 630 тыс.бр.рег.т. Среди них 97 автомобильно-пассажирских паромов общей вместимостью около 520 тыс.бр.рег.т, скоростью от 16,5 до 23 узлов. Заказано 5 железнодорожных паромов общей . вместимостью 26,5 тыс.бр.рег.т и скоростью 17-18 узлов,
II автомобильно-железнодорожных паромов общей вмести мостью около 52 тыс.бр.рег.т и скоростью 11-20 узлов и 16 прочих паромов общей вместимостью около 31 тыс.бр.рег.т и скоростью 13-19 узлов.
Наиболее интенсивное пополнение флота паромными су дами предусматривается Японией, США, Грецией, Англией, Швецией и Италией. Такие суда заказаны также Данией, Ка надой, Норвегией, Францией, Бельгией и другими странами.
Пассажирские суда
По данным Регистра Ллойда,в середине 1972 г. в мире насчитывалось 148 пассажирских лайнеров общей валовой вместимостью 3,05 млн.per.т и 2144 других пассажирских су дов и пассажирских морских паромов общей валовой вмести мостью 3,79 млн.per.т.
В связи с бурным развитием в последнем десятилетии воздушных сообщений роль лайнеров в морских и океанских перевозках пассажиров существенно снизилась. Одновременно выросла потребность в круизных судах, что привело к перео-
79
борудованию ряда пассажирских лайнеров и судов в круизные (ликвидируются каюты туристского и второго классов и рас ширяются за их счет общественные помещения - салоны, рес тораны, бары, кинотеатры и т.д., создается большой ком форт) .
Пассажирский флот мира в основном сосредоточен в 12 странах, на долю которых приходится 85% тоннажа лайнерного флота и 64% прочих пассажирских судов и пассажирских паромов (табл.28).
Таблица 28 Распределение судов пассажирского флота мира
по странам регистрации по состоянию на I июля 1972 г. *
Страна
регистрации
|
Лайнеры |
Прочие |
пассажирс |
|
кие суда |
и пасса |
|
|
|
||
|
|
жирские |
паромы |
Коли |
Валовая |
Коли |
Валовая |
чество |
вместимость, чество |
вместимост |
|
судов |
тыс.per.т |
судов |
тыс.per.т |
Великобрита |
26 |
684 |
I4I |
305 |
ния |
||||
Италия |
26 |
560 |
146 |
309 |
Норвегия |
13 |
250 |
284 |
212 |
США |
13 |
217 |
44 |
98 |
Греция |
10 |
189 |
162 |
320 |
СССР |
10 |
I8I |
153 |
253 |
Панама |
9 |
166 |
10 |
14 |
Либерия |
6 |
102 |
5 |
32 |
Япония |
I |
II |
299 |
• 555 |
Нидерланды |
3 |
99 |
15 |
39 |
ФРГ |
4 |
82 |
85 |
85 |
Швеция |
2 |
49 |
88 |
193 |
Прочие |
25 |
462 |
712 |
1372 |
Всего |
148 |
3052 |
2144 |
3787 |
К Lloyd's Register of Shipping. Statistical Tables 1972.
80
В портфеле заказов судостроительных верфей мира на 31 января 1973 г. числилось 50 пассажирских судов общим дедвейтом 466 тыс.т, в том числе II крупных лайнеров об
щим дедвейтом I5I тыс.т, |
19 пассажиро-автомобильных |
||
судов общим дедвейтом 301 |
тыс. т и 15 обычных грузо-пасса |
||
жирских судов общим дедвейтом 102 тыс.т. |
|
|
|
Кроме того, в портфеле заказов числилось |
П О |
различ |
|
ных пассажирских паромов |
общим дедвейтом около |
570 |
тыс.т, |
в том числе 84 пассажиро-автомобильных общим дедвейтом 480 тыс.т.
УІ1І. СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
На I июля 1972 г. из 57391 судна мирового морского флота (включая рыболовные, научно-исследовательские, вспо могательные и прочие суда, находящиеся в эксплуатации) об щей валовой вместимостью 268,3 млн.per.т на долю дизель ных приходилось 50592 единицы,или 88,5$ общего количест ва. Их вместимость 173,4 млн.бр.рег.т, что составляет 65$ общей валовой вместимости всего тоннажа. Паротурбинных судов и судов с паровыми поршневыми машинами было 6799 (11,5$ общего количества) общей валовой вместимостью
95 млн.per.т (35$ общей валовой вместимости, тоннажа морс кого флота мира).*
В морском транспортном флоте паротурбинные силовые установки применяются, как правило, только на крупнотон нажных танкерах дедвейтом более 150 тыс.т, быстроходных контейнеровозах и, в отдельных случаях, на крупнотоннаж ных нефтерудовозах и балкерах-нефтерудовозах. На всех дру гих судах, за редким исключением, устанавливаются мало оборотные или среднеоборотные дизели.
Lloyd's Register of Shipping.Statistical Tables,1972.
81
Б связи с интенсивным развитием в последние годы строительства крупнотоннажных танкеров и быстроходных контейнеровозов доля паротурбинных судов в мировом транс портном '[лоте непрерывно росла (табл.20).
Таблица 29 Удельный вес дизельных и паротурбинных судов в
числе заказанных для постройки транспортных судов
(Суда дедвейтом более 2000 т)
На I |
Тип |
Коли |
Дедвейт, |
Мощность |
||
июля |
судов |
чество |
главной |
си |
||
|
||||||
года |
судов |
млн.т |
ловой уста |
|||
|
||||||
|
|
|
|
новки, |
л.с. |
|
1966 |
Дизельные |
1862 |
35,15 |
16,26 |
|
|
|
Паротурбинные |
128 |
7,76 |
2,99 |
|
|
|
всего |
1990 |
42,92 |
19,25 |
|
|
1969 |
Дизельные |
1867 |
40,03 |
18,19 |
|
|
|
Паротурбинные |
310 |
48,65 |
9,05 |
|
|
|
всего |
2177 |
88,68 |
27,24 |
|
|
1971 |
Дизельные |
2468 |
64,0 |
25,8 |
|
|
|
Паротурбинные |
404 |
74,3 |
14,5 |
|
|
|
Всего |
2872 |
138,3 |
40,3 |
|
|
1972 |
дизельные |
2004 |
58,2 |
22,5 |
|
|
|
Паротурбинные |
409 |
83,1 |
14,8 |
|
|
|
Всего |
2413 |
141,4 |
37,4 |
|
Анализируя таблицу,видим, что, несмотря на то, что паротурбинные суда составляют только 11% количества судов, заказанных на I июля IS72 г., их дедвейт равен 59$ всего дедвейта, а общая мощность - 40% мощности всех заказанных судов.
82