Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенное в табл.II распределение судов по стра­ нам регистрации далеко не соответствует распределению их между странами по принадлежности. Дело в том, что ряд го­ сударств, особенно США и Греция, разрешают своим судоход­ ным компаниям (и даже поощряют это) регистрировать суда в других странах под "удобными флагами", рассматривая это как выгодное помещение капитала за рубежом. Основное

преимущество регистрации судов под этими флагами заключа­ ется в том, что получаемые доходы используются судоходны­ ми компаниями полностью по своему усмотрению, в то время как помещение капиталов в любые другие отрасли хозяйства за рубежом связано с обязательством реализации значитель­ ной доли доходов с них в стране помещения капитала.

Кроме того, регистрация судов под "удобными флагами" дает возможность судовладельцам избавиться от крупных на­ логов в своих странах, комплектовать экипажи моряками лю­ бой национальности, оплачивая их труд по значительно бо­ лее низким ставкам, и получать ряд других преимуществ.

Наибольший тоннаж регистрируется иностранными судо­ владельцами под флагами Либерии, Панамы, Кипра и ряда дру­ гих стран. Больше всего прибегают к практике регистрации судов под "удобными флагами" судовладельцы США и Греции.

В частности, около 40% флота Либерии принадлежит американс­ ким судовладельцам и около 30% греческим.

Важным фактором, характеризующим современный морской транспортный 4лот, является завершение процесса массового его обновления. В настоящее время около 38% судов, находя­ щихся в эксплуатации, имеет возраст менее 5 лет и около 23%-от 5 до 10 лет. Суда возрастом более 20 лет составля­ ют меньше 12% всего тоннажа, из них старше 25 лет - около 7%.

Современные суда по провозной способности значитель­ но превышают те, которые были построены 10-15 лет назад.

20

Крупнотоннажные танкеры и балкеры заменяют 5-10 судов, считавшихся еще 10-15 лет назад крупнотоннажными. Один быстроходный контейнеровоз справляется с перевозкой та­ кого же количества генеральных грузов, какое перевозят 6-8 универсальных сухогрузных судов.

Научно-техническая революция на морском транспорте за последнее десятилетие привела к коренным изменениям всей структуры флота, ставшей значительно более разнооб­ разной. В эти годы был создан целый ряд новых типов круп­ нотоннажных специализированных наливных и сухогрузных су­ дов, хорошо приспособленных для наиболее экономичной пе­ ревозки определенных: видов грузов.

Прежде всего резко увеличился удельный ве? танкерно­ го флота. Составлявший в I960 г. по дедвейту только 35,6$ от всего флота, он к началу 1973 г. достиг уже 47,4$.

Изменилась и структура танкерного флота. В его сос­ таве преобладают крупнотоннажные суда. Уже имеется более 50С танкеров (около 45$ всего тоннажа танкерного флота)

дедвейтом каждый свыше 100 тыс.т и общим дедвейтом более 85 млн.т. Десять лет назад в эксплуатации находилось все­ го лишь 3 танкера этой категории.

Тогда, в сущности, еще не было флота для перевозки сжиженных газов. В настоящее время такой флот существует. В середине 1972 г. он состоял из 349 танкеров-газовозов общей вместимостью 2,6 млн.м3 сжиженного газа (дедвейт около 2,0 млн.т).

В течение последних десяти лет появился и уже достиг значительного развития флот танкеров для перевозки жидктшг химических продуктов. В середине 1972 г. их было 233 об­ щим дедвейтом около 0,5 млн.т.

Не меньшие структурные сдвиги произошли и в сухогруз­ ном флоте. Десять лет назад более 85$ всего сухогрузного

21


тоннажа мирового транспортного флота составляли малотон­ нажные универсальные суда, одинаково мало пригодные для перевозки как навалочно-насыпных, так и штучных грузов, и только около 13% сухогрузного тоннажа приходилось на специализированные навалочные суда (балкеры).

Ксередине 1972 г. специализированный флот для пере­ возки навалочно-насыпных грузов (включая и комбинирован­ ные суда) насчитывал 3048 судов общим дедвейтом около 107 млн.т (более 52$ дедвейта всего сухогрузного флота).

Теперь уже около 90$ всех навалочно-насыпных грузов пере­ возится в специализированных крупнотоннажных судах-балке­ рах, что способствовало снижению стоимости перевозок бо­ лее чем в 2 раза. Дедвейт этих судов в настоящее время достиг 250 тыс.т.

Принципиально новыми являются комбинированные суда, появившиеся лишь в последнее десятилетие, которые для по­ вышения общей эффективности использования могут перево­ зить навалочно-насыпные грузы в одном направлении и на­ ливные в обратном. Таких судов в середине 1972 г. уже име^ лось 294 единицы общим дедвейтом около 25 млн.т.

Кпоследнему десятилетию полностью относится созда­ ние и становление контейнеровозного флота. В 1963 г. в мире еще не было специально построенных судов-контейнеро­ возов. Перевозки контейнеров осуществлялись на приспособ­ ленных судах и в очень ограниченных количествах. В сере­ дине 1972 г. контейнеровозный флот мира состоял из 312 ячеистых контейнеровозов общим дедвейтом около 4,3 млн.т

иобщей вместимостью около 250 тыс. 20-тонных {длиной

6,1 м) контейнеров. Эти высокоэффективные и экономичные суда осуществляют более 50$ всего объема перевозок штуч­ ных генеральных грузов на северо-атлантических линиях.

В это же десятилетие появились суда контейнеро-трей- леровозы для перевозки контейнеров, трейлеров и разной другой колесной техники; в середине Іь72 г. их количество достигло 125 единиц общим дедвейтом около 600 тыс.т.

22

Только в последнее пятилетие появился в мировом фло­ те принципиально новый и в высшей степени эффективный тип сухогрузных судов для перевозки укрупненных грузовых мест - лихтеровозы. В середине 1972 г. их уже было в эксплуата­ ции 18 общим дедвейтом около 500 тыс.т.

За последнее десятилетие резко снизилось значение универсальных сухогрузных судов. Хотя они составляют еще около 85% всех сухогрузных судов (включая и комбинирован­ ные), их общий дедвейт занимает только около 45% дедвей­ та всего сухогрузного флота (десять лет назад - 85%). В будущем неизбежны дальнейшее снижение роли этих судов, особенно в международных перевозках, и замена их специа­ лизированными судами.

Структура современного мирового транспортного флота на основании сведений Регистра Ллойда и по оценкам авто­

ра приведена в

табл.12.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 12

Структура морского

транспортного флота

 

мира по состоянию на I июля 1972 г. *

 

 

(Суда 100 бр.рег.т и более)

 

 

Типы судов по

Коли-

Вало-

%

 

Общий

назначению

чест-

вая

от об­

от об­

дед­

 

во

вмес­

щего

щей

вейт,

 

судов

ти­

млн.т

 

коли­

вало­

 

 

мость,

 

 

 

чества

вой

 

 

 

млн.

судов

вмести­

 

 

рег.т

 

 

 

мости

 

 

 

 

 

 

Наливные суда

 

 

 

 

Нефтетанкеры

6462

105,1

19,9

42,5

188,4

Газовозы (для -пе­

 

 

 

 

ревозки сжиженных

1.9

1,07

0,76

2,0**

газов)

349

Танкеры для пере­

 

 

 

 

возки химических

0,6

0,72

0,21

0,5**

грузов

233

23


Ти ш судов по назначению

Коли-

Валовая

 

1

 

%

чествмести­

от об­

от об­

во

мость,

щего

щей ва­

судов

млн.

коли-

ловой

 

pel »T

 

чества

вмести-

 

 

судов

мости

Общий

дед­

вейт,

млн.т

Прочие танкеры

 

89

0,12

-

-

0,1х*

Всего

 

7133

107,7

21,9

43,6

191х*

Комбинированные

 

 

 

 

 

 

ш ж -----

 

 

 

 

 

Нефтерудовозы

|

294

15,1

0,9

6,1 "

 

Балкеры-нефте-

(

 

 

 

 

 

 

рудовозы

)

 

 

 

ъ 106,9

Суда для перевозки

 

 

 

навалочно-насы пных

 

 

 

 

 

грузов (.включая

2754

48,4

8,5

19,5 „

 

рудовозы;

 

Суда для перевозки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генеральных грузов

 

 

 

 

 

Универеальные

суда

21657

70,6

66,3

28,5

92,3х*

Контейнеровозы

 

312

4,3

0,96

1,75

4,3х*

(ячеистой констр.)

Лихтеровозы

 

18

0,48

-

-

0,5х*

Контейнеро-трейле-

 

 

 

 

 

ровозы и суда для

 

 

 

 

 

перевозки колесной

125

0,49

 

 

Я

техники

 

 

 

 

 

 

DC О

Суда для перевозки

41

0,07

 

 

0,1х*

скота

 

_

Прочие суда для

228

0,55

 

 

0,6**

генгрузов

 

-

-

Всего

 

22381

76,5

68,7

30,8

98х*

Все

сухогрузные

25428

140,0

 

 

205х*

суда

 

 

 

 

Все

суда

 

32561

247,7

100

100

396х*

* Lloyd's Register of Shipping.Statistical Tables.1972.

^Оценка автора

24


Радикальное изменение структуры морского транспорт­ ного флота мира в течение 1963-1972 гг. явилось основным фактором, обеспечившим достижение исключительно высоких темпов роста морских перевозок. При сохранении прежней структуры флота был бы невозможен тот огромный прогресс в судоходстве, который имел место в этот период.

Ш. НАЛИВНОЙ ФЛОТ

Наливной флот мира состоит из танкеров для перевозки неф:ти и нефтепродуктов, судов для перевозки сжиженных га­ зов (газовозы), для перевозки жидких химических продуктов (химовозы) и для перевозки других жидких грузов (вино, растительное масло и т.д.).

По данным Регистра Ллойда,на I июля 1972 г. весь на­ ливной флот мира состоял из 7133 судов * общей валовой

вместимостью 107,7 млн.per.т

и дедвейтом около I9I млн.т.

В его

составе 97,8$ занимали

танкеры для перевозки сырой

нефти

и нефтепродуктов, 1,6% - газовозы,

0,4$ - химовозы

и 0,2$ - суда для перевозки других жидких

грузов.

Танкеры

В середине 1972 г. в транспортном флоте мира числи­ лось 6462 танкера для перевозки сырой нефти и нефтепродук­ тов единичным дедвейтом от нескольких сот до 372 тыс.т и общим дедвейтом 188,4 млн.т 305 . Кроме того, в портфеле заказов судостроительных верфей мира значилось 983 танке­ ра единичным дедвейтом от 2 тыс. до 477 тыс.т и общим дед­ вейтом 117,2 млн.т, со сроком сдачи в 1972-1975 гг.

*Здесь учитываются суда валовой вместимостью 100 рег.т и более.

Lloyd's Register of Shipping.Statistical Tables 1972.

25

Танкеры, находящиеся в эксплуатации, зарегистрирова­ ны под флагами 89 стран мира. Более 81# танкеров заре­ гистрированы только в 9 странах (табл.13), Если учесть,

что Либерия

и Панама почти не имеют собственного флота,

а

числящийся

под их ([шагами ([лот является собственностью

в

основном

американских,

английских и греческих судо­

владельцев,

то станет еще

более очевидна исключительно

высокая степень концентрации мирового танкерного флота. Последнее десятилетие (1963-1972 гг.) было периодом

такого исключительного количественного роста и качествен­ ных изменений танкерного флота мира, какого не знала ра­ нее история.

Из анализа табл.14, в которой учтены суда валовой вместимостью 300 рег.т и более, видно, что за этот пе­ риод общий дедвейт танкерного флота увеличился в 2,7 ра­ за - с 72,8 млн.т в начале 1963 г. до 197,0 млн.т в нача­ ле 1973 г. Среднегодовой рост общего дедвейта танкерного

флота мира

за 10 лет

составил 10,5£, а за 5 лет, с 1968

по 1972 г.,

он достиг

13,4#.

За это же время средний дедвейт танкеров увеличился на 85#, с 16,7 тыс.т в 1963 г. до 30,9 тыс.т в 1973 г. , а дедвейт самых больших танкеров, находившихся в эксплуа­

тации,

увеличился с ІЗІ тыс.т в

1963 г. ("Nisoho Маги")

до 372

тыс.т в 1971 г. ("Nisseki

М а г и " ” ) И 484 тыс.т в

феврале

1973 г. (" Globtik Tokyo" ).

В

числе заказанных танкеров имеются еще более круп­

ные суда -

два дедвейтом по 540

тыс.т , которые строятся

во Франции

и будут сданы заказчику ("Royal Dutch/Schell ")

в 1976

г. Они предназначаются для перевозки сырой нефти

из района Персидского залива во Францию (порты Гавр и

Фосс),

где

для них готовятся соответствующие терминалы.

Осадка танкеров около 28,5 м. Стоимость одного танкера 25-30 млн.фунтов стерлингов.к*

* "Motor snip", 1972, No.626 р.255А.

26


І'Ш'. ]. Танкер "G lobtik T o k yo " дедвейтом 484 000 м. Сдан н эксплуатацию и 1978 г.

I

СО

я

ч

40

странам

 

основным

 

по

 

мира

х

танкерного флота

регистрации

Распределение

 

(=t

1 ЕН •

СП

о

03 »Я «ЗЕ) о

РчБЗ CDCDя

1—1

нч

о

Я l=tm Ен ЕН

НЧ

СМ

О

<D

О

я

£2 СП

нч

1<D

§Ft Я

£K i=t<u

E

Я о

ftS я

в) О EH К EH

 

S S H

 

EHЯ

н

 

1

 

 

<SJ

 

 

CD

 

 

S o

 

ш

CD Я

«Ей

 

со

ЯО Я

со

PiO 03

3

03 H-l 4

со

ö

о

 

 

 

E-* Ь

Я

1 Ен

 

«=я я

 

CD

<D

1=5

Ен

« Я

g

1

1

 

 

Я ЁЧ

 

 

R О

 

 

О

CDО

 

к1

я

я

*

Я 1& P t^ о СцЯ Я 03 я

О Я W Я ЕНЕН

S=oS я

CD <D Ң

Ч Я g Ен

4 4

S

8

o

 

 

к

я

я

 

 

t=t

 

1

еТ

Я *3 ҢЗЯ о

СЯЯ я

я

я

О Я « я

Ен ЕН

1 ЕН •

R 5S Ä

CDCDЩ

ЧСР S Ен

Ен

1 1 О Л о н я о

М Ч Р Я

EH

°

JL

 

я

6 га

°4 Л ° Ч Ен Рн Я>Ѳн

 

Я «

 

 

_с-

CCSS 03 03 я

о Я t=tra EHEH

зНОЗ

 

 

 

SSt I—I

1 H

 

 

fe t«

я

 

 

CD 0

4

Ен

о

t=tn

s

1 I

 

я

о н

Б? EH

о

3

R О

 

Pt

>з(Л

О CD О >>

О Я

Я Я Я О

ОЗ СО

І> ^

Ы С\3 нч

со со со нч СП нч

со ю

CM J—1

со о-

0 0 о

ОЗ СМ

1—1

со со

О СМ CD

CD СО

ю ю

СМ СМ

*Я 00

О- ОЗ

оз со

о о

00 СП

со

О£>

о -

11 LO

00

о ю

СП нч

СО CD

Htf Ю

•к «к

00 00

00 ^

V—1

С\3 О

CD СП

^ £>

CD

см

о

 

г-

1

о

1

 

 

LO

 

 

со

со

ю

о

1 IN

 

 

нч

НЧ

нч

 

нч

 

 

 

 

 

 

со

со«к

ю•к

оо

1

1

00

 

 

со

нч

нч

1

со

нч

 

 

нч

ОЗ

нч

 

 

 

 

 

 

 

 

00

CD

со

1

оо

I

1

 

 

о

со

с-

 

со

 

 

 

ОЗ

 

 

нч

нч

 

 

£>-

 

 

 

 

 

 

со

со

НЯ о

1

1

НЧ

 

 

со

НЯ

о

оо

см

 

 

 

IN

 

 

см

со

Ю

 

СО

 

 

 

см

 

 

оо

СП

СП НЧ

00

t

1

 

ю

 

 

нч

нч

нч

нч

нч

 

 

 

о

 

 

нЯ

LO

г>

гм

СП

 

X

9

 

Tables,1972.

CD

ю

со

см см

о

31.

со

03

со

 

о

о

 

СО

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

СО

со

ю

 

 

нч

<0

со

 

 

с -

со

 

сч?

со

LO

 

 

см

OJ

см

 

см

см

CM

см

 

 

о

СП СП

1

С\Г

 

CM Â

(Fairplay),1972, No,

Shipping,Statistikal

нч

нч

 

 

 

 

 

 

 

•к

 

•к

•к

•к

•к

Ѵк

 

•к

гл

нч

<0

 

03

00

со

ю

 

 

со

со

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нч

 

 

 

 

 

нч

 

•к

НЯ

оз

см

о

о

•к

00

 

 

•к

 

•к

 

 

 

 

со

см

о

НЯ

 

-я* со

с\з

 

 

нч

нч

нч

 

 

 

 

 

 

 

 

о

£>

ю о

о

о

ю

 

см

 

 

НЧ

ю

со

о

СП

нч

со

IN

 

 

 

нч

ю

со

нч

со

со

нч

 

 

CD

о

 

со

см

ОЗ

CD

о

 

со

onShipsWorldorder

 

 

со

СП

СП

О

D- о-

LO

RegisterLloyd'sof

см см

нч

 

 

 

 

 

 

о

т

 

С4-

 

£>-

"Я со

со

о

со

со

о

см

CM

о

 

о

CD

нЯ со

U J

со

нч

см

со

 

 

 

нч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O G S ж

28