Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
жения с контактом (75). В большинстве работ, посвященных ис следованию подобных механизмов с зазором, трением в паре кри вошип — шатун пренебрегают, что приводит к существенным упро щениям уравнений движения [37, 38, 50, 60, 61, 64]. В настоящей работе уравнения получены в таком виде, что при krp. = 0 (г =1,
2, 3) они описывают дополнительное движение в механизме с зазо ром без трения, что дает возможность в качественном отношении как сравнить полученные результаты с опубликованными ранее, так и выяснить влияние трения на динамику механизма. При учете силы трения предполагалось, что она изменяется по закону, за писанному в форме (1). При этом проводились расчеты при различ
ных значениях |
коэффициентов трения: kTPi = 0 ; 0,001; 0,01; 0,1. |
|||
На рис. 12 показано изменение величины реакции в шатунном |
||||
подшипнике без трения с зазором Д = |
3- ІО-5 м в зависимости от |
|||
угла поворота кривошипа а. |
Масштаб |
по осям R и а выбран не |
||
равномерным для того, чтобы |
показать наиболее интересные места |
|||
зависимостей R (а) и R„ (а) |
в крупном' масштабе. |
Пунктирной |
||
линией показано |
изменение |
реакции |
в шатунном |
подшипнике |
идеального механизма R„, а штрих-пунктирной — огибающие максимальных и минимальных значений реакции R в подшипнике с зазором.
Как видно из этого рисунка, значение реакции в шатунном под шипнике механизма с зазором совпадает с соответствующим зна чением реакции в идеальном механизме примерно до 87° по углу поворота кривошипа а. Затем следует резкое возрастание величины реакции R до значения порядка 15 000 н, что превышает втрое макси мальное значение реакции в идеальном механизме. Максимум ре акции R приходится на момент прохождения точки контакта паль ца шатуна и поверхности подшипника кривошипа через горизон тальную ось X подвижной системы координат хоу. При угле поворота кривошипа а =88°20' происходит разрыв кинематической цепи, в результате чего звенья механизма 1—2 начинают двигаться неза висимо друг от друга. Замыкание кинематической цепи происходит при угле поворота а, равном 89°47'. При этом проекции относитель ной скорости движения пальца шатуна в обойме подшипника криво шипа оказываются равными: х =0,000725 и у =0,0267 м/сек. Следовательно, при замыкании кинематической цепи происходит ударное взаимодействие элементов пары 1—2.
На рис. 13 схематически показаны величины и направления реакции в шатунном подшипнике с зазором при различных распо ложениях точки контакта на окружности подшипника. Этот рису нок построен на основании данных рис. 12. Масштаб изображения величины реакции в области перехода точки контакта через гори зонтальную ось X увеличен в 50 раз по сравнению с масштабом изображения величины реакции при углах а от 83 до 100°. Внутри окружности,’изображающей зазор в увеличенном масштабе, показана траектория движения центра пальца шатуна при нарушении кон такта в паре 1—2. Время, в течение которого кинематическая
61
62
Рис. 14
цепь разомкнута, составляет примерно 0,00352 сек при со = 5 сек'1. За это время кривошип успевает повернуться на угол Г27'.
После восстановления контакта за счет сил инерции происхо дит дальнейшее движение по поверхности подшипника, при этом
при переходе через горизонтальную |
ось х реакция вновь резко воз |
||
растает до величины порядка |
24 000 н и также резко падает до |
||
нуля, после чего наступает второй |
участок свободного движения |
||
пальца шатуна в зазоре подшипника |
кривошипа, который продол |
||
жается до значения а = 93°ЗГ . |
При угле поворота кривошипа |
||
а — 95°35' наступает третий |
участок свободного движения, после |
||
чего продолжается безотрывное |
движение с периодическим изме |
нением величины реакции от значений порядка 500—2000 до 3000— 9000 н вплоть до угла поворота кривошипа а =282°40'. Как вид но из рис. 12, кривая изменения величины реакции в идеальном меха низме располагается между огибающими минимального и макси мального значений реакции в этой же паре механизма с зазо ром.
На участках изменения угла а от 265 до 282° величины реакции в идеальном механизме и механизме с зазором практически совпа дают. Затем следует резкое возрастание реакции до величины при мерно 3000 н, предшествующее размыканию кинематической цепи. Далее, до а » 293° следуют чередующиеся участки контактного и бесконтактного движений, причем интервалы, на которых кине матическая цепь разомкнута, весьма непродолжительны и харак терны для тех участков траектории движения точки контакта, где свободное движение происходит почти по касательной к окружнос ти подшипника. Следовательно, ударные нагрузки в этих местах невелики и основное взаимодействие элементов кинематической пары обусловлено их относительным перемещением. Затем вплоть до окончания одного полного оборота кривошипа максимальные и минимальные значения реакции в механизме с зазором увеличива ются, при этом значение реакции в идеальном механизме заключено между этими огибающими.
На рис. 14 показаны траектории свободного движения центра пальца шатуна в поле подшипника кривошипа, соответствующие
63
второму (а) и третьему (б) из рассмотренных выше разомкнутых состояний кинематической цепи. Проекции относительных скоростей элементов кинематических пар при восстановлении контакта в кон
це первого и второго участков отрыва соответственно равны: |
х4 = |
|
= — 0,0055, у 1 = 0,0257 місек и |
і'., =0,00946, у2 =0,0208 |
місек. |
Как видно из этих результатов, |
относительные скорости соударе |
|
ния элементов кинематических |
пар в ненагружеином механизме |
при величине зазора А = 3 -10-5 м малы и не приводят, следователь
но, к возникновению значительных |
ударных |
нагрузок. |
В условиях безотрывного движения при |
перемещении пальца |
|
шатуна по поверхности подшипника |
происходит периодическое из |
менение величины реакции от минимального до максимального зна чения со средней частотой, равной примерно 260 гц. При этом макси
мальные значения реакции превышают |
соответствующие значения |
|||||||
реакции в идеальном механизме более |
чем в 2 раза. |
|
||||||
Характерные особенности результатов |
расчетов динамики дви |
|||||||
жения кривошнпно-ползунного механизма с зазором в |
паре 1—2 |
|||||||
при различных |
величинах последнего |
в условиях, когда F = 0, |
||||||
FTP = 0 , ( о = 5 |
сект1, гИ =0, 1, |
mJm3 = 0,12, приведены |
в табл. 1. |
|||||
Т а б л и ц а |
1 |
|
|
|
|
|
||
Величина зазора |
Д, мкм |
30 |
60 |
90 |
300 |
|||
Значения сс, при которых |
88, 92, 95, |
89, |
94, |
90, 96, |
94, 102, |
|||
происходят разрывы ки- |
282-294 |
240-262, |
242-263, |
200—262 |
||||
нематической цепи, град |
|
280-300 |
280-295 |
280—330 |
||||
Максимальная |
длитель |
Г 27-' |
Г58' |
3°12' |
4°38' |
|||
ность отрыва (по углу а ) |
|
|
|
|
|
|||
RmaxIRn шах, |
|
|
4,6 |
4,8 |
|
5,8 |
27,0 |
|
предшествующее от |
|
|||||||
рыву |
|
|
|
4,6 |
|
4,8 |
12,5 |
|
на участках безотрыв |
1,7 |
|
||||||
ного движения |
0,0267 |
0,037 |
0,045 |
0,086 |
||||
Максимальные |
скорости |
|||||||
относительного движения |
|
|
|
|
|
|||
при восстановлении кон |
|
|
|
|
|
|||
такта, |
місек |
|
|
0,005 |
0,0068 |
0,011 |
0,0159 |
|
Время |
свободного движе |
|||||||
ния, сек |
|
|
260 |
119 |
114 |
48 |
||
Средняя частота |
колеба |
|||||||
ний точки контакта, гц |
|
|
|
|
|
Как видно из данных этой таблицы, с увеличением зазора появля ются дополнительные области отрывов пальца шатуна от поверхно сти подшипника кривошипа, максимальная длительность независи мого движения шатуна и кривошипа по углу поворота а возрастает, соответственно возрастают максимальные значения относитель ных скоростей элементов пары 1—2 при восстановлении контакта, что сопровождается увеличением ударной нагрузки при замыкании кинематической цепи. С увеличением зазора также возрастают
64
максимальные значения величины реакции в паре с зазором, при чем наблюдается возрастание как пиков реакции, предшествующих отрыву, так и максимальных значений, соответствующих участкам безотрывного движения.
Кроме того, увеличение зазора приводит к изменению средней частоты, с которой точка контакта в паре 1—2 совершает колеба ния относительно горизонтальной оси х. Подобная зависимость частоты колебаний, возбуждаемых в механизме с зазором, позво ляет установить связь между частотой колебаний шатуна и величи ной зазора в шатунном подшипнике.
Учет сил трения в шатунном подшипнике кривошипно-ползунного механизма с зазором
Разработанный выше алгоритм исследования на ЭЦВМ дина мики плоских механизмов позволяет провести анализ влияния
'сил трения в кинематических парах с зазорами на основные дина мические характеристики механизмов. Задавая в исходной инфор мации разные значения коэффициентов трения, в соответствии с формулой (1) получим различные зависимости силы трения от вели чины угловой скорости ф. Вначале проведем анализ влияния сил сухого трения (при разных значениях коэффициента трения), по
ложив в (1) &тРг = £ТР:| = 0 .
При наличии сил сухого трения в паре 1—2 зависимость величи ны реакции от угла поворота а меняется. Соответствующий график приведен на рис. 15, в при выбранных выше значениях параметров
механизма |
и коэффициентах трения &рт, = 0,01, krv. =ferP3 = |
0. |
|
Масштаб по осям R и а выбран неравномерным, как и |
на рис. |
12. |
|
На рис. |
15, а и б приведены графики зависимостей |
от угла по |
ворота а ошибок положения ведомого звена рассматриваемого ме ханизма и угловой скорости движения точки контакта элементов кинематической пары 1—2. Как следует из формулы (88), для ошиб ки положения кривошипно-ползунного механизма с зазором в паре 1—2, эта ошибка незначительно отличается от значения координаты х точки контакта в подвижной системе координат хоу. Следователь но, по величине ошибки положения можно судить о расположении точки контакта элементов кинематической пары 1—2.
Согласно рис. 15, в, график реакции R в паре 1—2 при наличии сил сухого трения совпадает с графиком реакции в паре 1—2, по лученным без учета силы трения, до наступления первого отрыва, причем моменты отрыва по углу поворота кривошипа а в обоих слу чаях примерно совпадают; заканчивается свободное движение при мерно в той же точке, что и в механизме без трения. Траектория сво бодного движения при учете силы сухого трения почти повторяет траекторию движения в зазоре в механизме без трения. Затем, так же как и в предыдущем случае, резко возрастает величина ре акции до значения порядка 26 000 к и следует второй отрыв пальца шатуна от поверхности подшипника. После замыкания кинемати-
3 В. И. СеРгеев, К. М. Юдин |
65 |