Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жения с контактом (75). В большинстве работ, посвященных ис­ следованию подобных механизмов с зазором, трением в паре кри­ вошип — шатун пренебрегают, что приводит к существенным упро­ щениям уравнений движения [37, 38, 50, 60, 61, 64]. В настоящей работе уравнения получены в таком виде, что при krp. = 0 (г =1,

2, 3) они описывают дополнительное движение в механизме с зазо­ ром без трения, что дает возможность в качественном отношении как сравнить полученные результаты с опубликованными ранее, так и выяснить влияние трения на динамику механизма. При учете силы трения предполагалось, что она изменяется по закону, за­ писанному в форме (1). При этом проводились расчеты при различ­

ных значениях

коэффициентов трения: kTPi = 0 ; 0,001; 0,01; 0,1.

На рис. 12 показано изменение величины реакции в шатунном

подшипнике без трения с зазором Д =

3- ІО-5 м в зависимости от

угла поворота кривошипа а.

Масштаб

по осям R и а выбран не­

равномерным для того, чтобы

показать наиболее интересные места

зависимостей R (а) и R„ (а)

в крупном' масштабе.

Пунктирной

линией показано

изменение

реакции

в шатунном

подшипнике

идеального механизма R„, а штрих-пунктирной — огибающие максимальных и минимальных значений реакции R в подшипнике с зазором.

Как видно из этого рисунка, значение реакции в шатунном под­ шипнике механизма с зазором совпадает с соответствующим зна­ чением реакции в идеальном механизме примерно до 87° по углу поворота кривошипа а. Затем следует резкое возрастание величины реакции R до значения порядка 15 000 н, что превышает втрое макси­ мальное значение реакции в идеальном механизме. Максимум ре­ акции R приходится на момент прохождения точки контакта паль­ ца шатуна и поверхности подшипника кривошипа через горизон­ тальную ось X подвижной системы координат хоу. При угле поворота кривошипа а =88°20' происходит разрыв кинематической цепи, в результате чего звенья механизма 1—2 начинают двигаться неза­ висимо друг от друга. Замыкание кинематической цепи происходит при угле поворота а, равном 89°47'. При этом проекции относитель­ ной скорости движения пальца шатуна в обойме подшипника криво­ шипа оказываются равными: х =0,000725 и у =0,0267 м/сек. Следовательно, при замыкании кинематической цепи происходит ударное взаимодействие элементов пары 12.

На рис. 13 схематически показаны величины и направления реакции в шатунном подшипнике с зазором при различных распо­ ложениях точки контакта на окружности подшипника. Этот рису­ нок построен на основании данных рис. 12. Масштаб изображения величины реакции в области перехода точки контакта через гори­ зонтальную ось X увеличен в 50 раз по сравнению с масштабом изображения величины реакции при углах а от 83 до 100°. Внутри окружности,’изображающей зазор в увеличенном масштабе, показана траектория движения центра пальца шатуна при нарушении кон­ такта в паре 12. Время, в течение которого кинематическая

61


62

Рис. 14

цепь разомкнута, составляет примерно 0,00352 сек при со = 5 сек'1. За это время кривошип успевает повернуться на угол Г27'.

После восстановления контакта за счет сил инерции происхо­ дит дальнейшее движение по поверхности подшипника, при этом

при переходе через горизонтальную

ось х реакция вновь резко воз­

растает до величины порядка

24 000 н и также резко падает до

нуля, после чего наступает второй

участок свободного движения

пальца шатуна в зазоре подшипника

кривошипа, который продол­

жается до значения а = 93°ЗГ .

При угле поворота кривошипа

а — 95°35' наступает третий

участок свободного движения, после

чего продолжается безотрывное

движение с периодическим изме­

нением величины реакции от значений порядка 500—2000 до 3000— 9000 н вплоть до угла поворота кривошипа а =282°40'. Как вид­ но из рис. 12, кривая изменения величины реакции в идеальном меха­ низме располагается между огибающими минимального и макси­ мального значений реакции в этой же паре механизма с зазо­ ром.

На участках изменения угла а от 265 до 282° величины реакции в идеальном механизме и механизме с зазором практически совпа­ дают. Затем следует резкое возрастание реакции до величины при­ мерно 3000 н, предшествующее размыканию кинематической цепи. Далее, до а » 293° следуют чередующиеся участки контактного и бесконтактного движений, причем интервалы, на которых кине­ матическая цепь разомкнута, весьма непродолжительны и харак­ терны для тех участков траектории движения точки контакта, где свободное движение происходит почти по касательной к окружнос­ ти подшипника. Следовательно, ударные нагрузки в этих местах невелики и основное взаимодействие элементов кинематической пары обусловлено их относительным перемещением. Затем вплоть до окончания одного полного оборота кривошипа максимальные и минимальные значения реакции в механизме с зазором увеличива­ ются, при этом значение реакции в идеальном механизме заключено между этими огибающими.

На рис. 14 показаны траектории свободного движения центра пальца шатуна в поле подшипника кривошипа, соответствующие

63


второму (а) и третьему (б) из рассмотренных выше разомкнутых состояний кинематической цепи. Проекции относительных скоростей элементов кинематических пар при восстановлении контакта в кон­

це первого и второго участков отрыва соответственно равны:

х4 =

= — 0,0055, у 1 = 0,0257 місек и

і'., =0,00946, у2 =0,0208

місек.

Как видно из этих результатов,

относительные скорости соударе­

ния элементов кинематических

пар в ненагружеином механизме

при величине зазора А = 3 -10-5 м малы и не приводят, следователь­

но, к возникновению значительных

ударных

нагрузок.

В условиях безотрывного движения при

перемещении пальца

шатуна по поверхности подшипника

происходит периодическое из­

менение величины реакции от минимального до максимального зна­ чения со средней частотой, равной примерно 260 гц. При этом макси­

мальные значения реакции превышают

соответствующие значения

реакции в идеальном механизме более

чем в 2 раза.

 

Характерные особенности результатов

расчетов динамики дви­

жения кривошнпно-ползунного механизма с зазором в

паре 12

при различных

величинах последнего

в условиях, когда F = 0,

FTP = 0 , ( о = 5

сект1, гИ =0, 1,

mJm3 = 0,12, приведены

в табл. 1.

Т а б л и ц а

1

 

 

 

 

 

Величина зазора

Д, мкм

30

60

90

300

Значения сс, при которых

88, 92, 95,

89,

94,

90, 96,

94, 102,

происходят разрывы ки-

282-294

240-262,

242-263,

200—262

нематической цепи, град

 

280-300

280-295

280—330

Максимальная

длитель­

Г 27-'

Г58'

3°12'

4°38'

ность отрыва (по углу а )

 

 

 

 

 

RmaxIRn шах,

 

 

4,6

4,8

 

5,8

27,0

предшествующее от­

 

рыву

 

 

 

4,6

 

4,8

12,5

на участках безотрыв­

1,7

 

ного движения

0,0267

0,037

0,045

0,086

Максимальные

скорости

относительного движения

 

 

 

 

 

при восстановлении кон­

 

 

 

 

 

такта,

місек

 

 

0,005

0,0068

0,011

0,0159

Время

свободного движе­

ния, сек

 

 

260

119

114

48

Средняя частота

колеба­

ний точки контакта, гц

 

 

 

 

 

Как видно из данных этой таблицы, с увеличением зазора появля­ ются дополнительные области отрывов пальца шатуна от поверхно­ сти подшипника кривошипа, максимальная длительность независи­ мого движения шатуна и кривошипа по углу поворота а возрастает, соответственно возрастают максимальные значения относитель­ ных скоростей элементов пары 1—2 при восстановлении контакта, что сопровождается увеличением ударной нагрузки при замыкании кинематической цепи. С увеличением зазора также возрастают

64


максимальные значения величины реакции в паре с зазором, при­ чем наблюдается возрастание как пиков реакции, предшествующих отрыву, так и максимальных значений, соответствующих участкам безотрывного движения.

Кроме того, увеличение зазора приводит к изменению средней частоты, с которой точка контакта в паре 12 совершает колеба­ ния относительно горизонтальной оси х. Подобная зависимость частоты колебаний, возбуждаемых в механизме с зазором, позво­ ляет установить связь между частотой колебаний шатуна и величи­ ной зазора в шатунном подшипнике.

Учет сил трения в шатунном подшипнике кривошипно-ползунного механизма с зазором

Разработанный выше алгоритм исследования на ЭЦВМ дина­ мики плоских механизмов позволяет провести анализ влияния

'сил трения в кинематических парах с зазорами на основные дина­ мические характеристики механизмов. Задавая в исходной инфор­ мации разные значения коэффициентов трения, в соответствии с формулой (1) получим различные зависимости силы трения от вели­ чины угловой скорости ф. Вначале проведем анализ влияния сил сухого трения (при разных значениях коэффициента трения), по­

ложив в (1) &тРг = £ТР:| = 0 .

При наличии сил сухого трения в паре 1—2 зависимость величи­ ны реакции от угла поворота а меняется. Соответствующий график приведен на рис. 15, в при выбранных выше значениях параметров

механизма

и коэффициентах трения &рт, = 0,01, krv. =ferP3 =

0.

Масштаб по осям R и а выбран неравномерным, как и

на рис.

12.

На рис.

15, а и б приведены графики зависимостей

от угла по­

ворота а ошибок положения ведомого звена рассматриваемого ме­ ханизма и угловой скорости движения точки контакта элементов кинематической пары 12. Как следует из формулы (88), для ошиб­ ки положения кривошипно-ползунного механизма с зазором в паре 12, эта ошибка незначительно отличается от значения координаты х точки контакта в подвижной системе координат хоу. Следователь­ но, по величине ошибки положения можно судить о расположении точки контакта элементов кинематической пары 12.

Согласно рис. 15, в, график реакции R в паре 1—2 при наличии сил сухого трения совпадает с графиком реакции в паре 12, по­ лученным без учета силы трения, до наступления первого отрыва, причем моменты отрыва по углу поворота кривошипа а в обоих слу­ чаях примерно совпадают; заканчивается свободное движение при­ мерно в той же точке, что и в механизме без трения. Траектория сво­ бодного движения при учете силы сухого трения почти повторяет траекторию движения в зазоре в механизме без трения. Затем, так же как и в предыдущем случае, резко возрастает величина ре­ акции до значения порядка 26 000 к и следует второй отрыв пальца шатуна от поверхности подшипника. После замыкания кинемати-

3 В. И. СеРгеев, К. М. Юдин

65