Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
âAj,м
ческой цепи больше не происходит ее разрыва до окончания пол
ного оборота кривошипа.
Таким образом, наличие относительно небольшой силы сухого трения приводит к уменьшению количества областей разрыва ки нематической цепи. В частности, отсутствуют отрывы пальца ша туна от поверхности подшипника при углах поворота а = 2 8 0 — 290°. Однако максимальные значения величины реакции, пред шествующие моментам отрыва, а также относительные скорости элементов кинематической пары 1—2 при восстановлении контакта примерно равны соответствующим значениям, полученным без уче та сил трения.
66
Как видно из сравнения рис. 12 и 15, в, наличие сил сухого тре ния приводит к затуханию колебаний величины реакции в паре 1—2. Начиная с углов поворота а ^ 107°, величины реакций в рас сматриваемом и идеальном механизмах практически совпадают. В этом заключается основное различие графиков изменения реак ций в механизмах с зазором без учета силы сухого трения и при наличии последней в паре 1—2.
Сравнение графиков ошибки положения ведомого звена меха низма (рис. 15, а), угловой скорости t (рис. 15, б) и реакции R (рис. 15, б) дает наглядное представление о характере движения точки контакта элементов пары 1—2. Начало движения соответ ствует полностью выбранному зазору и незначительному относи тельному движению пальца в подшипнике. Из графиков видно, что при этом ошибка положения АХ3 максимальна и равна величине зазора А, угловая скорость движения точки контакта по окружнос ти подшипника t близка к нулю, величина реакции совпадает со значением последней в идеальном механизме.
Такое положение сохраняется до углов поворота кривошипа а Ä 80°. Затем начинается движение точки контакта против часовой стрелки с нарастающей угловой скоростью f, достигающей макси мального значения при переходе точки контакта через отрицатель ный участок горизонтальной оси х. В этот же момент и реакция достигает максимального значения, а ошибка положения отрицатель на и равна по абсолютной величине зазору.
Далее, после двух участков разрыва кинематической цепи дви жение точки контакта носит колебательный характер относительно горизонтальной оси х, при этом колебания угловой скорости ф и координаты х постепенно затухают. Установившееся движение характеризуется тем, что почти не происходит смещения точки контакта в паре 1—2, угловая скорость f близка к нулю, а коорди ната X равна ее максимальному отрицательному значению. При этом величина реакции совпадает с соответствующим значением реакции в идеальном механизме при данных углах поворота а. Затем при углах поворота кривошипа, близких к 270°, происходит постепен ное смещение точки контакта из левой половины плоскости хоу в правую. Ошибка положения механизма из отрицательной стано вится положительной, равной величине зазора А. Это сопровож дается появлением колебательного движения точки контакта отно сительно горизонтальной оси х с переменной угловой скоростью t и отклонением величины реакции от ее значения в идеальном меха низме.
Начиная с углов поворота а ж 295°, точка контакта пары 1—2 находится на горизонтальной оси х, угловая скорость у почти равна нулю, величина реакции совпадает с соответствующим значением ее в идеальном механизме.
Наличие трения в паре с зазором приводит к демпфированию колебательных движений, в результате чего установившийся режим при некоторых сочетаниях параметров механизма наблю-
з* 67
дается уже на втором периоде вращения кривошипа независимо от выбора начальных условий. При этом, как уже отмечалось, величи на реакции в паре 1—2 совпадает на отдельных участках с соответ ствующими значениями реакции в шатунном подшипнике идеаль ного механизма. Относительная скорость движения элементов па ры с зазором близка к нулю, ошибка положения ведомого звена механизма максимальна по абсолютной величине и равна зазору. Переходный процесс ДХ3 (а) при выбранных расчетных парамет рах механизма, включая и области разрывов кинематической цепи, занимает по углу поворота кривошипа а отрезки от 80 до 107° и от 265 до 295°. При этом частота колебательных движений пальца шатуна в зазоре изменяется от 137 до 340 гц. Следует подчеркнуть, что эти колебания вызваны наличием зазора в кинематической па ре 1—2 и в рассматриваемой постановке задачи не связаны с упру гими свойствами звеньев самого механизма. Таким образом, даже
вусловиях безотрывного движения элементов кинематической пары
вмеханизме' с зазором имеется источник колебаний при отсутствии внешнего воздействия. Это следует учитывать при разработке ряда
общих вопросов динамики машин.
Необходимо остановиться еще на одной особенности дополни тельного движения рассматриваемого механизма с зазором при на личии сил сухого трения в паре кривошип — шатун. Так, при проведении расчетов при различных начальных условиях было выявлено, что во всех случаях после некоторого участка переход ного режима устанавливалось движение, совпадающее с движением, рассчитанным при нулевых начальных условиях, и наступало ус тановление периодического движения уже на втором обороте криво шипа. Более того, случайные изменения координаты у и ее про изводной f приводили к кратковременным переходным процессам, которые вскоре затухали, и устанавливалось движение, совпадаю щее с движением, рассчитанным без указанной вариации координат. Подобное изменение производной ф и1вызванный этим переходный процесс показаны на рис. 16, на участке изменения угла а от 60 до 62°. Как видно из рисунка, мгновенное возмущение угловой скорости f приводит к непродолжительному переходному процессу, после которого устанавливается прежнее значение скорости отно сительного движения элементов пары 1—2. При этом ошибка по ложения становится максимальной и равной величине зазора А, а значение реакции вновь совпадает со значением, соответствующим идеальному механизму.
Таким образом, наблюдается значительное отличие в характере движения в зазоре и изменения величины реакции в шатунном подшипнике без учета сил трения и при наличии сил сухого трения в паре 1—2. В механизме без трения колебательные движения точ ки контакта и изменения величины реакции, возникшие в результа те нарушения кинематической связи, самопроизвольно не затухали (см. рис. 12). График изменения реакции в таком механизме сущест венно зависит от выбранных начальных условий. Если их выбрать
68
Рис. 17
не нулевыми, то вся описанная картина может существенным обра зом измениться. Следовательно, при продолжении расчетов на следующем периоде оборота кривошипа может не произойти уста новления периодического режима движения.
На рис. 17 показаны траектории движения в зазоре, полученные
на четвертом обороте кривошипа при kTPl = |
/гтРі = éTPs = 0. |
Как видно из этого рисунка, отрывы по-прежнему |
происходят при |
углах поворота а, близких к 90°, однако траектории свободного движения существенным образом отличаются от траекторий, по лученных на первом обороте и показанных на рис. 13 и 14. При данных значениях параметров механизма и со = 5 сек'1 не наблю далось установления периодического движения механизма в тече ние шести оборотов кривошипа.
При |
относительно невысокой скорости вращения кривошипа |
(со = 1 |
сек'1) устанавливается периодический режим движения с |
периодом 6я. В этом случае в условиях выбранных значений-пара-
69
метров механизма имеет место безотрывное движение в течение полного оборота кривошипа. В качестве иллюстрации к изложен ному на рис. 18 показаны кривые изменения ошибки положения и величины реакции на трех участках угла поворота а, равных 50— 60, 180—190, 270— 280°. Римскими цифрами II и III обозначены кривые, относящиеся ко второму и третьему оборотам кривошипа соответственно. Начиная с четвертого оборота кривые повторяют графики изменения ошибки положения и величины реакции на пер
вом обороте кривошипа. |
|
расчетов при разных значениях коэф |
|||||
Характерные результаты |
|||||||
фициента |
трения |
krPl |
(&ТР, = £тр„ = 0) |
приведены |
в |
табл. 2. |
|
Расчеты |
проводились при |
следующих |
параметрах |
механизма: |
|||
А = ' 3 -10~5 м] гіі = |
0,1; |
т2/т3 = 0,12; |
F = 0; со = |
5 |
се/с“1. Как |
следует из этой таблицы, с увеличением силы сухого трения в паре кривошип — шатун при прочих равных условиях происходит уменьшение числа разрывов кинематической цепи, сокращается длительность свободного движения, однако максимальные значе ния относительной скорости элементов кинематической пары 1—2 при восстановлении контакта остаются примерно одинаковыми не зависимо от значения силы трения. Они определяются главным об разом величиной зазора, угловой скоростью вращения кривошипа и величиной внешней нагрузки. При наличии трения в паре 1—2, как было показано ранее, после замыкания кинематической цепи продолжается некоторое время переходный процесс, после которого значение реакции в рассматриваемой паре становится равным зна-
500
W0
50
Рис. 18
70
Т а б л и ц а |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
*тр, |
|
|
|
0 |
|
0,001 |
0,01 |
0,1 |
|
Значения а, при которых |
88, 92, |
95, |
88, |
92, |
88, 93 |
88 |
||||
происходят разрывы ки |
282-294 |
296, |
323 |
|
|
|||||
нематической цепи, г р а д |
Г27' |
|
Г 22' |
Г 20' |
48' |
|||||
Максимальная |
длитель |
|
||||||||
ность отрыва (по углу а ) |
|
|
|
|
|
|
||||
R maxiRn max, |
|
1 |
|
4,6 |
|
5,1 |
|
4,9 |
|
|
предшествующее |
от |
|
|
1,6 |
||||||
рыву |
|
|
|
|
|
5,8 |
|
2,9 |
|
|
на участках безотрыв |
1,7 |
|
|
2 2 |
||||||
ного движения |
|
0,0267 |
0,027 |
0,025 |
0,015 |
|||||
Максимальные |
скорости |
|||||||||
относительного движения |
|
|
|
|
|
|
||||
при восстановлении кон |
|
|
|
|
|
|
||||
такта, м / с е к |
|
|
|
|
|
83 |
13 |
|
||
Продолжительность пере |
|
|
1,6 |
|||||||
ходного процесса |
(по уг |
|
|
|
|
|
|
|||
лу а) , |
г р а д |
|
|
|
|
|
53 |
19 |
|
|
Число |
колебании |
точки |
|
|
1 |
|||||
контакта в переходном ре |
|
|
|
|
|
|
||||
жиме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чению |
реакции |
в |
идеальном |
механизме. Как |
следует из |
табл. 2, |
длительность этого переходного процесса существенным образом уменьшается с увеличением значения коэффициента сухого трения.
Расчеты, проведенные при других функциональных зависимо стях силы трения в подшипнике с зазором от относительной скорости перемещения шипа в обойме, показали, что в качественном отноше нии движение в зазоре и изменение силы реакции остаются такими же, какими они были при учете только сухого трения, т. е. при дви жении из нулевых начальных условий график изменения силы реакции R повторяет график последней для случая отсутствия сил трения, моменты наступления первого разрыва в кинематической цепи несущественным образом зависят от вариаций значений коэф фициентов трения.
Существенные отличия наблюдаются в переходном режиме после восстановления контакта в паре 1—2. Характерные показатели при
разных |
коэффициентах трения |
приведены в табл. 3 (со = |
5 |
сект1) |
||
А = |
3 - КГ6 м; гИ = |
0,5; m2/m3 = 0,12; F = 0). Данные, приведен |
||||
ные |
в |
1-й, 3-й и |
5-й графах, |
относятся соответственно |
к |
чисто |
квадратичному, линейному и сухому видам трения при одном и том же коэффициенте трения, равном 0,01. Как следует из этих данных, быстрее всего переходный процесс заканчивается при сухом трении.
Самый короткий переходный процесс наблюдается при комбина
ции сухого, |
линейного и квадратичного видов трения (при одном |
|||
и том же |
значении |
коэффициентов |
трения kTPi = |
krP, = kTP = |
= 0,01). Естественно, |
с увеличением |
коэффициентов |
трения дли- |
71