Файл: Корытов Н.В. Расчеты по динамике корабля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

используя в качестве первого приближения следующие соот­ ношения:

при одновальной установке

D = (0,7тО,8)ТК ;

при двухвальной установке

Т ) = (0,6^-0,7)ТК ,

при этом нижний предел следует принимать для небуксирных судов, верхний - для буксирных.

Для ориентировочной оценки среднего значения расчет­ ного коэффициента попутного потока могут быть использова­ ны также формулы, предложенные Тейлором для морских тран­ спортных судов, в зависимости от коэффициента общей пол­ ноты б

для одновинтовых судов

 

 

 

W = 0,5 8

- 0,05',

(2.29)

 

для двухвинтовыхсудов

- 0,20.

(2.30)

 

 

 

W = 0,555

 

Величина коэффициента засасывания t

определяется

по приведенным ниже формулам в зависимости от значения

коэффициента попутного потока. При использовании формул

Тейлора (2.29) и

(2.30) для расчета

w

величину

коэффициента

t

можно определить по формулам:

 

для одновинтовых кораблей

 

 

(2.31

где

 

 

 

t = Ct-W ,

 

 

а- коэффициент (при установке за винтом обтекае­

 

мого руля

а= 0,54-0,7; при установке пластин­

 

чатого необтекаемого руля

а =0,94-1,05);

 

для двухвинтовых кораблей с выкружками гребных

валов или с

валоподдерживающими кронштейнами, соответ­

ственно:

 

t = 0,25W

+ 0,14;

 

 

 

 

(2.32)

 

 

 

t =

0,70 W

+ 0,06.

 

 

 

 

 

Для винтов в туннелях и полностью погруженных под

ватерлинию

t*»W .

У быстроходных кораблей с двухваль-

44


ными силовыми установками коэффициент засасывания колеб­ лется в пределах

t = 0 , 0 5 r 0,12..

Коэффициент засасывания зависит от нагрузки винта. Поэтому при расчете ходовых характеристик корабля на

режимах работы

винта, отличающихся от расчетного,

необходимо учитывать изменение коэффициента засасывания

в зависимости от скольжения или относительной поступи

винта. Чтобы учесть это изменение коэффициента

t

, можно

воспользоваться формулой, полученной Э.Э.Папмелем на ос­

нове обработки данных испытаний самоходных моделей:

 

t 0

_

to

 

(2.33)

 

 

L -

J

^

 

н

н

~ш а

 

 

нулевого упора

где

" i r 5 4 " ^

г о

в о е о т н о ш е н и е

 

приближенно принимаемое равным кон­

 

структивному шаговому отношению;

 

t 0 - коэффициент засасывания при работе

 

винта на швартовах, который обычно

 

принимают

 

t a = ( 0 , 3 r 0 , 7 )

W

 

 

или определяют по формуле по извест­

 

ным значениям

Ар,t и

для

 

расчетного режима

 

 

 

t 0 »t(i -- ^M -

 

(2.34)

45


§ 6. Методы проектирования гребных винтов по диаграммам серийных модельных испытаний

Современные методы расчета гребных винтов и ходкости корабля базируются в основном на результатах серийных испытаний моделей винтов в свободной воде, представлен­ ных в виде диаграмм. Эти диаграммы позволяют также выпол­ нять проектировочный расчет гребных винтов, работающих за корпусом корабля, путем введения специальных поправок, учитывающих влияние корпуса.

Существует ряд способов изображения результатов серий­ ных испытаний моделей гребных винтов. В отечественной ко­ раблестроительной практике наибольшее применение получили диаграммы, построенные в форме, предложенной Э.Э.Папмелем.

В курсе лекций по корабельным движителям был рассмот­ рен метод построения диаграмм Палмеля, основанный на ис­ пользовании кривых действия гребного винта. На рис.2 изображена диаграмма, построенная в осях К<-Л.р. Исполь­

зуя эту

диаграмму, можно определить величину шагового

 

ц

и к. п. д. т^р винта по заданным зна­

отношения

чениям упора Р

, скорости поступательного перемещения

v P ) диаметра винта Б

или числа оборотов- п . диаграмма

в осях

К4-71р

удобна при расчете гребных винтов, когда

характеристики главного двигателя выбираются по заданному упору.

Диаграмма, построенная в осях К г - \р (или /К^-А.Р для сокращения масштаба, СРЛ. рис. 3) позволяет определить

 

Н

 

 

значение шагового отношения

и к. п. д. винта г^р,

если заданы вращающий момент винта М

(или мощность

NР,подведенная к винту), скорость поступательного пере­

мещения

, число оборотов п

или диаметр винта Б .

Основное преимущество расчетных диаграмм Папмеля

заключается в том, что они непосредственно позволяют 46


О

0,1

0,2

0,5

0,4

0,5

0,е

0,7

0,8

0,9

1,0

1,4

4,2

1,3

1,4

1,5

1,6

Ар

Рис.3 Диаграмма Кар серии гр»5ных. бинтоЬ

спроектировать оптимальный винт, который имеет наивыгод­ нейшие элементы, т. е. обеспечивает наибольший к. п. д. при заданных условиях.

Определение элементов оптимального винта по диаграм­ мам основано на введении так называемых коэффициентов задания (или расчетных коэффициентов), которые приняты в виде:

а)_для диаграммы в осях Кч—7Lp

( 2 . 3 5)

б) для диаграммы в осях К4-Д.р

(2 . 36)

1ККг

Коэффициенты Км и Ка имеют следующие названия: K j - коэффициент упора-диаметра;

коэффициент упора-числа оборотов; К'^- коэффициент мощности-диаметра; К'^- коэффициент мощности-числа оборотов.

На каждую из диаграмм нанесены две сетки кривых - парабол той или иной степени, соответствующих постоянным значениям коэффициентов задания. В частности, сетка кри­

вых

К^=const

 

представляет собой семейство парабол

вида

К4= 1

 

Каждой точке этих парабол на диаграмме

в осях К<-Л.р

отвечают гребные винты с вполне определен-

ными значениями

Н

, Т 1

Р

\ Р и К. .Общим свойством таких

 

 

D

 

 

винтов является то, что все они удовлетворяют условиям задания, т. е. развивают необходимый упор Р. при за-

49