Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
1 |
2. |
.3 . . |
М-21* |
6,2 |
0,089 |
ГАЗ-12 |
7,0 |
0,078 |
ГАЗ-51 |
7,0 |
0,1 |
ЗИЛ-120 |
8,5 |
0,095 |
ЗИЛ-130 |
8,0 |
0,054 |
. 4 .
4,0
4,0
4,0
Со О |
1 |
О |
;
3,0
5 |
. л 6 . |
7 |
2—4 |
СО |
Плаваю |
|
|
щий |
2—4 |
50 |
Плаваю |
|
|
щий |
2—4 |
50 |
Плаваю |
|
|
щий |
Не менее |
25—30 |
Плаваю |
1,5 |
щий |
|
3,0 |
50 |
Плаваю |
|
|
щий |
|
|
|
П р о д о л , |
т а б л . 5 |
||
|
.... |
8 |
|
9 |
||
Сетка |
маслоприемника |
Со сменным картон |
||||
и наружный фильтр ше- |
ным |
фильтрующим |
||||
левого |
типа |
с металли |
элементом, |
включен' |
||
ческими пластинами, вк параллельно |
||||||
лючен |
последовательно (АСФО-2) |
|
||||
Сетка маслоприемника |
Со сменным картон |
|||||
и наружный фильтр ша |
ным |
фильтрующим |
||||
левого типа с металли |
элементом, |
включен |
||||
ческими пластинами, вк параллельно |
||||||
лючеи |
последовательно (АСФО-2) |
|
||||
Сетка маслоприемника |
Со сменным картон |
|||||
и наружный фильтр ще |
ный |
фильтрующим |
||||
левого |
тигга с металли |
элементом, |
включен |
|||
ческими пластинами, вк параллельно |
||||||
лючен последовательно |
(АСФО-2) |
|
||||
Сетка насоса и наруж |
Со |
сменным кар |
||||
ный фильтр щелевого ти |
тонным |
фильтрую |
||||
па |
с |
металлическими |
щим элементом, смон |
|||
пластинами, включен пос |
тирован в общем кор |
|||||
ледовательно |
пусе с фильтром гру |
|||||
|
|
|
|
бой очистки; включен |
||
|
|
|
|
параллельно |
||
Сетка насоса и наруж |
(АСФО-1) |
|
||||
Центробежный мас |
||||||
ный фильтр щелевого ти |
ляный |
очиститель с |
||||
па |
с |
металлическими |
реактивным приводом |
|||
пластинами, включен пос |
ротора |
|
|
|||
ледовательно |
|
|
|
N3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Урал-353А |
8,3 |
0,087 |
4,3 |
Не менее |
25—30 |
|
|
|
|
1,5 |
|
ЯАЗ-204А |
15,5 |
0,138 |
8,9—9,Г |
Не менее |
XX |
|
|
|
|
1,7 |
|
Я АЗ-206 |
24,0 |
0,145 |
8,9—9,0 |
Не менее |
XX |
|
|
|
|
1,7 |
|
ЯМЗ-236 |
24,0 |
0,133 |
5,0—7,0 |
Не менее |
XXX |
|
|
|
|
1,0 |
|
ЯМЗ-238 |
32,0 |
0,133 |
5,0—7,0 |
Не менее |
XXX |
|
|
|
|
1,0 |
|
|
|
|
|
О к о н ч а н и е табл. 5 |
|
||||
7 |
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
Непод- |
Сетка насоса и наруж- |
Центробежный мае- |
|||||||
вижный |
ный фильтр щелевого ти- |
ляный .очиститель с |
|||||||
|
па с |
металлическими |
реактивным приводом |
||||||
|
пластинами, включен пос ротора |
|
|
||||||
Непод- |
ледовательно |
|
|
Сетчато-металли- . |
|||||
Сетка маслоприемника |
|||||||||
вижный |
и наружный фильтр про- |
ческий |
каркас с на- |
||||||
|
волочно-щелевого типа, |
бивкой древесной му- |
|||||||
|
включен |
последова- |
|
ни |
на |
пульвербаке- |
|||
|
тельно |
|
|
|
|
литовой |
связке |
|
|
Непод- |
Сетка маслоприемника |
(АСФО-1) |
|
||||||
Сетчато-металли- |
|
||||||||
вижный |
и наружный фильтр про- |
ческий каркас с на- |
|||||||
|
волочно-щелевого типа, |
бивкой древесной му- |
|||||||
|
включен |
|
последова- |
|
ки |
на |
пульвербаке- |
||
|
тельно |
|
|
|
|
литовой |
связке |
|
|
Непод- |
Сетка маслоприемника |
(АС Ф 0-1) |
|
||||||
Центробежный мае- |
|||||||||
вижный |
и наружный |
фильтр |
из |
ляный |
очиститель |
с |
|||
|
металлической |
сетки, |
реактивным приводом |
||||||
|
включен |
|
последова- |
|
ротора |
|
|
||
Непод- |
тельно |
|
|
|
|
Центробежный мае- |
|||
Сетка маслоприемника |
ляный |
очиститель |
с |
||||||
вижный |
и наружный |
фильтр |
из реактивным приводом |
||||||
|
металлической |
сетки, |
ротора |
|
|
||||
|
включен |
последова- |
|
|
|
|
|
||
|
тельно |
|
|
|
|
|
|
|
|
*На двигателе М-21 подготавливается установка одного центробежного масляного очистителя.
**Давление дано при 2000 обімин. коленчатого вала двигателя.
***Давление дано при 450—550 обімин. коленчатого вала двигателя.
Предельное давление, ограничиваемое редукционным клапаном (графа 4), зависит от конструкции двигателя. Так,
для двухтактных дизельных |
двигателей |
оно достигает 9,0' |
кгісм2, а у четырехтактных |
карбюраторных двигателей ко |
|
леблется в пределах 3—4 кг/см2. |
приводится описа |
|
В последних трех столбцах таблицы |
ние узлов, с помощью которых масло очищается в процес се работы двигателя. Из них видно, что все двигатели обо рудованы сетчатыми маслоприемниками, которые в свою1 очередь делятся на плавающие и неподвижные. Все двига тели, за исключением МЗМА-400, выпускавшегося до 1952 г., оборудованы полнопоточными фильтрами грубой очистки масла (ФГО). На современных дизельных четырехтактных двигателях, а также на двигателях ЗИЛ-130 н Урал-353А, вместо адсорбционных фильтров тонкой очистки (ФТО) ус танавливаются механические центробежные маслоочистители (ЦМО) с реактивным приводом ротора.
Производительность масляного насоса Q определяют по формуле:
■I}Dtnbn л/я |
(!)■ |
' 2660 |
|
где D —диаметр начальной окружности нагнетательных ше стерен насоса, мм;
т —модуль зацепления;
b—длина зуба, мм;
п—число оборотов шестерен, в мин;
V)—коэффициент подачи насоса. При расчетах значениекоэффициента принято равным 0,6 для средних ус
ловий работы.
В табл. 6 приведены значения производительности мас ляного насоса некоторых двигателей, полученные расчетным путем и определенные по формуле (1).
В последней графе табл. 6 приведено отношение произ водительности масляного насоса к максимальной мощности двигателя, откуда видно, что наибольшего значения удель ная производительность достигает у дизельного двигателя ЯАЗ-204 и у старой модели завода малолитражных автомо билей—двигателя МЗМА-400.
§ 3. Масляные фильтры отечественных двигателей
Существуют различные классификации масляных фильт ров. В качестве примера рассмотрим классификацию, соглас но которой [13] все фильтры, применяемые для очистки масла, делятся на 8 групп:
1.Сетчатые фильтры.
2.Щелевые фильтры.
25-
3.Фильтры с заполняющим веществом (объемные).
4.Бумажные фильтры.
5.Металлокерамические фильтры.
6.Химически активные фильтры.
7.Магнитные фильтры.
8.Центробежные очистители.
|
|
|
|
Таблица 6 |
|
Расчетная производительность насоса |
Удельная произ |
||
Двигатель |
|
при числе оборо |
||
Л/'** |
водительность, |
|||
|
тов |
вала, в мин |
л\ч л. с. |
|
|
|
|||
МЗМА-400 |
950 |
|
1800' |
.. 41 |
М-20 |
1 260 |
|
1800 |
25 |
ЗИЛ-110 |
1 450 |
|
1800 |
10 |
, ГАЗ-51 |
980 |
|
1'400 |
14 |
ГАЗ-12 |
1260 |
|
1800 |
14 |
ЗИЛ-120 |
1 150 |
|
1200 |
13 |
ЯАЗ-204 |
3 220 |
|
2 660 |
29 |
Сетчатые фильтры. Фильтрующий элемент состоит из каркаса или из набора конических шайб. Они обтягиваются мелкоплетенной тканью. Ткань изготавливается из метал лических нитей или из искусственного вещества. Поэтому сетчатые фильтры подразделяются на фильтры с сетчатой оболочкой и на сетчатые шайбовые фильтры. В настоящее время можно изготавливать сетчатые ткани размером пор менее 0,5 у. Ввиду очень высокой стоимости изготовления таких тканей последние применяются в авиационной про мышленности. Автомобильные двигатели оборудуются сет чатыми фильтрами С размером пор 5О-Щ00 у.
Щелевые фильтры. Типичным представителем такой разновидности является фильтрующий элемент, состоящий из каркаса, обмотанного спирально проволокой (чаще трапе циевидного сечения). К щелевым фильтрам относятся также шайбовые фильтры, состоящие из набора пластинок, раз деленных дистанционными шайбами. Пластинки могут быть изготовлены из металла или из искусственных веществ. Шайбовыми фильтрами следует считать также войлочные фильтры, которые набираются из войлочных шайб. Тон кость отсева щелевых фильтров доходит до 5 у.
Фильтры с заполняющим веществом. Фильтрующий элемент .состоит либо из перфорированного жестяного кор пуса, либо из тканевого чулка, заполненного фильтрую щим веществом. В качестве заполнителя обычно применя ются следующие вещества: текстильные очесы, древесная мука, хлопок, волокнистые вещества, целлюлоза. Перфори рованный жестяной корпус или тканевой чулок обеспечи
26
вают предварительную фильтрацию масла. Тонкость отсева таких фильтров доходит до 1 ц.. Причем, по мере загряз нения этих фильтров повышается тонкость отсева.
Бумажные фильтры. Изготавливают из бумаги, сложен ной в складки таким образом, чтобы как можно больше увеличить фильтрующую поверхность. К бумажным отно сят также фильтры, набранные из картонных шайб или филь тры с бумажным корпусом, которые состоят из прессован ного бумагообразного материала. Тонкость фильтрации их составляет приблизительно 1 ц, по мере загрязнения филь тра возрастает (как и у фильтров с заполняющим вещест вом).
Металлокерамические фильтры. Фильтрующий элемент таких фильтров состоит из плотно уложенных металличес ких или керамических шариков. Количество слоев шариков при изготовлении таких фильтров не должно быть менее 15.
Тонкость отсева у таких |
фильтров бывает в пределах |
от 1 |
|
до 100 <•', причем зависит от размера шариков. |
|
||
Химически активные |
фильтры. |
Отличаются от филь |
|
тров с заполняющим веществом тем, |
что последнее |
явля |
ется химически активным средством. Применяется, напри мер, отбеливающая земля, активированный уголь, фулерова земля и т. п. Тонкость отсева соответствует тонкости филь трации фильтров с заполняющим веществом.
Магнитные фильтры. Состоят из пластинок и палочек постоянных магнитов. Магнитным полем таких фильтров должны задерживаться не только железные металлы, но и не железные. Применяются в тех случаях, когда смазочные масла содержат металлические продукты износа, металли ческие стружки или металлическую пыль. Часто магнитный фильтр применяется совместно с любым из названных выше фильтров-. .
Центробежные очистители. В цилиндрический ротор под давлением подается масло. В результате вращения мас ла возникают центробежные силы, отбрасывающие в сторону механические примеси, имеющие большую плотность, чем ■очищаемое масло. Центробежные очистители выполняются как с механическим приводом, так и реактивные. Могут применяться совместно с фильтром грубой очистки масла — частичнопоточные центрифуги-, а также без предварительной очистки масла—полнопоточные.
По принципу очистки масла фильтры можно разделить на две основные группы: поверхностные (сетчатые и щеле вые) и объемные (фильтры с заполняющим веществом, хи мически активные, металлокерамические).
Фильтры грубой очистки масла современных отечествен ных автомобильных карбюраторных двигателей изготавли вают с пластинчатым фильтрующим элементом, имеющим
27