Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2.

.3 . .

М-21*

6,2

0,089

ГАЗ-12

7,0

0,078

ГАЗ-51

7,0

0,1

ЗИЛ-120

8,5

0,095

ЗИЛ-130

8,0

0,054

. 4 .

4,0

4,0

4,0

Со О

1

О

;

3,0

5

. л 6 .

7

2—4

СО

Плаваю­

 

 

щий

2—4

50

Плаваю­

 

 

щий

2—4

50

Плаваю­

 

 

щий

Не менее

25—30

Плаваю­

1,5

щий

 

3,0

50

Плаваю­

 

 

щий

 

 

 

П р о д о л ,

т а б л . 5

 

....

8

 

9

Сетка

маслоприемника

Со сменным картон­

и наружный фильтр ше-

ным

фильтрующим

левого

типа

с металли­

элементом,

включен'

ческими пластинами, вк­ параллельно

лючен

последовательно (АСФО-2)

 

Сетка маслоприемника

Со сменным картон­

и наружный фильтр ша­

ным

фильтрующим

левого типа с металли­

элементом,

включен

ческими пластинами, вк параллельно

лючеи

последовательно (АСФО-2)

 

Сетка маслоприемника

Со сменным картон­

и наружный фильтр ще­

ный

фильтрующим

левого

тигга с металли­

элементом,

включен

ческими пластинами, вк­ параллельно

лючен последовательно

(АСФО-2)

 

Сетка насоса и наруж­

Со

сменным кар­

ный фильтр щелевого ти­

тонным

фильтрую­

па

с

металлическими

щим элементом, смон­

пластинами, включен пос­

тирован в общем кор­

ледовательно

пусе с фильтром гру­

 

 

 

 

бой очистки; включен

 

 

 

 

параллельно

Сетка насоса и наруж­

(АСФО-1)

 

Центробежный мас­

ный фильтр щелевого ти­

ляный

очиститель с

па

с

металлическими

реактивным приводом

пластинами, включен пос­

ротора

 

 

ледовательно

 

 

 


N3

1

2

3

4

5

6

Урал-353А

8,3

0,087

4,3

Не менее

25—30

 

 

 

 

1,5

 

ЯАЗ-204А

15,5

0,138

8,9—9,Г

Не менее

XX

 

 

 

 

1,7

 

Я АЗ-206

24,0

0,145

8,9—9,0

Не менее

XX

 

 

 

 

1,7

 

ЯМЗ-236

24,0

0,133

5,0—7,0

Не менее

XXX

 

 

 

 

1,0

 

ЯМЗ-238

32,0

0,133

5,0—7,0

Не менее

XXX

 

 

 

 

1,0

 

 

 

 

 

О к о н ч а н и е табл. 5

 

7

 

 

8

 

 

 

 

9

 

Непод-

Сетка насоса и наруж-

Центробежный мае-

вижный

ный фильтр щелевого ти-

ляный .очиститель с

 

па с

металлическими

реактивным приводом

 

пластинами, включен пос­ ротора

 

 

Непод-

ледовательно

 

 

Сетчато-металли- .

Сетка маслоприемника

вижный

и наружный фильтр про-

ческий

каркас с на-

 

волочно-щелевого типа,

бивкой древесной му-

 

включен

последова-

 

ни

на

пульвербаке-

 

тельно

 

 

 

 

литовой

связке

 

Непод-

Сетка маслоприемника

(АСФО-1)

 

Сетчато-металли-

 

вижный

и наружный фильтр про-

ческий каркас с на-

 

волочно-щелевого типа,

бивкой древесной му-

 

включен

 

последова-

 

ки

на

пульвербаке-

 

тельно

 

 

 

 

литовой

связке

 

Непод-

Сетка маслоприемника

(АС Ф 0-1)

 

Центробежный мае-

вижный

и наружный

фильтр

из

ляный

очиститель

с

 

металлической

сетки,

реактивным приводом

 

включен

 

последова-

 

ротора

 

 

Непод-

тельно

 

 

 

 

Центробежный мае-

Сетка маслоприемника

ляный

очиститель

с

вижный

и наружный

фильтр

из реактивным приводом

 

металлической

сетки,

ротора

 

 

 

включен

последова-

 

 

 

 

 

 

тельно

 

 

 

 

 

 

 

 

*На двигателе М-21 подготавливается установка одного центробежного масляного очистителя.

**Давление дано при 2000 обімин. коленчатого вала двигателя.

***Давление дано при 450—550 обімин. коленчатого вала двигателя.


Предельное давление, ограничиваемое редукционным клапаном (графа 4), зависит от конструкции двигателя. Так,

для двухтактных дизельных

двигателей

оно достигает 9,0'

кгісм2, а у четырехтактных

карбюраторных двигателей ко­

леблется в пределах 3—4 кг/см2.

приводится описа­

В последних трех столбцах таблицы

ние узлов, с помощью которых масло очищается в процес­ се работы двигателя. Из них видно, что все двигатели обо­ рудованы сетчатыми маслоприемниками, которые в свою1 очередь делятся на плавающие и неподвижные. Все двига­ тели, за исключением МЗМА-400, выпускавшегося до 1952 г., оборудованы полнопоточными фильтрами грубой очистки масла (ФГО). На современных дизельных четырехтактных двигателях, а также на двигателях ЗИЛ-130 н Урал-353А, вместо адсорбционных фильтров тонкой очистки (ФТО) ус­ танавливаются механические центробежные маслоочистители (ЦМО) с реактивным приводом ротора.

Производительность масляного насоса Q определяют по формуле:

■I}Dtnbn л/я

(!)■

' 2660

 

где D —диаметр начальной окружности нагнетательных ше­ стерен насоса, мм;

т —модуль зацепления;

b—длина зуба, мм;

п—число оборотов шестерен, в мин;

V)—коэффициент подачи насоса. При расчетах значениекоэффициента принято равным 0,6 для средних ус­

ловий работы.

В табл. 6 приведены значения производительности мас­ ляного насоса некоторых двигателей, полученные расчетным путем и определенные по формуле (1).

В последней графе табл. 6 приведено отношение произ­ водительности масляного насоса к максимальной мощности двигателя, откуда видно, что наибольшего значения удель­ ная производительность достигает у дизельного двигателя ЯАЗ-204 и у старой модели завода малолитражных автомо­ билей—двигателя МЗМА-400.

§ 3. Масляные фильтры отечественных двигателей

Существуют различные классификации масляных фильт­ ров. В качестве примера рассмотрим классификацию, соглас­ но которой [13] все фильтры, применяемые для очистки масла, делятся на 8 групп:

1.Сетчатые фильтры.

2.Щелевые фильтры.

25-


3.Фильтры с заполняющим веществом (объемные).

4.Бумажные фильтры.

5.Металлокерамические фильтры.

6.Химически активные фильтры.

7.Магнитные фильтры.

8.Центробежные очистители.

 

 

 

 

Таблица 6

 

Расчетная производительность насоса

Удельная произ­

Двигатель

 

при числе оборо­

Л/'**

водительность,

 

тов

вала, в мин

л\ч л. с.

 

 

МЗМА-400

950

 

1800'

.. 41

М-20

1 260

 

1800

25

ЗИЛ-110

1 450

 

1800

10

, ГАЗ-51

980

 

1'400

14

ГАЗ-12

1260

 

1800

14

ЗИЛ-120

1 150

 

1200

13

ЯАЗ-204

3 220

 

2 660

29

Сетчатые фильтры. Фильтрующий элемент состоит из каркаса или из набора конических шайб. Они обтягиваются мелкоплетенной тканью. Ткань изготавливается из метал­ лических нитей или из искусственного вещества. Поэтому сетчатые фильтры подразделяются на фильтры с сетчатой оболочкой и на сетчатые шайбовые фильтры. В настоящее время можно изготавливать сетчатые ткани размером пор менее 0,5 у. Ввиду очень высокой стоимости изготовления таких тканей последние применяются в авиационной про­ мышленности. Автомобильные двигатели оборудуются сет­ чатыми фильтрами С размером пор 5О-Щ00 у.

Щелевые фильтры. Типичным представителем такой разновидности является фильтрующий элемент, состоящий из каркаса, обмотанного спирально проволокой (чаще трапе­ циевидного сечения). К щелевым фильтрам относятся также шайбовые фильтры, состоящие из набора пластинок, раз­ деленных дистанционными шайбами. Пластинки могут быть изготовлены из металла или из искусственных веществ. Шайбовыми фильтрами следует считать также войлочные фильтры, которые набираются из войлочных шайб. Тон­ кость отсева щелевых фильтров доходит до 5 у.

Фильтры с заполняющим веществом. Фильтрующий элемент .состоит либо из перфорированного жестяного кор­ пуса, либо из тканевого чулка, заполненного фильтрую­ щим веществом. В качестве заполнителя обычно применя­ ются следующие вещества: текстильные очесы, древесная мука, хлопок, волокнистые вещества, целлюлоза. Перфори­ рованный жестяной корпус или тканевой чулок обеспечи­

26


вают предварительную фильтрацию масла. Тонкость отсева таких фильтров доходит до 1 ц.. Причем, по мере загряз­ нения этих фильтров повышается тонкость отсева.

Бумажные фильтры. Изготавливают из бумаги, сложен­ ной в складки таким образом, чтобы как можно больше увеличить фильтрующую поверхность. К бумажным отно­ сят также фильтры, набранные из картонных шайб или филь­ тры с бумажным корпусом, которые состоят из прессован­ ного бумагообразного материала. Тонкость фильтрации их составляет приблизительно 1 ц, по мере загрязнения филь­ тра возрастает (как и у фильтров с заполняющим вещест­ вом).

Металлокерамические фильтры. Фильтрующий элемент таких фильтров состоит из плотно уложенных металличес­ ких или керамических шариков. Количество слоев шариков при изготовлении таких фильтров не должно быть менее 15.

Тонкость отсева у таких

фильтров бывает в пределах

от 1

до 100 <•', причем зависит от размера шариков.

 

Химически активные

фильтры.

Отличаются от филь­

тров с заполняющим веществом тем,

что последнее

явля­

ется химически активным средством. Применяется, напри­ мер, отбеливающая земля, активированный уголь, фулерова земля и т. п. Тонкость отсева соответствует тонкости филь­ трации фильтров с заполняющим веществом.

Магнитные фильтры. Состоят из пластинок и палочек постоянных магнитов. Магнитным полем таких фильтров должны задерживаться не только железные металлы, но и не железные. Применяются в тех случаях, когда смазочные масла содержат металлические продукты износа, металли­ ческие стружки или металлическую пыль. Часто магнитный фильтр применяется совместно с любым из названных выше фильтров-. .

Центробежные очистители. В цилиндрический ротор под давлением подается масло. В результате вращения мас­ ла возникают центробежные силы, отбрасывающие в сторону механические примеси, имеющие большую плотность, чем ■очищаемое масло. Центробежные очистители выполняются как с механическим приводом, так и реактивные. Могут применяться совместно с фильтром грубой очистки масла — частичнопоточные центрифуги-, а также без предварительной очистки масла—полнопоточные.

По принципу очистки масла фильтры можно разделить на две основные группы: поверхностные (сетчатые и щеле­ вые) и объемные (фильтры с заполняющим веществом, хи­ мически активные, металлокерамические).

Фильтры грубой очистки масла современных отечествен­ ных автомобильных карбюраторных двигателей изготавли­ вают с пластинчатым фильтрующим элементом, имеющим

27