Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приспособление для

проворачивания элемента

в целях пери­

одической его очистки. Фильтры грубой очистки

в систему

смазки

включаются

 

последовательно

и имеют перепускные

 

 

 

 

 

 

 

клапаны, перепускающие из­

 

 

 

 

Схемы потопа масла

быточное

масло в магистраль

 

 

 

 

помимо

 

фильтра.

Перепуск

 

CL

 

 

 

 

 

масла

происходит

также

и в.

 

 

 

 

 

 

случае

 

загрязнения фильтра..

 

 

 

 

 

 

 

На дизельном двигателе ЯАЗ-

 

 

 

 

 

 

 

204 для

грубой очистки масла

 

 

 

 

 

 

 

поставлен

 

фильтр

с

метал­

 

 

 

 

 

 

 

лическим

сетчатым фильтрую­

 

 

 

 

 

 

 

щим элементом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общем по способу вклю­

 

 

 

 

 

 

 

чения

 

в

магистраль

системы

 

 

 

 

 

 

 

смазки фильтры тонкой очист­

 

 

 

 

 

 

 

ки разделяются

на:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) неполнопоточные (час­1*

 

 

 

 

 

 

 

тичнопоточные);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

полнопоточные.

раз­

 

 

 

 

 

 

 

В начальный

период

 

 

 

 

 

 

 

вития

двигателей внутреннего-

 

 

 

 

 

 

 

сгорания

фильтрация

масла

 

 

 

 

 

 

 

была ограничена применением,

Рис. 9. I—маслонасос; 2—фильтр

полнопоточных

фильтров гру­

бой очистки.

 

появляться,

грубой очистки масла; 3—фильтр

Позже

стали

тонкой

очистки масла; 4—дроссе­

частичнопоточные

 

фильтры

лирующее отверстие ФТО; 5—мас­

 

ляная магистраль дизеля, 6—пере­

тонкой

 

очистки масла со смен­

пускной клапан. А—поток масла из

ными фильтрующими

элемен­

масляного насоса; В\—поток масла

тами.

 

 

 

 

 

 

 

 

на смазку деталей дизеля; С\—по­

 

последнее

время

все

ток

масла, прошедшего

очистку в

В

 

 

 

 

ФТО.

 

 

большее

распространение по­

тры

тонкой

очистки

масла.

лучают полнопоточные филь­

Этот способ

очистки

является

более совершенным методом фильтрации.

 

 

неполнопо­

 

На

рис.

9

приведены варианты

 

включения

точных

(а;

б\

в)

и

полнопоточного

фильтров

(г).

быть-

 

Включение

неполнопоточных

фильтров

может

произведено

по следующим

вариантам:

 

 

 

 

 

 

1.С частичной подачей масла в корпус ФТО и с отво­ дом очищенного масла в картер (а).

2.С полной подачей масла в корпус ФТО и отводом очищенного масла в картер (б).

3.Включение фильтра с отводом очищенного масла в масломагистраль дизеля (е).

Лучшие результаты по концентрации механических примесей в масле дает полнопоточный фильтр.

28



По этому же признаку на неполнопоточных фильтров лучший результат дает схема „в“, но при равных давлениях и производительности масляного насоса, по схеме „в“ будет проходить масла через ФТО меньше, чем в первых двух ■схемах. Это обусловлено характеристикой перепускного клапана и необходимостью обеспечить режим смазки тру­ щихся деталей двигателя.

Рис. 10. АСФО.

При пропускании полного потока масла (схема „6“) ФТО быстрее прогревается, но при этом увеличиваются

скорости

масла в корпусе

ФТО. В результате этого про;

с-

ходпт

вымывание

осадка

из

корпуса фильтра.

В связи

с

этим

для

разработки варианта

„6“ необходимо решить во­

прос организации потока масла в корпусе ФТО.

 

 

В связи с этим

вариант „а“ получил наибольшее рас­

пространение и в

настоящее

время применяется

на боль­

шинстве автомобильных двигателях внутреннего сгорания отечественного производства.

Фильтрующий элемент сменного типа АСФО (автомо­ бильный суппер фильтр-отстойник)—один из первых филь­ трующих элементов, получивших широкое распространение на серийных автомобильных двигателях. Изготавливается указанный фильтр нз картона и набирается из фигурных пластин двух толщин.

Метод фильтрации—щелевой. Масло, попадающее в корпус фильтра тонкой очистки под давлением из ответвле­ ния масляной магистрали, направляется к боковой поверх-

29


гности фильтрующего элемента. Проходя в' щели между пластинами, в полостях промежуточной пластины, имеющей фигурные вырезы и зажатой сверху и снизу пластинами;

Рис. 11. ДАСФО.

без вырезов, отфильтровывается и попадает в центральноесквозное отверстие элемента. Далее через калиброванное отверстие 1,7 мм в центральной трубке корпуса фильтра

Рис. 12. ДАСФО-ЭФА

масло попадает в картер двигателя. Для быстрого прогрева масла в корпусе фильтра в местах уплотнения фильтрую­ щего элемента внизу или наверху (в зависимости от раз-

30

мера фильтрующего элемента) делается несколько отвер­ стий (обычно 6) 1,1 мм. В период, когда масло еще не прогрето, оно проходит не через фильтрующий элемент, а через указанные отверстия. Далее через отверстие цен­ тральной трубки корпуса фильтра масло попадает обратно в дартер.

Рис. 13. Реготмас.

Из всего потока масла, направляющегося в масляную систему двигателя, только 8—10% (в зависимости от марки двигателя) направляется в фильтр тонкой очистки. Однако не все масло, которое попало в ФТО, подвергается филь­ трованию. Уже прогретое масло в основном проходит через дросселирующие отверстия фильтрующего элемента. Лишь 6—10% (в зависимости от загрязненности фильтрующего элемента и температуры масла) из всего количества масла, попавшего в ФТО, проходит через фильтрующий элемент [14].

Для улучшения фильтрующего действия элемента ФТО был создан более совершенный фильтрующий элемент ДАСФО (двойной автомобильный суппер фильтр отстой­ ник). Фильтрующий элемент типа ДАСФО отличается от АСФО лишь конфигурацией пластин (рис. 11).

ДАСФО—ЭФА (двойной автомобильный суппер фильтр отстойник эффективной фильтрации автола) отличается от предыдущих также только конфигурацией пластин (рис. 12).

Ввиду значительного увеличения моторного парка, а следовательно в целях экономии картона и удешевления стоимости фильтрующих элементов, был создан фильтрую

31

щий элемент марки „P“ (Реготмас). Указанный элемент изготавливается из сплошного куска картона, сложенного „гармошкой“ и собранного в цилиндрическую форму (рис. 13).

Фильтр „P“ отличается от пластинчатых методом филь­ трования. Если последние можно отнести к щелевым филь­ трам, то в фильтре типа „P“ масло фильтруется через кар­ тон. Несмотря на то, что метод очистки при использовании фильтра типа „P“ более совершенный, в эксплуатации опи­ санный элемент показал значительно худшие результаты, чем пластинчатые фильтры. Поэтому элемент типа „P“ был вновь заменен пластинчатым фильтрующим элементом типа ДАСФО—ЭФА—КП (двойной« ■- автомобильный суппер фильтр * отстойник—эффективной филь-:.і трации автолов—из картона^' прессованного).

Рас. 14. ДАСФО-ЭФА-КП.

Рис. 15.

ДАСФО—ЭФА—КП работает по принципу вышеописан­ ных пластинчатых фильтрующих элементов (рис. 14).

В зависимости от мощности двигателя и числа цилин-

32


дров применяют фильтрующие элементы трех типоразмеров по ГОСТу 4012-52, которые представлены в табл. 7.

Наружный диаметр центральной трубки фильтра 14,3 + ±0,15 мм.

 

 

Т а б л и ц а 7

№ фильтрующих

Размеры фильтрующего

элемента, мм,

не более

 

элементов по ГОСТу

диаметр

высота

 

I

116

206

2

116

128

3

86

. 134

На автодизелях ЯАЗ-204 широко применяются ФТО из минеральной ваты размерности I объемного типа. На кар­ кас из металлической сетки набивается пакет из минераль­ ной ваты, который по наружному диаметру обматывается марлей. При усовершенствовании описанного фильтрующего элемента конструкция осталась прежней. Заменен был лишь фильтрующий материал. Вместо минеральной ваты стали применять пакет из древесной муки на пульвербакелнтовой связке (рис. 15).

В настоящее время на новых автомобильных двигате­ лях как карбюраторных, так и дизельных, вместо адсорб­ ционных фильтров тонкой очистки масла применяют центро­ бежные реактивные маслоочистители. ЦМО устанавливаются на двигателях Урал-355М, Урал-376, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,

ЗИЛ-375, М-13,

ЯМЗ-236, ЯМЗ-238. Однако широкого

распространения

ЦМО пока не получили из-за

имеющихся

у них

существенных нодостатков, о которых

говорится в

главе

1.

 

 

343-3

ГЛ AB А 3

ХАРАКТЕРИСТИКА [ПРИСАДОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

Вопрос о взаимодействии фильтрующих элеметов с при­ садками, содержащимися в моторных маслах, в настоящее время приобрел серьезное значение в связи с развитием про­ изводства и широким применением присадок в народном хозяйстве. В этой связи целесообразно привести некото­ рые сведения о допущенных в настоящее время к приме­ нению присадок к моторным маслам с целью обоснования выбора присадки СБ-3 в качестве основного объекта для дальнейших исследований.

В результате исследований, проведенных коллективами сотрудников ИХП АН Азербайджанской ССР, ВНИИ НП, ИНХС АН СССР, МНИ им. Губкина, НАМИ, и др. ко­ торые возглавляют такие советские специалисты, как акад. А. М. Кулиев, В. И. Исагулянц, доктора техн. наук К. К. Папок, С. Э. Крейн, П. И. Санин, А. С. Рамайя и др. были синтезированы и в широком масштабе внедрены в на­ родное хозяйство отечественные просадки к моторным мас­ лам АзНИИ-4, АзНИИ-ЦИАТИМ-1, НАКС, АзНИИ-7, ЦИ- АТИМ-339, ИП-22, СБ-3, СК-3, АзНИИ-8, ПМС-19Я, ВНИИ НП-360, БФК, ВНИИ-НП-370, ДФ-11, ЛАНИ-317 и ряд дру­ гих. Перечисленные выше присадки по типу соединений можно подразделить на 3 группы [15]:

1)присадки, полученные на базе алкилфенолов, алкилфенолятов и их сульфидов и дисульфидов;

2)сульфонатные присадки, в основном бариевые и каль­ циевые соли нефтяных сульфокислот;

3)фосфорорганические соединения, преимущественнобариевые, кальциевые и цинковые соли диэфиродитиофосфорной кислоты.

34