Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К присадкам первой группы относятся такие присадки, как АзНИИ-7, ЦИАТИМ-339, БФК; к присадкам второй группы—СБ-3, СК-3, ПМС-19Я; к присадкам третьей гругі- пы—ДФ-11, ИНХП-21, ЛАНИ-317 и др.

Впоследние годы работами ВНИИ НП [16] и ИХП АН Азербайджанской ССР показано, что путем комбинации противоизносных, моющих и противоокислительных приса­ док можно разработать весьма эффективные композиции их, предназначенные для различных условий эксплуатации оте­ чественных поршневых двигателей.

Всвязи с тем, что работы по синтезу присадок и соз­ данию их композиций как в ИХП АН Азербайджанской ССР, так и во ВНИИ НП проводились в принципиально близких направлениях, то ниже дается краткая характе­

ристика только присадок, разработанных в лаборатории акад. А. М. Кулиева в ИХП АН Азербайджанской ССР, которые допущены к применению в народном хозяйстве

СССР.

§ 1. Присадки для автолов

Для масел карбюраторных двигателей в соответствии с ГОСТом 1862-63, применяются присадки СБ-3, СК-3 и АзНИИ-8(у),

Присадка СБ-3 представляет собой бариевую соль суль­ фокислот, полученных сульфированием дизельного масла селективной очистки, вырабатываемого БНЗ им. XXII съезда КПСС из смеси масляных нефтей. Товарная присадка выпу­

скается в виде

примерно

20-ь25%-

о

 

 

ного

раствора

в

бакинском

масле

[j

 

 

Д-11.

 

Оптимальная

добавка

кон­

# Яг — 3-

а.

 

центрата в моторное масло состав­

 

 

 

ляет 10% по весу.

представляет

 

 

;-мр-

Присадка

СК-3

 

 

собой

кальциевую

соль

тех

же,

 

 

 

что и в предыдущем случае,

суль­

S— о

 

фокислот.

Отличается она

от при­

 

 

 

 

садки СБ-3 тем,

что для

нейтра­

о

 

 

лизации

 

сульфокислот

вместо

 

 

 

Ва(ОН)2 применяется Са(ОН)2. Об­

Рис. 16. RAr—алкильные

щая структурная

формула

нейтра­

и арильные

радикалы;

льных

сульфонатов,

к

которым

M e— двухвалентный

ме­

талл (в данном случае

Ва

относятся

присадки

СБ-3

и

СК-3

или

Са)

 

представлена на рис. 16.

СК-3

выпускается заводом изгото­

Товарная

присадка

вителем

также

в виде

раствора в масле Д-11 и добавляется

к автолам

в количестве

10%

по весу.

 

 

 

35


Присадка АзНИИ-8(у) представляет собой смесь товар­ ных присадок, сульфонатной (СБ-3 или СК-3) и алкилфенольной (АзНИИ-7), взятых в соотношении 1:1, которая добавляется к маслам в количестве 5% (весовых).

п.п

1

2

3

4

5

Таблица 8

Показатели

качества

 

АС-10 +

АС-10 Ь

АС-10

 

596

+

1096 СБ-3 +

10% СК-3

 

 

 

АзНИИ

Зольность масла,

%

 

0,63

0,23

0,35

Содержание

Ва,

%

 

0,37

0,22

Содержание

Са,

%

 

0,07

Коррозия по Пинкеви-

 

28

15

20

чу, г/м-

 

ПЗВ,

 

Моющие свойства

 

 

 

 

баллы

 

 

 

0,5

1,0

1.5

Все три указанные присадки прошли полный комплекс предварительных стендовых и эксплуатационных испытаний [17, 18], на основании положительных результатов допущены к применению в народном хозяйстве СССР. В табл. 8 в качестве примера приведены качества масла АС-10 с при­ садками СБ-3, СК-3 и АзНИИ-8(у).

Всоответствии с ГОСТом 1862-63 присадки СБ-3, СК-3

иАзНИИ-8 добавляются к автолам АСП-6, АСП-lO и АКП-10, кроме того присадка АзНИИ-8 добавляется к авто­ лам АС3П-6 и АК3П-10.

Во всех трех случаях может обнаруживаться щелочная реакция.

НИАТ, проводивший эксплуатационные испытания, в своих рекомендациях указывает, что применение присадок СБ-3 СК-3 и АзНИИ-8 обеспечивает нормальную работу двигателей типа ГАЗ-51 и ЗИЛ-120 при увеличенном сроке службы масла (s2—3 раза в зависимости от типа применяе­ мой присадки):

§ 2. Присадки для дизельных масел

Для дизельных масел были разработаны присадки АзНИИ-7 и БФК, а также композиции присадок (о которых будет сказано в § 3 настоящей главы).

Присадка АзНИИ-7 представляет собой бариевую соль сульфидалкилфенольных соединений, содержащих серу в боковой цепи в отличие от присадки ЦИАТИМ-339, у кото­ рой сера расположена между ароматическими ядрами.

Присадку АзНИИ-7 получают конденсацией фенола с сульфидалкилхлоридами путем обработки керосина терми­ ческого крекинга двухлористой серой. Полученный продукт

36


омыляется гидратом окиси бария. Оптимальная концентрация присадки АзНИИ-7 в дизельном масле Д-11 составляет 5% по весу. В табл. 9 приведены качества присадки АзНИИ-7 [19].

Таблица 9

пп

1

2

3

4

5

6

 

 

К а ч е с т в а

Показатели

Плотность, р2°

вязкость

при І00°С, ѵ]00 ccm

1,005

Кинематическая

__

Кинематическая

вязкость

при 50°С, v50 ccm

47,5

Зольность,

%

 

 

10,6

Кислотное

число, мг КОН/г

Щелочная ре-

Температура вспышки в открытом тигле, °С

акция

118

Присадка АзНИИ-7 была испытана в условиях эксплуа­ тации на тракторных двигателях ДТ-54, С-80 и КД-35. На основании положительных результатов последних она была допущена к применению в народном хозяйстве СССР.

 

 

 

Т а б л и ц а 10

 

К а ч е с т в а

Показатели

пп

 

 

 

 

1

г,

20

1,0196

Плотность, р 4

2

Кинематическая вязкость при 100°С, і ЮОсст

126,34

3

Зольность,

96

9—10

4

Молекулярный вес

880

5

Температура вспышки в открытом тигле, °С

190

6

Моющие свойства масла Д-11-)-89б БФК-1,

0,0-0,5

7

ПЗВ, баллы

Коррозионная агрессивность того же масла

с

 

присадкой (по методу НАМИ 10 ч), г/ж2

0

Присадка БФК представляет собой бариевую соль про­ дукта конденсации алкилфенола с формальдегидом (рис. 17).

Качества промышленной присадки БФК приведены в табл. 10.

Присадка БФК в зависимости от условий применения и типа двигателя была успешно испытана в концентрациях 6 и 8% и допущена к применению в народном хозяйстве

СССР. Промышленный выпуск присадки БФК начал осуще­ ствляться в 1966 г.

37


§ 3. Композиции присадок

Композиции присадок, рекомендованные ИХП АН Азер­ байджанской ССР, представляют собой в основном смесь присадок сульфонатного и алкилфенольного типов. Первой такой композицией является присадка АзНИИ-8, о которой мы упоминали выше. В целях ликвидации ценообразования в двигателях с сухим картером в состав композиции вво­ дится в небольших количествах полиметилсилоксановая жидкость ПМС-200А.

r'

Рис. 17.

Как известно, современная классификация моторных масел определяет состав и концентрацию компонентов ком­ позиций присадок в зависимости от типа, назначения-и ус­ ловий эксплуатации двигателей. Прежде чем приводить характеристику допущенных к применению композиций присадок, рассмотрим несколько подробнее совместное дей­ ствие присадок БФК и СБ-3.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л

и ц а 11

№ пп.

 

Наименование образца масла

Суммарная .оценка

 

поршня

в баллах

 

 

 

 

 

 

 

1

Д-11

(бак.)

+

1096

СБ-3

 

 

И

2

Д-11, (бак.)

-t-

10 96

БФК

5% БФК

 

9

. 3

Д-11

(бак.)

+

596

СБ-3

 

4

Работами отдела моторных испытаний ИХП АН Азер­ байджанской CGP в 19§| г. было показано [20], что при взаимодействии присадок*обнаруживается синергизм в мою­ щих свойствах масла при испытаниях на дизельном двига­ теле. Это видно, например, по результатам испытаний на установке УИМ-3, которые представлены в табл. 11.

38