Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шение бортов покрышки вызвано чаще всего неисправностью обо* дов.

Из сказанного выше следует, что ходимость шины зависит от правильного вождения автомобиля и эксплуатации, а также от ухода за ней. Поэтому этим вопросам должно быть уделено особое внимание со стороны инженерно-технических работников автомо­ бильной промышленности и автомобильных хозяйств.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

C o l l i e r , Reynolds. Quality Control in the Rubber

Industry. New

York, Palmer-

ton Publishing Co., Inc., 1959.

Mechanics of

pneumatic Ti­

van E 1d i k H. C. Thieme Tire Nonuniformities. In:

res. Washington D. C. National Bureau of Standard, p. 616—627.

Г л а в а 13

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ШИННОГО ЗАВОДА

Объем производства

При определении объема производства исходят из того, что размеры шинного завода должны быть такими, при которых стои­ мость строительства и затраты производства были минимальными.

За рубежом проводились многочисленные исследования по оп­ тимизации размеров шинного завода. В частности, эти работы были проведены в «Королевском институте международных отно­ шений» и в институте «Политического и экономического планиро­ вания» (Англия). Согласно проведенным исследованиям для за­ вода, выпускающего шины для легковых автомобилей, оптималь­ ным является объем производства 40 000 шин/сутки (расход резины — 55 000 т/г). Однако большинство шинных заводов-за ру­

бежом

имеют производительность

ниже оптимальной (10 000—

20 000

шин/сутки). По имеющимся

данным, завод с мощностью

10 000 шин/сутки является достаточно эффективным.

По мнению специалистов, на заводе с оптимальной производи­ тельностью должна быть установлена одна пропиточно-каландро­ вая линия, загруженная не ниже чем на 80%.

В отечественной практике наиболее оптимальным считается за­ вод со средней мощностью 4 000 000 грузовых шин в год (расход резины— 120 000 т/г). На таком заводе должны быть установлены две пропиточно-каландровые линии.

Ассортимент выпускаемой продукции

На проектируемом заводе важно правильно определить ассор­ тимент выпускаемой продукции. Как правило, наиболее эффекти­ вен специализированный завод с небольшим ассортиментом. Так, если эффективность завода с широким ассортиментом продукции принять за 100, то завод с массовым производством шин. несколь­ ких размеров будет им^ть эффективность, равную 130, а завод; выпускающий шины одного размера, — даже 150.

Расположение завода

Шинные заводы, по данным зарубежной практики, следует располагать вблизи комплектуемого автозавода.

Если завод не специализирован на выпуске комплектующей продукции, его расположение определяется выбором оптимального

ф55


варианта из нескольких возможных с учетом удельных капитало­ вложений, себестоимости, стоимости перевозки сырья и вывоза готовой продукции. Такие расчеты производятся с помощью вы­ числительных машин.

Планировка завода

Завод, выпускающий 40 000 легковых шин/сутки, должен иметь площадку около 100 га. При этом рекомендуется максимально возможная блокировка производственных и складских помещений в одном здании. Отдельно следует располагать лишь те цехи, кото­ рые при расширении производства будут мешать развитию имею­ щихся цехов. Обычно выделяют ремонтно-механические, камер­ ные и клеевые цехи. Основные производственные цехи следует строить так, чтобы завод можно было вводить в эксплуатацию очередями.

При строительстве здания применяют стандартные пролеты. Выбор шага колонн диктуется размерами устанавливаемого обору­ дования с учетом минимальных проходов и проездов и требований ГОСТ.

Для размещения подготовительного цеха необходимо иметь высокое 3—4-этажное отделение, объединенное или связанное пере­ ходами со складами каучуков, сажи, пластификаторов и химика­ тов. Материалы подают на верхний этаж, а оттуда они поступают на все операции самотеком. Все остальные производственные по­ мещения целесообразнее размещать в одноэтажном корпусе. Склад­ ские помещения должны располагаться вдоль железнодорожной ветки.

При проектировании технологического процесса шинного про­ изводства необходимо стремиться к созданию поточных линий, ра­ ботающих автоматически или полуавтоматически и требующих минимального обслуживания.

Потоки гранулированной сажи и пластификаторов при приеме из вагонов, хранении и подаче в производство должны быть макси­ мально спрямлены. Материалы должны взвешиваться и подавать­ ся автоматически. На современных заводах автоматизируют и управление процессом смешения.

В настоящее время ведутся интенсивные работы для обеспече­ ния перехода от периодически работающих резиносмесителей, на перезарядку которых теряется до 20% времени, к непрерывному процессу смешения.

При разработке этой проблемы наиболее сложной является за­ дача создания питателя непрерывного действия для подачи в сме­ ситель каучуков и ингредиентов в нужных пропорциях. Отбор ре­ зиновых смесей после резиносмесителей и листовальных вальцов или червячных прессов и их транспортирование должны быть меха­ низированы и автоматизированы.

На новых заводах создаются поточные, автоматически управ­ ляемые линии и для последующих процессов производства (линии каландров для обработки корда, протекторные линии и т- п.)-

45§


В случае применения подогревательных вальцов они включаются в поточную линию посредством автоматических ножей и транспор­ терных устройств. В современной практике для питания чаще при­ меняют червячные прессы.

Широко применяются установки для автоматического регулиро­ вания калибров и массы полуфабрикатов, выпускаемых на ка­ ландрах и червячных прессах. Автоматизирован процесс закроя корда и тканей, механизирована передача деталей на сборочные станки. Применяется непрерывная поточная сборка покрышек на конвейерах, с использованием автоматических станков, а также поточные линии для формования и вулканизации. Начинает внед­ ряться автоматизация изготовления ободных лент путем литья их под давлением.

Задача технологов-шинников состоит в том, чтобы создать за­ вод-автомат с полностью автоматизированными процессами изго­ товления полуфабрикатов (заготовок) покрышек, камер и ободных лент *. Необходимо полностью исключить применение дорогостоя­ щего прокладочного материала и максимально повысить произво­ дительность труда.

Управление пароводяным хозяйством, компрессорными и на­ сосными установками должно быть автоматизировано. Смазку оборудования целесообразно производить централизованно с по­ мощью автоматических насосных установок.

При проектировании завода должны быть предусмотрены необ­ ходимые мероприятия для обеспечения нормальных условий труда.

Горячие цехи, а также помещения,

в которых проводятся операции

с пылящими материалами (сажа,

тальк и др.),

нужно отделять от

других участков перегородками.

 

для очистки и

Целесообразно предусматривать устройства

мытья стен и полов производственных помещений. Особенного внимания требует разработка и применение рациональных спосо­ бов хранения и удаления из цехов производственных отходов и пу­ стой тары.

Производительность труда

Производительность труда на шинных заводах, зависящая от ассортимента выпускаемых шин и от уровня техники, колеблется

от 7 до 36 кг/человеко-ч.

В качестве примера можно привести зарубежные данные по

заводу легковых шин. Так, на заводе,

выпускающем 40 000 шин/сут

размера 6,15—13 (массой 6,3

кг)

для

производства покрышек тре­

буется 705 технологических,

75

подсобных и 40 транспортных

рабочих; для производства ездовых

камер — соответственно 237,

26 и 22 рабочих. В штат завода

включены также 124 инженерно-

технических работника и 245

ремонтных и дежурных рабочих.

* Ведутся работы по коренному изменению процесса изготовления шин. Так фирмой «Пирелли» разрабатывается литая резиновая шина с боковинами, рабо­ тающими на сжатие, а фирмой «Файерстоун» литая шина из жидких олиго­

меров.

457



текстиля Должен хорошо проветриваться; относительная влаж­ ность воздуха в нем должна составлять 5060%. Каучук при хра­ нении должен быть защищен от воздействия прямых солнечных лучей, чрезмерного перегрева, избыточной влаги и т. п.

Для лучшего использования складских площадей рекомен­ дуется хранить и перемещать материалы на поддонах. Укладка их по высоте производится при помощи электропогрузчиков (рис. 13.1). Помимо поддонов широкое применение на современных складах имеют так называемые подвижные системы, которые перемещают груз к потребителю. К таким системам относятся наклонные мно­ гоярусные стеллажи, по которым груз передвигается под силой

тяжести,

и различные конвейерные склады,

в том числе склады

с адресованием.

 

Склад

готовой продукции должен быть

оборудован поддона­

ми — стеллажами для многоярусного хранения покрышек, приспо­ соблениями и механизмами для транспортирования продукции.

Складские помещения шинного производства должны быть огнестойкими. Склад бензина и других горючих материалов дол­ жен отвечать требованиям пожарной безопасности. Обычно его располагают под землей.

Механизация транспортно-погрузочно-разгрузочных работ

Транспортирование и складирование материалов, как правило, занимает больше времени, чем производство "самих изделий. Под­ считано, что на 1 т готовых изделий приходится до 100 т перекла- дочно-транспортных операций. В настоящее время полностью ме­ ханизированы разгрузка и подача в производство гранулированной сажи, поступающей без тары (в вагонах-бункерах), жидких пла­ стификаторов и латексов, поступающих в цистернах. Значительные трудности встречаются при механизации разгрузки и транспорти­ рования штучных грузов (материалы в заводской упаковке). Для таких грузов наиболее экономичным является способ разгрузки и транспортирования с применением поддонов и электропогрузчиков. При разгрузке материалы укладывают на поддоны, которые транс­ портируются погрузчиками на склад, где их устанавливают шта­ белями (один над другим). На тех же поддонах грузы подаются в производство.

По данным НИИ железнодорожного транспорта, разгрузка одного двухосного вагона на поддоны с последующим перемеще­ нием груза на 30 м при помощи вилочного электропогрузчика про­ изводится всего за 16—18 мин.

Основным принципом при проектировании транспортных средств на современном шинном заводе является строгое опреде­ ление маршрутов транспортировки грузов и обеспечение своевре­ менности транспортировки. Цепные транспортеры, проложенные в каналах под полом и передвигающие напольные тележки, широко применяются на зарубежных предприятиях. Они могут выполнять

459