Файл: Веселовский, И. Н. Николай Коперник, 1473 - 1543.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направленный по скорости и пропорциональный весу ядра и величине его скорости. Отсюда в механике XVI и XVII вв. развилось одно из основных меха­ нических понятий — количество движения; таким образом получилось представление о векторной при­ роде силы — представление, совершенно Незнакомое античной науке.

Естественно, в стенах Краковского университета Коперник ознакомился пе только с предметами есте­ ственно-математического цикла. Не менее основа­ тельно познакомился он в эти годы с образцами классической литературы, с произведениями писате­ лей начала эпохи Возрождения. Уже тогда в библио­ теке Краковского университета была собрана вели­ колепная коллекция печатных изданий и рукописных копий различных авторов (напомним, что первые печатные книги появились всего за 30—40 лет до начала учебы Коперника в Кракове), и не менее 17 профессоров и преподавателей университета в то время излагали и комментировали «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, «Энеиду», «Георгики» и «Буколи­ ки» Вергилия, «Фасты» и «Метаморфозы» Овидия, оды Горация, «Фарсалию» Лукапа, сатиры Ювенала, комедии Теренция, гимпы Пруденция, сочинения Цицерона, Ливия, Сенеки, Валерия Максима, Пли­ ния, Лактанция, Иосифа Флавия и других, а из бо­ лее новых авторов сочинения Петрарки, Поджио, Леонарда Аретино, Филельфо. К этому же времени в Кракове собралось общество видных гуманистов, со многими из которых Коперник завязал и позже поддерживал дружеские отношения.

Широкая известность Краковского универсйтета привлекала к нему студептов не только из разных областей Польши и пе только из близлежащих страп — Литвы, Чехии (Богемии), Моравии, Венг­ рии, Силезии, Бранденбурга, но и из дальних мест: Бадена, Баварии, Вестфалии, Саксопии, Тироля, Тю­ рингии, Швабии, Швейцарии и даже из Швеции. Среди разноплеменной массы однокашников Копер­ ники встретили земляков, выходцев из Торуни, Бармин и Хелминщины, и даже двух родственни­ ков — двоюродпых братьев Яна и Георгия Конопацких, сыновей Матвея Конопацкого, хелминского под-

Коморин. Ё университетские годы Николай подру­ жился с Бернардом Ваковским, впоследствии докто­ ром канонического права, камерарием папы Юлия II, перемышльским и краковским каноником, известным историком и географом, с которым он и позже поддерживал тесные дружеские связи. У родителей Ваповского в период учебы в Кракове братья Ко­ перники нашли «кров и пищу».

Среди других современников Коперника по учебе в университете можно назвать Мартипа Болзу, позд­ нее доктора-декреталиста, профессора и ректора университета; Якова из Ердзешова, также профес­ сора университета; профессора и автора известных в те времена сочинений по географии Япа из Стебницы; докторов медицины врачей Николая из Тулишкова, Яна Прокопиада из Шадка и Луку Носковского; ученого летописца Силезии Бартоломея из Бжега, а из иностранцев — Винцента Ланга, поэта, друга Цельтиса, Рудольфа Агриколу-младшего, Ген­ риха Бебеля, Яна (Иоанна) Зоммерфельда-младше- го — писателей и гуманистов, наконец, Яна Вирдунга из Гассфурта, позже астронома и известного вра­ ча в Гейдельберге.

Среди особо важных событий, происшедших в эти годы, нельзя не отметить открытие Америки Колум­ бом, а среди астрономических явлений, которые Ко­ перник не мог не наблюдать,— появление кометы в январе 1492 г., частичное затмение Солнца 10 октяб­ ря 1493 г., наблюдавшееся краковскими астрономами в присутствии многих студентов, в следующем году

три затмепия — одно

Солнца и два Лупы, причем

два из них — в марте

1494 г,— произошли с проме­

жутком всего в четырнадцать дней. В июле того же 1494 г. краковяне наблюдали еще одно довольно ред­ кое явление — светлый круг (гало) около Солнца, разрезанный двумя ясными полосами перпендику­ лярно по диаметрам.

Четыре года, проведенные Коперником в стенах Краковского университета, вне всякого сомнения, были для него важнейшим периодом овладения зна­ ниями, без которых его дальнейшая плодотворная научная деятельность вряд ли была возможна. Сам Коперпик в связи с этим говорил так: «Me genuit

87


Torunia, Cracovia me arte polivit» — «Меня породила Торунь, а Краков наукой украсил».

Однако его учеба в Кракове, насколько известно, не дала ему ни докторского диплома, ни даже сте­ пени магистра искусств, присваивавшейся после окончания философского факультета (иначе — фа­ культета искусств, т. е. предварительной ступени тогдашней системы высшего образования). Во вто­ рой половине 1495 г. мы видим Коперника в Вармии, куда его вызвал, по-видимому, все тот же заботли­ вый дядя Лукаш, теперь занимающий высокий пост в церковной иерархии — епископа вармийского. За­ няв этот пост по решению папы римского в 1489 г., Лукаш чувствовал себя первое время на нем не очень уверенно — в борьбе за него пришлось перехитрить самого короля Польши Казимира IV, который рас­ считывал предоставить его своему младшему брату, будущему кардиналу Фредерику. Король долго отка­ зывался подтвердить это папское назначение, и лишь его смерть в 1492 г. поправила дело. В том же году Лукаш в качестве делегата Петроковского сейма принимает участие в выборах нового короля Яна Ольбрахта, а в 1494 г. уже ставит свою подпись в качестве свидетеля на одной из грамот нового ко­ роля. Улучшив свое положение, Лукаш не забывает и о племянниках — в его силах обеспечить им по­ жизненно теплое местечко в качестве каноников при капитуле кафедрального собора. Заметим, что в Вар­ мии кафедральный собор находился в небольшом го­ родке Фромборке (Фрауэнбурге) 12 на берегу Вислинского залива Балтийского моря, а резиденция епископа была в Лидзбарке (Гейльсберге), пример­ но в 75 км на юго-восток от Фромборка.

Здесь епископ столкнулся с такой дилеммой: если его племянники получат ученые степени в Кракове, их нетрудно будет «устроить» канониками, тем более что предшественник Лукаша епископ Тунген поста­ новил, что в его епархии каноник обязательно дол­ жен обладать ученой степенью. Но в этом случае они лишаются возможности продолжить за счет ка-

Здесь и далее в скобках указаны немецкие названия этих городов, часто встречающиеся в литературе.

88

питула образование за границей. А Лукаш Ваченроде, сам получивший степень доктора в Болонском университете, хорошо знал, как благотворно для кругозора и эрудиции молодого человека продолже­ ние учебы в каком-либо заграничном университете, особенно итальянском. Воспользовавшись лазейкой капитульного устава, по которому каноник, не имев­ ший ученой степени, мог получить для завершения образования трехлетний отпуск с сохранением пре­ бенды, Лукаш предпринимает с-мелый тактический ход: отзывает племянников из Кракова, не дав им возможности получить степень, и выставляет после­ довательно их кандидатуры на освободившиеся в свя­ зи со смертью места каноников. Так, скорее всего, следует объяснить то странное обстоятельстао, что ни Николай, ни Анджей Коперники формально уче­ бы в Кракове не завершили.

Однако на первый раз комбинация Лукаша не удалась: существовало правило, по которому назна­ чения на вакантные места в определенные месяцы производились непосредственно капитулом, а в дру­ гие — епископом. Очередная вакансия открылась в сентябре, а это был месяц капитула. Конечно, чле­ ны капитула и могли бы пойти навстречу пожела­ ниям своего епископа, но между строгим Лукашем и капитулом, по крайней мере в то время, сущест­ вовали довольно натянутые отношения, и фромборкские каноники в пику епископу поторопились запол­ нить вакансию другой кандидатурой.

Некоторое время племянники гостили у дяди, который в это время думал, как поступить дальше: ожидать следующей вакансии или же отправить мо­ лодых людей за свой счет для продолжения образо­ вания за границу. В конце концов Лукаш решает взять расходы на себя и послать племянников для обучения каноническому праву в Болонский универ­ ситет. И вот осенью 1496 г. оба брата направляют­ ся в далекую Италию — родину гуманизма.



4

ИТАЛИЯ

(1496-1503)

анней осенью или, может быть, летом 1496 г. Николай Коперник на­ правился в довольно далекий по тем временам путь — в знойную Италию, в страну старейших в Европе ученых

•V обществ и университетов, пережи- | вавшую в то время расцвет культу­ ры, искусств и науки и... глубокий

политический и военный кризис.

Всамом деле, в отличие от многих стран Европы,

вкоторых к концу XV в. был в общем завершен процесс национально-государственного объединения, Италия, страна, в которой раньше других прояви­ лись важнейшие сдвиги в сфере производства, озна­ чавшие зарождение нового общественного строя — капитализма, в то время не приближалась, а, скорее, уходила от перспектив централизации политической

власти. Одной из важных причин такой на пер­ вый взгляд парадоксальной особенности развития итальянской государственности были как раз факто­ ры весьма раннего расцвета итальянских городов, которые заключались в организации массового ману­ фактурного производства товаров, предназначенных для продажи на вывоз, а также то, что через эти города проходили важнейшие в то время пути тран­ зитной торговли. Мы уже видели, как заинтересо­ ванность в получении выгод от транзитной торговли городского патрициата важнейших городов Польши препятствовала делу объединения страны. Так и многочисленные города-государства Италии были конкурентами, соперничавшими на внешнем рынке и не заинтересованными в политическом объедине­ нии.

90

Кроме того, во многих городах-государствах Ита­ лии республиканская форма правления сменялась режимом единоличной диктатуры, что было харак­ терной особенностью политического развития Ита­ лии того времени. Опасаясь восстаний городской и сельской бедноты, стоявшие у кормила республикан­ ского правления городские патриции без большого сопротивления уступали власть тем из своих соб­ ратьев или даже тем представителям родовой ари­ стократии, которые в борьбе за нее имели более

крепкую руку,

сильную волю, были неразборчивее

в средствах и

нечувствительнее к укорам совести.

А уж добившись власти, эти правители становились сторонниками объединения лишь в том случае, если их собственная сила и могущество позволяли увели­ чивать подвластные им территории за счет более слабых соседей; однако не утихавшая между сосед­ ними тиранами борьба за территории внутри страны, за внешние рынки в общем вела к дальнейшему политическому ослаблению и возрастанию внешней угрозы.

И все же как раз к концу XV в., когда Коперник направился в эту страну, па ее территории из мно­ жества княжеств и городов-республик выделилось несколько более или менее крупных государств: Венецианская республика, в которой властвовала торговая олигархия (основные города — Венеция, Падуя, Верона, Брешия); герцогство Милан, в кото­ ром правили тираны из рода Сфорца (Милан, Кре­ мона, Павия); Флоренция, формально остававшаяся республикой, но фактически управлявшаяся пред­ ставителями династии крупнейших банкиров Меди­ чи (Флоренция, Пиза, Ареццо, Ливорно); Папская область (Рим, Перуджа, Равенна, Болонья); юг Ита­ лии занимало королевство обеих Сицилий — Неапо­ литанское королевство, которым правила иноземная Арагонская династия (Неаполь, Салерно, Таранто, Реджо, Мессина, Сиракузы). Из более мелких госу­ дарств следует упомянуть республику Геную, гер­ цогства Мантую, Феррару, Парму, республики Лукку

иСан-Марино.

Однако в то время, когда одни факторы обуслов­

ливали сохранение состояния раздробленности и по­

91


литической отсталости итальяпскпх государств, дру­ гие способствовали постепенному изменению взгля­ дов на мир, новой оценки роли человека в обществе, его возможностей, обязанностей, прав и интересов. Среди этих последних следует назвать прежде всего новые возможности деятельности человека в усло­ виях зарождения и развития капитализма, благо­ приятствовавшие появлению духа предприниматель­ ства, инициативы, ускорению темпа жизни. В новых условиях возросла роль человеческой личности, по­ ложение которой теперь в значительно большей мере, чем раньше, определялось не знатностью и богат­ ством предков, а живостью ума, сообразительностью, знаниями, энергией и предприимчивостью. Все это знаменовало собой наступление эпохи Возрождения, Ренессанса, по-итальянски Rinascimento.

Среди разнообразных проявлений такого сложного и многогранного процесса, каким является итальян­ ское Возрождение, важнейшее место, бесспорно, при­ надлежит идеологии, а идейным содержанием Воз­ рождения был гуманизм.

Яркой чертой гуманистического мировоззрения, отразившейся и в самом названии', был культ че­ ловеческого разума и его способностей к познанию мира. В противовес церковному мировоззрению средневековья, принижавшему человеческую лич­ ность, объявлявшему естественные влечения челове­ ка греховными и возводившему в идеал аскетизм, умерщвление плоти, у гуманистов на первом месте не вера, а разум, определяющий и направляющий действия человека. Гуманисты открыли простор ум­ ственным возможностям человека в познании как его внутреннего мира, так и окружающей действитель­ ности. Ученые-гуманисты считали важным условием для получения новых знаний опыт, что еще более подчеркивало творческие возможности человека в познании окружающего мира и самого себя и вело ко все большему отрыву науки от теологии и религии.

Совершенно естественным был огромный интерес, проявлявшийся гуманистами к культуре, искусству и науке Древней Греции и Древнего Рима, отли-1

1 От лат. homo — человек, humanus — человеческий.

92

чавшимСя ярко выраЖеппой светской паправленностыо, жизнеутверждающим характером идеологии, рационалистической окраской философии и особен­ но этики, а также свойственным пе только искусству, но и науке эстетическим восприятием действитель­ ности. Возрождению античности и распространению идей гуманизма в Италии особо способствовали два обстоятельства: во-первых, ее территория сама в свое время была центром античной цивилизации, следы которой в разных формах и проявлениях продолжали сохраняться и вызывать интерес у окружающих,— таким образом, на территории Италии античное влияние как бы совпадало с национальными тради­ циями; во-вторых, после взятия Константинополя

турками (1453) и падения Византийской

империи,

во второй половине XV в., в Италию

бежали

многие византийские ученые и интеллигенты. При их посредстве в стране возродился интерес к древ­ негреческому языку и произведениям, на нем написанпым; распространялось знание этого языка, были выполнены переводы многочисленных античных клас­ сиков — писателей, поэтов, философов и ученых не­ посредственно с -греческого па латинский, а также исправлены многие ранее выполненные переводы с языка-посредника — арабского. Огромную роль в рас­ пространении античного наследия и новых гумани­ стических взглядов сыграло быстрое развитие в Ита­ лии (особенно в Венеции и Флоренции) только что изобретенного книгопечатания.

Все эти обстоятельства способствовали превраще­ нию Италии в «школу» европейского гуманизма, в важнейший культурный и научный центр, пребыва­ ние в котором, хотя бы ненадолго, становится меч­ той многих представителей передовой интеллиген­ ции других стран Европы и в том числе Польши.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на достижениях итальянской культуры, литературы и искусства тех времен. Кто не знает о творчестве Данте Алигьери (1265—1321), этого, по словам Энгельса, «последнего поэта средневековья и вместе

с

тем первого поэта

нового

времени» 2, или часто

2

К. Маркс и Ф. Энгельс.

Сочинения,

т. 22, стр. 382.

93