ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
направленный по скорости и пропорциональный весу ядра и величине его скорости. Отсюда в механике XVI и XVII вв. развилось одно из основных меха нических понятий — количество движения; таким образом получилось представление о векторной при роде силы — представление, совершенно Незнакомое античной науке.
Естественно, в стенах Краковского университета Коперник ознакомился пе только с предметами есте ственно-математического цикла. Не менее основа тельно познакомился он в эти годы с образцами классической литературы, с произведениями писате лей начала эпохи Возрождения. Уже тогда в библио теке Краковского университета была собрана вели колепная коллекция печатных изданий и рукописных копий различных авторов (напомним, что первые печатные книги появились всего за 30—40 лет до начала учебы Коперника в Кракове), и не менее 17 профессоров и преподавателей университета в то время излагали и комментировали «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, «Энеиду», «Георгики» и «Буколи ки» Вергилия, «Фасты» и «Метаморфозы» Овидия, оды Горация, «Фарсалию» Лукапа, сатиры Ювенала, комедии Теренция, гимпы Пруденция, сочинения Цицерона, Ливия, Сенеки, Валерия Максима, Пли ния, Лактанция, Иосифа Флавия и других, а из бо лее новых авторов сочинения Петрарки, Поджио, Леонарда Аретино, Филельфо. К этому же времени в Кракове собралось общество видных гуманистов, со многими из которых Коперник завязал и позже поддерживал дружеские отношения.
Широкая известность Краковского универсйтета привлекала к нему студептов не только из разных областей Польши и пе только из близлежащих страп — Литвы, Чехии (Богемии), Моравии, Венг рии, Силезии, Бранденбурга, но и из дальних мест: Бадена, Баварии, Вестфалии, Саксопии, Тироля, Тю рингии, Швабии, Швейцарии и даже из Швеции. Среди разноплеменной массы однокашников Копер ники встретили земляков, выходцев из Торуни, Бармин и Хелминщины, и даже двух родственни ков — двоюродпых братьев Яна и Георгия Конопацких, сыновей Матвея Конопацкого, хелминского под-
Коморин. Ё университетские годы Николай подру жился с Бернардом Ваковским, впоследствии докто ром канонического права, камерарием папы Юлия II, перемышльским и краковским каноником, известным историком и географом, с которым он и позже поддерживал тесные дружеские связи. У родителей Ваповского в период учебы в Кракове братья Ко перники нашли «кров и пищу».
Среди других современников Коперника по учебе в университете можно назвать Мартипа Болзу, позд нее доктора-декреталиста, профессора и ректора университета; Якова из Ердзешова, также профес сора университета; профессора и автора известных в те времена сочинений по географии Япа из Стебницы; докторов медицины врачей Николая из Тулишкова, Яна Прокопиада из Шадка и Луку Носковского; ученого летописца Силезии Бартоломея из Бжега, а из иностранцев — Винцента Ланга, поэта, друга Цельтиса, Рудольфа Агриколу-младшего, Ген риха Бебеля, Яна (Иоанна) Зоммерфельда-младше- го — писателей и гуманистов, наконец, Яна Вирдунга из Гассфурта, позже астронома и известного вра ча в Гейдельберге.
Среди особо важных событий, происшедших в эти годы, нельзя не отметить открытие Америки Колум бом, а среди астрономических явлений, которые Ко перник не мог не наблюдать,— появление кометы в январе 1492 г., частичное затмение Солнца 10 октяб ря 1493 г., наблюдавшееся краковскими астрономами в присутствии многих студентов, в следующем году
три затмепия — одно |
Солнца и два Лупы, причем |
два из них — в марте |
1494 г,— произошли с проме |
жутком всего в четырнадцать дней. В июле того же 1494 г. краковяне наблюдали еще одно довольно ред кое явление — светлый круг (гало) около Солнца, разрезанный двумя ясными полосами перпендику лярно по диаметрам.
Четыре года, проведенные Коперником в стенах Краковского университета, вне всякого сомнения, были для него важнейшим периодом овладения зна ниями, без которых его дальнейшая плодотворная научная деятельность вряд ли была возможна. Сам Коперпик в связи с этим говорил так: «Me genuit
87
Torunia, Cracovia me arte polivit» — «Меня породила Торунь, а Краков наукой украсил».
Однако его учеба в Кракове, насколько известно, не дала ему ни докторского диплома, ни даже сте пени магистра искусств, присваивавшейся после окончания философского факультета (иначе — фа культета искусств, т. е. предварительной ступени тогдашней системы высшего образования). Во вто рой половине 1495 г. мы видим Коперника в Вармии, куда его вызвал, по-видимому, все тот же заботли вый дядя Лукаш, теперь занимающий высокий пост в церковной иерархии — епископа вармийского. За няв этот пост по решению папы римского в 1489 г., Лукаш чувствовал себя первое время на нем не очень уверенно — в борьбе за него пришлось перехитрить самого короля Польши Казимира IV, который рас считывал предоставить его своему младшему брату, будущему кардиналу Фредерику. Король долго отка зывался подтвердить это папское назначение, и лишь его смерть в 1492 г. поправила дело. В том же году Лукаш в качестве делегата Петроковского сейма принимает участие в выборах нового короля Яна Ольбрахта, а в 1494 г. уже ставит свою подпись в качестве свидетеля на одной из грамот нового ко роля. Улучшив свое положение, Лукаш не забывает и о племянниках — в его силах обеспечить им по жизненно теплое местечко в качестве каноников при капитуле кафедрального собора. Заметим, что в Вар мии кафедральный собор находился в небольшом го родке Фромборке (Фрауэнбурге) 12 на берегу Вислинского залива Балтийского моря, а резиденция епископа была в Лидзбарке (Гейльсберге), пример но в 75 км на юго-восток от Фромборка.
Здесь епископ столкнулся с такой дилеммой: если его племянники получат ученые степени в Кракове, их нетрудно будет «устроить» канониками, тем более что предшественник Лукаша епископ Тунген поста новил, что в его епархии каноник обязательно дол жен обладать ученой степенью. Но в этом случае они лишаются возможности продолжить за счет ка-
Здесь и далее в скобках указаны немецкие названия этих городов, часто встречающиеся в литературе.
88
питула образование за границей. А Лукаш Ваченроде, сам получивший степень доктора в Болонском университете, хорошо знал, как благотворно для кругозора и эрудиции молодого человека продолже ние учебы в каком-либо заграничном университете, особенно итальянском. Воспользовавшись лазейкой капитульного устава, по которому каноник, не имев ший ученой степени, мог получить для завершения образования трехлетний отпуск с сохранением пре бенды, Лукаш предпринимает с-мелый тактический ход: отзывает племянников из Кракова, не дав им возможности получить степень, и выставляет после довательно их кандидатуры на освободившиеся в свя зи со смертью места каноников. Так, скорее всего, следует объяснить то странное обстоятельстао, что ни Николай, ни Анджей Коперники формально уче бы в Кракове не завершили.
Однако на первый раз комбинация Лукаша не удалась: существовало правило, по которому назна чения на вакантные места в определенные месяцы производились непосредственно капитулом, а в дру гие — епископом. Очередная вакансия открылась в сентябре, а это был месяц капитула. Конечно, чле ны капитула и могли бы пойти навстречу пожела ниям своего епископа, но между строгим Лукашем и капитулом, по крайней мере в то время, сущест вовали довольно натянутые отношения, и фромборкские каноники в пику епископу поторопились запол нить вакансию другой кандидатурой.
Некоторое время племянники гостили у дяди, который в это время думал, как поступить дальше: ожидать следующей вакансии или же отправить мо лодых людей за свой счет для продолжения образо вания за границу. В конце концов Лукаш решает взять расходы на себя и послать племянников для обучения каноническому праву в Болонский универ ситет. И вот осенью 1496 г. оба брата направляют ся в далекую Италию — родину гуманизма.
4
ИТАЛИЯ
(1496-1503)
анней осенью или, может быть, летом 1496 г. Николай Коперник на правился в довольно далекий по тем временам путь — в знойную Италию, в страну старейших в Европе ученых
•V обществ и университетов, пережи- | вавшую в то время расцвет культу ры, искусств и науки и... глубокий
политический и военный кризис.
Всамом деле, в отличие от многих стран Европы,
вкоторых к концу XV в. был в общем завершен процесс национально-государственного объединения, Италия, страна, в которой раньше других прояви лись важнейшие сдвиги в сфере производства, озна чавшие зарождение нового общественного строя — капитализма, в то время не приближалась, а, скорее, уходила от перспектив централизации политической
власти. Одной из важных причин такой на пер вый взгляд парадоксальной особенности развития итальянской государственности были как раз факто ры весьма раннего расцвета итальянских городов, которые заключались в организации массового ману фактурного производства товаров, предназначенных для продажи на вывоз, а также то, что через эти города проходили важнейшие в то время пути тран зитной торговли. Мы уже видели, как заинтересо ванность в получении выгод от транзитной торговли городского патрициата важнейших городов Польши препятствовала делу объединения страны. Так и многочисленные города-государства Италии были конкурентами, соперничавшими на внешнем рынке и не заинтересованными в политическом объедине нии.
90
Кроме того, во многих городах-государствах Ита лии республиканская форма правления сменялась режимом единоличной диктатуры, что было харак терной особенностью политического развития Ита лии того времени. Опасаясь восстаний городской и сельской бедноты, стоявшие у кормила республикан ского правления городские патриции без большого сопротивления уступали власть тем из своих соб ратьев или даже тем представителям родовой ари стократии, которые в борьбе за нее имели более
крепкую руку, |
сильную волю, были неразборчивее |
в средствах и |
нечувствительнее к укорам совести. |
А уж добившись власти, эти правители становились сторонниками объединения лишь в том случае, если их собственная сила и могущество позволяли увели чивать подвластные им территории за счет более слабых соседей; однако не утихавшая между сосед ними тиранами борьба за территории внутри страны, за внешние рынки в общем вела к дальнейшему политическому ослаблению и возрастанию внешней угрозы.
И все же как раз к концу XV в., когда Коперник направился в эту страну, па ее территории из мно жества княжеств и городов-республик выделилось несколько более или менее крупных государств: Венецианская республика, в которой властвовала торговая олигархия (основные города — Венеция, Падуя, Верона, Брешия); герцогство Милан, в кото ром правили тираны из рода Сфорца (Милан, Кре мона, Павия); Флоренция, формально остававшаяся республикой, но фактически управлявшаяся пред ставителями династии крупнейших банкиров Меди чи (Флоренция, Пиза, Ареццо, Ливорно); Папская область (Рим, Перуджа, Равенна, Болонья); юг Ита лии занимало королевство обеих Сицилий — Неапо литанское королевство, которым правила иноземная Арагонская династия (Неаполь, Салерно, Таранто, Реджо, Мессина, Сиракузы). Из более мелких госу дарств следует упомянуть республику Геную, гер цогства Мантую, Феррару, Парму, республики Лукку
иСан-Марино.
Однако в то время, когда одни факторы обуслов
ливали сохранение состояния раздробленности и по
91
литической отсталости итальяпскпх государств, дру гие способствовали постепенному изменению взгля дов на мир, новой оценки роли человека в обществе, его возможностей, обязанностей, прав и интересов. Среди этих последних следует назвать прежде всего новые возможности деятельности человека в усло виях зарождения и развития капитализма, благо приятствовавшие появлению духа предприниматель ства, инициативы, ускорению темпа жизни. В новых условиях возросла роль человеческой личности, по ложение которой теперь в значительно большей мере, чем раньше, определялось не знатностью и богат ством предков, а живостью ума, сообразительностью, знаниями, энергией и предприимчивостью. Все это знаменовало собой наступление эпохи Возрождения, Ренессанса, по-итальянски Rinascimento.
Среди разнообразных проявлений такого сложного и многогранного процесса, каким является итальян ское Возрождение, важнейшее место, бесспорно, при надлежит идеологии, а идейным содержанием Воз рождения был гуманизм.
Яркой чертой гуманистического мировоззрения, отразившейся и в самом названии', был культ че ловеческого разума и его способностей к познанию мира. В противовес церковному мировоззрению средневековья, принижавшему человеческую лич ность, объявлявшему естественные влечения челове ка греховными и возводившему в идеал аскетизм, умерщвление плоти, у гуманистов на первом месте не вера, а разум, определяющий и направляющий действия человека. Гуманисты открыли простор ум ственным возможностям человека в познании как его внутреннего мира, так и окружающей действитель ности. Ученые-гуманисты считали важным условием для получения новых знаний опыт, что еще более подчеркивало творческие возможности человека в познании окружающего мира и самого себя и вело ко все большему отрыву науки от теологии и религии.
Совершенно естественным был огромный интерес, проявлявшийся гуманистами к культуре, искусству и науке Древней Греции и Древнего Рима, отли-1
1 От лат. homo — человек, humanus — человеческий.
92
чавшимСя ярко выраЖеппой светской паправленностыо, жизнеутверждающим характером идеологии, рационалистической окраской философии и особен но этики, а также свойственным пе только искусству, но и науке эстетическим восприятием действитель ности. Возрождению античности и распространению идей гуманизма в Италии особо способствовали два обстоятельства: во-первых, ее территория сама в свое время была центром античной цивилизации, следы которой в разных формах и проявлениях продолжали сохраняться и вызывать интерес у окружающих,— таким образом, на территории Италии античное влияние как бы совпадало с национальными тради циями; во-вторых, после взятия Константинополя
турками (1453) и падения Византийской |
империи, |
во второй половине XV в., в Италию |
бежали |
многие византийские ученые и интеллигенты. При их посредстве в стране возродился интерес к древ негреческому языку и произведениям, на нем написанпым; распространялось знание этого языка, были выполнены переводы многочисленных античных клас сиков — писателей, поэтов, философов и ученых не посредственно с -греческого па латинский, а также исправлены многие ранее выполненные переводы с языка-посредника — арабского. Огромную роль в рас пространении античного наследия и новых гумани стических взглядов сыграло быстрое развитие в Ита лии (особенно в Венеции и Флоренции) только что изобретенного книгопечатания.
Все эти обстоятельства способствовали превраще нию Италии в «школу» европейского гуманизма, в важнейший культурный и научный центр, пребыва ние в котором, хотя бы ненадолго, становится меч той многих представителей передовой интеллиген ции других стран Европы и в том числе Польши.
Мы не будем здесь подробно останавливаться на достижениях итальянской культуры, литературы и искусства тех времен. Кто не знает о творчестве Данте Алигьери (1265—1321), этого, по словам Энгельса, «последнего поэта средневековья и вместе
с |
тем первого поэта |
нового |
времени» 2, или часто |
2 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. |
Сочинения, |
т. 22, стр. 382. |
93