ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ностью вел наблюдения в Болонье не столько как ученик, сколько как помощник и свидетель наблю дений ученейшего мужа Доменико Мария...» 7 Кто же был этот «ученейший муж»? Доменико родился в Ферраре и там же под руководством Джованни Бьянкини усвоил совокупность не очень тогда зна чительных по объему сведений по астрономии и ма тематике. Затем он преподавал астрономию (и астро логию) в Ферраре, Перудже, вероятно в Риме и
восновном в Болонье.
Так как Доменико Мария Новара был одним из
основных преподавателей точных наук Болонского университета времен Коперника, то, приводя ниже программу занятий — по интересному исследованию Г. Рашдэлла 8, мы вместе с тем попытаемся анализи ровать его лекции, чтобы убедиться на фактическом материале, что по своему содержанию преподавание точных наук в Болонье мало отличалось от Краков ского университета.
На первом курсе здесь читалась арифметика це лых и дробных чисел, затем изучалась первая книга «Начал» Евклида с комментариями Кампана, альфонсинские таблицы и теория движения планет по Герардо Кремонскому.
На втором году обучения изучался уже упоминав шийся трактат о сфере Сакробоско, затем вторая книга «Начал», таблицы французского математика XIV в. Жапа Линьера и трактат об астролябии Мессахалы (Messahala).
С третьего года начиналось изучение собственно астрологии: «Вводная книга» («Liber introductiorus») Алькабиция и «Пятикнижие» Птолемея с ком ментариями. Затем изучалась третья книга «Начал» и трактат о квадранте.
Наконец на четвертом году обучения прорабаты вались «Четверокнижие» Птолемея (полностью), затем книга Вильгельма Английского «De urina non visa» и, наконец, третья книга «Альмагеста» (теория движения Солнца, по Гиппарху).•*
7 Николай Коперник. О вращениях..., стр. 489.
•См. Н. Rashdall. The Universities of Europe in the Middle Ages. Oxford, 1936.
102
Вероятно, к перечисленному Новара добавлял из ложение собственных исследований, которые, хотя и отличались оригинальностью, оказались в общем не обоснованными. Среди астрономов того времени Но вара был известен проведенным им измерением угла наклона плоскости эклиптики к плоскости небесного экватора, величина которого получилась у него сред ней между величинами, определенными Региомонта
ном и Пейербахом, а |
именно |
23° 29' |
(по современ |
ным данным 23° 27'), |
а также |
своей |
теорией пере |
мещения полюсов Земли, основанной на ошибочном предположении (и неточных измерениях), что гео графическая широта многих мест побережья Среди земного моря (Гибралтар, Кадис, Мессина и др.) со времен Птолемея изменилась на 1°. По свидетельст ву Гассенди, Новара убедил в этом и Коперника9, который, впрочем, позже отверг гипотезу Новары, и в своем сочинении о ней не упоминает.
Таким образом, многого в теоретическом отноше нии Коперник у Новары почерпнуть не мог — изу чение астрономии в Кракове было, по-видимому, поставлено значительно лучше, чем в Болонье. Одна ко, будучи по складу своего ума прежде всего астро- иомом-наблюдателем, Новара побудил и Коперника заняться наблюдениями, и одно из них, проведен ное уже примерно через полгода после приезда Ко перника в Болонью, должно было сыграть важную роль в формировании у него идей гелиоцентризма.
Это наблюдение было связано с проверкой пра вильности утверждения Птолемея, что Луна во вре мя квадратур (т. е. посредине между полнолунием и новолунием, когда видимая часть Луны составляет
ее половину) должна находиться в |
2 |
раза |
ближе |
к Земле, чем во время новолуния |
и |
полнолуния, |
|
при этом и видимый диаметр лунного |
диска |
должен |
был бы соответственно изменяться в размерах. Воз можность проверки представилась 9 марта 1497 г.— вечером этого дня вблизи первой четверти лунный
диск покрыл яркую звезду Альдебарап |
(а Тельца). |
К этому наблюдению Коперник вместе |
с Новарой• |
•См. Р. Gassendi. Tychonis Braliei vita. Accessit N. Copcrnici vita. Parisiis, 1654, p. 294.
103
тщательно подготовились. Это первое научное на блюдение Коперника показало, что расстояние до Луны, когда она находится в квадратуре, примерно такое же, как и во время новоили полнолуния. Несоответствие теории Птолемея обнаруженным фактам заставляло задуматься, а вывод, полученный в результате анализа, являл собой первый, но весь ма серьезный удар по учению Птолемея. Кроме этих наблюдений Коперник, по-видимому, принимал уча стие в наблюдениях Солнца, в течение 1497—1500 гг. вместе с Новарой изучал наклон эклиптики и, судя по его черновым записям, обнаруженным в Упсале, с 9 января по 4 марта 1500 г. следил за соедине ниями Сатурна с Луной.
В первые месяцы 1498 г. Николай Коперник был наконец утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула, годом позже каноником того же капитула стал и Анджей Коперник. Однако сам факт получения этих должностей не уменьшил денежных затруднений братьев: жизнь в Болонье, привлекав шей к себе множество богатых иностранцев, не от личалась дешевизной, и в октябре 1499 г. Копер ники оказались совсем без средств к существова нию. Выручил их приехавший из Польши каноник Бернард Скультети, позже неоднократно встречав-
.шийся на их жизненном пути.
Между тем пребывание Коперников в Италии сов пало с началом длительных и опустошительных войн. Политическая раздробленность Италии, богат ства, накопленные в итальянских городах, все боль ше привлекали внимание правителей соседних абсо лютистских государств, уже закончивших к тому времени свое объединение,— Франции и Испании. Рассчитывавших на легкую добычу завоевателей по ощряли постоянно враждовавшие между собой итальянские тираны: правитель Милана Лодовико Моро обещал французскому королю Карлу VIII по мощь в войне против неаполитанского короля. В августе 1494 г. войска Карла VIII вторглись в Италию, грабя и разрушая на своем пути,— с этого начались так называемые Итальянские войны, длив шиеся 65 лет!
Пройдя через всю северную и среднюю Италию,
104
войска Карла VIII захватили в начале 1495 г. Неаполитанское королевство. Однако насилия и гра беж французов восстановили население против за воевателей. Венеция, папа и изменивший уже свою позицию правитель Милана при вооруженной под держке испанского короля Фердинанда II и импера тора Максимилиана выступили против французов, которым пришлось поспешно покинуть итальянские земли. Но преемник умершего в 1496 г Карла VIII Людовик XII в 1498 г. снова со своим войском вторгся в Италию и к осени 1499 г. завоевал Ми ланское герцогство, большая часть которого переш ла на время к Франции, а меньшая, восточнее р. Адды, была захвачена Венецией. Вначале удач ная попытка захватить и Неаполитанское королевст во позже провалилась в противоборстве с испанцами, присвоившими себе обширные территории южной Италии. В дальнейшем борьба между Францией и Испанией за раздел итальянских земель продолжа лась несколько десятков лет. Правители отдельных итальянских тираний, чтобы сокрушить своих сопер ников, поддерживали то одного, то другого из ино странных захватчиков. Особое искусство лавирова ния между воюющими сторонами с целью усиления собственного влияния и расширения подвластных территорий проявили папы.
Как раз в 1499 г. папа Александр VI решил выкроить для своего сына, известного Цезаря Борджиа (Чезаре Борджа), владения на территории Ро маньи. Став герцогом Романьи, Чезаре Борджа начи нает военные действия за расширение своих владе ний и в течение 1499—1500 гг. завоевывает Имолу, Форли, Римини, Пезаро и Фаэнцу. Военные дейст вия происходят в непосредственной близости от Бо лоньи. Но не их опасность является причиной того, что братья Коперники оставляют этот город. Увле чение астрономией, изучение греческого языка, не обходимого для чтения Птолемея, Платона, произве дения которого, ранее почти неизвестные в Европе, вызывали в то время особый интерес, знакомство с итальянскими гуманистами, в том числе с тракта том Пико делла Мирандолы, выступившего, в ча стности, с осуждением астрологии, а также рассеян
105
ная, не чуждая развлечений и приключений сту денческая жизнь не способствовали достижению основной цели пребывания па юридическом факуль тете — получению докторского диплома по канони ческому праву. Решив, по-видимому, прежде чем по пытаться получить докторский диплом, пройти прак тику в Римской курии, братья Коперники весной 1500 г. оставляют Болонью и через Флоренцию и Сиену направляются в Рим, куда попадают в конце марта или начале апреля.
Для увеличения доходов «святого престола» папы весьма широко и с большой помпой отмечали сна чала раз в столетие, потом раз в 50 лет, а еще позже раз в 25 лет «юбилеи» Христа. В юбилейные годы население Рима, составлявшее тогда около 50 тысяч, увеличивалось во много раз за счет па ломников из многих стран христианского мира. Но в год особо «круглого» юбилея (1500) Вечный город наводнили не только паломники, но и беженцы из тех частей Италии, которым угрожали разорением надвигавшиеся войска противника. Так, из Милана за несколько дней до его захвата французами бежал Леонардо да Винчи вместе со своим близким другом, математиком Лукой Пачоли. Они появились в Риме как раз в те же дни, что и братья Коперники. Не исключено, что они могли там встретиться, однако свидетельства тому неизвестны.
Среди посетивших Рим в юбилейном году было и
много |
земляков |
Коперника — высшие сановники |
церкви, |
доктор |
Матвей из Мехова, ректор Краков |
ского университета; краковский знакомый Коперни ка Альберт Крыпа из Шамотуля, ставший вскоре доктором медицины; магистр Станислав Селиг, уже упоминавшийся нами Бернард Скультети и многие другие.
Но не только встречи с земляками или желание увидеть Рим в юбилейном году и даже не необходи мость пройти практику по церковному праву в пап ской курии влекли в этот город молодого Коперника. Он и здесь намеревался установить контакты с неко торыми учеными, работавшими в Риме постоянно или приехавшими на юбилей. Подготовка к этому была начата им заблаговременно,—еще проезжая
106
через Краков на пути в Италию, Николай запасся рекомендательным письмом Каллимаха к его прия телю, профессору Римской сапиенцы Лоренцо Бопинконтри (ум. в 1503 г.). Будучи в разное время, а иногда и одновременно солдатом, историком, поэ том, астрономом, астрологом и философом, видный деятель Платоновской академии Марсилио Фичпно во Флоренции, Бонинконтри в то время представ лял в Римском архигимназиуме звездную науку. Ему принадлежала также инициатива издания астроно мической поэмы Манилия и составление к ней любо пытного комментария. Среди других выдающихся ученых Рима того времени можно назвать видных латинистов Петра Марсе и Антония Вольске, архео лога Пьетро Сабини, ученого-универсалиста Джо ванни Джокондо — математика, архитектора и ху дожника, отличного латиниста и эллиниста, знатока и комментатора Витрувия. Находясь в Риме проез дом, читал там лекции и знаменитый эллинист Анд рей Ласкарис.
Осенью юбилейного года (по другим источникам — ранней весной следующего) выступает перед много численной аудиторией с профессорской кафедры в Римской сапиенце и молодой Коперник. У Ретика по этому поводу сказано следующее: «...В Риме [Коперник] около 1500 года от рождества Христова приблизительно двадцати семи лет от рождения как профессор математики делал доклад в присутствии большого количества ученых и в торжественном окружении великих мужей и деятелей этой отрасли науки...» 10 Прежде всего заметим, что в те времена объем понятия «математика» был значительно шире, чем в наше время, и в него кроме Традицион ных арифметики, геометрии и тригонометрии (ал гебра в то время в самостоятельный раздел науки только оформлялась) включалась астрономия, меха ника, архитектура, фортификация, география, нави гация и даже музыка. Поэтому, учитывая науч ные интересы Коперника, можно с уверенностью сказать, что тема его доклада была скорее всего астрономическая.
10 Николай Наперник. О вращениях..., стр. 489.
107
Возникают, однако, и другие вопросы: как могло случиться, что молодой, пока еще неизвестный в на учных кругах и ничем не прославившийся ученый получил возможность выступить «в присутствии большого количества учепых и в торжественном окружении великих мужей и деятелей этой отрасли науки»? И второе — что же мог в 1500 г. он поведать слушателям со столь высокой кафедры?
По поводу этих вопросов, всегда волновавших жизнеописателей Коперника, высказывались различные мнения — от крайне скептической оценки достовер ности самого факта чтения лекции в Риме вообще до безапелляционного заявления о том, что естествен ной темой его доклада было изложение его, Копер ника, гелиоцентрических идей строения планетной системы. Неуместность крайностей здесь совершенно очевидна: с одной стороны, у нас нет ни малейших оснований не доверять сообщению Ретика, весьма добросовестного во всем, что касается передачи све дений о жизни и учении своего великого наставника, с другой — имеется полная возможность достаточно точно установить хронологию развития взглядов Ко перника относительно строения Вселенной, что ниже и будет сделано, и можно с уверенностью сказать, что к 1500 г. у Коперника еще не было столь глу бокого убеждения в справедливости гелиоцентриче ского учения, чтобы он мог позволить себе публич ное выступление по этому поводу.
И тем не менее ответы на поставленные выше во просы, и притом ответы весьма вероятные, можно дать. Болонский наставник Коперника в астрономии, непосредственный руководитель его наблюдений До менико Мария Новара был достаточно высокого мне ния о своем ученике и помощнике, чтобы дать ему самые благоприятные рекомендации, адресованные римским коллегам, был достаточно известен в этих кругах, чтобы его рекомендации имели соответст вующий вес, а выводы, полученные Коперником из совместных с Новарой наблюдений, были достаточно интересны для тех, кто имел отношение к астро номии.
Нет у нас и сведений об аудитории, перед которой выступал Коперник. Но мы можем назвать многих
108
из находившихся в то время в Риме, для которых лекция Коперника могла представлять интерес, и та ким образом сделать предположительный вывод о его слушателях. Наиболее заинтересованным лицом был скорее всего старейшина римских астрономов Ло ренцо Бонинконтри, к которому Коперник имел письмо от Каллимаха. Там мог быть Альфонс из Кор довы, Гаспар Торелла из Валенсии, провансалец Бонет из Латиса (Bonetus de Latis), Марк Беневентский, молодой Лука Гаврико из Джиффони под Неа полем, с которым Коперник позже дружил и поддерживал научные связи, и, кроме того, знако мые и земляки Коперника во главе с краковским ректором Матвеем из Мехова.
Находясь в Риме, Коперник продолжал астроно мические наблюдения. Так, им наблюдалось 6 нояб ря 1500 г. затмение Луны. Оно произошло, между прочим, во время небывалого разлива Тибра, когда
вся нижняя |
часть |
города превратилась в |
озеро и |
к собору св. |
Петра |
добирались на лодках. |
Об этом |
наблюдении нам сообщает сам Коперник: «Второе затмение с большой тщательностью мы наблюдали
в |
Риме в тысяча пятисотом году после рождест |
ва |
Христова, на следующий день после ноябрьских |
нон в два часа пополудни той ночи, рассвет ко торой приходился на восьмой день до ноябрьских ид»
Однако пришло время позаботиться о судьбе пре бенды — до Николая и Анджея стали доходить слу хи, что члены Вармийского капитула выражают все большее неудовольствие столь долгим и безрезуль татным пребыванием двух своих собратьев далеко за пределами их диоцеза. Надо было возвратиться на родину, повиниться перед капитулом и попытаться выхлопотать продление отпуска, опираясь, естест венно, на основательную поддержку со стороны дядиепископа.
Весной 1501 г. братья покинули Рим и по восточ ному побережью Апеннинского полуострова направи лись в Вармию. О том, что происходило дальше, узна ем из записи в книге актов Вармийского капитула:1
11 Николай Коперник. О вращениях..., стр. 260.
109