Файл: Веселовский, И. Н. Николай Коперник, 1473 - 1543.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пазываомого первым гуманистом великого поэта Фра­ нческо Петрарки (1304—1374), или же знаменитого писателя-реалиста Джованни Боккаччо (1313—1375). К этим именам достаточно добавить имена несколь­ ких непосредственных современников Коперника, чтобы стало ясно, какая плеяда звезд первой вели­ чины в культуре и искусстве блистала тогда в яр­ ких лучах итальянского Ренессанса; что же касается ученых того периода, то о них следует сказать особо. Во времепа Коперника в Италии жили и работали знаменитый архитектор Донато Брамаите (1444— 1514); такие универсальные гении, как Леонардо да Винчи (1452—1519), которого Энгельс назвал «не только великим художником, но и великим матема­ тиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отраслщ физики»3, и Микелапджело Буонарроти (1475— 1564), не только художник и скульптор, но и архи­ тектор и военный инженер; великие художники Ра­ фаэль Санти (1483—1520), Джорджоне (1478—1510)

и Тициан (1477—1576); величайший поэт Лодовико Ариосто (1474—1533). И все эти люди, известные и сейчас каждому образованному человеку, жили и творили примерно на протяжении одного и того же очень короткого для истории промежутка времени!

Не менее значительными были успехи и итальян­ ских ученых. Еще в X II—XIII вв. итальянцы сыгра­ ли выдающуюся роль в переводе с арабского (а поз­ же и с греческого) языка иа латинский — язык тогдашней науки — важнейших произведений уче­ ных античности. Один только Герардо из Кремоны (1114—1187) перевел с арабского несколько десят­ ков произведений крупнейших античных ученых, в том числе «Начала» и «Данные» Евклида, «Сферики» Феодосия, произведения Менелая, «Альма­ гест» Птолемея и многие другие. Еще один весьма совершенный комментированный перевод «Начал» Евклида, который позже лег в основу первого ти­ пографского издания этого сочинения, был выполнен около 1260 г. Джованни Кампано из Новары близ Милана. Кампано принадлежит также несколько*

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 346.

94

собственных произведений математического и астро­ номического содержания, в том числе «Трактат о сфере», «Теория планет», «Календариум», «О квад­ ратуре круга» и произведение о перспективе.

ВИталии раньше, чем в других странах, возник­ ли высшие учебные заведения. Первый университет начал функционировать не позже первой половины XI в. в Салерно (юго-восточнее Неаполя), вторым был основапный в 1119 г. Болонский университет, затем на протяжении XIII в. один за другим воз­ никают университеты в Виченце, Ареццо, Падуе и Неаполе. Римский университет был основан в 1303 г.

ВИталии же начиная с первой половины XV в. образуются первые в Европе объединения ученых и литераторов, называвшиеся академиями. Об одной из них, организованной Помпонио Лето, мы уже упоминали. Другое учреждение этого типа — так на­ зываемая Платоновская академия (Academia Platonica) — было создано во второй половине XV в. Марсилио Фичино во Флоренции под покровительст­ вом тогдашнего ее правителя Козимо Медичи. Чле­ ном этой академии был знаменитый итальянский

гуманист, эрудированный философ и блестящий лин­ гвист Джованни Пико делла Мирандола (1463— 1494). Написапная им в 1486 г. «Речь о достоинстве че­ ловека» приобрела широкую известность и стала свое­ образной программой действий гуманистов конца XV в.

Первым самостоятельным математиком Западной Европы, не только освоившим то, что было извест­ но арабоязычным ученым, но и развившим эти зна­ ния, тоже был итальянец — Леонардо Пизанский (1180—1240), известный также под именем Фибо­ наччи. Его «Книга абака» (1202 г., переработанное издание — 1228 г.) сыграла важную роль в распро­ странении сведений по арифметике п других мате­ матических знаний как в самой Италии, так и дале­ ко за ее пределами, во многих странах Европы. Леонардо Пизанскому принадлежали и другие важ­ ные сочинения по математике — «Практика геомет­ рии» и «Кпига квадратов».

Книгопечатание было изобретено не в Италии, но первая напечатанная типографским способом книга математического содержания — это были «Начала»

95


Евклида в уже упоминавшемся переводе Кампано — появилась в Италии (Венеция, 1482 г.). За этим изданием «Начал» последовали другие — только в течение XVI в. этот труд переиздавался 83 раза — в осповном в Италии. Там же несколько позже начи­ нают издаваться многочисленные переводы сочине­ ний Архимеда, Птолемея, Аполлония, Паппа и дру­ гих античных ученых.

Наконец, еще один итальянец, уже современник Коперника, с которым, весьма вероятно, Коперник мог встречаться в Болонье и Риме (и на это указы­ вают некоторые его биографы),— крупнейший евро­ пейский алгебраист XV в. Лука Пачоли (ок. 1445ок. 1515). Его сочинение «Сумма [знаний] по ариф­ метике, геометрии, отношениям и пропорционально­ сти», изданное в Венеции в 1494 г., всего за два года до прибытия в Италию Коперника, представля­ ло собой энциклопедию математических знаний того времени, изложенных с использованием оригиналь­ ной символики.

Мы позволим себе обобщить сказанное выше бле­ стящей характеристикой той эпохи, данной Эн­ гельсом:

«Современное исследование природы — единствен­ ное, которое привело к научному, систематическому, всестороннему развитию, в противоположность ге­ ниальным натурфилософским догадкам древних и весьма важным, но лишь спорадическим и по боль­ шей части безрезультатно исчезнувшим открытиям арабов,— современное исследование природы, как и вся новая история, ведет свое летосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, называем по приключившемуся с нами тогда национальному не­ счастью Реформацией, французы — Ренессансом, а итальянцы — Чипквечепто * и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований.

Это — эпоха,

начинающаяся со

второй половины

XV века. Королевская власть, опираясь на горожан,

сломила мощь феодального дворянства и создала

крупные, в

сущности основанные

на национально­

сти, монархии, в которых начали развиваться со­

* — буквально: пятисотые годы, т. е. шестнадцатое столетие.

96

временные европейские нации и современное бур­ жуазное общество; и в то время как горожане и дворянство еще продолжали между собой драку, не­ мецкая Крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену вы­ ступили не только восставшие крестьяне,— в этом

уже не было ничего нового,— но за

ними показа­

лись предшественники современного

пролетариата

с красным знаменем в руках и с требованием общ­ ности имущества на устах. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом пред­ стал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не уда­ валось достигнуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим классическую эпоху своей литературы. Рамки старо­ го orbis terranim * были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для пе­ рехода ремесла в мануфактуру, которая в свою оче­ редь послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церк­ ви была сломлена; германские народы в своем боль­ шинстве прямо сбросили ее и приняли протестан­ тизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее мате­ риализм XVIII века.

Это был величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая по­ родила титанов по силе мысли, страсти и характе­ ру, по многосторонности и учености» 4.

*_ буквально: круг земель, так назывался у древних римлян мир, земля.

*К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 345—346,

4 Н. Коперник

97


И далее:

«И исследование природы совершалось тогда в об­ становке всеобщей революции, будучи само насквозь революционно: ведь оно должно было еще завоевать себе право на существование. Вместе с великими итальянцами, от которых ведет свое летосчисление новая философия, оно дало своих мучеников для ко­ стров и темниц инквизиции» 5.

• * *

Итак, осенью 1496 г., преодолев длинный путь, проходивший через Краков, Моравию, Вену, Филлах и Падую, Коперник вместе с братом Анджеем ока­ зался в Болонье, входившей тогда в Папскую об­ ласть и славившейся своим университетом. В то вре­ мя здесь особой популярностью пользовался юриди­ ческий факультет с отделениями гражданского и канонического, т. е. церковного, права, и именно на этот факультет записался Николай. Хотя юридиче­ ская подготовка вряд ли была предметом его мечта­ ний, выбирать не приходилось — таково было жела­ ние дяди Лукаша, окончившего этот факультет и, как мы уже говорили, в год рождения Николая по­ лучившего здесь докторский диплом. Подчиняться желанию дяди приходилось хотя бы потому, что пле­ мянники учились на его средства, к тому же, рас­ считывая на обещанный им каноникат, который дол­ жен был обеспечить в будущем безбедное существо­ вание, следовало позаботиться и о соответственном образовании.

И все же интересы Коперника были уже тогда далрки от церковной юриспруденции, о чем можно судить прежде всего по тем книгам, которые он при­ вез с собой из Польши. Известно, что в его дорож­ ном сундуке находился весьма увесистый том (доны­ не хранящийся в Упсале), в котором были перепле­ тены вместе два астрономических трактата: «Tabulae directionum» 6 Региомонтана, изданный в 1492 г., и

• К . М аркс и Ф. Энгельс. Сочинепия, т. 20, стр. 347.

Под directio (лат. — направление) здесь понималась разность высот наблюденного светила и некоторого пункта, имевшего астрологиче­ ское значение.

98

Болонья. Старинная гравюра

знаменитые альфонсинские таблицы 1490 г. Кроме того, там были «Начала» Евклида и астрономоастрологический трактат Альбогазена Гали «Наияс­ нейшая полная книга суждений о звездах» («Ргаеclarissimus liber completus in judiciis astrorum». Augsburg, 1485). Уже наличие этих книг является достаточно убедительным свидетельством совершен­ но определенно выраженного интереса Коперника к точным наукам вообще и к астрономии в част­ ности и в особенности. И мы скоро убедимся, что с прибытием в Италию эти интересы у молодого Коперника не ослабевают, а, наоборот, усиливаются.

Сразу же отметим следующий факт: история до­ несла до нас имена многих тогдашних болонских профессоров, преподававших философию, латинский и греческий языки, каноническое и гражданское право, но мы можем лишь догадываться, кто же из них обучал Коперника,— сам он об этом никогда не вспоминал. Однако мы хорошо знаем со слов самого

4*

99



Коперника о том, что он был не только учеником, но и помощником болонского астронома Доменико Марпя Новары (1454—1504), вместе с которым они провели ряд интересных астрономических наблюде­ ний. Но, помня цель, ради которой Коперник ока­ зался в этом городе, попробуем восстановить имена тех ученых, с которыми он должен был сталкивать­ ся или, во всяком случае, мог там встретиться.

В те годы далеко за пределами университета и города гремела слава блестящего эрудита и велико­ лепного латиниста Филиппа Бероальдо-старшего (1453—1505); эллиниста Антонио Урцео, по про­ звищу Кодра; всестороннего ученого-гуманиста Джо­ ванни Гарцони (1419—1506) — философа, историка, врача, оратора, поэта, эллиниста, астролога и бого­ слова в одном лице; философа-перипатетика Алес­ сандро Ахиллини (ум. в 1512 г.), горячего сторонни­ ка и комментатора Аристотеля Аверроэса, который, пытаясь сохранить материалистическое зерно уче­ ния Аристотеля, толковал религиозные понятия сим­ волически: бог сливался с природой, бессмертие души — с непрерывностью духовного развития чело­ вечества в целом. Сторонники аверроизма (а Ахил­ лини был одним из общепризнанных их лидеров) проповедовали так называемую теорию двух истин: догмы религии ложны с точки зрения разума, но обязательны с точки зрения веры. Но хотя попытка такого толкования Аристотеля и была весьма осто­ рожной, и она была осуждена Беневентским собо­ ром 1513 г.

Ахиллини был, вероятно, одним из первых уче­ ных, которые поняли, что закономерности природы не следует выдумывать априорно и подгонять под искусственные схемы действительно происходящее; наряду с силлогизмами он признавал такие средст­ ва исследования природы, как наблюдение и экспе­ римент. Кроме чисто философских работ, его перу принадлежала также и книга «О кругах» («De orbibus»), в которой он хоть и признавал неподвиж­ ность и центральное положение во Вселенной Зем­ ли, но высказывал сомнения в существовании эксцентров, эпициклов, эквантов и многих других деталей планетного механизма древних астрономов,

100

й в частности Птолемея. Слушатели Ахиллини (а известно, что среди них были и поляки, друзья Коперника, и, может быть, он сам) могли на основе его лекций почерпнуть некоторые дополнительные аргументы не в пользу тогдашних астрономических представлений.

Ахиллини был также видным врачом. По-види­ мому, он был первым, кто воспользовался указом императора Фридриха II, разрешавшим вскрытие трупов. Медицина обязана ему, в частности, откры­ тием строения внутреннего уха человека, определе­ нием значения и функций для физиологии слуха двух косточек — молоточка и наковальни. Он был также известен своими диспутами с профессором Падуанского университета Пьетро Помпонаццо (1462—1524), одним из самых смелых мыслителей той эпохи, наиболее последовательным сторонником развития материалистического элемента учения Ари­ стотеля. Коперник мог познакомиться из первых рук с учением Помпонаццо чуть позже, во время пребы­ вания в Падуе.

Во время учебы в Болонье Коперник мог лично познакомиться также с двумя крупными математи­ ками того времени — уже упоминавшимся фра Лу­ кой Пачоли, другом Леонардо да Винчи, автором известного математического произведения энцикло­ педического характера, преподававшим в то время в Болонском университете, и его коллегой Шипионе (Сципионом) дель Ферро (1456—1526), первым ре­ шившим в радикалах один из видов кубического уравнения х 3 + , а х = 6 ( а , Ъ ф 0). Имеются также указания на то, что Коперник был знаком с извест­ ным художником и гравером того времени Франческо

Райболини (ок. 1450—1533) и

даже

брал

у него

уроки живописи, что позволило

ему

позже

весьма

искусно написать автопортрет.

являются сведения

Однако более достоверными

о его контактах с астрономом Доменико Мария Но­ варой. Известный ученик Коперника и его друг в по­ следние годы жизни Георг Иоахим Ретик в своем труде, излагающем учение Коперника («О книгах вращений Николая Коперника первое повествова­ ние»), пишет: «Наставник мой с высшей тщатель­

101