ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Посмотрим теперь, как идеи такого рода воспри нимались в те времена в Кракове. Вот написанный в 1459 г. «Краковский комментарий» к произведе нию Аристотеля «О небе»:
«Можно привести для убеждения некоторые аргу менты, первый из которых таков:
Небу нет необходимости двигаться для получения чего-либо от Земли. Земле же необходимо двигать ся, чтобы получить от неба кое-что, а именно — влияние. Поэтому более разумным кажется, чтобы двигалась Земля, а не небо, н чтобы покоилось небо, а не наоборот. Подтверждается так: движение полу чается вследствие нужды, следовательно, то, у кото рого больше нужды, больше должно и двигаться, а Земля нуждается в большем, чем небо. В-третьих, покой благороднее, чем движение, так как он явля ется концом (целью) движения, следовательно, по кой должен быть присущ более благородным телам, как небо, а движение — менее благородным, к числу которых принадлежит Земля. В-четвертых, лучше объяснить явление при помощи меньшего предпо ложения, чем большего. Отсюда ясно, [что] боль шое тело тяжелее двигать, чем малое; поэтому ра зумнее кажется, чтобы Земля, очень малая, двига
лась |
бы быстрее'всех, а высшая сфера покоилась, |
а не |
наоборот. Пятое — самое главное. Всякое про |
стое тело долженствует иметь некоторое естествен ное движение, т. е. простое движение. Таким телом и является Земля, ибо она из простых тел... В-ше стых, Земля имеет сферическую форму. Сфериче ская же форма весьма способна к движению, и боль ше всего к круговому. Поэтому если Земля факти чески не движется, или движется только иногда, то ясно, что такая способность Земли к движению будет напрасной...» Из осторожности комментатор прибав ляет:
«Земля не движется круговым движением от во стока к западу или, наоборот, суточным движени ем, как хотели сказать древние, ибо они говорили, что Земля движется, а небо покоится. Ибо при по мощи движения Земли и покоя неба мы никак не можем объяснить противостояния и соединения пла нет и затмения Солнца и Луны»,
3 Н. Коперник |
65 |
Как видим, в Кракове в середине XV в. уже вы сказывались, пусть робкие и наивные, соображения о возможности движения Земли. И хоть коммента рий, с выдержками из которого мы только что поз накомились, вообще говоря, не отражает мнения всех краковских астрономов того периода, он не слу чаен — по состоянию преподавания математики и астрономии Краковский университет уже тогда за нимал одно из ведущих мест в Европе.
Еще около 1405 г. краковянин Стобнер организует здесь кафедру математики п астрономии. В 1415 г. в Краковском университете получает степень маги стра искусств Бенедикт Гесс, который до самой смер ти 11456) продолжает оставаться главой местных буриданистов. Хотя большинство профессоров тог дашних университетов вело преподавание непосред ственно по трактатам классиков, избегая приведе ния собственных комментариев, в Кракове уже во второй половине XV в. составляются собственные комментарии к сочинениям Аристотеля, значительно расширяется преподавание точных наук. В 1459 г. здесь учреждается специальная кафедра астрологии, во главе которой становится Мартин Круль, напи савший около 1450 г. трактат о геометрии «Opus de geometria», в котором были следующие разделы: альтиметрия (измерение высот), планиметрия, профупдиметрпя (измерение глубин) и стереометрия. Арифметику в Краковском университете изучали по книге «Ariphmetica communis» Жана де Мюри, му зыку —по книге «Algorismus minutiarum» Жана де Линьера; для изучения расчетов планетных движе ний пользовались комментариями к альфонсинским таблицам «Theoretica planetarum» Герарда из Саб-
биопетты; перспектива преподавалась по трактату англичанина Джона Пекхэма (J. Peckham. «Perspectiva communis»); физическая география — по книге Иоанна Сакробоско «Сфера», которая была как бы введением к более трудным трактатам по астроно мии в собственном смысле слова: «Теории планет ных движений» («Theorica planetarum») Георга Пей-
ербаха (Пурбаха), альфонсинским планетным табли цам, таблицам затмений Пейербаха, «Calendarium’y» Региомонтана. Естественно, что подробно изучались
66
Краков в конце XV в. Гравюра Г. Зюсса из книги Конрада Цельтиса «Quattuor libri amorum», Нюрнберг, 1502
3*
й сочинения Аристотеля, в частности «О небе» («Пе caelo»), «Метеоры» («Meteora») и, наконец, «Мета физика». География читалась также по трактату фессалоникийца Дионисия Афра, извлечениям из Пто лемея и отчасти по Страбону.
Среди многочисленных профессоров, доцентов п магистров, преподававших в Краковском универси тете в рассматриваемое время, большинство были поляками и воспитанниками этого университета, но громкая слава учебного заведения привлекала сюда также многих иностранцев — итальянцев (Джованни Амато из Сицилии, Клаветти д’Алифио, Франческо Станцаро), англичан (Джон Кемпен, Леонард Кокшес), немцев (Конрад Цельтис, Рудольф Агриколамладший, Валептинус Экк) и даже испанцев (Гар сиа Куадро, Руис Морас) и голландцев. Мы упомя нем лишь нескольких основных преподавателей и воспитанников Краковского университета, предшест венников Коперника и его современников, трудами которых университет уже тогда прославился как важнейший центр математического н астрономиче ского образования.
Мартин Круль из Журавиц с 1445 г. занимал уч режденную Стобнером кафедру математики и астро номии; в 1448—1459 гг. изучал медицину в Болонье и читал там лекции по астрономии п астрологии; в 1459 г., возвратившись в Краков, возглавил вновь созданную кафедру астрологии (па которой препо давание астрономии было, естественно, на первом плане), занялся составлением поправок к альфонсинским таблицам, работал над проектом усовершен ствования юлианского календаря. О его геометри ческом трактате мы уже упоминали.
Ученик Круля Войцех из Опатова с 1447 г. чи тал в Кракове курс арифметики, позже изучал ме дицину в Болонье4 II читал там лекции по астроно мии. Другой его воспитанник Петр Гассович после окончания в 1452 г. факультета свободных искусств изучал в Перудже (Италия) медицину и астро номию, позже продолжал занятия медициной в Кёльне и Кракове. Им были составлены «Золотые таблицы истинных и средних планетных движе ний».
68
В ученом мире тех времен широкой известностью пользовался Мартин Былица из Олькуша. После
окончания Краковского |
университета он отправился |
в Италию, где в 1463 г. |
читал лекции по астрономии |
вБолонском университете, в следующем, 1464, году
вРиме познакомился с известнейшим матема
тиком и астрономом того времени Региомонтаном, с которым уже тогда обсуждал вопросы исправле ния ошибок в старых планетных таблицах. В 1467 г. в Эстергоме (Венгрия) вместе с Региомонтаном он составил «Tabulae directionum profectionumque» («Таблицы направлений и удалений»), книгу, кото рой Коперник пользовался в течение всей своей жизни. Последние годы Былица провел в Будапеш те, откуда летом 1494 г. прислал в дар Краковскому
университету коллекцию |
редких рукописей |
и книг, |
а также весьма ценные |
астрономические |
инстру |
менты: большой небесный глобус, две прекрасно из готовленные астролябии и торкветум. Вручение этих даров было торжественно обставлено; весьма вероят но, что на этой церемонии присутствовал и Нико лай Коперник. Связи с Краковом Мартин Былица поддерживал через своего племянника Станислава Былицу, магистра кафедры математики и астроно мии, учрежденной Стобнером.
Воспитанником, а затем в течение некоторого вре мени и преподавателем Краковского университета был также Николай Водка, предполагаемый учитель Коперника.
Ко времени поступления Коперника в Краковский университет основными «астрономическими светила ми»- там были Ян из Глогова и его ученик Войцех (Альберт) из Брудзева (Брудзевский). Ян из Гло гова уточнил географические координаты Кракова, составил большое количество пособий по различным разделам астрономии, в частности написал введение к трактату о сфере Сакробоско, толкование астро номических таблиц для краковского меридиана, опи сание 48 созвездий, введение в космографию (объ яснение географии Птолемея). Он не чуждался и астрологических занятий — начиная с 1475 г. почти ежегодно составлял астрологические прогнозы и даже написал трактат под названием «Краткое убеждение,
69
д’Алльи, с работами Исидора Севильского, Аристо теля (с комментариями Аверроэса и других авто ров), Альфонса Кастильского, Иоанна Линерия (Жана де Линкера), Пейербаха, Бьянкини, Региомон тана и многих других ученых как древних, так и его современников.
В Краковском университете Брудзевский читал арифметику, перспективу, теорию движения планет (1488) по Йейербаху, но с собственными коммента риями. Переход от старой «теорики» Герарда из Саббионетты к Пейербаху был большим шагом впе ред в развитии астрономии. Комментарий Брудзевского стал скоро одним из основных руководств Коперника при изучении астрономии.
В средние века общепризнанной астрономической системой была теория гомоцентрических сфер, раз работанная древнегреческим ученым Евдоксом Книд ским (ок. 406 — ок. 355 до н. э.), одобренная Ари стотелем и принятая арабским комментатором Ари стотеля Аверроэсом (Ибн-Рошдом). В своем коммен тарии Брудзевский реферирует возражения Аверро эса против эпициклов и эксцентриков Птолемея. Приводя слова комментатора «В математических книгах нельзя найти никаких доказательств суще ствования эксцентриков и эпициклов, если не счи тать некоторых явлений при затмении Луны», Брудзевский замечает: «Следовательно, Луна имеет эпицикл». И далее: «Устраняя эксцентры, коммен татор пишет как философ, который должен рассмат ривать только движение всей сферы, а не отдель ные круги, заниматься которыми свойственно астро номам. ...А существуют ли эксцентры действительно в планетных сферах — этого никто нз смертных не знает; если не считать, что они [эксцентры], а так же и эпициклы стали известными благодаря откро вению духов, то они возникли лишь в воображении математиков».
Относительно эквантов3 Брудзевский пишет: «Для движения сфер (orbium) как такового эквант*
*Эквант, по учению Птолемея,— воображаемая точка, не совпадаю щая с центром орбиты, относительно которой движение планет происходит равномерно.
73
не нужен. Поскольку эквант является воображаемым кругом, то он ничего не может сделать для дви жения реальной сферы, а только для астрономиче ской работы илп для вычисления таблиц, произво димого на основании математических принципов и заключений, но заключения чаще не могут приспо собиться и примениться к движениям, какими они по своей природе являются, но только какими они кажутся... Даже сами математики... рассматривают движения так, чтобы они служили их пауке и дей ствиям... И вот они воображают равномерное дви жение, каким оно само по себе не является; по этому они принуждены брать экванты, воображаемые круги, ио которым неравномерное движение сфер они рассматривают как равномерное и приводят к равномерности по эквантам...
Но учитель устанавливает следствия, каким обра зом все планеты в своих движениях связываются с движением Солнца. Это по той причине, что они имеют с ним естественную связь как с первым лу чезарным светилом... и, следовательно, своими дви жениями участвуют в общем потоке и действии»4.
Бытует повторяемый во многих биографиях Ко перника рассказ, как Брудзевский обратил внима ние на талантливого студента Николая Коперника, стал с ним дополнительно заниматься и даже дове рительно сообщил ему свои сокровенные мысли о гелиоцентрической системе мира. Эта версия утвер ждает, что Коперник увлекся астрономией именно на блестящих лекциях Брудзевского. Сведения эти имеют в своей основе данные, приведенные в пер вой биографии Коперника 1625 г. польским ученым Шимоном Старовольским. Увы, все это очень близко к легенде. Еще в 1864 г. профессор Францишек Карлинский, тогдашний директор астрономической обсерватории в Кракове, обратил внимание на то обстоятельство, что во время пребывания Копер ника в Краковском университете Брудзевский уже не читал лекций по астрономии, он излагал учение
Аристотеля со |
своими |
комментариями на богослов- |
4 J. Wasiutyhski. Kopernik, |
tw6rca nowego njeba. Warszawa, wyd. |
|
J. Przeworsklego, |
1938, s. |
53—56. |
74
прямого влияния Брудзевского на научные интере сы Коперника малодостоверна, как и третья, соглас но которой Коперник мог посещать Брудзевского по поручению своего дяди Лукаша Ваченроде, лично знакомого с краковским ученым, и во время этих посещений мог вести с Брудзевским разговоры на научные темы.
Но если Коперник и не был прямым воспитан ником Брудзевского, все равно он не мог не испы тать его косвенного влияния, и притом весьма зна чительного. Ведь большинство преподавателей Ко перника по университету были или прямыми учени ками Брудзевского, или же, признавая его эрудицию и авторитет, находились под его влиянием и исполь зовали в своей преподавательской работе составлен ные Брудзевским комментарии, а также издаппую в Милане его книгу «Commentaria utillissima in theoricis planetarum» («Полезнейшие комментарии пла нетной теории»), считавшуюся многими лучшим из ложением планетной системы Птолемея на то время.
А таких преподавателей в Кракове было немало: во времена Коперника преподаванием наук естест венно-математического цикла в Краковском универ ситете занимались 16 профессоров, доцентов и маги стров — по тем временам очень много. И недаром состояние препбдавания естественно-математических наук в Кракове высоко оценивалось современниками далеко за пределами Польши. В первой половине XVI в. знаменитый немецкий гуманист Эразм Рот тердамский в письме к польскому ученому и обще ственному деятелю Децию (Decjusz) дал польской науке блестящую характеристику: «Поздравляю поль ский народ, который теперь так процветает в нау ках... и в обычаях, и во всем, что является на столько удаленным от варварства, что он может соперничать с первыми и самыми культурными на родами мира» 5. Можно привести достаточное коли чество и более ранних высказываний, подчеркиваю щих высокий уровень развития в польской столице точных наук. Так, Эней Сильвий Пикколоминд, бу дущий папа Пий И, в общем весьма нерасположен-
5 Цит. по кн.: «Sesja Kopernikowska», PAN. Warszawa, 1955, s. 161,
76
ный к Польше писал, что в Кракове расцветает школа свободных искусств, славная математической наукой. Нюрнбергский ученый, врач и географ Гарт ман Шедель в своей «Хронике мира», составленной между 1480 и 1492 гг., пишет о Краковском универ ситете так: «...рядом с церковью св. Анны нахо дится университет, известный благодаря большому количеству в нем славных и ученых мужей, кото рые занимаются разными пауками — красноречием, поэтикой, философией и физикой. Однако более все го цветет в нем астрономия, и в этом отношении, как я знаю, нет более славной школы во всей Гер мании». То же самое, но в более краткой форме утверждает Иоганн Штефлер, профессор астрономии Тюбингенского университета и составитель распро страненных в свое время эфемерид: «Краков... сла вится свободными науками, главным образом мате матическими...» Ученый субканцлер Кёльнского уни верситета пишет о Краковском университете, что «он был основан для занятий разными пауками; од нако больше всего там процветают теология, мате матические науки и классическая литература».
Таков был университет, па философский факуль тет которого поступил будущий великий астроном. Иногда встречается такая мысль — своеобразный уп рек Краковскому университету, что Коперник не мог в нем познакомиться с идеями гелиоцентризма. Но тем Коперник и велик, что самостоятельно постро ил гелиоцентрическую теорию строения планетной Системы, ознакомившись в Кракове со всеми дости жениями своих предшественников в астрономии.
Философский факультет, или факультет свобод ных искусств, был в тогдашних университетах по существу подготовительным. Окончивший его полу чал степень магистра искусств (magister artinm) я право поступления на один из старших факуль тетов: теологический, юридический со специально стями церковного (канонического) и гражданского права или же медицинский. По окончании одного из старших факультетов и защиты соответствую щей диссертации присуждалась степень доктора,
О прохождении Коперником и его братом курса наук в Кракове достоверно известно немногое. Giy-
78