ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Дентам философского факультета лекции читались в помещении уже упоминавшейся Collegium majus, в так называемом лектории Сократа, до сих пор сохранившемся. Рядом с этим лекторием располо жен лекторий Пифагора — здесь читалась матема тика. Его степы расписаны фресками, представляю щими собой тригонометрические и геометрические теоремы — в свое время это были наглядные посо бия при чтении лекций. Здесь же находится и ак товый зал университета, выдержанный в стиле кра ковского барокко. Во всех этих помещениях Копер ник, конечно, часто бывал.
Известный коперниковед профессор Л. А. Биркенмайер (1855—1929) в результате тщательного ис следования архивных материалов восстановил план преподавания математических и астрономических наук в годы учения Коперника, а также фамилии преподавателей. На этом основании можно сделать вывод о содержании и объеме сведений, которые были получены Коперником в краковские годы. Вот этот план:
Г о д |
Преподаватель |
1491 |
Войцех из Ппева |
(зимний семестр) |
Варфоломей |
1492 |
|
(зимний семестр) |
из Липпицы |
1493 |
Шимон из Серпца |
(летний семестр) |
|
1493 |
Бернард |
(летний семестр) |
из Бискупово |
1493 |
Мартин |
(зимнпй семестр) |
из Олькуша |
1493 |
Михаил |
(зимний семестр) |
из Вроцлава |
1494 |
Войцех |
(летний семестр) |
из Шамотул |
1494 |
Войцех |
(зимний семестр) |
из Шамотул |
Название предмета
Осфере (по Иоанну Сакробоско) Геометрия (по «Началам» Евклида)
Теория планетных движений (по ком ментарию Войцеха Брудзевского)
Таблицы затмений
Календарь Иоанна Региомонтана Таблицы решепий
Астрология
«Четверокнижие» Птолемея
79
Определенные представления о научных интере сах Коперника в краковские годы можно получить
врезультате изучения помет, сделанных им на по лях книг, которыми он в то время пользовался. Не которые нз этих книг в 30-х годах XVII ъ ., во время вторжения войск шведского короля Густава Адольфа
вПольшу, были вывезены в Швецию и помещены в библиотеку университета г. Упсалы, где и были поз
же обнаружены. В хранящемся там экземпляре альфопсинских таблиц движения планет рукой Копер ника на полях сделаны многочисленные записи, сви детельствующие о том, что еще в Кракове он живо интересовался вопросами устройства планетной си стемы. В его наблюдениях и мыслях того времени уже можно найти в зародыше идеи, которые легли позже в основу великого открытия.
Для более полного представления о том, что Ко перник мог почерпнуть во время пребывания в Кра кове, приведем небольшие извлечения из бывших тогда в ходу сочинений классиков.
На лекциях, которые Войцех Брудзевский читал там в 1489—1494 гг., комментируя произведения Аристотеля, Коперник, весьма вероятно, услышал следующее:
«Нам остается сказать нечто о Земле: прежде все го где бы она могла находиться, а дальше о том, принадлежит ли она к тем предметам, которые по коятся, или к тем, которые движутся... Те из фило софов, которые говорят, что небо имеет конечную величину,— а таких большинство,— считают, что она находится в центре; в противоположность этому те, которые живут в Италии и называются пифагорей цами, придерживаются иного мнения. Они говорят, что в середине мира находится огонь, а Земля яв ляется одним из светил, которые, обращаясь вокруг него, производят последовательную смену дня и ночи... Те, которые это утверждают, опираются, однако, не на явления, но скорее на рассуждения, Они считают, что наиболее почетное место принад лежит наиболее почитаемой вещи, но ведь и огонь будет чем-то более первым, чем Земля... Думая так, они высказывают мнение, что не Земля находится в центре сфер, но скорее огонь. Кроме этого пифаго
80
рейцы прибавляют еще и Такой довод, что всего тща тельнее нужно хранить то, что является наиболее высоким во Вселенной; так как середина мира яв ляется наиболее удобным местом для этой цели... то в нем, собственно, огонь и поместился...» 6
Кроме того, краковским гуманистам был очень хо рошо известен знаменитый «Сон Сципиона», состав ляющий часть книги Цицерона «О государстве». Зна менитый полководец Сципион Африканский, нахо дясь в том месте Вселенной, где обитают блаженные духи (для этого им отводился Млечный путь), гово рит младшему Сципиону (Эмильяну) следующее:
«Неужели ты не видишь, в какие храмы ты при шел? Все связано девятью кругами, вернее, шарами, один из которых — небесный внешний, он объёмлет все остальные; это самое высшее божество, удержи вающее и заключающее в себе остальные шары. В нем укреплены вращающиеся круги, вечные пути звезд; под ним расположены семь кругов, вращаю щихся вспять, в направлении, противоположном вра щению неба. Одним из этих кругов владеет звезда, которую на Земле называют Сатурновой. Далее сле дует светило, приносящее человеку счастье и благо получие; его называют Юпитером. Затем — красное светило, наводящее на Землю ужас; его вы зовете Марсом. Далее внизу, можно сказать, среднюю об ласть занимает Солнце, вождь, глава и правитель остальных светил, разум и мерило Вселенной; оно столь велико, что светом своим освещает и запол няет все. За Солнцем следуют как спутники по одно му пути Венера, по другому Меркурий, а по низше му кругу обращается Луна, зажженная лучами Солн ца. Но ниже уже нет ничего, кроме смертного и тленного, за исключением душ, милостью богов дан ных человеческому роду; выше Луны все вечно. Ибо девятое светило, находящееся в середине,— Земля — недвижимо и находится ниже всех прочих, и все ве сомое несется к ней в силу своей тяжести» 7.
Читая эти строки, следует иметь в виду, что их автор, знаменитый римский литератор, оратор и об-*
* Аристотель. «О небе». Перевод с |
греческого И. Н. Веселовского. |
’ Цицерон. Диалоги. М., «Наука», |
1966, стр. 84. |
81
ществениый деятель, был кумиром гуманистов той эпохи, когда знание греческого языка еще ие было распространено и Цицерон был непререкаемым авто ритетом как в области литературного стиля, так и в философских исследованиях. И в настоящее время его сочинения являются важнейшим источником для изучепия истории эллинистической мысли, по не по тому, что он был большим философом, а по той при чине, что в них объединяются, пусть но в очень стройную систему, взгляды очень разнообразных мыслителей того времени. Это ие трудно видеть и в приведенном отрывке. Сразу заметно, что стоик Цицерон имел некоторую склонность к астрологии — об этом говорят свойства, которыми он наделяет планеты. Звездный мир у пего имеет две середи ны,— с одной стороны, Солнце — здесь чувствуется Аристарх Самосский, доказавший, что величина Солнца гораздо больше величины Земли, а с другой,
угадывается |
печальный лик стоика-геоцентриста, |
для которого |
Земля находится в самом низу и хуже |
всех блестящих шаров — планет.
Но в приведенном отрывке есть еще одно место, которое историки античной литературы обычно .не замечают: характеристика Меркурия и Венеры как «спутников» Солнца. Это представление принадле жит Гераклиду Понтийскому, «заставлявшему» Мер курий и Венеру вращаться вокруг Солнца. Такое представление было общепринятым в эллинистиче ской астрономии вплоть до времен Птолемея: архи тектор Витрувий, неспециалист в области астроно мии, рассказывает, что его так обучали в школе 8; это знал также Плиний9 п, конечпо, Коперник. Возможно, что как для Галилея четыре спутника Юпитера послужили моделью Солпечной системы, так и Коперник случай двух планет, обращающихся вокруг Солпца, распространил и на всю Солнечную систему. Но для этого ему пришлось пройти доволь-•
•См. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Перевод Ф. А. Петров ского. М., 1935, стр. 175 («Обвиваясь своими путями вокруг лучей
Солнца, как средоточия...»).
•См. Plinius. Historta naturalis, кн. II, стр. 17 («Повернутые внутрь апсиды...»).
82
но длинный путь начиная от элементарных «теории», читавшихся на первых курсах университета, до на стоящего Птолемея (т. е. оригинала «Альмаге ста»), систему которого Копернику выпала честь отменить.
В Западной Европе основное произведение Птоле мея «Альмагест» было переведено с арабского языка на латинский впервые Герардом Кремонским в XII в.,
но большого распространения |
тогда не получило; |
в XIII в., в эпоху господства |
схоластики и Аристо |
теля, на первом плане была одобренная Аристотелем Евдоксова теория гомоцентрических сфер. Первый перевод Птолемея с греческого оригинала был вы полнен только в пачале XV в. Георгием Трапезундским, который, между прочим, так переделал его текст, что это дало повод уже в наше время почет ному академику Николаю Морозову счесть этот пе
ревод |
доказательством того, что Птолемей жил |
в XV |
в. |
Очень много для пропаганды «Альмагеста» было сделано Виссарионом Никейским (1403—1472), ко торый, будучи архиепископом Никеи, принимал уча стие в Феррарском (1438) и Флорентийском (1439)
объединительных |
соборах. Обвиненный |
греками |
в том, что он |
«предал веру», Виссарион |
остался |
в Италии и получил йт папы сан кардинала |
(любо |
пытно, что при этом ему удалось оставить за собой право ношения бороды, не принятое у католического духовенства). Виссарион многое сделал для распро странения в Европе греческой культуры и филосо фии Платона. Привезенный с собой «Альмагест» он передал известному математику и астроному Георгу Пейербаху (Пурбаху) для перевода на латинский язык. На основании этого текста Пейербах и создал ту «Theorica olanetarum» («Планетную теорию»),
которая получила широкое распространение в Кра ковском университете. Пейербаху удалось перевести с греческого только шесть первых книг «Альмаге ста», которые были изданы в Венеции в 1496 г. после доработки и комментирования их учеником Пейербаха, талантливым астрономом и математиком Иоганном Мюллером (Региомонтаном). Это издание,
разванное «Ioannis de. Monte Regie et Georgi Pur-
83
bacliii Epitome in Cl. Ptolemaei magnam compositi onem» («Иоанном Региомонтаном и Георгом Пурбахом составленные сокращения Клавдия Птолемея»), было первым источником, но которому Коперник (уже после отъезда из Кракова) познакомился не посредственно с Птолемеем. Следующее издание Птолемея на латинском языке, которое также име
лось в |
библиотеке Коперника, вышло в |
Кёльне |
в 1515 |
г. Греческий текст «Альмагеста» |
попал |
к Копернику только в 1539 г. Эти даты важны для установления периодизации работы Коперника над его бессмертным творением.
Результаты пребывания Коперника в Кракове можно подытожить словами польского ученого Ме числава Марковского, который в уже упоминавшей ся книге «Буриданизм в Польше в предкоперниканское время» пишет: «В Кракове Коперник узнал, что геоцентрическая система (Евдокса — Аверроэ са.— А в т . ) , если учесть действительность, не может предвычислять явления, происходящие в небе, что эксцентры и эпициклы суть только круги, выдуман ные математиками и астрономами, что теория Пто лемея не дает удовлетворительного объяснения дви жения Луны, что комментаторы, настроенные крити чески по отношению к Аристотелю, приводят аргу менты в пользу движения Земли вокруг своей оси, что понимание относительности движения позволяет преодолеть показания чувств о видимом движении Солнца, что Солнце является наиболее важной пла нетой, что и надлунным и подлунным миром управ ляют одни и те же законы динамики, что теория impetus’a лучше объясняет движения небесных сфер, чем гипотеза «движущего духа», что бог мог придать некоторую силу небесным телам для под держания их вечного движения, что употребляемые астрономические таблицы неточны, а обычные учеб ники астрономии устарели и что необходимо прове сти реформу астрономии» 10.
К этим словам следовало бы прибавить следую щее. По-видимому, краковские астрономы не видели
»° Mieczyslaw Markowshi. Burydanism w Polsce w okresle przedkopernikaAskim. Wroclaw (i. i.), Ossolineum, 1971.
•84
большой разницы между вращением тела вокруг своей оси и поступательным движением тела (точ ки) по кругу. Это можно подтвердить хотя бы тем, что через 100 лет после рассматриваемого периода даже такой гигант, как Галилей, не различал вра щения Земли вокруг своей оси и «вращения», т. е. кругового поступательного движения Земли вокруг Солнца. Коперник отчетливо различал оба эти движения, представив годовое движение Земли вокруг Солнца как результат сложения двух враще ний вокруг параллельных осей с равными и прямо противоположными угловыми скоростями. Эти дви жения не очень различались даже у самого Буридана, где он говорит и о прямолинейном, и о кру говом импульсе. Нужно сказать, что теория impetus’a в астрономии во второй половине XV в. угас ла. У Коперника термин «impetus» употребляется
только в |
одном месте — в VIII |
главе первой |
книги |
«О вращениях небесных сфер»: |
мнение, что |
Земля |
|
«Если |
кто-нибудь выскажет |
вращается, то ему придется сказать, что ото движе ние является естественным, а не насильственным. Все то, что происходит согласно природе, производит действия, противоположные тем, которые получают ся в результате насилия. Те вещи, которые подвер гаются действию силы или напора [impetus], необ ходимо должны распасться и существовать долго не
могут. |
...Чем |
больше оно |
[небо] увлекалось бы |
вверх |
напором |
[impetus] |
движения, тем быстрее |
было бы это движение вследствие постоянного воз растания длины окружности, которую необходимо пройти в 24 часа» п.
Нужно сказать, что угасание теории импульсов отмечалось только в астрономии. Развитие огне стрельной артиллерии в XV в. дало новую форму по нятию импульса. Вылетающее из ствола орудия ядро двигалось прямолинейно со скоростью, зависящей от силы выстрела, а также и от веса ядра. Итальян ские механики говорили, что ядро получило impetus,1
11Николай Коперник. О вращениях небесных сфер. Пер. И. Н. Весе ловского. M., «Наука», 1964, стр. 26—27 (далее в ссылках «О вра щениях.,,», в тексте—«Вращения»),
85