ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Рим в конце XV в. Старинная гравюра
«Лета 1501. В день |
мученика Панталеона12 пред |
|
ставлялись капитулу |
господа каноники |
Николай и |
Анджей Коперники, братья. Первый желал продле |
||
ния срока учения примерно на два года, так |
как уже |
три года он с разрешения капитула провел в учении». Далее из записи следует, что капитул в тот же день дал согласие на продолжение учебы обоим братьям, причем старший, Анджей, квалифицируется как «способный к восприятию наук» и посылается без точного определения профиля своих занятий. Нико лай же направлялся в Падую для изучения медици ны: дипломатично высказанное Николаем желание «перемены специальности», видимо, сыграло опреде ленную роль в положительном решении капитула, члены которого пожелали иметь в своей среде хо рошо обученного врача. Братья не заставили себя долго собираться — не позже начала сентября Анджей направился прямо в Рим, а Николай в со провождении каноника Бернарда Скультети — в Па дую, на этот раз через Вроцлав, где Николаю уда лось заполучить еще одну синекуру — он стал схо ластиком собора св. Креста в этом городе.
Древняя Падуя, родина известного историка Тита Ливия, называвшаяся у древних римлян Patavium, а у современных Копернику гуманистов Антенорой, по имени ее легендарного основателя, троянского героя Антенора, входила в то время в состав бога той и могучей Венецианской республики, а Падуанский университет, основанный в начале XIII в., был единственным на территории этого государства и, естественно, являлся предметом особых забот со сто роны венецианских дожей, ревниво следивших за тем, чтобы на профессорские кафедры приглашались лица, наиболее того достойные. Во времена Копер ника университет славился своей школой ученых-гу- манистов и медицинским факультетом.
Среди тогдашних светил медицинского факультета особенно выделялся Марк Антоний делла Торре
(1473—1512), блестящий |
профессор теоретической |
|
медицины и анатомии, которую |
преподавал с по |
|
мощью разнообразных |
средств |
наглядности — от1 |
11 27 июля.
112
Падуя в конце XV в. Старинная гравюра
«экспонатов», получавшихся тут же в результате ре зекции конских и человеческих трупов, до прекрас ных таблиц, изготовленных самим Леонардо да Вин чи, в свое время изучавшим у Торре анатомию. Торре собирался даже выпустить вместе с Леонардо большой анатомический трактат, однако преждевре менная смерть помешала осуществлению этих планов.
Среди падуапских медиков славились также ана том и терапевт Габриэль Зерби из Вероны, профес сор практической медицины Джованни де Аквила, авторы выдающихся для того времени трактатов по медицине и гигиене Бартоломео Монтаньяна-млад- ший и Антонио Гацци и универсалисты — врач и математик Пьетро Траполино, врач и философ Джироламо Губбио, дававший у себя дома также уроки астрономии, и другие.
Впрочем, как пи высоко для того времени было поставлено преподавание медицины в Падуе, с со
113
временной точки зрения оно было весьма примитив ным. Обычно непосредственно с кафедры зачитыва лись и слегка комментировались классические ме дицинские трактаты. Сначала изучалась «теоретиче ская медицина»: первые книги «Канона медицины» Авиценны (знаменитого среднеазиатского медика и философа XI в. Ибн-Сины), затем «Афоризмы» Гип
пократа с комментариями Галена, |
римского |
врача |
II в. н. э., затем «Малое искусство» самого |
Гале |
|
на, телеологическая точка зрения |
которого |
очень |
подходила к церковному учению о человеке |
и его |
положении в мире, чем и объяснялась поддержка учения Галена со стороны церковников. Затем изу чалась та часть сочинения Авиценны, в которой
описывались болезни различных |
частей тела, |
да |
лее — практическая медицина, т. |
е. различные |
ли |
хорадки, болезни «от головы до сердца» и «от серд ца и ниже», затем — анатомия и хирургия.
По-видимому, Коперник к изучению медицины подошел с большим желанием, чем к изучению ка нонического права, медицина могла привлечь его ме тодами овладения ею: наблюдением и опытом, а так же опирающимся на них логическим анализом. Ин тересовали его и вспомогательные науки, такие, как ботаника и зоология.
Проявление медицинских интересов Коперника видно из его собственноручных заметок на полях принадлежавшей ему медицинской книги, обнару женной недавно в Бранево. В этом томе, находя щемся ныне в коллекциях Мазурского музея в Олыптыне, переплетены два трактата: «Breviarium ргасticae medicinae» («Краткий очерк практической ме дицины») испанского врача XIII в. Арнольда де Вилла Нова и «Canonica de febribus» («Каноны о лихорадках») известного итальянского врача XV в. Михаила Савонаролы, деда знаменитого флорентий ского общественного и политического деятеля вре мен Коперника Джироламо Савонаролы. Установле но, что книга эта после смерти Коперника перешла к лечившему его при последнем заболевании вармийскому канонику Фабиану Эмериху.
Впрочем, и без этого известно, что, хотя в Падуе Николай не получил степени доктора медицины, поз-
114
На лекции по анатомии. Гравюра конца XV — начала XVI в.
же на родине он прослыл весьма знающим и искус ным врачом, его слава распространилась далеко за пределы Вармии, и даже знатные крестоносцы доби вались права быть его пациентами.
Получению же степени доктора медицины меша ли многие обстоятельства: во-первых, необходимо было воспользоваться представлявшимся случаем познакомиться из первых рук с идеями падуанских гуманистов, во-вторых, нужно было продолжить изу чение астрономии, а в-третьих, предстояло как-то завершить изучение постылого канонического пра ва и добыть удостоверяющий это докторский диплом.
Разве можно быдо отказаться от посещения бле
« 5
стящих лекций знаменитого философа Пьетро Помпонаццо из Мантуи, учившего о вечности мира и смертности человеческой души, доказывавшего, что вера в загробную жизнь необходима правителям п священникам для воздействия на своих подвласт ных, воздействия более сильного, чем награды и на казания? Философы, по мнению Помпонаццо, не нуждаются в подобных сказках, его идеал — это свободный мыслитель, живущий в трагическом про тиворечии с окружающей средой и открывающий свое философское мировоззрение лишь для немно гих мудрецов, способных понять слово истины. В учении Помпонаццо слышен отзвук кризиса гу манистического движения, но оно отражает усло вия жизни и деятельности ученых того времени, идеи которых так сильно возвышались над уровнем отживших свое, но освященных церковью канони ческих представлений. И не пришлось ли. Копер нику, решившемуся на опубликование своего рево люционного произведения лишь перед самой смертью, почти всю жизнь следовать этому учению? Во вся ком случае, многие исследователи его творчества подчеркивают весьма глубокое влияние на него идей, почерпнутых им у этого выдающегося мыслителя.
Здесь же Николай Коперник продолжил углуб ленное изучение греческого языка. С 1497 г. в Па дуе была открыта кафедра классической филологии, которую занимал неопифагореец Леонико Томео из Эпира. Занимаясь греческим языком, Коперник при обрел в Падуе вышедший в июле 1500 г. греко латинский словарь Хрестония. Непосредственным учителем греческого языка у Коперника был, повидимому, Марк Музур, один из выдающихся эл линистов того времени. Знание греческого было до ведено Коперником до совершенства. Известно, что выполненный им с греческого на латинский язык перевод «Нравственных, сельских и любовных пи сем» византийского писателя Феофилакта Симокатты (изданный в Кракове в 1509 г.) отличался весь ма высоким качеством, основанным на глубоком владении обоими языками.
Состояние математических наук в Падуанском университете было в то время более скромным, но
116
выделялись отдельные ученые. Здесь работал тогда, правда с большими перерывами, астроном Франческо Капуано ди Манфредониа, известный как издатель «Теоретической астрономий» Георга Пейербаха и автор комментария к ней, написапного под сильным влиянием краковского астронома Войцеха Брудзевского. Не исключена возможность того, что Копер ник познакомился в Падуе с известным филосо фом, врачом и астрономом Джироламо Фракасторо (1483—1553), уже в 1502 г. читавшим лекции в Падуанском университете. Фракасторо пытался об новить астрономическую систему Птолемея с по мощью гомоцентрических сфер Евдокса Книдского, как это и до него пытались сделать Георг Пейербах и ибн-Рушд (Аверроэс). Позже, в 1536 г., Фракасто ро выпустил в Венеции трактат: «О движении не бесных тел по принципам перипатетиков без эксцентров и эпициклов». Важно, что и в падуанские годы Фракасторо критически относился к системе Птолемея и обмен мнениями между ним и Копер ником мог быть полезен для обоих.
В Падуе Коперник снова нашел старых друзей и знакомых по Кракову, Болонье, Риму и обзавелся новыми. Встречался он там с Яном Гефеном из Гданьска, писавшим неплохие стихи под псевдони мом Дантиск (Дантышек). Позже Дантиск был сек ретарем польского короля Сигизмунда, а затем епи скопом хелминским и позже вармийским — и вот тут-то он причинил уже престарелому Копернику немало неприятностей. Встречался Коперник и с другим поэтом — Анджеем Кшицким, позже архие пископом гнезненским, с магистром Альбертом Крыпой из Шамотуля; из его болонских знакомых здесь жил в то время талантливый португальский поэт Эрмико Кайядо.
По-видимому, Коперник был очень дружен с брать ями Гаврико из Джиффони под Неаполем, с которы ми мог познакомиться еще в Риме. Старший из них, Лука, был автором многих произведений в стихах и прозе, в том числе на морально-политические и астрономические темы. Книгу с его произведениями Коперник бережно хранил в своей библиотеке. Млад ший брат Луки, Помпоний, в то время был совсем
117
юным, но уже получил известность как отличный латинист и эллинист, антиквар, оратор, поэт, музы кант и скульптор, большой поклонник пифагорей ско-платоновской философии. Ему принадлежит кни
га «De |
sculptura, |
ubi |
agitur |
de |
symetria, |
de linea- |
mentis, |
de physiognomonia, |
de |
perspectiva, |
de chi- |
||
mice, de ectyposi, |
de |
caelatura |
etc» («О скульптуре, |
как она подчиняется симметрии, очертаниям фигу ры, физиогномонии, перспективе, химии, резьбе, искусству рельефного изображения и т. д.»), вы шедшая во Флоренции в январе 1504 г. и впослед ствии неоднократно переиздававшаяся. Представля ет интерес дошедший до нас обмен мнениями меж ду Помпонием Гаврико и Коперником по поводу то
го, |
что является высшим |
из |
искусств. |
Первый |
|
утверждал: «Perspectiva statuaria nimirum |
ars est et |
||||
inter |
caeteres |
nobilis; et |
libero, |
ut mihi |
videtur, |
homini digna» |
(«Искусством, благороднейшим среди |
других и, как мне кажется, достойным свободного человека, является перспектива в статуях»), на что Коперник возразил: «Ipsa astronomia nimirum ingeniurum artium caput dignissima homini libero» («Главой благородных искусств и достойнейшей сво бодного человека является, конечно, сама астроно мия»).
Наряду со всеми своими увлечениями и занятия ми медициной Коперник не забывал и о том, что необходимо формально завершить полученное в Бо лонье церковноправовое образование. По этой при чине и в Падуе продолжались, хотя и не очень ин тенсивно, его занятия каноническим правом. Но по лучить докторскую степень в Падуе или в Болонье он не рискнул, а выбрал для этого небольшой уни верситет на родине своего болонского наставника и друга Доменико Мария Новары — в городе Фер раре. Очевидно, докторский экзамен здесь был по легче, чем в Болонье или Падуе, да и оплата за его проведение, которая и в Ферраре достигала до вольно значительной суммы в 50 дукатов 13, была все же заметно ниже, чем в других университетах.
15 Дукат — распространенная в западноевропейских странах в течение длительного времени монета из высокопробного золота (3,4—3,5 г).
118
Феррара. Гравюра конца XVI в.
Процедура присуждения докторской степени и в те времена была' довольно сложной. Прежде всего нужно было представить необходимые свидетельст ва того, что каноническое право изучалось положен ные шесть лет с отбытием всех «диспутов» и «ре петиций». После этого требовалось самому разыскать двух «промоторов» — профессоров, которые согласи лись бы представить претендента университетской коллегии как лицо, достойное докторской степени. Прежде чем дать свое согласие, промоторы обычно учиняли соискателю довольно строгий экзамен. Ко перник весьма легко нашел себе промоторов, которы ми согласились стать профессора права Антонио Леути и Филиппо Барделле. Затем следовало оплатить через университетского нотариуса гонорары промо торам и профессорам-экзаменаторам, а также рас ходы по весьма пышным церемониям, сопровождав шим и заключавшим защиту.
Все это Копернику удалось уладить довольно быст ро: 25 мая 1503 г. он прибыл в Феррару, а уже в
119
последний день этого месяца, т. е. 31 мая, в ко
ричневой рясе с |
капюшоном — «форме» студента- |
юриста — предстал |
в сопровождении промоторов, |
облаченных в парадные шелковые тоги, перед уни верситетской коллегией, собравшейся в епископском дворце. Отсутствовавшего епископа представлял канцлер-викарий, вместе с которым за столом рас положились председатель университетской колле гии — «приор»— и 18 докторов-экзаменаторов. Бы ли выбраны две темы для самого трудного, «част ного», экзамена. Коперник с кафедры излагает все, что ему известно по теме. Его прерывают, ему воз ражают, надо защищаться; каждый экзаменатор мог трижды задать каверзный вопрос, а промоторы могли прийти на помощь только по одному разу каждый.
После окончания изнурительной для соискателя словесной дуэли экзаменаторам раздаются листы, на одной стороне которых слово «отвергаю», на дру гой — «одобряю».
Частный экзамен одобрен; это делает соискателя лиценциатом. Без промедления все направляются в собор, и здесь Коперник снова поднимается на ка федру. Теперь перед многочисленной аудиторией, в которой кроме членов коллегии преподаватели университета, студенты и случайно забредшие в со бор любители зрелищ, он держит «публичный» эк замен — читает юридическую лекцию. По существу это экзамен по логике и красноречию. В соборе члены экзаменационной комиссии голосуют бе лыми и черными бобами. Белых бобов оказывается достаточно для того, чтобы Коперник стал наконец доктором.
Главный промотор вкладывает в руки Коперника книгу, произнося при этом: «Удерживай в памяти все, чему научился! Расширяй познания постоян ным упражнением!», затем возлагает на его голову докторский берет («Ты заслужил его большим тру дом») и надевает на палец золотой перстень («Ты обязан быть на страже справедливости, как жена на стороне мужа!»). Затем он целует молодого докто ра: «Дарю тебе поцелуй мира. Никогда не твори раздора, а только мир и согласие». Канцлер-вика рий благословляет коленопреклоненного доктора и
120