ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
диплом, не так давно обнаруженный, свидетельст вует, что еще летом 1503 г. он был в Италии. С другой стороны, ряд биографов Коперника, в том
числе |
и советские авторы К. Л. |
Баев и Г. Рев- |
зи н 14, |
сообщают, что Коперник |
покинул Италию |
только в конце 1505 или в начале 1506 г. Но и эти сообщения недостоверны. По новейшим данным 15, Коперник уже в конце 1503 г. возвратился в Поль шу. Но после получения докторской степени у него еще оставалось несколько месяцев, которые он про вел в Ферраре, а потом в Падуе.
Во время пребывания в Ферраре он познакомил ся с очень интересным мыслителем и плодовитым писателем Челио Кальканьини (1479—1541). Вот доказательства этого знакомства. В принадлежав шем Копернику экземпляре венецианского издания «Естественной истории» Плиния (1487) обнаружена следующая запись: «У Цицерона во второй книге «Академических бесед» сиракузянин Никет, по сло вам Теофраста, думал, что небо, Солнце, Луна и вообще все, находящееся вверху, стоит неподвижно и кроме Земли ни одна вещь не движется. Она, обращаясь и кружась вокруг оси с величайшей ско ростью, производит все то, что получилось бы, если бы Земля была неподвижна, а небо двигалось. То же самое думают и некоторые другие, а также и Платон в Тимее говорит то же, но несколько ме нее ясно».
Эта же мысль позже высказывается Коперником в его основном сочинении «О вращениях небесных сфер». И в трактате Кальканьини «Quomodo caelum stet, terra movetur, vel de perenni motu terrae commentatio» («О том, каким образом небо стоит, а Зем ля движется, или рассуждение о вечном движении Земли») есть такие слова: «Земляк Архимеда Никет думает, что небо, Солнце, Луна, звезды...» и даль ше дословно повторяется приведенная запись Копер ника. Следует подчеркнуть, что как у Коперника, так и у Кальканьини содержится неправильное на-1*
“ См. К. Л. Баев. Коперник. M., 1935, стр. 37; Г. Ревзин. Николай Коперник. М., «Молодая гвардия», 1949, стр. 180.
11 См., например, М. Biskup. RegestalCopernicana. Ossolineum. Wro* z)aw, 1973, s. 63-04.
122
каньини в апреле 1518 г. в свите кардинала Ипполи та Эсте приехал в Польшу на свадьбу короля Сигизмунда I.
В приведенной выше записи речь идет, конечно, не о гелиоцентризме, а о неподвижности неба, при чем движение Земли по существу сводится здесь только к ее вращению вокруг собственной оси.
Кальканьини многие считают одним из первых горячих приверженцев учения Коперника, ссылаясь на его упомянутое выше произведение. Однако если он и знал подробности учения своего польского знакомого, то отношения к нему никак не проявил, его же трактат с учением Коперника ничего общего не имел.
Ко времени пребывания Коперника в Ферраре или Падуе следует отнести й его знакомство с со чинением Джорджо Валлы «De expetendis et fugien-
dis rebus» — «О вещах, |
к которым нужно стремить |
||||
ся и которых нужно избегать» |
(Венеция, 1501 |
г.), |
|||
в котором были выдержки из |
«Placita |
philosopho- |
|||
гшп» («Мнения философов») Псевдоплутарха |
(те |
||||
перь установлено, |
что |
их автором был |
писатель |
||
I в. н. э. Аэций). |
Эти выдержки были использованы |
позже Коперником в обращении к папе Павлу III, предваряющем книгу «О вращениях». Вот о чем шла в них речь:
«Другие считают Землю неподвижной, но пифа гореец Филолай считал, что она обращается около центрального огня по косому кругу совершенно так же, как Солнце и Луна. Гераклид Понтийский и пифагореец Экфант тоже заставляют Землю двигать ся, но не поступательно, а как бы привязанной вроде колеса, с запада на восток вокруг собствен ного ее центра» 16.
И в этом случае речь шла не о вращении Зем ли вокруг Солнца, а только вокруг центрального ог ня. По-видимому, имеется в виду теория Филолая, где речь шла о Земле и Антиземле, вращающихся за 24 часа вокруг находящегося внутри Земли ог ня, причем Земля делилась зоной огня на северную и южную половины — Землю и Антиземлю.
«• Николай Коперник. О вращениях..., стр. 553.
124
Тот же Джорджо Валла издал в 1488 и 1499 гг. трактат Аристарха Самосского «О величине и рас стояниях Солнца и Луны». В сочинении Архимеда «Псаммит» также содержалось упоминание о ге лиоцентрической теории Аристарха, но оно было из дано только через год после смерти Коперника.
Результаты «падуаиских бесед» (выражение поль ского биографа Коперника Е. Васютииского) можно охарактеризовать следующими заметками Коперни ка, сделанными им собственноручно на полях при надлежавшей ему книги Сакробоско «Sphaera mundi» («Сфера мира», 1499 г.), находящейся сейчас в Упсальской библиотеке:
«Движутся ли полюса, или же [они] неподвиж ны?» (т. е. следует ли признать теорию Доменико Мария Новары?).
«Необходимость двух движений на небе указыва ет на две причины».
«Является ли мир вечным? Необходимо отметить, что в вопросе о вечности мира астрологи не сог лашаются с философами, ибо все философы кроме Платона принимают, что у мира нет ни начала, ни конца и он, следовательно, вечен».
«Находится ли Земля по своей природе в центре мира?»
«Движется ли небо? Будет ли движение неба рав номерным и регулярным?»
«Обитаемы ли окрестности экватора?» По характеру вопросов можно сделать вывод, что
к концу пребывания в Италии у Коперника еще не было сложившейся теории о системе мира; он просто критически ставит ряд вопросов, которые, до его мнению, надо решить. В греко-латинском словаре Хрестония было много ошибок в греческих назва ниях месяцев, он пытается устранить их, изучая
греческих авторов, а также |
трактат |
Теодора Газы- |
«О месяцах», помещенный |
в книге |
«Introductiae |
grammatices» (Венеция, 1495 |
г.) |
|
* * * |
|
|
Время пребывания в Италии подошло к концу. По-видимому, капитул после получения Коперником степени доктора канонического права отозвал его на
125
родину, хотя подтверждающих это прямых докумен тов до сих пор не обнаружено. Так как курс ме дицины в Падуанском университете продолжался три года, после чего еще полагалось пройти медицин скую практику, а Коперник не позже конца 1503 г. покинул Италию навсегда, возможно, что и меди цинское образование его осталось неоконченным. Тем не менее впоследствии он проявил себя как опытный врач, слава которого распространилась да леко за пределами Вармии, в которой он жил и ра ботал.
Итак, в Италии Коперник провел свыше семи лет. Если его чисто астрономические познания и не очень расширились за время его пребывания здесь, то весьма важным было то обстоятельство, что он проникся гуманистическим духом, выработал в себе привычку критически подходить к догмам автори тетов и умение сопоставлять и анализировать об наруженное в ходе наблюдений. По-видимому, в это же время он еще глубже овладел математическим аппаратом астрономии и вычислительными навыка ми, которые ему позже весьма пригодились. Он в совершенстве освоил здесь греческий язык, что по зволило ему изучить произведения многих антич ных авторов (и Птолемея в том числе) в оригинале. Таким образом, он многое сделал для подготовки к решению той огромной по значению и очень труд
ной |
задачи, которая, быть может, уже тогда, хотя |
и не |
совсем в отчетливой форме, занимала его ум. |
То, что было получено им в Кракове, а затем в Италии, было в общем достаточным, чтобы впослед ствии, после почти трех десятков лет напряженной работы в уединении и глуши, поразить получен ными результатами умы самых образованных людей самых крупных центров цивилизации того времени!
5
НАЧАЛО ПУТИ
( 1504— 1512)
l |
« |
| |
< |
гак, в конце 1503 г. Коперник воз- |
вратился в Польшу. Некоторое время |
||||
! |
х |
ТД |
> » |
он пРовел> по-видимому, в Кракове, |
ffv |
|
гДе У него было много друзей и зна- |
||
к** |
’ ' |
JiZ |
комых. Еще жив был Яков Годземба, |
|
xjP |
^ |
краковский суффраган 1,* друг отца, |
||
|
|
|
|
°ДН0 время состоявший профессором |
|
|
|
|
Краковского университета. В Крако |
ве жили университетский товарищ Коперника Бернард Ваповский, уже тогда серьезно занимавшийся историческими исследованиями и картографией, медик Ян Бенедикт, профессора Краковского уни верситета Лаврентий Корвин, Марцин из Олькуша и др. Коперник мог бы стать их коллегой, профессором университета,— полученных в Кракове и Италии зва ний, подтвержденных докторским дипломом, для это го было вполне достаточно.
Некоторые биографы Коперника вслед за Яном Снядецким 2 сообщают, что в 1504 г. Коперник был записан членом Краковского университета; другие допускают возможность того, что он даже препода вал здесь в течение довольно длительного времени; но, к сожалению, эти сведения никакими докумен тальными материалами не подтверждаются. Зато до кументально установлено, что на новый год, 1 ян варя 1504 г., Коперник в свите епископа Ваченроде
присутствует на |
заседании сеймика в Мальборке, |
где обсуждались |
взаимоотношения между сеймиком |
1От лат. suffraganus — в католической церкви заместитель епископа, викарий.
1 См. Jan Sniadecki. О Koperniku. Warszawa, 1802.
127
и королевской властью, а также вопросы монетного обращения (которые позже глубоко его заинтересо вали), с 18 по 20 января он посещает Эльблопг, а весной того же года опять вместе с Ваченроде сопровождает короля Александра в его поездке по Польше.
Почему же Коперник все-таки не остался в Кра кове? Ведь в Кракове обстановка для его научной деятельности была бы наиболее благоприятной. Не которые считают, что его привлекала безбедная жизнь каноника, позволявшая сколько угодно вре мени тратить на себя. Но (по крайней мере, для Коперника) исполнение обязанностей каноника на звать синекурой трудно: ниже мы увидим, что как член капитула он беспрерывно был занят хлопот ливой и трудоемкой административной работой, по рой совмещая по две должности сразу. Останавли вала ли его угроза потерять пребенду? А она у вармийских каноников была и в самом деле значи тельной и достигала 400 дукатов в год (русский эквивалент дуката — золотой червонец). Но хотя про фессорское содержание и было ниже, Коперник ни когда не гнался за большим и в распрях своих собратьев по капитулу, стремившихся захватить должности, связанные с непосредственным выполне нием церковных обрядов и в связи с этим с полу чением дополнительных доходов, никогда не прини мал участия. Кроме того, существовала возможность сохранения пребенды каноника во время исполнения обязанностей университетского профессора. Следо вательно, эти факторы отпадают. Тогда, значит, чувство долга перед капитулом, на средства кото рого столько лет было проведено в Италии? Эту версию исключить трудно, но вряд ли она могла сыграть решающую роль в выборе дальнейшего пути. Остается еще одно объяснение, которое невозможно сбросить со счетов.
Заботясь о своем племяннике, епископ Лукаш Ва ченроде не только отдавал дань модному непотиз му. Он, несомненно, любил Николая, с удовлетво рением отметил во время побывки племянников в Вармии в 1501 г. зрелость его суждений, эрудицию, знание классиков, о многих из которых и сам Лукаш
128
не имел четкого представления,— в его бытность в Болонье книгопечатание только делало свои первые шаги, да и интерес к античности, особенно грече ской, только-только обозначился. Наконец, и увлече ние племянника точными пауками скорее радовало, чем пугало,— их ценность для развития логического мышления и тогда была очевидной. Но Лукаш был далек от мысли, что ого любимый племянник про меняет уготованный ему путь к высоким ступеням церковной иерархии на извилистую и каменистую тропу служителя пауки. Кроме того, епископу под ходил к концу шестой десяток, железное прежде здоровье начинало постепенно сдавать, все больше он нуждался в наблюдении добросовестного и эруди рованного медика, в наличии расторопного н энер гичного помощника для ведения обширных церков ных, административных и дипломатических дел, на конец, просто в присутствии близкого и надежного человека, которому можно' было бы довериться. Для всего этого Николай подходил как никто другой, и мысль приблизить его к своей особе созрела у Лукаша много раньше — когда он посоветовал пле мяннику выставить перед капитулом в качестве предлога для новой поездки в Италию желание изучать медицину. Каноники клюнули па примап-
ку, |
рассчитывая обзавестись собственным |
врачом, |
||
но |
просчитались — не их |
интересы |
имел |
Лукаш |
тогда в виду, а свои собственные. |
|
И хотя |
||
Николай не мог не зпать |
об этих планах. |
|||
в них заметно просвечивал |
эгоизм, на |
заботливость |
и любовь Лукаша оп пе мог не ответить любовью же, уважением и пониманием. Да Лукаш и пе осо знавал эгоистичности своих планов — не без осно ваний считал он, что у старого, опытпого «служ биста» будет чему поучиться племяппику, чтобы преуспеть на том поприще, которое оп ему наме тил. Видимо, именно эти обстоятельства и сыграли решающую роль в окончательном выборе Николаем дальнейшего пути. Погостив немпого в Кракове, он без лишних напоминаний паправился в Фромборк — местоположение кафедральпого собора и резиденцию капитула — с тем, чтобы через некоторое время при быть в резиденцию епископа в Лпдзбарке.
5 Н. К оперник |
129 |