Файл: Веселовский, И. Н. Николай Коперник, 1473 - 1543.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

диплом, не так давно обнаруженный, свидетельст­ вует, что еще летом 1503 г. он был в Италии. С другой стороны, ряд биографов Коперника, в том

числе

и советские авторы К. Л.

Баев и Г. Рев-

зи н 14,

сообщают, что Коперник

покинул Италию

только в конце 1505 или в начале 1506 г. Но и эти сообщения недостоверны. По новейшим данным 15, Коперник уже в конце 1503 г. возвратился в Поль­ шу. Но после получения докторской степени у него еще оставалось несколько месяцев, которые он про­ вел в Ферраре, а потом в Падуе.

Во время пребывания в Ферраре он познакомил­ ся с очень интересным мыслителем и плодовитым писателем Челио Кальканьини (1479—1541). Вот доказательства этого знакомства. В принадлежав­ шем Копернику экземпляре венецианского издания «Естественной истории» Плиния (1487) обнаружена следующая запись: «У Цицерона во второй книге «Академических бесед» сиракузянин Никет, по сло­ вам Теофраста, думал, что небо, Солнце, Луна и вообще все, находящееся вверху, стоит неподвижно и кроме Земли ни одна вещь не движется. Она, обращаясь и кружась вокруг оси с величайшей ско­ ростью, производит все то, что получилось бы, если бы Земля была неподвижна, а небо двигалось. То же самое думают и некоторые другие, а также и Платон в Тимее говорит то же, но несколько ме­ нее ясно».

Эта же мысль позже высказывается Коперником в его основном сочинении «О вращениях небесных сфер». И в трактате Кальканьини «Quomodo caelum stet, terra movetur, vel de perenni motu terrae commentatio» («О том, каким образом небо стоит, а Зем­ ля движется, или рассуждение о вечном движении Земли») есть такие слова: «Земляк Архимеда Никет думает, что небо, Солнце, Луна, звезды...» и даль­ ше дословно повторяется приведенная запись Копер­ ника. Следует подчеркнуть, что как у Коперника, так и у Кальканьини содержится неправильное на-1*

“ См. К. Л. Баев. Коперник. M., 1935, стр. 37; Г. Ревзин. Николай Коперник. М., «Молодая гвардия», 1949, стр. 180.

11 См., например, М. Biskup. RegestalCopernicana. Ossolineum. Wro* z)aw, 1973, s. 63-04.

122

каньини в апреле 1518 г. в свите кардинала Ипполи­ та Эсте приехал в Польшу на свадьбу короля Сигизмунда I.

В приведенной выше записи речь идет, конечно, не о гелиоцентризме, а о неподвижности неба, при­ чем движение Земли по существу сводится здесь только к ее вращению вокруг собственной оси.

Кальканьини многие считают одним из первых горячих приверженцев учения Коперника, ссылаясь на его упомянутое выше произведение. Однако если он и знал подробности учения своего польского знакомого, то отношения к нему никак не проявил, его же трактат с учением Коперника ничего общего не имел.

Ко времени пребывания Коперника в Ферраре или Падуе следует отнести й его знакомство с со­ чинением Джорджо Валлы «De expetendis et fugien-

dis rebus» — «О вещах,

к которым нужно стремить­

ся и которых нужно избегать»

(Венеция, 1501

г.),

в котором были выдержки из

«Placita

philosopho-

гшп» («Мнения философов») Псевдоплутарха

(те­

перь установлено,

что

их автором был

писатель

I в. н. э. Аэций).

Эти выдержки были использованы

позже Коперником в обращении к папе Павлу III, предваряющем книгу «О вращениях». Вот о чем шла в них речь:

«Другие считают Землю неподвижной, но пифа­ гореец Филолай считал, что она обращается около центрального огня по косому кругу совершенно так же, как Солнце и Луна. Гераклид Понтийский и пифагореец Экфант тоже заставляют Землю двигать­ ся, но не поступательно, а как бы привязанной вроде колеса, с запада на восток вокруг собствен­ ного ее центра» 16.

И в этом случае речь шла не о вращении Зем­ ли вокруг Солнца, а только вокруг центрального ог­ ня. По-видимому, имеется в виду теория Филолая, где речь шла о Земле и Антиземле, вращающихся за 24 часа вокруг находящегося внутри Земли ог­ ня, причем Земля делилась зоной огня на северную и южную половины — Землю и Антиземлю.

«• Николай Коперник. О вращениях..., стр. 553.

124


Тот же Джорджо Валла издал в 1488 и 1499 гг. трактат Аристарха Самосского «О величине и рас­ стояниях Солнца и Луны». В сочинении Архимеда «Псаммит» также содержалось упоминание о ге­ лиоцентрической теории Аристарха, но оно было из­ дано только через год после смерти Коперника.

Результаты «падуаиских бесед» (выражение поль­ ского биографа Коперника Е. Васютииского) можно охарактеризовать следующими заметками Коперни­ ка, сделанными им собственноручно на полях при­ надлежавшей ему книги Сакробоско «Sphaera mundi» («Сфера мира», 1499 г.), находящейся сейчас в Упсальской библиотеке:

«Движутся ли полюса, или же [они] неподвиж­ ны?» (т. е. следует ли признать теорию Доменико Мария Новары?).

«Необходимость двух движений на небе указыва­ ет на две причины».

«Является ли мир вечным? Необходимо отметить, что в вопросе о вечности мира астрологи не сог­ лашаются с философами, ибо все философы кроме Платона принимают, что у мира нет ни начала, ни конца и он, следовательно, вечен».

«Находится ли Земля по своей природе в центре мира?»

«Движется ли небо? Будет ли движение неба рав­ номерным и регулярным?»

«Обитаемы ли окрестности экватора?» По характеру вопросов можно сделать вывод, что

к концу пребывания в Италии у Коперника еще не было сложившейся теории о системе мира; он просто критически ставит ряд вопросов, которые, до его мнению, надо решить. В греко-латинском словаре Хрестония было много ошибок в греческих назва­ ниях месяцев, он пытается устранить их, изучая

греческих авторов, а также

трактат

Теодора Газы-

«О месяцах», помещенный

в книге

«Introductiae

grammatices» (Венеция, 1495

г.)

 

* * *

 

 

Время пребывания в Италии подошло к концу. По-видимому, капитул после получения Коперником степени доктора канонического права отозвал его на

125

родину, хотя подтверждающих это прямых докумен­ тов до сих пор не обнаружено. Так как курс ме­ дицины в Падуанском университете продолжался три года, после чего еще полагалось пройти медицин­ скую практику, а Коперник не позже конца 1503 г. покинул Италию навсегда, возможно, что и меди­ цинское образование его осталось неоконченным. Тем не менее впоследствии он проявил себя как опытный врач, слава которого распространилась да­ леко за пределами Вармии, в которой он жил и ра­ ботал.

Итак, в Италии Коперник провел свыше семи лет. Если его чисто астрономические познания и не очень расширились за время его пребывания здесь, то весьма важным было то обстоятельство, что он проникся гуманистическим духом, выработал в себе привычку критически подходить к догмам автори­ тетов и умение сопоставлять и анализировать об­ наруженное в ходе наблюдений. По-видимому, в это же время он еще глубже овладел математическим аппаратом астрономии и вычислительными навыка­ ми, которые ему позже весьма пригодились. Он в совершенстве освоил здесь греческий язык, что по­ зволило ему изучить произведения многих антич­ ных авторов (и Птолемея в том числе) в оригинале. Таким образом, он многое сделал для подготовки к решению той огромной по значению и очень труд­

ной

задачи, которая, быть может, уже тогда, хотя

и не

совсем в отчетливой форме, занимала его ум.

То, что было получено им в Кракове, а затем в Италии, было в общем достаточным, чтобы впослед­ ствии, после почти трех десятков лет напряженной работы в уединении и глуши, поразить получен­ ными результатами умы самых образованных людей самых крупных центров цивилизации того времени!


5

НАЧАЛО ПУТИ

( 15041512)

l

«

|

<

гак, в конце 1503 г. Коперник воз-

вратился в Польшу. Некоторое время

!

х

ТД

> »

он пРовел> по-видимому, в Кракове,

ffv

 

гДе У него было много друзей и зна-

к**

’ '

JiZ

комых. Еще жив был Яков Годземба,

xjP

^

краковский суффраган 1,* друг отца,

 

 

 

 

°ДН0 время состоявший профессором

 

 

 

 

Краковского университета. В Крако­

ве жили университетский товарищ Коперника Бернард Ваповский, уже тогда серьезно занимавшийся историческими исследованиями и картографией, медик Ян Бенедикт, профессора Краковского уни­ верситета Лаврентий Корвин, Марцин из Олькуша и др. Коперник мог бы стать их коллегой, профессором университета,— полученных в Кракове и Италии зва­ ний, подтвержденных докторским дипломом, для это­ го было вполне достаточно.

Некоторые биографы Коперника вслед за Яном Снядецким 2 сообщают, что в 1504 г. Коперник был записан членом Краковского университета; другие допускают возможность того, что он даже препода­ вал здесь в течение довольно длительного времени; но, к сожалению, эти сведения никакими докумен­ тальными материалами не подтверждаются. Зато до­ кументально установлено, что на новый год, 1 ян­ варя 1504 г., Коперник в свите епископа Ваченроде

присутствует на

заседании сеймика в Мальборке,

где обсуждались

взаимоотношения между сеймиком

1От лат. suffraganus — в католической церкви заместитель епископа, викарий.

1 См. Jan Sniadecki. О Koperniku. Warszawa, 1802.

127


и королевской властью, а также вопросы монетного обращения (которые позже глубоко его заинтересо­ вали), с 18 по 20 января он посещает Эльблопг, а весной того же года опять вместе с Ваченроде сопровождает короля Александра в его поездке по Польше.

Почему же Коперник все-таки не остался в Кра­ кове? Ведь в Кракове обстановка для его научной деятельности была бы наиболее благоприятной. Не­ которые считают, что его привлекала безбедная жизнь каноника, позволявшая сколько угодно вре­ мени тратить на себя. Но (по крайней мере, для Коперника) исполнение обязанностей каноника на­ звать синекурой трудно: ниже мы увидим, что как член капитула он беспрерывно был занят хлопот­ ливой и трудоемкой административной работой, по­ рой совмещая по две должности сразу. Останавли­ вала ли его угроза потерять пребенду? А она у вармийских каноников была и в самом деле значи­ тельной и достигала 400 дукатов в год (русский эквивалент дуката — золотой червонец). Но хотя про­ фессорское содержание и было ниже, Коперник ни­ когда не гнался за большим и в распрях своих собратьев по капитулу, стремившихся захватить должности, связанные с непосредственным выполне­ нием церковных обрядов и в связи с этим с полу­ чением дополнительных доходов, никогда не прини­ мал участия. Кроме того, существовала возможность сохранения пребенды каноника во время исполнения обязанностей университетского профессора. Следо­ вательно, эти факторы отпадают. Тогда, значит, чувство долга перед капитулом, на средства кото­ рого столько лет было проведено в Италии? Эту версию исключить трудно, но вряд ли она могла сыграть решающую роль в выборе дальнейшего пути. Остается еще одно объяснение, которое невозможно сбросить со счетов.

Заботясь о своем племяннике, епископ Лукаш Ва­ ченроде не только отдавал дань модному непотиз­ му. Он, несомненно, любил Николая, с удовлетво­ рением отметил во время побывки племянников в Вармии в 1501 г. зрелость его суждений, эрудицию, знание классиков, о многих из которых и сам Лукаш

128

не имел четкого представления,— в его бытность в Болонье книгопечатание только делало свои первые шаги, да и интерес к античности, особенно грече­ ской, только-только обозначился. Наконец, и увлече­ ние племянника точными пауками скорее радовало, чем пугало,— их ценность для развития логического мышления и тогда была очевидной. Но Лукаш был далек от мысли, что ого любимый племянник про­ меняет уготованный ему путь к высоким ступеням церковной иерархии на извилистую и каменистую тропу служителя пауки. Кроме того, епископу под­ ходил к концу шестой десяток, железное прежде здоровье начинало постепенно сдавать, все больше он нуждался в наблюдении добросовестного и эруди­ рованного медика, в наличии расторопного н энер­ гичного помощника для ведения обширных церков­ ных, административных и дипломатических дел, на­ конец, просто в присутствии близкого и надежного человека, которому можно' было бы довериться. Для всего этого Николай подходил как никто другой, и мысль приблизить его к своей особе созрела у Лукаша много раньше — когда он посоветовал пле­ мяннику выставить перед капитулом в качестве предлога для новой поездки в Италию желание изучать медицину. Каноники клюнули па примап-

ку,

рассчитывая обзавестись собственным

врачом,

но

просчитались — не их

интересы

имел

Лукаш

тогда в виду, а свои собственные.

 

И хотя

Николай не мог не зпать

об этих планах.

в них заметно просвечивал

эгоизм, на

заботливость

и любовь Лукаша оп пе мог не ответить любовью же, уважением и пониманием. Да Лукаш и пе осо­ знавал эгоистичности своих планов — не без осно­ ваний считал он, что у старого, опытпого «служ­ биста» будет чему поучиться племяппику, чтобы преуспеть на том поприще, которое оп ему наме­ тил. Видимо, именно эти обстоятельства и сыграли решающую роль в окончательном выборе Николаем дальнейшего пути. Погостив немпого в Кракове, он без лишних напоминаний паправился в Фромборк — местоположение кафедральпого собора и резиденцию капитула — с тем, чтобы через некоторое время при­ быть в резиденцию епископа в Лпдзбарке.

5 Н. К оперник

129