ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
В поддержку нашей версии приведем слова од ного из давних биографов Коперника Ю. Бартоше-
вича: «Copernicus baud dubio per totam vitam Cracoviensi Universitati ornamento fuisset, nisi ab avunculo esset revocatus», т. e. «Коперник, несомненно,
стал бы на всю жизнь украшением Краковского уни верситета, если бы не был вызван дядей» 3.
У нас отсутствуют точные сведения о местопре бывании и деятельности Коперника в 1504—1506 гг. Пользуясь отсутствием архивных, мемуарных и эпи столярных материалов за эти годы, некоторые био графы без достаточных оснований продлевали пребы вание Коперника в Италии, другие относили эти годы на период его деятельности в Кракове и в Краковском университете. Однако лишние два года пребывания в Италии должны были бы отразиться, во-первых, на приобретении диплома доктора меди цины, во-вторых, в переписке между Фромборкским капитулом, епископом и Николаем, следы которой должны были бы остаться среди дошедших до на ших дней архивных материалов. Не могло не найти документального отражения и пребывание Коперни ка на должности преподавателя или профессора в Краковском университете — легче было затеряться
« записи о |
появлении |
его в |
составе капитула. Ско |
рее всего, |
Коперник |
провел |
это время в Фромбор- |
ке, где к |
нему, племяннику |
владыки, с интересом |
и затаенной тревогой присматривались собратья по капитулу, не торопясь пока с конкретными пору чениями,— иначе их выполнение отразилось бы в документах; но не исключена также возможность, что после возвращения в Вармию Коперник сразу был оставлен епископом Лукашем в его свите.
Можно, однако, утверждать, что, когда Анджей Коперник в 1505 г. возвратился из Италии в фромборк, имея, как и Николай, степень доктора кано нического права, Николай в это время жил в Фромборке. Увы, вскоре после возвращения у Анджея началась или дала рецидив какая-то страшная бо лезнь (по-видимому, проказа); члены капитула по-*
*См. Bartoszewiez, Julian. Nicolai Copernici Torunensis... vita. Warsza wa, 1855.
130
ко мрачное снаружи большое желтое здание с че тырьмя башенками по углам имело большой внутрен ний двор с крытыми галереями по двум этажам вдоль внутренних стен. В здании — богато убранные залы для торжественных приемов, покои епископа, большая библиотека, жилые помещения для духов ных и светских лиц' из ближайшего окружения владыки. Здесь Коперник провел несколько лет. Работы было очень много, она далеко по исчер пывалась участием в торжественных приемах и обедах.
Выше уже шла речь об особом положении Вармин в Польском государстве. Это было полунеза висимое церковное княжество, в котором епископ
обладал |
не |
только |
церковной, |
но и светской |
|
властью. |
Положение Вармии осложнялось опасным |
||||
соседством — ее территория с трех |
сторон |
грани |
|||
чила с землями Орденского государства, на |
севере |
||||
ее граница |
шла по |
побережью Балтийского |
моря, |
и лишь коридор на западе соединял Вармию с зем лями Королевской Пруссии. Потерпевшие пораже ние в двух войнах в XV в. крестоносцы мечта ли, выражаясь современным языком, о реванше, часто совершали вооружепные нападения па погра ничные земли, убивали, грабили население Вармии, сжигали дома, угоняли скот. Великий магистр Тев тонского ордена Фридрих, занимавший этот пост с 1498 по 1510 г., отказался принести ленную при сягу польскому королю, так же поступил и его пре емник Альбрехт, больше того, он стал готовиться к войпе против Польши. Стараясь отвести нависшую над его страной опасность, Лукаш, как мы о том уже упоминали, предложил направить крестоносцев на юго-восток, на борьбу с «нехристями» турками, но рыцарей больше устраивала необъявленная вой на с христианами поляками: насиженные земли они не собирались оставлять. Не прошел и второй про ект Лукаша, рассчитанный на умиротворение Ор дена,— преобразовать епископскую кафедру в ар хиепископскую, тогда епископства Орденской Прус сии, по крайней мере по церковной линии, оказа лись бы в подчинении вармийского владыки. Длин ная рука крестоносцев «похоронила» этот проект в
132
Риме. Лукаша же крестоносцы стали считать своим смертельным врагом. Политическая борьба с Орденом, укрепление связей с Полыней — вот основные моти вы деятельности Лукаша, и во всем этом Николаю со времени его появления в Лидзбарке приходилось при нимать самое активное участие.
Лукаш же активно участвовал и в общепрус ских, и общепольских делах. В 1505 г. он заседает в западнопрусских сеймиках в Грудзёидзе и в Эльблонге, в 1506 г. едет в Вильну, он часто бывает в Кракове, так как является одним из ближайших советников последовательно трех польских королей —
Яна-Альбрехта (1492—1501), |
Александра (1501 — |
1506) и Сигизмунда I Старого |
(1507—1548). На |
чиная с 1507 г. неизменным спутником Лукаша во всех его поездках становится Николай. В 1509 г., например, мы видим их в Кракове, затем с 22 фев раля по 4 мая они присутствуют на Петроковском сейме, затем Лукаш отправляется домой, а Копер ник — снова в Краков, здесь он 2 июня наблюдает затмение Луны 4.
В 1510 г. Лукаш с Николаем в Познани — па пе реговорах Полыни и Ордена. Перед тем дело едва не дошло до войны, теперь крестоносцы выдвигают коварное предложение — пусть Польша за большую сумму отступного передаст Королевскую Пруссию (и Вармию) в ленное владение Ордену. Польские представители заколебались, но твердая позиция Лу каша спасла положение. Зимой 1511 г. снова пере говоры в Торуни. На этот раз Лукаш выдвигает предложение: объявить польского короля Великим магистром, и пусть оп возьмет Орден в свое веде ние — это обеспечит мир. Ход, естественно, не удал ся, но и сделан он был лишь для того, чтобы от тянуть время.
15 января 1512 г. праздновалась свадьба Сигиз мунда с Барбарой Заполья. Снова в Кракове мы ви дим Лукаша, а рядом с ним Николая. После свадь бы Лукаш направился на сейм в Петроков, а Нико лай, вопреки обыкновению, на этот раз за ним не
последовал. |
20 марта |
Лукаш отправился домой, но |
4 См. Николай |
Коперник. |
О вращениях..., стр. 259. |
133
£l?eopbilaaifcoIalti
a @ i m o c a t t c p f c n i o ; a I e s : r u r a l e s c t a m a t o j i e i n t e r p i t r a n o n c l a n n a .
Титульный лист «Писем» Феофилакта Симокатты
зантии на Балканском полуострове и в Малой Азии, но была потеряна Сирия. Феофилакт испол нял одно время обязанности императорского секре таря, был епархом, т. е. губернатором одной из провинций (епархий), на которые делились более крупные территориальные единицы (диоцезы). Но кроме этого он был видным историком и писателем. Главное его произведение историческое: «История Византии в эпоху правления императора Маврикия (582—602)». Два других дошедших до нас — «За гадки природы и их решения» и уже упомянутые «Письма» — относятся к другим жанрам. Первое —
136
к очень популярному в позднеаптпчное время жан ру «mirabilia», т. е. различных удивительных исто рий о чудесных, редких й малоправдоподобных слу чаях; второе представляет собой образец также весь ма распространенного в античные времена эписто лярного жанра. Оно состоит из 89 не связанных друг с другом небольших писем, будто бы написан ных знаменитыми древнегреческими учеными, фи лософами и государственными деятелями, а также и рядовыми людьми. Вот имена, встречающиеся в числе авторов: Фалес, Сократ, Платон, Диоген, Эратосфен, Архимед, Фемистокл, Перикл, Алкпвиад и др. Действие предполагается где-то в отда ленном прошлом, в античной Греции, но хроноло гия игнорируется; когда речь заходит о религиоз ных обрядах, то говорится о культе языческих, ан тичных божеств. Да и общий тон «Писем» чисто языческий, что важно для оценки значения публи кации Коперника в то время.
Через всю книжку, чередуясь, проходят три темы:
«моральная» — нравоучительная; |
«буколическая» — |
на мотивы сельской жизни — и |
«любовная». Совре |
менному читателю содержание «Писем» покажется незначительным,-а мораль — поверхностной и места ми плоской, но по меркам времен Симокатты и даже Коперника они ценились, о чем свидетельст вует хотя бы большое количество дошедших до нас рукописных копий.
Для представления о характере писем Симокатты приведем здесь несколько образчиков. Например, моральные письма. Платон — Дионисию:
«Если стремишься преодолеть свою печаль, пойди прогу ляться среди могил — и это исцелит тебя от страданий. Ты увидишь, что владевшие даже огромным богатством за гро бом владеют горстью пыли».
Платон—Антиоху:
«Мы правим лошадьми с помощью вожжой и кнута, в дру гом случае мы плывем на корабле, подняв паруса, или сдер живаем его, обуздывая якорями. Так же надлежит управлять и своим языком, то вооружая его словами, то успокаивая мол чанием».
137
Сельские письма. Каламон — Спиропу:
«Если ты пожелал ехать земледельцем, то откажись от су толоки государственных дел. Если же тебя интересуют речи ораторов, судебные процессы и публичные выступления, то отбрось в сторону кирку и проваливай, забрав каламиду (тростинка для письма.— Авт.) свою и бумагу».
Антин — Ампелию:
«Близок сбор винограда, и сладким соком переполнились гроздья. Присматривай же за дорогой да возьми себе в по мощники хорошую критскую собаку. У бродяг руки длинные и всегда готовые погубить труды земледельца».
Термин* «любовные» по отношению к письмам тре тьей темы не совсем точен. В сборнике Симокатты они называются «гетерическими» (itaipixat), т. е. относящимися к гетерам, куртизанкам, любов ницам. Любовный пафос в них отсутствует, но не редко затрагиваются темы житейской мудрости и этики. Вот образцы таких писем.
Фетида — Анаксарху:
«Ты не можешь любить одновременно Фетиду и Галатею. Страсть не обращается одновременно на две стороны, боги любви не делятся, ты окажешься не в силах вместить двой ную любовь. Как земля не может согреваться двумя солнца ми, так и душа не в состоянии вынести двойное пламя люб ви».
Теано — Эвридике:
«Ушла красота, которой ты некогда блистала. Близится почтенное время морщин. Ты, Эвридика, однако, стремишь ся скрыть правду, когда обманываешь любовника с помощью снадобий искусственной красоты. Отдай, милая старушка, времени то, что ему принадлежит. Луга поздней осенью не покрываются цветами. Не забывай о смерти, ты уже доволь но близка к ней. Приучай себя быть благонравной, ибо ты должна быть покорной необходимости. Ты грешишь и против старости, и против молодости. Когда ты выдаешь себя за мо лодую, ты лжешь и клевещешь на старость, хотя она уже и стала твоей».
138