Файл: Веселовский, И. Н. Николай Коперник, 1473 - 1543.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В поддержку нашей версии приведем слова од­ ного из давних биографов Коперника Ю. Бартоше-

вича: «Copernicus baud dubio per totam vitam Cracoviensi Universitati ornamento fuisset, nisi ab avunculo esset revocatus», т. e. «Коперник, несомненно,

стал бы на всю жизнь украшением Краковского уни­ верситета, если бы не был вызван дядей» 3.

У нас отсутствуют точные сведения о местопре­ бывании и деятельности Коперника в 1504—1506 гг. Пользуясь отсутствием архивных, мемуарных и эпи­ столярных материалов за эти годы, некоторые био­ графы без достаточных оснований продлевали пребы­ вание Коперника в Италии, другие относили эти годы на период его деятельности в Кракове и в Краковском университете. Однако лишние два года пребывания в Италии должны были бы отразиться, во-первых, на приобретении диплома доктора меди­ цины, во-вторых, в переписке между Фромборкским капитулом, епископом и Николаем, следы которой должны были бы остаться среди дошедших до на­ ших дней архивных материалов. Не могло не найти документального отражения и пребывание Коперни­ ка на должности преподавателя или профессора в Краковском университете — легче было затеряться

« записи о

появлении

его в

составе капитула. Ско­

рее всего,

Коперник

провел

это время в Фромбор-

ке, где к

нему, племяннику

владыки, с интересом

и затаенной тревогой присматривались собратья по капитулу, не торопясь пока с конкретными пору­ чениями,— иначе их выполнение отразилось бы в документах; но не исключена также возможность, что после возвращения в Вармию Коперник сразу был оставлен епископом Лукашем в его свите.

Можно, однако, утверждать, что, когда Анджей Коперник в 1505 г. возвратился из Италии в фромборк, имея, как и Николай, степень доктора кано­ нического права, Николай в это время жил в Фромборке. Увы, вскоре после возвращения у Анджея началась или дала рецидив какая-то страшная бо­ лезнь (по-видимому, проказа); члены капитула по-*

*См. Bartoszewiez, Julian. Nicolai Copernici Torunensis... vita. Warsza­ wa, 1855.

130



ко мрачное снаружи большое желтое здание с че­ тырьмя башенками по углам имело большой внутрен­ ний двор с крытыми галереями по двум этажам вдоль внутренних стен. В здании — богато убранные залы для торжественных приемов, покои епископа, большая библиотека, жилые помещения для духов­ ных и светских лиц' из ближайшего окружения владыки. Здесь Коперник провел несколько лет. Работы было очень много, она далеко по исчер­ пывалась участием в торжественных приемах и обедах.

Выше уже шла речь об особом положении Вармин в Польском государстве. Это было полунеза­ висимое церковное княжество, в котором епископ

обладал

не

только

церковной,

но и светской

властью.

Положение Вармии осложнялось опасным

соседством — ее территория с трех

сторон

грани­

чила с землями Орденского государства, на

севере

ее граница

шла по

побережью Балтийского

моря,

и лишь коридор на западе соединял Вармию с зем­ лями Королевской Пруссии. Потерпевшие пораже­ ние в двух войнах в XV в. крестоносцы мечта­ ли, выражаясь современным языком, о реванше, часто совершали вооружепные нападения па погра­ ничные земли, убивали, грабили население Вармии, сжигали дома, угоняли скот. Великий магистр Тев­ тонского ордена Фридрих, занимавший этот пост с 1498 по 1510 г., отказался принести ленную при­ сягу польскому королю, так же поступил и его пре­ емник Альбрехт, больше того, он стал готовиться к войпе против Польши. Стараясь отвести нависшую над его страной опасность, Лукаш, как мы о том уже упоминали, предложил направить крестоносцев на юго-восток, на борьбу с «нехристями» турками, но рыцарей больше устраивала необъявленная вой­ на с христианами поляками: насиженные земли они не собирались оставлять. Не прошел и второй про­ ект Лукаша, рассчитанный на умиротворение Ор­ дена,— преобразовать епископскую кафедру в ар­ хиепископскую, тогда епископства Орденской Прус­ сии, по крайней мере по церковной линии, оказа­ лись бы в подчинении вармийского владыки. Длин­ ная рука крестоносцев «похоронила» этот проект в

132


Риме. Лукаша же крестоносцы стали считать своим смертельным врагом. Политическая борьба с Орденом, укрепление связей с Полыней — вот основные моти­ вы деятельности Лукаша, и во всем этом Николаю со времени его появления в Лидзбарке приходилось при­ нимать самое активное участие.

Лукаш же активно участвовал и в общепрус­ ских, и общепольских делах. В 1505 г. он заседает в западнопрусских сеймиках в Грудзёидзе и в Эльблонге, в 1506 г. едет в Вильну, он часто бывает в Кракове, так как является одним из ближайших советников последовательно трех польских королей —

Яна-Альбрехта (1492—1501),

Александра (1501 —

1506) и Сигизмунда I Старого

(1507—1548). На­

чиная с 1507 г. неизменным спутником Лукаша во всех его поездках становится Николай. В 1509 г., например, мы видим их в Кракове, затем с 22 фев­ раля по 4 мая они присутствуют на Петроковском сейме, затем Лукаш отправляется домой, а Копер­ ник — снова в Краков, здесь он 2 июня наблюдает затмение Луны 4.

В 1510 г. Лукаш с Николаем в Познани — па пе­ реговорах Полыни и Ордена. Перед тем дело едва не дошло до войны, теперь крестоносцы выдвигают коварное предложение — пусть Польша за большую сумму отступного передаст Королевскую Пруссию (и Вармию) в ленное владение Ордену. Польские представители заколебались, но твердая позиция Лу­ каша спасла положение. Зимой 1511 г. снова пере­ говоры в Торуни. На этот раз Лукаш выдвигает предложение: объявить польского короля Великим магистром, и пусть оп возьмет Орден в свое веде­ ние — это обеспечит мир. Ход, естественно, не удал­ ся, но и сделан он был лишь для того, чтобы от­ тянуть время.

15 января 1512 г. праздновалась свадьба Сигиз­ мунда с Барбарой Заполья. Снова в Кракове мы ви­ дим Лукаша, а рядом с ним Николая. После свадь­ бы Лукаш направился на сейм в Петроков, а Нико­ лай, вопреки обыкновению, на этот раз за ним не

последовал.

20 марта

Лукаш отправился домой, но

4 См. Николай

Коперник.

О вращениях..., стр. 259.

133

£l?eopbilaaifcoIalti

a @ i m o c a t t c p f c n i o ; a I e s : r u r a l e s c t a m a t o j i e i n t e r p i t r a n o n c l a n n a .

Титульный лист «Писем» Феофилакта Симокатты

зантии на Балканском полуострове и в Малой Азии, но была потеряна Сирия. Феофилакт испол­ нял одно время обязанности императорского секре­ таря, был епархом, т. е. губернатором одной из провинций (епархий), на которые делились более крупные территориальные единицы (диоцезы). Но кроме этого он был видным историком и писателем. Главное его произведение историческое: «История Византии в эпоху правления императора Маврикия (582—602)». Два других дошедших до нас — «За­ гадки природы и их решения» и уже упомянутые «Письма» — относятся к другим жанрам. Первое —

136


к очень популярному в позднеаптпчное время жан­ ру «mirabilia», т. е. различных удивительных исто­ рий о чудесных, редких й малоправдоподобных слу­ чаях; второе представляет собой образец также весь­ ма распространенного в античные времена эписто­ лярного жанра. Оно состоит из 89 не связанных друг с другом небольших писем, будто бы написан­ ных знаменитыми древнегреческими учеными, фи­ лософами и государственными деятелями, а также и рядовыми людьми. Вот имена, встречающиеся в числе авторов: Фалес, Сократ, Платон, Диоген, Эратосфен, Архимед, Фемистокл, Перикл, Алкпвиад и др. Действие предполагается где-то в отда­ ленном прошлом, в античной Греции, но хроноло­ гия игнорируется; когда речь заходит о религиоз­ ных обрядах, то говорится о культе языческих, ан­ тичных божеств. Да и общий тон «Писем» чисто языческий, что важно для оценки значения публи­ кации Коперника в то время.

Через всю книжку, чередуясь, проходят три темы:

«моральная» — нравоучительная;

«буколическая» —

на мотивы сельской жизни — и

«любовная». Совре­

менному читателю содержание «Писем» покажется незначительным,-а мораль — поверхностной и места­ ми плоской, но по меркам времен Симокатты и даже Коперника они ценились, о чем свидетельст­ вует хотя бы большое количество дошедших до нас рукописных копий.

Для представления о характере писем Симокатты приведем здесь несколько образчиков. Например, моральные письма. Платон — Дионисию:

«Если стремишься преодолеть свою печаль, пойди прогу­ ляться среди могил — и это исцелит тебя от страданий. Ты увидишь, что владевшие даже огромным богатством за гро­ бом владеют горстью пыли».

Платон—Антиоху:

«Мы правим лошадьми с помощью вожжой и кнута, в дру­ гом случае мы плывем на корабле, подняв паруса, или сдер­ живаем его, обуздывая якорями. Так же надлежит управлять и своим языком, то вооружая его словами, то успокаивая мол­ чанием».

137

Сельские письма. Каламон — Спиропу:

«Если ты пожелал ехать земледельцем, то откажись от су­ толоки государственных дел. Если же тебя интересуют речи ораторов, судебные процессы и публичные выступления, то отбрось в сторону кирку и проваливай, забрав каламиду (тростинка для письма.— Авт.) свою и бумагу».

Антин — Ампелию:

«Близок сбор винограда, и сладким соком переполнились гроздья. Присматривай же за дорогой да возьми себе в по­ мощники хорошую критскую собаку. У бродяг руки длинные и всегда готовые погубить труды земледельца».

Термин* «любовные» по отношению к письмам тре­ тьей темы не совсем точен. В сборнике Симокатты они называются «гетерическими» (itaipixat), т. е. относящимися к гетерам, куртизанкам, любов­ ницам. Любовный пафос в них отсутствует, но не­ редко затрагиваются темы житейской мудрости и этики. Вот образцы таких писем.

Фетида — Анаксарху:

«Ты не можешь любить одновременно Фетиду и Галатею. Страсть не обращается одновременно на две стороны, боги любви не делятся, ты окажешься не в силах вместить двой­ ную любовь. Как земля не может согреваться двумя солнца­ ми, так и душа не в состоянии вынести двойное пламя люб­ ви».

Теано — Эвридике:

«Ушла красота, которой ты некогда блистала. Близится почтенное время морщин. Ты, Эвридика, однако, стремишь­ ся скрыть правду, когда обманываешь любовника с помощью снадобий искусственной красоты. Отдай, милая старушка, времени то, что ему принадлежит. Луга поздней осенью не покрываются цветами. Не забывай о смерти, ты уже доволь­ но близка к ней. Приучай себя быть благонравной, ибо ты должна быть покорной необходимости. Ты грешишь и против старости, и против молодости. Когда ты выдаешь себя за мо­ лодую, ты лжешь и клевещешь на старость, хотя она уже и стала твоей».

138