Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для бурения шпуров при проходке таких же выработок снизу вверх длиной более 10 м, а также при бурении шпуров под анкерную крепь следует применять перфораторы с телескопической подачей типов ПТ-29, ПТ-36, ПТ-45, ПТ-5С и др.

При проходке восстающих выработок длиной до 10 м и небольших объемах работ можно использовать легкие ручные перфораторы, но с обязательным применением приспособлений, облегчающих бурение шпуров вверх и исключающих необходимость удерживать перфоратор на вытянутых руках.

В горизонтальных выработках малого сечения шпуры бурят п е р ­ ф о р а т о р а м и с п н е в м о п о д д е р ж к а м и , к о л о н ­ к о в ы м и п е р ф о р а т о р а м и с применением автоподатчиков или буровых установок (буровых кареток) непосредственно с подошвы выработки, а в выработках большого сечения — теми же перфорато­ рами, но с инвентарных подмостей, специальных тележек или буровых установок с телескопическими или консольными выдвижными пло­ щадками.

Вочень стесненных условиях допустимо' бурение непосредственно

срук при помощи легких ручных перфораторов. Обычно же перфо­

раторы легкой и средней массы применяют при бурении с пневмопод.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

 

 

 

 

 

М-арка поддержки и колонки

 

 

Показатели

п-

П-18ЛА

ПК-2

пк-з

П-17ЛК П-18ЛК

 

 

17ЛА

Ход подачи, мм . . . .

800

 

1100

900

710

800

1100

Усилие подачи, кгс . .

140

 

140 .

130

155 •

165—200

120—120

Длина, мм:

1230

 

1530

1265

1200

1230

1500

минимальная . . . .

 

максимальная . . .

2030

 

2630

2165

1910

2030

2600

Предназначение—для ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

боты с

перфораторами

ПР-18Л ПР-24Л

ПР-30К

ПР-ЗОК ПР-18Л ПР-24Л

марок ..........................

держек,

которые облегчают

усилия бурильщика,

затрачиваемые

на поддерживание и подачу перфоратора

на забой.

 

 

10)

П н е в м о п о д д е р ж к и

различных

конструкций (табл.

представляют систему одного или двух шарнирно соединяемых с пер­ форатором металлических цилиндров с выдвижными штоками, которые раздвигаются под давлением сжатого воздуха (рис. 32).

Для снижения вредного влияния на бурильщика вибрации быстро­ ударных (высокочастотных) перфораторов с числом ударов в минуту 2500—3750 применяют виброгасящие каретки КВ-1 завода «Пневма­ тика», рассчитанные на рабочую нагрузку 120 кгс, имеющие размеры

420 X 320 мм и массу 4,2 кг.

Бурение шпуров с пневмоподдержек осуществляют непосредственно с подошвы выработки, а в выработках большого сечения — с буровых

54


тележек и передвижных подмостей (рам), которые перемещаются ав­ томашинами или монтируются на них.

При «лестничном» бурении применяют - у с т а н о в о ч н о е

п р и с п о с о б л е н и е , представляющее собой легкую

металличе­

скую раму 11 (рис. 33), состоящую из двух уголков (60 X 60 X 8 мм),

соединенных между собой трубчатыми поперечинами 12,

приварен­

ными к уголкам через каждые 200 мм.

 

По трубчатым направляющим 8, приваренным к уголкам, с внут­ ренней стороны передвигается каретка 6 с закрепленным на ней пер­ форатором 5. Обычная пневмоподдержка 7 перфоратора упирается башмаком 10 в поперечины 12 и обеспечивает поступательное движение перфоратору по мере заглубления бура 1 и выдвигания штока 9. Укрепленная на подпорке 2 разъемная опора 3 бура передвигается по трубчатым направляющим 4.

| В выработках большого сечения приспособления для «лестнич­ ного» бурения устанавливают на передвижных тележках (рис. 34).

При этом каждый перфоратор с таким приспособлением предназначен

для

бурения строго определенной

группы

шпуров, расположенных

на

одном уровне. Изменение угла

поворота

приспособления вокруг

оси а— а (см. рис.

34) и по горизонтальным направляющим 2, которые

11 1й

9

й

7

6

S

Ч- 3 Z

1

Рис. 33. Конструкция приспособления для «лестничного» бурения:

/ — трубчатые поперечины; 2 — металлическая рама; 3 — упорный башмак; 4 — выдвигаю­ щийся шток; 5 — трубчатые направляющие; 6 — пневмоподдержка; 7 — передвижная каретка; S — перфоратор; 9 — трубчатые направляющие опоры бура; 10 — разъемная опора бура; 11 — подпорка; 12 — бур

55


Рис. 34. Буровая тележка для «лестничного» бурения шпуров в тоннеле:

/ — перфорированные

рейки; 2 — горизонтальные направляющие; 3 — кронштейн; 4 — колес­

ный ход; 5 — опорная

конструкция тележки;

6 — подъемное гидравлическое устройство; 7 —

перфораторы на

консолях

и промежуточных

площадках; 8 — верхняя подъемная площадка;

9 — перфораторы

дуговой

части; 10 — дуговая

часть верхней подъемной площадки; штрихо­

выми линиями показана подъемная площадка и дуговая часть ее в крайнем верхнем поло­ жении; шпуры обозначены знаком «+»

снабжены зубчатыми или перфорированными рейками 1 для фиксиро­ вания положения, обеспечивает точное бурение данной группы шпу­ ров с одной точки стояния без разметки шпуров.

Б у р и л ь н ы е м а ш и н ы -ударно-вращательного действия отличаются высокой производительностью вследствие одновременного действия на буровой инструмент осевого давления, большого крутя­ щего момента и удара. Машины этого типа монтируют на самоходных буровых установках СБУ-2 (рис. 35) и СБУ-4 (рис. 36), оснащенных соответственно двумя и четырьмя бурильными машинами БУ-1.

Бурильная машина (рис. 37) на всех буровых установках этого типа одинакова. Она состоит из бурильной головки 7, обеспечиваю­ щей вращение буровой штанги 5 и нанесение ударов по ее хвостовику; направляющей балки 6, по которой перемещается буровая головка; двух распорных пневматических домкратов 1, фиксирующих заданное положение бурильной машины и снижающих ее поперечную вибрацию; пневматического двигателя 9 подачи, обеспечивающего поступательное передвижение машины; редуктора 8 подачи, регулирующего скорость перемещения машины; винтового механизма 2 подачи; подвижного 4

56


Рис. 35. Самоходная

буровая установка ударно-вращателыюго действия СБУ-2:

^ — бурильные машины

ударно-вращательного действия; 2 — манипуляторы; 3 — платформа;

 

4 — рама гусеничного хода

Рис. 36. Самоходная буровая установка ударно-вращательного действия СБУ-4:

/ бурильная машина; 2 — манипулятор; 3 — механизм поворота

бурильной машины; 4

нижняя платформа; 5 — тележка гусеничного хода; 6 — трубчатая

тяга; 7 — стрела; 8 — верх­

няя подъемная платформа

 

Z 3

4

в

7

У

Рис. 37. Бурильная машина ударно-вращательного действия

и неподвижного 3 люперов, поддерживающих буровую штангу; концевого выключателя 11, служащего для автоматического выклю­ чения пневмодвигателя; клапана 10, уменьшающего противодавление выхлопного воздуха для ускоренного отвода бурильной головки назад; бурового инструмента, состоящего из штанги 5, хвостовика и коронки.

Кинематическая схема (рис. 38) обеспечивает вращение бурового инструмента и нанесение ударов по его хвостовику.

Пневмодвигатель 3 приводит во вращение шпиндель 1 через трех­ ступенчатый редуктор 2. В патроне шпинделя закреплен хвостовик 7 бурового инструмента, по которому наносит удары поршень 6 пнев­ матического ударника 8 при ходе вперед во время поступательно­ возвратного движения.

Подача бурильной машины на забой в процессе бурения шпура по направляющей балке обеспечивается пневматическим двигателем 4 через редуктор подачи 5, создающий осевой нажим на буровой ин­ струмент. Забой щдура очищается от разрушенной породы промы­ вочной водой, подаваемой через муфту боковой промывки и централь­ ный канал пустотелой буровой штанги.

Гусеничный ход установок обеспечивает им высокую маневрен­ ность и достаточную устойчивость, повышаемую пневматическими домкратами.

Технические характеристики самоходных буровых установок при­ ведены ниже.

 

 

 

 

СБУ-4

СБУ-3

Крутящий момент на буре, кгс-м

. . . .

2500—3000 3000—5000

Энергия удара, кгс-м ..................................

 

5

5

Число ударов в минуту ..............................

об/мин

3 800—4 000

3 500

Скорость вращения под нагрузкой,

130

100—180

Усилие подачи, к г с ......................................

 

до 1 100

1 300)

Ход автоподатчика,

м м ..................................

 

2 750

4 000'

Скорость

бурения

коронкой диаметром

 

 

42 мм, м/мин:

 

 

2—2,5

1,5—2

в сланцах при /=3-7-4

 

в песчаниках при /=6-7-8

 

1,2—1,4

1,0—1,4

в гранитах при /=12-7-14

поло­

0,6—0,7

0,5—0,7

Габаритные размеры в транспортном

 

 

жении,

мм:

 

 

8000

9500

длина

'.............................................

 

 

ш и р и н а .....................................................

 

 

3 200

2 800

высота .....................................................

 

 

3 360

2 500

Масса, к г ........................................................

 

 

26 700

17 500

При сооружении Тбилтоннельстроем автодорожного тоннеля на Кавказе шпуры бурили установкой СБУ-4 в комплексе с применением

58


экскаваторной

погрузки

разрыхлен­

 

 

ной породы в думперы. Скорость

 

 

проходки при

этом возросла втрое, а

 

 

число рабочих было сокращено более

 

 

чем в 3 раза по сравнению с проход­

 

 

кой при перфораторном бурении.

 

 

Буровая установка СБУ-3 усовер­

 

 

шенствованной конструкции предназ­

 

 

начена для обуривания забоев высо­

 

 

той до 7,5 м в породах с коэффициен­

 

 

том крепости

до f ^ 14.

Она значи­

Рис. 38. Кинематическая схема бу­

тельно легче установки СБУ-4 и имеет

ровой части бурильной

установки

навесную люльку и выдвижную пло­

ударно-вращателыюго

действия

щадку для выполнения работ по за­ ряжанию шпуров, оборке забоя, осмотру и временному креплению

как анкерами, так и металлическими арками. Установка оборудована двумя съемными пневматическими захватами для подъема арки.

Московским механическим заводом Главтоннельметростроя создан

б у р о в о й а г р е г а т р а м н о г о т и п а БА-1 (рис. 39),

ос­

нащенный бурильными машинами БУ-1. Агрегат передвигается

на

рельсовом ходу и имеет для перестановки вагонов приспособление. Самоходный агрегат перемещается при помощи электрического приво­ да. Средняя скорость проходки Крольского тоннеля на железнодорож­ ной линии Абакан — Тайшет, сооруженного с применением этого агре­ гата, составила 90 м в месяц при полной механизации труда и значи­ тельном сокращении числа бурильщиков. После модернизации агре­ гата БА-1 на нем, кроме бурильных машин, установлен станок для бурения .опережающей скважины, используемой в качестве врубовой и помогающей уточнить геологические, условия проходки тоннеля.

Рис. 39. Буровой агрегат БА-1 для проходки железнодорожных тоннелей:

1 — рельсовые захваты; 2 — выдвижные упоры; 3 — кран-балка; 4 — рама агрегата; 5 — бу­ рильные установки ударно-вращательного действия, перемещающиеся по рельсам; 6 — при­ вод передвижения

59