Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Для бурения шпуров при проходке таких же выработок снизу вверх длиной более 10 м, а также при бурении шпуров под анкерную крепь следует применять перфораторы с телескопической подачей типов ПТ-29, ПТ-36, ПТ-45, ПТ-5С и др.
При проходке восстающих выработок длиной до 10 м и небольших объемах работ можно использовать легкие ручные перфораторы, но с обязательным применением приспособлений, облегчающих бурение шпуров вверх и исключающих необходимость удерживать перфоратор на вытянутых руках.
В горизонтальных выработках малого сечения шпуры бурят п е р ф о р а т о р а м и с п н е в м о п о д д е р ж к а м и , к о л о н к о в ы м и п е р ф о р а т о р а м и с применением автоподатчиков или буровых установок (буровых кареток) непосредственно с подошвы выработки, а в выработках большого сечения — теми же перфорато рами, но с инвентарных подмостей, специальных тележек или буровых установок с телескопическими или консольными выдвижными пло щадками.
Вочень стесненных условиях допустимо' бурение непосредственно
срук при помощи легких ручных перфораторов. Обычно же перфо
раторы легкой и средней массы применяют при бурении с пневмопод.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
|
|
|
|
|
М-арка поддержки и колонки |
|
|
||
Показатели |
п- |
П-18ЛА |
ПК-2 |
пк-з |
П-17ЛК П-18ЛК |
||||
|
|
17ЛА |
|||||||
Ход подачи, мм . . . . |
800 |
|
1100 |
900 |
710 |
800 |
1100 |
||
Усилие подачи, кгс . . |
140 |
|
140 . |
130 |
155 • |
165—200 |
120—120 |
||
Длина, мм: |
1230 |
|
1530 |
1265 |
1200 |
1230 |
1500 |
||
минимальная . . . . |
|
||||||||
максимальная . . . |
2030 |
|
2630 |
2165 |
1910 |
2030 |
2600 |
||
Предназначение—для ра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
боты с |
перфораторами |
ПР-18Л ПР-24Л |
ПР-30К |
ПР-ЗОК ПР-18Л ПР-24Л |
|||||
марок .......................... |
|||||||||
держек, |
которые облегчают |
усилия бурильщика, |
затрачиваемые |
||||||
на поддерживание и подачу перфоратора |
на забой. |
|
|
10) |
|||||
П н е в м о п о д д е р ж к и |
различных |
конструкций (табл. |
представляют систему одного или двух шарнирно соединяемых с пер форатором металлических цилиндров с выдвижными штоками, которые раздвигаются под давлением сжатого воздуха (рис. 32).
Для снижения вредного влияния на бурильщика вибрации быстро ударных (высокочастотных) перфораторов с числом ударов в минуту 2500—3750 применяют виброгасящие каретки КВ-1 завода «Пневма тика», рассчитанные на рабочую нагрузку 120 кгс, имеющие размеры
420 X 320 мм и массу 4,2 кг.
Бурение шпуров с пневмоподдержек осуществляют непосредственно с подошвы выработки, а в выработках большого сечения — с буровых
54
тележек и передвижных подмостей (рам), которые перемещаются ав томашинами или монтируются на них.
При «лестничном» бурении применяют - у с т а н о в о ч н о е
п р и с п о с о б л е н и е , представляющее собой легкую |
металличе |
скую раму 11 (рис. 33), состоящую из двух уголков (60 X 60 X 8 мм), |
|
соединенных между собой трубчатыми поперечинами 12, |
приварен |
ными к уголкам через каждые 200 мм. |
|
По трубчатым направляющим 8, приваренным к уголкам, с внут ренней стороны передвигается каретка 6 с закрепленным на ней пер форатором 5. Обычная пневмоподдержка 7 перфоратора упирается башмаком 10 в поперечины 12 и обеспечивает поступательное движение перфоратору по мере заглубления бура 1 и выдвигания штока 9. Укрепленная на подпорке 2 разъемная опора 3 бура передвигается по трубчатым направляющим 4.
| В выработках большого сечения приспособления для «лестнич ного» бурения устанавливают на передвижных тележках (рис. 34).
При этом каждый перфоратор с таким приспособлением предназначен |
|||
для |
бурения строго определенной |
группы |
шпуров, расположенных |
на |
одном уровне. Изменение угла |
поворота |
приспособления вокруг |
оси а— а (см. рис. |
34) и по горизонтальным направляющим 2, которые |
||||||
11 1й |
9 |
й |
7 |
6 |
S |
Ч- 3 Z |
1 |
Рис. 33. Конструкция приспособления для «лестничного» бурения:
/ — трубчатые поперечины; 2 — металлическая рама; 3 — упорный башмак; 4 — выдвигаю щийся шток; 5 — трубчатые направляющие; 6 — пневмоподдержка; 7 — передвижная каретка; S — перфоратор; 9 — трубчатые направляющие опоры бура; 10 — разъемная опора бура; 11 — подпорка; 12 — бур
55
Рис. 34. Буровая тележка для «лестничного» бурения шпуров в тоннеле:
/ — перфорированные |
рейки; 2 — горизонтальные направляющие; 3 — кронштейн; 4 — колес |
|||
ный ход; 5 — опорная |
конструкция тележки; |
6 — подъемное гидравлическое устройство; 7 — |
||
перфораторы на |
консолях |
и промежуточных |
площадках; 8 — верхняя подъемная площадка; |
|
9 — перфораторы |
дуговой |
части; 10 — дуговая |
часть верхней подъемной площадки; штрихо |
выми линиями показана подъемная площадка и дуговая часть ее в крайнем верхнем поло жении; шпуры обозначены знаком «+»
снабжены зубчатыми или перфорированными рейками 1 для фиксиро вания положения, обеспечивает точное бурение данной группы шпу ров с одной точки стояния без разметки шпуров.
Б у р и л ь н ы е м а ш и н ы -ударно-вращательного действия отличаются высокой производительностью вследствие одновременного действия на буровой инструмент осевого давления, большого крутя щего момента и удара. Машины этого типа монтируют на самоходных буровых установках СБУ-2 (рис. 35) и СБУ-4 (рис. 36), оснащенных соответственно двумя и четырьмя бурильными машинами БУ-1.
Бурильная машина (рис. 37) на всех буровых установках этого типа одинакова. Она состоит из бурильной головки 7, обеспечиваю щей вращение буровой штанги 5 и нанесение ударов по ее хвостовику; направляющей балки 6, по которой перемещается буровая головка; двух распорных пневматических домкратов 1, фиксирующих заданное положение бурильной машины и снижающих ее поперечную вибрацию; пневматического двигателя 9 подачи, обеспечивающего поступательное передвижение машины; редуктора 8 подачи, регулирующего скорость перемещения машины; винтового механизма 2 подачи; подвижного 4
56
Рис. 35. Самоходная |
буровая установка ударно-вращателыюго действия СБУ-2: |
^ — бурильные машины |
ударно-вращательного действия; 2 — манипуляторы; 3 — платформа; |
|
4 — рама гусеничного хода |
Рис. 36. Самоходная буровая установка ударно-вращательного действия СБУ-4:
/ бурильная машина; 2 — манипулятор; 3 — механизм поворота |
бурильной машины; 4 — |
нижняя платформа; 5 — тележка гусеничного хода; 6 — трубчатая |
тяга; 7 — стрела; 8 — верх |
няя подъемная платформа |
|
Z 3 |
4 |
в |
7 |
У
Рис. 37. Бурильная машина ударно-вращательного действия
и неподвижного 3 люперов, поддерживающих буровую штангу; концевого выключателя 11, служащего для автоматического выклю чения пневмодвигателя; клапана 10, уменьшающего противодавление выхлопного воздуха для ускоренного отвода бурильной головки назад; бурового инструмента, состоящего из штанги 5, хвостовика и коронки.
Кинематическая схема (рис. 38) обеспечивает вращение бурового инструмента и нанесение ударов по его хвостовику.
Пневмодвигатель 3 приводит во вращение шпиндель 1 через трех ступенчатый редуктор 2. В патроне шпинделя закреплен хвостовик 7 бурового инструмента, по которому наносит удары поршень 6 пнев матического ударника 8 при ходе вперед во время поступательно возвратного движения.
Подача бурильной машины на забой в процессе бурения шпура по направляющей балке обеспечивается пневматическим двигателем 4 через редуктор подачи 5, создающий осевой нажим на буровой ин струмент. Забой щдура очищается от разрушенной породы промы вочной водой, подаваемой через муфту боковой промывки и централь ный канал пустотелой буровой штанги.
Гусеничный ход установок обеспечивает им высокую маневрен ность и достаточную устойчивость, повышаемую пневматическими домкратами.
Технические характеристики самоходных буровых установок при ведены ниже.
|
|
|
|
СБУ-4 |
СБУ-3 |
Крутящий момент на буре, кгс-м |
. . . . |
2500—3000 3000—5000 |
|||
Энергия удара, кгс-м .................................. |
|
5 |
5 |
||
Число ударов в минуту .............................. |
об/мин |
3 800—4 000 |
3 500 |
||
Скорость вращения под нагрузкой, |
130 |
100—180 |
|||
Усилие подачи, к г с ...................................... |
|
до 1 100 |
1 300) |
||
Ход автоподатчика, |
м м .................................. |
|
2 750 |
4 000' |
|
Скорость |
бурения |
коронкой диаметром |
|
|
|
42 мм, м/мин: |
|
|
2—2,5 |
1,5—2 |
|
в сланцах при /=3-7-4 |
|
||||
в песчаниках при /=6-7-8 |
|
1,2—1,4 |
1,0—1,4 |
||
в гранитах при /=12-7-14 |
поло |
0,6—0,7 |
0,5—0,7 |
||
Габаритные размеры в транспортном |
|
|
|||
жении, |
мм: |
|
|
8000 |
9500 |
длина |
'............................................. |
|
|
||
ш и р и н а ..................................................... |
|
|
3 200 |
2 800 |
|
высота ..................................................... |
|
|
3 360 |
2 500 |
|
Масса, к г ........................................................ |
|
|
26 700 |
17 500 |
При сооружении Тбилтоннельстроем автодорожного тоннеля на Кавказе шпуры бурили установкой СБУ-4 в комплексе с применением
58
экскаваторной |
погрузки |
разрыхлен |
|
|
|
ной породы в думперы. Скорость |
|
|
|||
проходки при |
этом возросла втрое, а |
|
|
||
число рабочих было сокращено более |
|
|
|||
чем в 3 раза по сравнению с проход |
|
|
|||
кой при перфораторном бурении. |
|
|
|||
Буровая установка СБУ-3 усовер |
|
|
|||
шенствованной конструкции предназ |
|
|
|||
начена для обуривания забоев высо |
|
|
|||
той до 7,5 м в породах с коэффициен |
|
|
|||
том крепости |
до f ^ 14. |
Она значи |
Рис. 38. Кинематическая схема бу |
||
тельно легче установки СБУ-4 и имеет |
|||||
ровой части бурильной |
установки |
||||
навесную люльку и выдвижную пло |
ударно-вращателыюго |
действия |
щадку для выполнения работ по за ряжанию шпуров, оборке забоя, осмотру и временному креплению
как анкерами, так и металлическими арками. Установка оборудована двумя съемными пневматическими захватами для подъема арки.
Московским механическим заводом Главтоннельметростроя создан
б у р о в о й а г р е г а т р а м н о г о т и п а БА-1 (рис. 39), |
ос |
нащенный бурильными машинами БУ-1. Агрегат передвигается |
на |
рельсовом ходу и имеет для перестановки вагонов приспособление. Самоходный агрегат перемещается при помощи электрического приво да. Средняя скорость проходки Крольского тоннеля на железнодорож ной линии Абакан — Тайшет, сооруженного с применением этого агре гата, составила 90 м в месяц при полной механизации труда и значи тельном сокращении числа бурильщиков. После модернизации агре гата БА-1 на нем, кроме бурильных машин, установлен станок для бурения .опережающей скважины, используемой в качестве врубовой и помогающей уточнить геологические, условия проходки тоннеля.
Рис. 39. Буровой агрегат БА-1 для проходки железнодорожных тоннелей:
1 — рельсовые захваты; 2 — выдвижные упоры; 3 — кран-балка; 4 — рама агрегата; 5 — бу рильные установки ударно-вращательного действия, перемещающиеся по рельсам; 6 — при вод передвижения
59