Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 13. ПЕРЕДВИЖНЫЕ КОМПРЕССОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА

Сжатый воздух для буровых машин, станков и перфораторов вы­ рабатывают передвижные и стационарные компрессоры. Первые по­

лучили преимущественное распространение

на открытых, вторые —

на подземных работах.

целей в нашей стране

В настоящее время для строительных

выпускают передвижные компрессоры трех типов: поршневые, рота­ ционные и винтовые.

Поршневыми и ротационными компрессорами засасываемый воздух сжимается до давления 6—7 кгс/см2 в два этапа, а винтовым — в один. Компрессоры, работающие с двумя циклами сжатия, называют двух­ ступенчатыми, а одним — одноступенчатыми. Выпускаемые в нашей стране передвижные компрессоры имеют производительность до 10 м3/мин (по объему засасываемого воздуха).

В дорожном строительстве (за исключением строительства тон­

нелей) наибольшее

распространение

получили

передвижные порш­

невые компрессоры

ДК-9М,

ПК-10

и ЗИФ-ВКС-55 и ротационный

компрессор ПР-10.

В указанных компрессорах

расход мощности на

сжатие воздуха до 7 кгс/см2

приблизительно на 15% больше, чем

у винтовых компрессоровс

ПК-10 (рис. 40) по принципу действия и

Компрессорная

станция

устройству аналогична станции ДК-9М, описанной ниже. Компрессорная станция ДК-9М предназначена для производства

сжатого воздуха с рабочим давлением до 7 кгс/см2 и снабжения им буровых машин, установок и перфораторов в условиях дорожного

Рис. 40. Общий вид передвижной компрессорной станции ПК-Ю:

/ — дизель; 2 — воздушный фильтр; 3 — компрессор; 4 — промежуточный холодильник; 5 — топливный бак; 6 — воздухосборник; 7 — раздаточный вентиль; 8 — рама шасси

60


строительства. Основными узлами станции являются: собственно комп­ рессор, холодильник, ресивер, дизельный двигатель с радиатором, двухосная прицепная подрессорная тележка. Съемные боковые щиты прикрывают основные узлы станции. Привод компрессора от двигате­ ля осуществляется через фрикционную муфту сцепления.

Компрессор действует по следующей схеме: вращательное движе­ ние вала двигателя передается через маховик и коленчатый вал порш­ ня, двигающийся возвратно-поступательно в цилиндрах сжатия I и II ступеней. При движении поршней в цилиндрах I ступени всасы­ вающие и нагнетательные клапаны в определенные моменты откры­ вают и закрывают впускные отверстия, вследствие чего происходит засасывание воздуха в цилиндр, сжатие его до определенного давления и перемещение в нагнетательный коллектор I ступени и промежуточный холодильник. Также работают и цилиндры II ступени компрессора, в которые воздух засасывается из холодильника через коллектор. Сжатый воздух из цилиндра II ступени поступает через нагнетатель­ ную трубу в ресивер. Воздух из ресивера подается к потребителям через вентили.

Компрессорную станцию можно перемещать трактором или авто­ машиной.

Компрессорная станция ПР-10 (рис. 41) по назначению, усло­ виям работы, производительности и параметрам вырабатываемого воздуха мало отличается от станции ДК-9М. Главными конструктив­ ными отличиями являются применение улучшенного (ротационного) принципа сжатия воздуха, непосредственный отбор мощности от двигателя через зубчатую муфту, наличие глушителя шума, улучшен­ ное шасси автомобильного типа с тормозами, меньшая масса.

Ротационный компрессор состоит из двух цилиндров -(двухступен­ чатое сжатие), закрытых крышками, внутри которых эксцентрично помещены роторы с радиальными пазами для пластин (рис. 42). При вращении стального ротора текстолитовые пластины под действием центробежной силы максимально выходят из пазов и прижимаются к образующей цилиндра, создавая замкнутые ячейки изменяющегося объема. При увеличении объема ячейки происходит всасывание возду­ ха из атмосферы через впускной клапан. При уменьшении объема ячейки воздух в ней сжимается. Момент сжатия воздуха в цилиндре I ступени совпадает с прохождением ячейки над отверстием междуцилиндровой трубы, по которой сжатый воздух попадает в цилиндр II ступени и подвергается дополнительному сжатию.

Вцилиндры сжатия масляным насосом закачивается масло для охлаждения воздуха и трущихся частей. Сжатый воздух вместе с мас­ лом из цилиндра II ступени поступает в ресивер, а оттуда через масля­ ный фильтр ресивера — в раздаточную трубу к вентилям и потре­ бителю.

Внастоящее время промышленностью освоен выпуск наиболее прогрессивных по принципу сжатия передвижных станций с винто­ выми компрессорами.

Передвижная компрессорная станция ПВ-10 с винтовым компрес­

сором 14-ВК маслозаполненного типа предназначена, как и станции

61


Рис. 41. Общий вид передвижной ротационной компрессорной станции ПР-10:

/ — воздухосборник с

фильтром; 2 — капот; 3 — компрессор;

4 — водяной радиатор; 5 — мас­

ляный холодильник;

6 — масляный радиатор; 7 — дышло;

8 — устройство поворота колес;

 

9 — двигатель

 

6

7

8

Рис. 42. Схемы I.

(а)

и II (б) ступеней сжатия

ротационного компрессора:

/ — выпускной клапан;

2 и

7 — пластины; 3

и 6 — роторы;

4 и 5 — пазы роторов; 8 — обрат­

 

 

ный

клапан

 

ПК-Ю и ПР-10, для снабжения сжатым воздухом буровых и других пневматических средств на дорожно-строительных объектах буро­ взрывных работ.

Станция ПВ-10 (рис. 43) имеет одноступенчатый винтовой комп­ рессор, приводимый в действие V-образным шестицилиндровым двига­ телем модели ЯМЗ-236. Передача вращения от двигателя к компрес­ сору осуществляется через муфту сцепления двигателя. Станция имеет холодильник и радиаторы для охлаждения масла и воды, воздухоочиститель, щит с контрольно-измерительными приборами, систему аварийной защиты для автоматической остановки в случае аварии, систему автоматического регулирования режима работы двигателя в зависимости от количества потребляемого воздуха, подог­ реватель для предпускового обогрева при отрицательной температуре наружного воздуха.

Оборудование станции защищено кузовом и смонтировано на .двух­ осном прицепе на пневматическом ходу с рессорной подвеской, гидро­ тормозами и устройством для буксировки.

При работе компрессора (рис. 44) воздух всасывается из атмосферы через воздухоочиститель, проходит выпускной клапан и заполняет по всей длине.те полости винтов, которые в это время сообщены с окном и патрубком всасывания 4.

При дальнейшем вращении роторов 6 и 8 объемы воздуха, заполнив­ шего полости винтов, отделяются от окна и подвергаются посте­ пенному сжатию зубьями, входящими в эти полости. При этом через отверстия в корпусе компрессора в рабочую полость впрыскивается под давлением масло, которое, смешиваясь с сжимаемым воздухом, охлаж­ дает его и образует масловоздушную смесь. Сжатие этой смеси закан­ чивается в момент соединения впадин винтов с окном и патрубком нагнетания 9. Образовавшаяся масловоздушная смесь, пройдя обрат-

63


Рис. 43. Общий вид передвижной компрессорной станции ПВ-10:

/ — кузов; 2 — масляный радиатор;

3 — холодильник

компрессора; 4 — двигатель

ЯМЗ-236;

5 — устройство для подъема

станции;

6 — винтовой компрессор; 7 — топливный бак;

8 — раз-

даточный

вентиль;

9 — маслосборник;

10 — щит приборов

 

Рис. 44. Винтовой компрессор:

/ — вал привода; 2 — картер сцепления; 3 — зубчатое колесо; 4 — патрубок всасывания; 5

шестерня; 6 — ведомый ротор; 7 — опорный подшипник;

8 — ведущий

ротор; 9 патрубок

нагнетания; 10 — опорный подшипник; 11 — задняя крышка;

12 — корпус;

13 г— масляный насос

64

а)

б)

Рис. 45. Детали для соединения воздушных шлангов:

<х — ниппель с выступом; б — ниппель с резьбой; в — ниппель ребристый; г — хомутик; д — быстро­ разъемное соединение

ный клапан, попадает в маслосборник со встроенным маслоотделите­ лем, где масло отделяется от воздуха.

На постоянных объектах взрывных работ с большой годовой вы­ работкой каменных материалов целесообразно применять стацио­ нарные электрические компрессорные станции производительностью до 100 м3/мин.

Для подачи сжатого воздуха от стационарных компрессоров к ме­ стам потребления (забоям) служат воздухопроводы из стальных га­ зовых труб, соединяемых сваркой или при помощи муфт или фланцев на уплотняющих прокладках. Магистр альные воздухопроводы, иду­ щие от компрессоров до рабочих забоев, монтируют из труб диаметром от 100 до 150 мм. При этом подача воздуха в объеме от 10 до 30 м3/мин на расстояние до 600—800 м происходит с незначительным снижением давления.

К забоям воздух подводится по разводящей сети из труб диаметром 30—75 мм, а к перфораторам или станкам (на расстояние 10—20 м) — по резиновым шлангам диаметром 22—25 мм.

Такую систему подачи воздуха применяют и при использовании передвижных компрессоров, располагаемых в закрытых помещениях.

На объектах дорожного строительства компрессоры, как правило, устанавливают вблизи мест бурения, и воздух от них к буровым средст­ вам поступает по шлангам.

Для соединения шлангов чаще всего применяют разнообразные ниппели, реже — быстроразъемные соединения (рис. 45). К воздухо­ проводу или бурильной машине шланг присоединяют при помощи ниппеля с накидной гайкой или при помощи штуцера.

3 Зак. 849 65