Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
§ 13. ПЕРЕДВИЖНЫЕ КОМПРЕССОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА
Сжатый воздух для буровых машин, станков и перфораторов вы рабатывают передвижные и стационарные компрессоры. Первые по
лучили преимущественное распространение |
на открытых, вторые — |
на подземных работах. |
целей в нашей стране |
В настоящее время для строительных |
выпускают передвижные компрессоры трех типов: поршневые, рота ционные и винтовые.
Поршневыми и ротационными компрессорами засасываемый воздух сжимается до давления 6—7 кгс/см2 в два этапа, а винтовым — в один. Компрессоры, работающие с двумя циклами сжатия, называют двух ступенчатыми, а одним — одноступенчатыми. Выпускаемые в нашей стране передвижные компрессоры имеют производительность до 10 м3/мин (по объему засасываемого воздуха).
В дорожном строительстве (за исключением строительства тон
нелей) наибольшее |
распространение |
получили |
передвижные порш |
|
невые компрессоры |
ДК-9М, |
ПК-10 |
и ЗИФ-ВКС-55 и ротационный |
|
компрессор ПР-10. |
В указанных компрессорах |
расход мощности на |
||
сжатие воздуха до 7 кгс/см2 |
приблизительно на 15% больше, чем |
|||
у винтовых компрессоровс |
ПК-10 (рис. 40) по принципу действия и |
|||
Компрессорная |
станция |
устройству аналогична станции ДК-9М, описанной ниже. Компрессорная станция ДК-9М предназначена для производства
сжатого воздуха с рабочим давлением до 7 кгс/см2 и снабжения им буровых машин, установок и перфораторов в условиях дорожного
Рис. 40. Общий вид передвижной компрессорной станции ПК-Ю:
/ — дизель; 2 — воздушный фильтр; 3 — компрессор; 4 — промежуточный холодильник; 5 — топливный бак; 6 — воздухосборник; 7 — раздаточный вентиль; 8 — рама шасси
60
строительства. Основными узлами станции являются: собственно комп рессор, холодильник, ресивер, дизельный двигатель с радиатором, двухосная прицепная подрессорная тележка. Съемные боковые щиты прикрывают основные узлы станции. Привод компрессора от двигате ля осуществляется через фрикционную муфту сцепления.
Компрессор действует по следующей схеме: вращательное движе ние вала двигателя передается через маховик и коленчатый вал порш ня, двигающийся возвратно-поступательно в цилиндрах сжатия I и II ступеней. При движении поршней в цилиндрах I ступени всасы вающие и нагнетательные клапаны в определенные моменты откры вают и закрывают впускные отверстия, вследствие чего происходит засасывание воздуха в цилиндр, сжатие его до определенного давления и перемещение в нагнетательный коллектор I ступени и промежуточный холодильник. Также работают и цилиндры II ступени компрессора, в которые воздух засасывается из холодильника через коллектор. Сжатый воздух из цилиндра II ступени поступает через нагнетатель ную трубу в ресивер. Воздух из ресивера подается к потребителям через вентили.
Компрессорную станцию можно перемещать трактором или авто машиной.
Компрессорная станция ПР-10 (рис. 41) по назначению, усло виям работы, производительности и параметрам вырабатываемого воздуха мало отличается от станции ДК-9М. Главными конструктив ными отличиями являются применение улучшенного (ротационного) принципа сжатия воздуха, непосредственный отбор мощности от двигателя через зубчатую муфту, наличие глушителя шума, улучшен ное шасси автомобильного типа с тормозами, меньшая масса.
Ротационный компрессор состоит из двух цилиндров -(двухступен чатое сжатие), закрытых крышками, внутри которых эксцентрично помещены роторы с радиальными пазами для пластин (рис. 42). При вращении стального ротора текстолитовые пластины под действием центробежной силы максимально выходят из пазов и прижимаются к образующей цилиндра, создавая замкнутые ячейки изменяющегося объема. При увеличении объема ячейки происходит всасывание возду ха из атмосферы через впускной клапан. При уменьшении объема ячейки воздух в ней сжимается. Момент сжатия воздуха в цилиндре I ступени совпадает с прохождением ячейки над отверстием междуцилиндровой трубы, по которой сжатый воздух попадает в цилиндр II ступени и подвергается дополнительному сжатию.
Вцилиндры сжатия масляным насосом закачивается масло для охлаждения воздуха и трущихся частей. Сжатый воздух вместе с мас лом из цилиндра II ступени поступает в ресивер, а оттуда через масля ный фильтр ресивера — в раздаточную трубу к вентилям и потре бителю.
Внастоящее время промышленностью освоен выпуск наиболее прогрессивных по принципу сжатия передвижных станций с винто выми компрессорами.
Передвижная компрессорная станция ПВ-10 с винтовым компрес
сором 14-ВК маслозаполненного типа предназначена, как и станции
61
Рис. 41. Общий вид передвижной ротационной компрессорной станции ПР-10:
/ — воздухосборник с |
фильтром; 2 — капот; 3 — компрессор; |
4 — водяной радиатор; 5 — мас |
ляный холодильник; |
6 — масляный радиатор; 7 — дышло; |
8 — устройство поворота колес; |
|
9 — двигатель |
|
6 |
7 |
8 |
Рис. 42. Схемы I. |
(а) |
и II (б) ступеней сжатия |
ротационного компрессора: |
|
/ — выпускной клапан; |
2 и |
7 — пластины; 3 |
и 6 — роторы; |
4 и 5 — пазы роторов; 8 — обрат |
|
|
ный |
клапан |
|
ПК-Ю и ПР-10, для снабжения сжатым воздухом буровых и других пневматических средств на дорожно-строительных объектах буро взрывных работ.
Станция ПВ-10 (рис. 43) имеет одноступенчатый винтовой комп рессор, приводимый в действие V-образным шестицилиндровым двига телем модели ЯМЗ-236. Передача вращения от двигателя к компрес сору осуществляется через муфту сцепления двигателя. Станция имеет холодильник и радиаторы для охлаждения масла и воды, воздухоочиститель, щит с контрольно-измерительными приборами, систему аварийной защиты для автоматической остановки в случае аварии, систему автоматического регулирования режима работы двигателя в зависимости от количества потребляемого воздуха, подог реватель для предпускового обогрева при отрицательной температуре наружного воздуха.
Оборудование станции защищено кузовом и смонтировано на .двух осном прицепе на пневматическом ходу с рессорной подвеской, гидро тормозами и устройством для буксировки.
При работе компрессора (рис. 44) воздух всасывается из атмосферы через воздухоочиститель, проходит выпускной клапан и заполняет по всей длине.те полости винтов, которые в это время сообщены с окном и патрубком всасывания 4.
При дальнейшем вращении роторов 6 и 8 объемы воздуха, заполнив шего полости винтов, отделяются от окна и подвергаются посте пенному сжатию зубьями, входящими в эти полости. При этом через отверстия в корпусе компрессора в рабочую полость впрыскивается под давлением масло, которое, смешиваясь с сжимаемым воздухом, охлаж дает его и образует масловоздушную смесь. Сжатие этой смеси закан чивается в момент соединения впадин винтов с окном и патрубком нагнетания 9. Образовавшаяся масловоздушная смесь, пройдя обрат-
63
Рис. 43. Общий вид передвижной компрессорной станции ПВ-10:
/ — кузов; 2 — масляный радиатор; |
3 — холодильник |
компрессора; 4 — двигатель |
ЯМЗ-236; |
|
5 — устройство для подъема |
станции; |
6 — винтовой компрессор; 7 — топливный бак; |
8 — раз- |
|
даточный |
вентиль; |
9 — маслосборник; |
10 — щит приборов |
|
Рис. 44. Винтовой компрессор:
/ — вал привода; 2 — картер сцепления; 3 — зубчатое колесо; 4 — патрубок всасывания; 5
шестерня; 6 — ведомый ротор; 7 — опорный подшипник; |
8 — ведущий |
ротор; 9 патрубок |
нагнетания; 10 — опорный подшипник; 11 — задняя крышка; |
12 — корпус; |
13 г— масляный насос |
64
а) |
б) |
Рис. 45. Детали для соединения воздушных шлангов:
<х — ниппель с выступом; б — ниппель с резьбой; в — ниппель ребристый; г — хомутик; д — быстро разъемное соединение
ный клапан, попадает в маслосборник со встроенным маслоотделите лем, где масло отделяется от воздуха.
На постоянных объектах взрывных работ с большой годовой вы работкой каменных материалов целесообразно применять стацио нарные электрические компрессорные станции производительностью до 100 м3/мин.
Для подачи сжатого воздуха от стационарных компрессоров к ме стам потребления (забоям) служат воздухопроводы из стальных га зовых труб, соединяемых сваркой или при помощи муфт или фланцев на уплотняющих прокладках. Магистр альные воздухопроводы, иду щие от компрессоров до рабочих забоев, монтируют из труб диаметром от 100 до 150 мм. При этом подача воздуха в объеме от 10 до 30 м3/мин на расстояние до 600—800 м происходит с незначительным снижением давления.
К забоям воздух подводится по разводящей сети из труб диаметром 30—75 мм, а к перфораторам или станкам (на расстояние 10—20 м) — по резиновым шлангам диаметром 22—25 мм.
Такую систему подачи воздуха применяют и при использовании передвижных компрессоров, располагаемых в закрытых помещениях.
На объектах дорожного строительства компрессоры, как правило, устанавливают вблизи мест бурения, и воздух от них к буровым средст вам поступает по шлангам.
Для соединения шлангов чаще всего применяют разнообразные ниппели, реже — быстроразъемные соединения (рис. 45). К воздухо проводу или бурильной машине шланг присоединяют при помощи ниппеля с накидной гайкой или при помощи штуцера.
3 Зак. 849 65