Файл: Штейнберг, Ш. Е. Промышленные автоматические регуляторы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
получения таких характеристик применяются не только электромеханические реле, но и бесконтактные элементы, собранные на электронных лампах и полупроводниковых элементах (регуляторы ТЭР - Ш, РП-2).
К выходу релейного элемента подключается электри ческий исполнительный механизм. Для формирования за кона регулирования релейный элемент вместе с исполни тельным механизмом или без него охватывается обратной связью.
Структурные схемы релейных регуляторов приведены на рис. 3-1. Исследование динамических характеристик релейных регуляторов удобно проводить в предположе нии, что на вход регулятора подается гармонический сиг нал, хотя условия существования каждого режима можно получить при любой форме входного сигнала в зависимо сти от его величины и скорости.
В зависимости от частоты и амплитуды |
гармоническо |
|
го сигнала, параметров настройки и зоны |
нечувствитель |
|
ности реле различают четыре режима |
работы релейных |
|
регуляторов [ Л . 1 0 ] . |
|
|
/. Скользящий режим. Этот режим |
наиболее харак |
терен для релейных регуляторов. Максимально возмож ный сигнал обратной связи больше входного сигнала. Движение регулятора характеризуется несколькими по вторными включениями реле при движении исполнитель ного механизма в одну сторону. В этом режиме уравне ние регулятора наиболее близко к линейному (частотные характеристики регулятора несущественно зависят от амплитуды входного сигнала).
2.Режим постоянной скорости. Имеет место при уве личении амплитуды и частоты входного сигнала (величи ны или скорости изменения сигнала). Обратная связь не успевает отключать реле более одного раза за половину периода. Движение исполнительного механизма характе ризуется одним длительным включением реле в течение половины периода, непродолжительной остановкой и но вым включением в противоположном направлении.
3.Смешанный режим. Этот режим существует на гра нице скользящего режима и режима постоянной ско рости.
4. |
Режим |
одного включения |
в течение |
полпериода. |
Этот |
режим |
существует при |
очень малых |
амплитудах |
входного сигнала, незначительно превосходящих зону не чувствительности, реле включается в течение половины
82
периода один раз на очень небольшое время и практиче ски мгновенно отключается обратной связью. Здесь, как и в режиме постоянной скорости, реле включается один раз за время, равное половине периода, но большую часть времени оно находится в отключенном положении.
1I T * * ТимР У
'•ас
S)
Рис. 3-1. Структурные схемы релейных регуляторов.
а — исполнительный механизм охвачен обратной связью; б — ис полнительный механизм не охвачен обратной связью..
Наиболее часто в условиях эксплуатации релейных автоматических регуляторов встречаются скользящий ре жим и режим постоянной скорости. Режимы одного крат ковременного включения и смешанный существуют в очень узких диапазонах амплитуд и частот входного сиг нала. Частотные характеристики регулятора в этих ре жимах можно рассчитать по приведенным ниже форму лам скользящего режима.
6) РЕЖИМ ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТИ
Для определения частотных характеристик регулятора в режиме постоянной скорости можно воспользоваться ме тодом гармонической линеаризации (см. § 1-3).
6* |
83 |
Значение гармонического коэффициента усиления ре лейного элемента при амплитуде сигнала перед реле Ал определяется по формуле [Л. 2]:
|
|
|
|
|
|
|
|
(3-1) |
|
|
2сЬ |
( l - m x ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[Все |
обозначения |
в |
фор |
||||
|
|
муле |
|
(3-1) |
см. |
на |
|||
|
|
рис. 3-2, а.] |
|
|
|
|
|||
|
|
Методы |
определения |
||||||
|
|
Ал при |
заданной |
ампли |
|||||
|
|
туде сигнала А на входе |
|||||||
|
|
регулятора |
|
приведены |
|||||
|
|
в § 1-3,6. |
|
|
|
|
|||
|
|
График |
значений ко |
||||||
|
|
эффициентов <7i и q2 |
при |
||||||
|
|
веден |
на рис. 3-2,6. В ре |
||||||
|
|
жиме |
постоянной |
скоро |
|||||
|
|
сти сигнал на выходе ре |
|||||||
|
|
ле отстает по фазе от |
|||||||
|
|
входного синусоидального |
|||||||
|
|
сигнала и q2=£0, |
т. е. гар |
||||||
|
|
монический |
коэффициент |
||||||
|
|
усиления |
содержит |
обе |
|||||
|
|
ортогональные |
составля |
||||||
|
|
ющие: |
синусную |
и |
коси |
||||
Рис. 3-2. Характеристики релейного |
нусную. |
|
|
|
|
|
|||
Частотные |
характери |
||||||||
элемента. |
|
||||||||
|
стики |
релейных |
регулято |
||||||
а — статическая характеристика |
реле; |
||||||||
б — гармонический коэффициент |
усиле |
ров в этом |
режиме |
могут |
|||||
ния реле. |
|
быть |
определены |
по фор |
|||||
|
|
мулам, приведенным в § 1-3, при этом q\ и q2 находят по формулам (3-1) или по графику рис. 3-2.
в) ГРАНИЦА СКОЛЬЗЯЩЕГО РЕЖИМА
Найдем границу между скользящим и смешанным режи мами при синусоидальном входном сигнале. Границы скользящего режима определялись в ряде работ [Л. 2, 10—12] двумя методами. В [Л. 10, 12] граница скользя-
84
щего режима находилась из условия, что скорость испол нительного механизма всегда меньше его скорости при включенном реле. В [Л. 11] граница скользящего режима регулятора с релейным элементом без петли гистерезиса определялась из условия равенства хл — Ь. Практически расчет регулятора с релейным элементом, имеющим зону нечувствительности и петлю гистерезиса, можно произве сти по уравнениям скользящего режима и при неточном их выполнении.
Ниже приведены формулы для расчета границы скользящего режима регуляторов с релейным элементом с петлей гистерезиса, исходя из обоих названных условий.
Первое условие
Амплитуда сигнала перед релейным элементом в сколь зящем режиме незначительно превосходит половину его зоны нечувствительности.
Аналитически это условие может быть записано в виде
|
|
(3-2) |
или |
|
|
Ал<^-(1 |
+ т 1 ) , |
(3-2а) |
где Л л — амплитуда первой гармонической составляющей
сигнала перед |
реле; 2Ь — зона нечувствительности |
реле |
(рис. 3-2); mb— зона возврата (гистерезиса) реле, |
тогда |
|
mb — (1—т{)Ь\ |
к — коэффициент, характеризующий |
связь |
между зоной нечувствительности реле и амплитудой пер вой гармонической составляющей сигнала перед реле.
Характер изменения сигнала перед реле при функцио нировании регулятора в скользящем режиме вблизи гра ницы режима постоянной скорости приведен на рис. 3-3. Пунктиром нанесена его первая гармоническая составля ющая. Значение коэффициента % определено эксперимен тально. Для структурных схем, приведенных на рис. 3-1, при гармоническом сигнале на входе в регулятор на гра
нице скользящего режима и = 2. |
|
|
|
||
Расчет |
границы скользящего |
режима |
выполняется |
||
следующим |
образом: подставляя |
значение |
Ал |
из (3-2) |
|
в (1-30), получаем формулу, |
связывающую |
амплитуду |
|||
входного сигнала А и частоту |
Q на границе |
скользящего |
85
режима. Значения q\ и q2 находят по графику на рис. 3-2 или по формулам (3-1).
Чтобы определить частоту при заданной |
|
амплитуде |
|||||
входного сигнала |
на границе |
скользящего |
|
режима в |
|||
структурных схемах П- и ПИ-регуляторов, |
необходимо |
||||||
решить |
квадратное |
уравнение. |
Определение |
|
граничной |
||
|
|
|
частоты ПИД-регу- |
||||
|
|
|
лятора требует |
ре |
|||
|
|
|
шения |
|
уравнения |
||
|
|
|
четвертой |
|
|
степени, |
|
|
|
t |
поэтому |
у ПИД-ре- |
|||
|
|
гулятора |
|
|
удобнее, |
||
|
|
|
задавшись |
|
несколь |
||
|
|
|
кими |
значениями |
|||
|
|
|
частоты |
й |
|
при |
за |
Рис. 3-3. Сигнал перед реле в смешан |
данных |
параметрах |
|||||
настройки |
и |
ампли |
|||||
ном режиме (вблизи режима постоян |
туде перед |
реле, |
оп |
||||
ной скорости). |
|
ределяемой из (3-2), |
|||||
|
|
|
|||||
A=f(Q). |
|
|
построить |
|
|
график |
|
С помощью этого графика может |
быть опре |
||||||
делена граничная частота Q при любой заданной ам |
|||||||
плитуде входного сигнала А. |
|
|
|
|
|
||
В структурных схемах П- и ПИ-регуляторов |
ампли |
||||||
туда сигнала перед релейным элементом ( Л л ) |
с увеличе |
нием частоты монотонно возрастает, стремясь к постоян ному значению Ak\. В структурных схемах ПИД-регуля- торов она имеет экстремальную характеристику, т. е. в этих схемах возможны два пересечения зависимости А — = / ( Q ) прямыми А = const. Однако уменьшение амплиту ды не приводит к скользящему режиму на более высоких частотах: реле включается один раз за время, равное по ловине периода, и границы скользящих режимов следует определять только по первой граничной частоте. На час
тотах выше граничной расчет частотных |
характеристик |
||
проводится в режиме |
постоянной скорости по |
формулам, |
|
приведенным в § 1-3 |
при значениях Ц\ |
и q2, |
найденным |
по графикам рис. 3-2. |
|
|
|
Второе условие
В других случаях для определения границы между режи мами постоянной скорости и скользящим режимом быва ет проще воспользоваться условием, что величина време ни относительного включения реле (у) меньше 1.
86
Значение у вычисляется по формуле
г |
т~ |
« |
|
"^в ~г То |
где т в — время включенного состояния реле на некотором
периоде времени; т 0 — время |
отключенного |
состояния |
реле на том же периоде. |
|
|
Дл я гармонического входного сигнала это условие за |
||
писывается в виде |
|
|
7 = — ^ — < 0 , 7 5 . |
(3 - 3 ) |
|
т в + т 0 |
|
|
Значение у в скользящем |
режиме будет |
получено |
ниже. |
|
|
г) П-РЕГУЛЯТОР В СКОЛЬЗЯЩЕМ РЕЖИМЕ
Как упоминалось выше, в этом режиме для расчета час тотных характеристик регулятора использование методов гармонической линеаризации должно проводиться с уче том многократного включения реле за время, равное по ловине периода гармонического входного сигнала. Най дем значение коэффициента гармонической линеаризации релейного элемента в скользящем режиме, но в отличие от режима постоянной скорости будет называть его ко эффициентом усиления реле.
Определим его как отношение средних значений сиг нала на выходе реле к сигналу на входе, считая, что в скользящем режиме не происходит сдвига фазы выходно го сигнала относительно входного. Таким образом, заме ним реле простым усилителем, коэффициент усиления ко торого определяется не только свойствами реле, но и ха рактеристиками входного сигнала. Если реле заменено квазилинейным усилителем, определение динамических характеристик регулятора не представляет затруднений.
Структурная схема релейного П-регулятора приведена на рис. 3-4. Дл я определения коэффициента усиления ре ле аппроксимируем сигнал х на входе в регулятор лома ной линией. В моменты отключения реле ломаная линия совпадает с входным сигналом. На интервале времени, равном периоду пульсации, входной сигнал аппроксими руется отрезком наклонной прямой. Сигнал перед реле может быть найден как разность сигналов хл = кі(х—
Пусть x — XQ-\-at, где t — время, отсчитываемое от
87