Файл: Штейнберг, Ш. Е. Промышленные автоматические регуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получения таких характеристик применяются не только электромеханические реле, но и бесконтактные элементы, собранные на электронных лампах и полупроводниковых элементах (регуляторы ТЭР - Ш, РП-2).

К выходу релейного элемента подключается электри­ ческий исполнительный механизм. Для формирования за­ кона регулирования релейный элемент вместе с исполни­ тельным механизмом или без него охватывается обратной связью.

Структурные схемы релейных регуляторов приведены на рис. 3-1. Исследование динамических характеристик релейных регуляторов удобно проводить в предположе­ нии, что на вход регулятора подается гармонический сиг­ нал, хотя условия существования каждого режима можно получить при любой форме входного сигнала в зависимо­ сти от его величины и скорости.

В зависимости от частоты и амплитуды

гармоническо­

го сигнала, параметров настройки и зоны

нечувствитель­

ности реле различают четыре режима

работы релейных

регуляторов [ Л . 1 0 ] .

 

 

/. Скользящий режим. Этот режим

наиболее харак­

терен для релейных регуляторов. Максимально возмож­ ный сигнал обратной связи больше входного сигнала. Движение регулятора характеризуется несколькими по­ вторными включениями реле при движении исполнитель­ ного механизма в одну сторону. В этом режиме уравне­ ние регулятора наиболее близко к линейному (частотные характеристики регулятора несущественно зависят от амплитуды входного сигнала).

2.Режим постоянной скорости. Имеет место при уве­ личении амплитуды и частоты входного сигнала (величи­ ны или скорости изменения сигнала). Обратная связь не успевает отключать реле более одного раза за половину периода. Движение исполнительного механизма характе­ ризуется одним длительным включением реле в течение половины периода, непродолжительной остановкой и но­ вым включением в противоположном направлении.

3.Смешанный режим. Этот режим существует на гра­ нице скользящего режима и режима постоянной ско­ рости.

4.

Режим

одного включения

в течение

полпериода.

Этот

режим

существует при

очень малых

амплитудах

входного сигнала, незначительно превосходящих зону не­ чувствительности, реле включается в течение половины

82


периода один раз на очень небольшое время и практиче­ ски мгновенно отключается обратной связью. Здесь, как и в режиме постоянной скорости, реле включается один раз за время, равное половине периода, но большую часть времени оно находится в отключенном положении.

1I T * * ТимР У

'•ас

S)

Рис. 3-1. Структурные схемы релейных регуляторов.

а — исполнительный механизм охвачен обратной связью; б — ис­ полнительный механизм не охвачен обратной связью..

Наиболее часто в условиях эксплуатации релейных автоматических регуляторов встречаются скользящий ре­ жим и режим постоянной скорости. Режимы одного крат­ ковременного включения и смешанный существуют в очень узких диапазонах амплитуд и частот входного сиг­ нала. Частотные характеристики регулятора в этих ре­ жимах можно рассчитать по приведенным ниже форму­ лам скользящего режима.

6) РЕЖИМ ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТИ

Для определения частотных характеристик регулятора в режиме постоянной скорости можно воспользоваться ме­ тодом гармонической линеаризации (см. § 1-3).

6*

83

Значение гармонического коэффициента усиления ре­ лейного элемента при амплитуде сигнала перед реле Ал определяется по формуле [Л. 2]:

 

 

 

 

 

 

 

 

(3-1)

 

2сЬ

( l - m x ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

[Все

обозначения

в

фор­

 

 

муле

 

(3-1)

см.

на

 

 

рис. 3-2, а.]

 

 

 

 

 

 

Методы

определения

 

 

Ал при

заданной

ампли­

 

 

туде сигнала А на входе

 

 

регулятора

 

приведены

 

 

в § 1-3,6.

 

 

 

 

 

 

График

значений ко­

 

 

эффициентов <7i и q2

при­

 

 

веден

на рис. 3-2,6. В ре­

 

 

жиме

постоянной

скоро­

 

 

сти сигнал на выходе ре­

 

 

ле отстает по фазе от

 

 

входного синусоидального

 

 

сигнала и q2=£0,

т. е. гар­

 

 

монический

коэффициент

 

 

усиления

содержит

обе

 

 

ортогональные

составля­

 

 

ющие:

синусную

и

коси­

Рис. 3-2. Характеристики релейного

нусную.

 

 

 

 

 

Частотные

характери­

элемента.

 

 

стики

релейных

регулято­

а — статическая характеристика

реле;

б — гармонический коэффициент

усиле­

ров в этом

режиме

могут

ния реле.

 

быть

определены

по фор­

 

 

мулам, приведенным в § 1-3, при этом q\ и q2 находят по формулам (3-1) или по графику рис. 3-2.

в) ГРАНИЦА СКОЛЬЗЯЩЕГО РЕЖИМА

Найдем границу между скользящим и смешанным режи­ мами при синусоидальном входном сигнале. Границы скользящего режима определялись в ряде работ [Л. 2, 10—12] двумя методами. В [Л. 10, 12] граница скользя-

84


щего режима находилась из условия, что скорость испол­ нительного механизма всегда меньше его скорости при включенном реле. В [Л. 11] граница скользящего режима регулятора с релейным элементом без петли гистерезиса определялась из условия равенства хл — Ь. Практически расчет регулятора с релейным элементом, имеющим зону нечувствительности и петлю гистерезиса, можно произве­ сти по уравнениям скользящего режима и при неточном их выполнении.

Ниже приведены формулы для расчета границы скользящего режима регуляторов с релейным элементом с петлей гистерезиса, исходя из обоих названных условий.

Первое условие

Амплитуда сигнала перед релейным элементом в сколь­ зящем режиме незначительно превосходит половину его зоны нечувствительности.

Аналитически это условие может быть записано в виде

 

 

(3-2)

или

 

 

Ал<^-(1

+ т 1 ) ,

(3-2а)

где Л л — амплитуда первой гармонической составляющей

сигнала перед

реле; — зона нечувствительности

реле

(рис. 3-2); mb— зона возврата (гистерезиса) реле,

тогда

mb — (1—т{)Ь\

к — коэффициент, характеризующий

связь

между зоной нечувствительности реле и амплитудой пер­ вой гармонической составляющей сигнала перед реле.

Характер изменения сигнала перед реле при функцио­ нировании регулятора в скользящем режиме вблизи гра­ ницы режима постоянной скорости приведен на рис. 3-3. Пунктиром нанесена его первая гармоническая составля­ ющая. Значение коэффициента % определено эксперимен­ тально. Для структурных схем, приведенных на рис. 3-1, при гармоническом сигнале на входе в регулятор на гра­

нице скользящего режима и = 2.

 

 

 

Расчет

границы скользящего

режима

выполняется

следующим

образом: подставляя

значение

Ал

из (3-2)

в (1-30), получаем формулу,

связывающую

амплитуду

входного сигнала А и частоту

Q на границе

скользящего

85


режима. Значения q\ и q2 находят по графику на рис. 3-2 или по формулам (3-1).

Чтобы определить частоту при заданной

 

амплитуде

входного сигнала

на границе

скользящего

 

режима в

структурных схемах П- и ПИ-регуляторов,

необходимо

решить

квадратное

уравнение.

Определение

 

граничной

 

 

 

частоты ПИД-регу-

 

 

 

лятора требует

ре­

 

 

 

шения

 

уравнения

 

 

 

четвертой

 

 

степени,

 

 

t

поэтому

у ПИД-ре-

 

 

гулятора

 

 

удобнее,

 

 

 

задавшись

 

несколь­

 

 

 

кими

значениями

 

 

 

частоты

й

 

при

за­

Рис. 3-3. Сигнал перед реле в смешан­

данных

параметрах

настройки

и

ампли­

ном режиме (вблизи режима постоян­

туде перед

реле,

оп­

ной скорости).

 

ределяемой из (3-2),

 

 

 

A=f(Q).

 

 

построить

 

 

график

С помощью этого графика может

быть опре­

делена граничная частота Q при любой заданной ам­

плитуде входного сигнала А.

 

 

 

 

 

В структурных схемах П- и ПИ-регуляторов

ампли­

туда сигнала перед релейным элементом ( Л л )

с увеличе­

нием частоты монотонно возрастает, стремясь к постоян­ ному значению Ak\. В структурных схемах ПИД-регуля- торов она имеет экстремальную характеристику, т. е. в этих схемах возможны два пересечения зависимости А — = / ( Q ) прямыми А = const. Однако уменьшение амплиту­ ды не приводит к скользящему режиму на более высоких частотах: реле включается один раз за время, равное по­ ловине периода, и границы скользящих режимов следует определять только по первой граничной частоте. На час­

тотах выше граничной расчет частотных

характеристик

проводится в режиме

постоянной скорости по

формулам,

приведенным в § 1-3

при значениях Ц\

и q2,

найденным

по графикам рис. 3-2.

 

 

 

Второе условие

В других случаях для определения границы между режи­ мами постоянной скорости и скользящим режимом быва­ ет проще воспользоваться условием, что величина време­ ни относительного включения реле (у) меньше 1.

86


—Хо.с)-

Значение у вычисляется по формуле

г

т~

«

 

"^в ~г То

где т в — время включенного состояния реле на некотором

периоде времени; т 0 — время

отключенного

состояния

реле на том же периоде.

 

 

Дл я гармонического входного сигнала это условие за­

писывается в виде

 

 

7 = — ^ — < 0 , 7 5 .

(3 - 3 )

т в + т 0

 

 

Значение у в скользящем

режиме будет

получено

ниже.

 

 

г) П-РЕГУЛЯТОР В СКОЛЬЗЯЩЕМ РЕЖИМЕ

Как упоминалось выше, в этом режиме для расчета час­ тотных характеристик регулятора использование методов гармонической линеаризации должно проводиться с уче­ том многократного включения реле за время, равное по­ ловине периода гармонического входного сигнала. Най­ дем значение коэффициента гармонической линеаризации релейного элемента в скользящем режиме, но в отличие от режима постоянной скорости будет называть его ко­ эффициентом усиления реле.

Определим его как отношение средних значений сиг­ нала на выходе реле к сигналу на входе, считая, что в скользящем режиме не происходит сдвига фазы выходно­ го сигнала относительно входного. Таким образом, заме­ ним реле простым усилителем, коэффициент усиления ко­ торого определяется не только свойствами реле, но и ха­ рактеристиками входного сигнала. Если реле заменено квазилинейным усилителем, определение динамических характеристик регулятора не представляет затруднений.

Структурная схема релейного П-регулятора приведена на рис. 3-4. Дл я определения коэффициента усиления ре­ ле аппроксимируем сигнал х на входе в регулятор лома­ ной линией. В моменты отключения реле ломаная линия совпадает с входным сигналом. На интервале времени, равном периоду пульсации, входной сигнал аппроксими­ руется отрезком наклонной прямой. Сигнал перед реле может быть найден как разность сигналов хл = кі(х—

Пусть x XQ-\-at, где t — время, отсчитываемое от

87