Файл: Штейнберг, Ш. Е. Промышленные автоматические регуляторы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
усиление. Как показано в § 1-2, при больших коэффици ентах усиления уменьшается влияние балластного звена, т. е. увеличивается точность воспроизведения законов ре гулирования. В исполнительные механизмы, управляемые релейными усилителями, устанавливаются асинхронные электродвигатели. Скорость таких двигателей незначи тельно изменяется при колебаниях нагрузки на выход ном валу, что также увеличивает точность воспроизведе ния заданного закона регулирования.
|
Перечисленными преимуществами |
релейных |
усилите |
лей |
объясняется то, что в настоящее |
время практически |
|
во |
все электрические регуляторы |
(ЭАУС, |
УСАКР, |
ИРМ-240) перед исполнительным механизмом устанав ливается трехпозиционный релейный элемент с зоной не чувствительности и петлей гистерезиса. В качестве релей ных элементов используются электромеханические реле, а также применяются бесконтактные реле, выполненные на электронных лампах, полупроводниковых или магнит ных элементах (регуляторы Р П И Б , Т Э Р - Ш ) .
С другой стороны, следует отметить, что релейный уси литель нелинеен и для линеаризации должен работать в режиме частых кратковременных выключений. Только при этих условиях, как показано в следующем парагра фе, характеристики регулятора будут приближаться к линейным. Но такой режим функционирования обеспечи вается при определенных величинах и скоростях измене ния входных сигналов и параметрах обратной связи, что суживает ОНР релейных регуляторов.
Большие постоянные времени в цепях обратных свя зей требуют больших номиналов сопротивлений и конден саторов (до 100—200 мгом и 20—30 мкф). Дл я их при менения необходимо иметь большие входные сопротивле ния усилителя, которые должны быть приблизительно на порядок больше сопротивления в цепи обратной связи. Конечность входного сопротивления усилителя и «утечки» в конденсаторах обратной связи также суживают воз можные диапазоны настройки электрических регулято ров.
3. Электрический привод в системах автоматики обла дает рядом положительных свойств. Так, при отсутствии сигнала на входе или исчезновении питания энергией ис полнительный механизм останавливается. Применяемые самотормозящие редукторы исключают перемещение ис полнительного механизма и под действием усилия со сто-
76
роны регулирующего органа. К достоинствам электриче ских исполнительных механизмов следует отнести также простоту переключения с автоматического управления ими на дистанционное и ручное и обратно.
Однако именно свойства электрических исполнитель ных механизмов суживают диапазоны изменения пара метров настройки и ОНР регуляторов.
Рассмотрим это подробнее. Наибольшее распростра нение в промышленности получили регулирующие орга ны, привод которых осуществляется путем механическо го перемещения. Поэтому в исполнительных механизмах электрических регуляторов используется электрический двигатель, являющийся основным преобразователем элек трической энергии в механическое перемещение. Боль шие скорости вращения двигателей заставляют приме нять редукторные передачи. Возникает необходимость быстрого перемещения сравнительно больших масс. В результате появляется значительная инерция, что приво дит к выбегам выходного вала исполнительного меха низма.
Для линеаризации релейного регулятора обратная связь компенсирует входной сигнал таким образом, что бы сигнал перед релейным элементом был постоянно близок к его зоне нечувствительности. Выбеги в регуля торах с обратной связью по положению выходного вала приводят к перекомпенсации входного сигнала сигналом обратной связи, что может стать причиной автоколебаний во внутреннем контуре регулятора. Автоколебания осо бенно нежелательны в электрических регуляторах, ибо приводят к быстрому износу редукторных передач. Элек тродвигатели также обычно не рассчитываются на частый реверсивный режим, так как они допускают определен ное число включений в единицу времени. В большинстве случаев автоколебания неблагоприятно сказываются на регулирующем органе и регулируемом объекте. Чтобы избежать их, приходится уменьшать значение коэффици ента усиления в обратной связи (б Р ) . Это вызывает су щественное ограничение снизу в диапазоне изменения коэффициента пропорциональности регулятора. Чем больше скорость перемещения выходного вала или мо мент сопротивления, тем больше должна быть мощность электродвигателя, тем тяжелее должен быть ротор дви гателя и перемещающиеся с большими скоростями эле менты редуктора, следовательно, тем больше выбеги ис-
77
полнительного механизма и тем существеннее ограниче ние в диапазоне изменения коэффициента пропорциональ ности регулятора. В § 1-2 было показано, что для боль шинства структурных схем постоянная времени исполни тельного механизма 7^* пропорциональна постоянной времени балластного звена регулятора, поэтому естест венно стремление уменьшить эту постоянную времени. Однако увеличение скорости двигателя приводит к уве личению выбега и, как указывалось выше, ограничению диапазона изменения коэффициента пропорционально сти. Таким образом, возможная скорость исполнительно го механизма ограничена с одной стороны необходимым диапазоном изменения коэффициента пропорционально сти, а с другой — постоянной времени балластного звена. В то же время при определенном типе исполнительного механизма будет ограничен диапазон изменения коэф фициента пропорциональности.
В последнее время все чаще стали появляться сравни тельно эффективно действующие тормозные устройства. При релейном управлении их можно сделать механиче скими (с помощью дополнительного сопротивления на валу двигателя в момент выключения реле) или элект рическими (в моменты выключения реле появляется бы стро исчезающее напряжение, реверсирующее двигатель). Конечно, эти устройства приводят к дополнительному ус ложнению конструкции, при этом полностью освободить ся от указанных ограничений не удается.
Д л я регуляторов, исполнительный механизм которых не охвачен обратной связью **, ограничения еще более существенны, так как время полного перемещения испол нительного механизма и коэффициент пропорционально сти регулятора обратно пропорциональны. Поэтому в таких регуляторах диапазон изменения коэффициента про порциональности еще более существенно ограничивается характеристиками применяемого исполнительного меха низма.
Рассмотренные свойства электрического исполнитель ного механизма ограничивают О Н Р регулятора, так как
*Д л я релейного усилителя, подключенного к исполнительному меха низму постоянной скорости, 7"и.м численно равно времени полного перемещения выходного вала при включенном реле.
**Такие регуляторы могут реализовать только законы регулирова ния, включающие интегральную составляющую, в том числе И-, ПИ-, ПИД-стандартные законы.
78
скорость исполнительного механизма определяет харак теристики балластного звена и диапазон изменения ко эффициента пропорциональности регулятора.
Если осуществляется непрерывное, а не релейное уп равление исполнительным механизмом, то скорость дви гателей существенно зависит от момента сопротивления на выходном валу. Следовательно, характеристики бал ластного звена зависят от момента сопротивления. Это вынуждает применять специальные дополнительные уст ройства, которые будут рассмотрены нами при анализе некоторых конструкций. Однако полностью избавиться от указанной зависимости не удается.
4.Передача сигналов на расстояние в электрических системах осуществляется наиболее просто. Поэтому уста новка в различных местах исполнительного механизма, задатчика, регулирующего устройства, ключей дистанци онного управления не вызывает особенных затруднений.
5.Надежность и простота эксплуатации системы регу лирования значительно улучшена за последние годы. Это достигнуто главным образом за счет перехода к бескон тактным элементам, замены электронных ламп полупро водниковыми элементами, блочного принципа конструи рования. При этом следует отметить, что применение электрических систем в таких отраслях промышленности, как химия и нефтепереработка, существенно ограничено из-за трудности выполнения их во взрывобезопасном ис полнении.
Дальнейшее улучшение эксплуатационных характери стик системы регулирования связано в основном со сле дующими тенденциями, наметившимися в отечественном и зарубежном регуляторостроении.
а) Применение блочно-модульного принципа констру ирования регуляторов. Заводы при этом выпускают не ре гуляторы в целом, а отдельные блоки: операционные уси лители, дифференцирующие и интегрирующие элементы, входные преобразователи, мощные усилители для приво да двигателей и т. п. Выпускаются также модификации контейнеров, вмещающих различное количество таких блоков. Создание системы регулирования с несколькими контурами, часто связанными между собой, осуществля ется проектной организацией.
б) Конструирование автоматических регуляторов со связью с ЦВМ. Цифровые машины позволяют осущест вить программным путем не только необходимые законы
79
регулирования по всем каналам, по и обеспечить необхо димые связи между отдельными контурами. Иногда при этом используются не обычные законы регулирования, а более сложные, позволяющие улучшить качество регули рования. Однако требование высокой надежности отдель ных контуров регулирования заставляет отказаться от прямого цифрового регулирования во всех контурах и пе рейти в отдельных из них к индивидуальным регулято рам. Задатчики этих регуляторов, а иногда и параметры настройки изменяются с помощью вычислительных ма шин, осуществляющих оптимизацию режима работы установки и регулирование остальных контуров.
в) Внедрение Государственной системы приборов (ГСП). В этой системе ко всей аппаратуре контроля и регулирования предъявляются единые требования, позво ляющие унифицировать габаритные и присоединительные размеры, унифицировать сигналы между отдельными устройствами системы. Выработаны единые требования к надежности и другим характеристикам устройств систе мы. Унификации подвергаются и автоматические регуля торы. В настоящее время изготавливается ряд блоков регуляторов со стандартным сигналом на входе и выходе. В значительной степени унифицированы характеристики регуляторов, диапазоны настройки, статическая и дина мическая точность и т. п.
г) Переход к микроминиатюризации элементов, пере ход к управлению исполнительными механизмами через мощные транзисторные усилители вместо магнитных. При этом бесконтактное релейное управление исполнительным механизмом продолжает оставаться одним из наиболее распространенных в электрических схемах.
6. Питание электрических регуляторов осуществляет ся от промышленной электрической сети. Дополнительная стабилизация, там где это необходимо, осуществляется с помощью специальных устройств, которыми комплекту ются регуляторы, или с помощью дополнительных ступе ней стабилизации, встроенных в регулирующее устрой ство.
7. Системы ЭАУС и УСАКР комплектуются необходи мым набором дополнительных блоков, позволяющих ре шать большинство задач, возникающих в контурах стаби лизации и программного регулирования. В соответствую щих главах приведены перечень и описание функций основных дополнительных блоков этих систем. Регуляторы
80
завода «Теплоприбор» не имеют таких блоков и исполь зуются только для работы в одноконтурных системах или для регулирования соотношения.
Система ЭАУС применяется главным образом для ре гулирования процессов на тепловых электростанциях. Процессы регулирования горения топлива в паровых котлах, уровня в барабанах, процессы пылеприготовления и регулирования вспомогательного оборудования полностью оснащаются этой системой. Во многих случа ях система ЭАУС успешно используется и в ряде других отраслей промышленности: пищевой, цементной, стеколь ной и др.
Д л я регулирования процессов с большой инерцией и запаздыванием в черной и цветной металлургии исполь зуется в основном регулятор ИРМ-240 и регулятор РУ4-16А. На обоих регуляторах можно устанавливать не большие значения коэффициентов пропорциональности и большие величины постоянных времени интегрирования (свыше 2 000 сек), поэтому эти регуляторы используются главным образом для-регулирования температуры в на гревательных колодцах и методических печах. В этих же отраслях промышленности на объектах с малыми значе ниями инерции и коэффициента усиления в металлурги ческой промышленности используются главным образом
пропорциональные |
и интегральные |
регуляторы завода |
«Теплоприбор» (БРМ и Э Р ) . |
|
|
3-2. Д И Н А М И Ч Е С К И Е |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
РЕГУЛЯТОРОВ |
СР Е Л Е Й Н Ы М И У С И Л И Т Е Л Я М И
а) РЕЖИМЫ РЕЛЕЙНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ
Как указывалось выше, в большинстве электрических ре гуляторов (ЭАУС, УСАКР, ИРМ-240) используются ре лейные усилители. При этом удается уменьшить габари
ты регулятора (за счет уменьшения |
габаритов усилителя |
|
и электродвигателя) |
и зависимость |
характеристик регу |
лятора от нагрузки |
на выходном |
валу регулятора (за |
счет применения асинхронных двигателей с более «жест кими», по сравнению с двигателями постоянного тока, механическими характеристиками).
Применяемые трехпозиционные релейные усилители имеют петлю гистерезиса и зону нечувствительности. Для
6—681 і 81