Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68

между пилонами равно, как правило, четырем, иногда шести м о д у ­

лям, т . е . составляет

6-9 м.

В м е с т е

с т е м

пространство

ячейки

не ограничивается

строго геометрической модульной сеткой пило­

нов. Эластичная

внешняя

оболочка, перемещающаяся

по

гибким

направляющим,

может

видоизменять

размеры и

очертания

внутрен ­

него пространства,

образуя,

если нужно, любые,

с а м ы е причудливые

формы. Столь

же

 

многообразны

возможности пространственной

дифференциации внутри ячейки. При помощи автоматики и домашних

роботов любая ч а с т ь внутреннего пространства может

быть

в ы д е ­

лена -

вплоть

до

герметизации

в

замкнутой капсуле, которая при

потребности

в

полной изоляции

может

совершенно

обособляться

от ячейки и свисать на особых

'длинных

локонах".

 

 

Одна из

главных идей

авторов - предоставить

человеку все

необходимое,

 

не

подавляя

его

в

то

же

время обилием

вещей.

Система

" с е р в и с - э л е м е н т о в "

и

домашних

роботов

способствует

Контролируемое и выбираемое жилише. Структурно-функциональная схема

69


освобождению пространства ячейки практически от всех громоздких элементов оборудования, считающихся непременными атрибутами жилища. Широко применяются многофункциональные и трансформи­ рующиеся устройства, надувные структуры и т . п . Во внутреннем пространстве периодически появляются, сменяя друг друга, т е или иные предметные элементы и бесшумно функционируют по заданной

программе

роботы,

оказывающие

человеку

любые услуги. Как пи­

шут

авторы,

"семья

роботов

следует

з а

семьей

людей...

робот

имеет

самый

широкий

диапазон

реакций на

человеческие

потребно­

сти,

 

он

вездесущ

и

 

быстро

 

выполняет

команды"

[35, р. 478]

Электронно-вычислительные устройства управляют

 

трансформа ­

циями

среды,

подобно

тому как нервная система регулирует функ­

ции

живого организма.

Программирование

и автоматика

избавляют

людей

от

многих

подсобных операций.

Идеи

о симбиозе человека

и машины

получают

в

проекте

дальнейшее

развитие

[37] .

 

 

Все участки

ячейки,

совершенно

автономные и

обезличенные,

приобретают,

по

мысли

авторов,

функциональную

определенность

лишь

в

необходимый

 

момент и на нужный срок.

Функциональное

зонирование

ячейки

предусмотрено

лишь

в

самом

общем

виде.

В нижнем

уровне

"А"

расположены детская

зона,

 

"пространства

для

хобби",

з д е с ь

же

информационный центр,

надувная

мобильная

капсула для всей семьи (имеются т а к ж е персональные

э л е к т р о м о ­

били);

в

среднем

уровне " В "

находятся общесемейные

простран ­

ства; в верхнем уровне " С " - "тихая зона", включающая систему

устройств,

которые

по

аналогии

с современным

жилищем

могут

быть условно названы "спальным комплексом" [35] .

 

 

 

 

 

"Архитектурный КОМИКС"

Все

существенное

о

 

"Контролируе­

 

 

 

 

 

мом

и

 

выбираемом

жилище" имеется

на

 

 

 

 

 

самих чертежах

в

коротких,

концентриро­

 

 

 

 

 

 

ванных

по

содержанию

т е к с т а х

типа

л о ­

зунгов .

За

своеобразную

подачу

 

материала

проект

шутливо

о к р е ­

стили

"архитектурным к о м и к с о м '

 

[23] .

Здесь

действительно

и с ­

пользован

принцип

построения

комиксов

-

комбинация

предельно

лаконичной

и

ясной

изобразительной

 

и

текстовой

информации.

Включение пояснительных

надписей

в

 

структуру

чертежа

 

широ­

ко практиковалось группой еще со времени

 

Plug-in City . Идея

 

' а р ­

хитектурных комиксов" была развита стараниями Чока. Имея

склон­

ность

к

такого

рода

подаче

материала,

 

он

настойчиво

совершен­

ствовал

эту специфическую

изобразительно-графическую

манеру.

Техника выполнения проекта виртуозна.

Вихрящиеся

вокруг

изобра ­

жений

надписи,

необичный,

словно

бы

ритмично

пульсирующий,

шрифт

-

все

это

буквально

приковывает

 

внимание

зрителя .

Здесь

очевидно прямое влияние шрифтовых приемов модерна начала

 

с т о ­

летия,

немецких

экспрессионистов

10 - 20 - х

годов.

 

 

 

 

 

 

70


Преодоление канонов

 

 

 

Канонические

представления

о структуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жилища

преодолены

в

проектах

"Жилище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1990* и 'Контролируемое н выбираемое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жилище*

с а м ы м решительным

образом .

Отметено

все то, что уже изжило

или изживет себя в перспективе.

Запроектирована

регулируемая жилая

 

среда,

обеспечивающая

 

м а к ­

симальную

свободу

 

самопроявления

 

личности. Это означает,

что

в футурологическом

аспекте

проработано

нечто

большее,

чем

про ­

сто жилище

в его традиционном понимании. Практически нет

м н о г о ­

численных

привычных

нам однозначных

по функции

вещей

 

и

п р е д ­

метов, существующих

отдельно от

оболочки

жилища

и

з а г р о м о ж д а ­

ющих его внутреннее

пространство. Роль этих вещей взяли на себя

многофункциональные

составные части

самой ячейки,

как

 

правило,

связанные

с

гибкой

 

оболочкой.

Управляемый

динамизм

целого

и частей,

многовариантная

подвижность

в

перегруппировке

н а с ы ­

щенных

техникой

 

структурных

элементов

регулируемой

 

жилой

среды призваны обеспечить человеку любой необходимый

полезный

эффект в

той мере,

в

какой

он необходим

[24] .

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектами предусмотрен очень высокий уровень технического

оснащения,

вплоть

до

 

' р о б о т и з а ц и и '

жилища,

симбиоза

человека

и

машины.

Не

стоит,

однако, считать такую технику

ч е м - т о

н е д о ­

стижимым. Проекты

' А р к и г р э м " ориентированы в

основном

 

на

 

т е х ­

нический

уровень,

уже

освоенный

в специальных областях. И

 

мож­

но

не сомневаться,

что

выход

новейших

достижений за

рамки,

например,

космических

 

программ,

внедрение

этих

достижений

в

повседневную

жизнь

-

не

более

чем дело

времени

 

[35] . В

этом

плане показательны

прогностические

материалы

фирмы "Рэнд

 

к о р ­

порейшн" (США), составленные путем опроса экспертов по методу

Делфи,

развитому О . Х э л м е р о м .

Судя

по этим

 

материалам, многие

предусмотренные

"Аркигрэм"

технические

новшества

могут

быть

реализованы

в

течение

ближайших

десятилетий

[ 4 ,

стр . 26-27,

112-113].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з р ы в

с

традиционными представлениями

 

о жилище вызывает,

естественно,

множество

недоуменных

вопросов. Даже

специалисты

далеко

не с р а з у

воспринимают

 

новации

"Аркигрэм".

Отдельные

моменты,

во

всяком случае

с

первого взгляда,

представляются

странными,

противоестественными, чуждыми

или вовсе

враждебны­

ми человеку.

Смущает

тотальная

механизация

и автоматизация

среды, "жизнь среди машин". Не подавит ли человека царство

т е х ­

ники, не оскудеет ли мир прекрасного,

человеческих чувств,

э м о ­

ций ? Подобные опасения

по

меньшей

мере

наивны.

Весь

пафос

концепции

регулируемой

среды

направлен

 

в

сторону

повышения

творческой

активности. Стремление

личности

 

к

самопроявлению

и самоутверждению будет находить необычайно

широкий, непредста -

71


Контролируемое и. выбираемое жилище.

План нижнего и двух верхних уров­

ней жилой

ячейки

вимый сегодня

простор

в регулировании

и преобразовании п р е д ­

метно - пространственного

окружения.

Нет

нужды

д о к а з ы в а т ь ,

что

полный

контроль

з а

средой,

управление

всеми

ее

параметрами

возможны

лишь

 

на

основе тотального использования

техники.

Вызывает внутренний протест и мысль

об эластичной оболочке

жилища,

о

непрестанных

трансформациях

его основных

частей.

По первому

впечатлению,

это противоречит веками

выработанным

представлениям

о

"человеческом

пространстве"

как ч е м - т о

у с т о й ­

чивом,

стабильном,

именно этими качествами

и отличающемся

от

природного

окружения. Но

прежде

чем

выносить

поспешные

с у ж д е -

72

73