Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
68
между пилонами равно, как правило, четырем, иногда шести м о д у
лям, т . е . составляет |
6-9 м. |
В м е с т е |
с т е м |
пространство |
ячейки |
|||
не ограничивается |
строго геометрической модульной сеткой пило |
|||||||
нов. Эластичная |
внешняя |
оболочка, перемещающаяся |
по |
гибким |
||||
направляющим, |
может |
видоизменять |
размеры и |
очертания |
внутрен |
|||
него пространства, |
образуя, |
если нужно, любые, |
с а м ы е причудливые |
|||||
формы. Столь |
же |
|
многообразны |
возможности пространственной |
дифференциации внутри ячейки. При помощи автоматики и домашних
роботов любая ч а с т ь внутреннего пространства может |
быть |
в ы д е |
|||||||||
лена - |
вплоть |
до |
герметизации |
в |
замкнутой капсуле, которая при |
||||||
потребности |
в |
полной изоляции |
может |
совершенно |
обособляться |
||||||
от ячейки и свисать на особых |
'длинных |
локонах". |
|
|
|||||||
Одна из |
главных идей |
авторов - предоставить |
человеку все |
||||||||
необходимое, |
|
не |
подавляя |
его |
в |
то |
же |
время обилием |
вещей. |
||
Система |
" с е р в и с - э л е м е н т о в " |
и |
домашних |
роботов |
способствует |
Контролируемое и выбираемое жилише. Структурно-функциональная схема
69
освобождению пространства ячейки практически от всех громоздких элементов оборудования, считающихся непременными атрибутами жилища. Широко применяются многофункциональные и трансформи рующиеся устройства, надувные структуры и т . п . Во внутреннем пространстве периодически появляются, сменяя друг друга, т е или иные предметные элементы и бесшумно функционируют по заданной
программе |
роботы, |
оказывающие |
человеку |
любые услуги. Как пи |
|||||||||||||
шут |
авторы, |
"семья |
роботов |
следует |
з а |
семьей |
людей... |
робот |
|||||||||
имеет |
самый |
широкий |
диапазон |
реакций на |
человеческие |
потребно |
|||||||||||
сти, |
|
он |
вездесущ |
и |
|
быстро |
|
выполняет |
команды" |
[35, р. 478] |
|||||||
Электронно-вычислительные устройства управляют |
|
трансформа |
|||||||||||||||
циями |
среды, |
подобно |
тому как нервная система регулирует функ |
||||||||||||||
ции |
живого организма. |
Программирование |
и автоматика |
избавляют |
|||||||||||||
людей |
от |
многих |
подсобных операций. |
Идеи |
о симбиозе человека |
||||||||||||
и машины |
получают |
в |
проекте |
дальнейшее |
развитие |
[37] . |
|
||||||||||
|
Все участки |
ячейки, |
совершенно |
автономные и |
обезличенные, |
||||||||||||
приобретают, |
по |
мысли |
авторов, |
функциональную |
определенность |
||||||||||||
лишь |
в |
необходимый |
|
момент и на нужный срок. |
Функциональное |
||||||||||||
зонирование |
ячейки |
предусмотрено |
лишь |
в |
самом |
общем |
виде. |
||||||||||
В нижнем |
уровне |
"А" |
расположены детская |
зона, |
|
"пространства |
|||||||||||
для |
хобби", |
з д е с ь |
же |
информационный центр, |
надувная |
мобильная |
|||||||||||
капсула для всей семьи (имеются т а к ж е персональные |
э л е к т р о м о |
||||||||||||||||
били); |
в |
среднем |
уровне " В " |
находятся общесемейные |
простран |
ства; в верхнем уровне " С " - "тихая зона", включающая систему
устройств, |
которые |
по |
аналогии |
с современным |
жилищем |
могут |
|||||||||||||||
быть условно названы "спальным комплексом" [35] . |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
"Архитектурный КОМИКС" |
Все |
существенное |
о |
|
"Контролируе |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
мом |
и |
|
выбираемом |
жилище" имеется |
на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
самих чертежах |
в |
коротких, |
концентриро |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ванных |
по |
содержанию |
т е к с т а х |
типа |
л о |
||||||||||
зунгов . |
За |
своеобразную |
подачу |
|
материала |
проект |
шутливо |
о к р е |
|||||||||||||
стили |
"архитектурным к о м и к с о м ' |
|
[23] . |
Здесь |
действительно |
и с |
|||||||||||||||
пользован |
принцип |
построения |
комиксов |
- |
комбинация |
предельно |
|||||||||||||||
лаконичной |
и |
ясной |
изобразительной |
|
и |
текстовой |
информации. |
||||||||||||||
Включение пояснительных |
надписей |
в |
|
структуру |
чертежа |
|
широ |
||||||||||||||
ко практиковалось группой еще со времени |
|
Plug-in City . Идея |
|
' а р |
|||||||||||||||||
хитектурных комиксов" была развита стараниями Чока. Имея |
склон |
||||||||||||||||||||
ность |
к |
такого |
рода |
подаче |
материала, |
|
он |
настойчиво |
совершен |
||||||||||||
ствовал |
эту специфическую |
изобразительно-графическую |
манеру. |
||||||||||||||||||
Техника выполнения проекта виртуозна. |
Вихрящиеся |
вокруг |
изобра |
||||||||||||||||||
жений |
надписи, |
необичный, |
словно |
бы |
ритмично |
пульсирующий, |
|||||||||||||||
шрифт |
- |
все |
это |
буквально |
приковывает |
|
внимание |
зрителя . |
Здесь |
||||||||||||
очевидно прямое влияние шрифтовых приемов модерна начала |
|
с т о |
|||||||||||||||||||
летия, |
немецких |
экспрессионистов |
10 - 20 - х |
годов. |
|
|
|
|
|
|
70
Преодоление канонов |
|
|
|
Канонические |
представления |
о структуре |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жилища |
преодолены |
в |
проектах |
"Жилище |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1990* и 'Контролируемое н выбираемое |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жилище* |
с а м ы м решительным |
образом . |
|||||||||||
Отметено |
все то, что уже изжило |
или изживет себя в перспективе. |
||||||||||||||||||||
Запроектирована |
регулируемая жилая |
|
среда, |
обеспечивающая |
|
м а к |
||||||||||||||||
симальную |
свободу |
|
самопроявления |
|
личности. Это означает, |
что |
||||||||||||||||
в футурологическом |
аспекте |
проработано |
нечто |
большее, |
чем |
про |
||||||||||||||||
сто жилище |
в его традиционном понимании. Практически нет |
м н о г о |
||||||||||||||||||||
численных |
привычных |
нам однозначных |
по функции |
вещей |
|
и |
п р е д |
|||||||||||||||
метов, существующих |
отдельно от |
оболочки |
жилища |
и |
з а г р о м о ж д а |
|||||||||||||||||
ющих его внутреннее |
пространство. Роль этих вещей взяли на себя |
|||||||||||||||||||||
многофункциональные |
составные части |
самой ячейки, |
как |
|
правило, |
|||||||||||||||||
связанные |
с |
гибкой |
|
оболочкой. |
Управляемый |
динамизм |
целого |
|||||||||||||||
и частей, |
многовариантная |
подвижность |
в |
перегруппировке |
н а с ы |
|||||||||||||||||
щенных |
техникой |
|
структурных |
элементов |
регулируемой |
|
жилой |
|||||||||||||||
среды призваны обеспечить человеку любой необходимый |
полезный |
|||||||||||||||||||||
эффект в |
той мере, |
в |
какой |
он необходим |
[24] . |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Проектами предусмотрен очень высокий уровень технического |
|||||||||||||||||||||
оснащения, |
вплоть |
до |
|
' р о б о т и з а ц и и ' |
жилища, |
симбиоза |
человека |
|||||||||||||||
и |
машины. |
Не |
стоит, |
однако, считать такую технику |
ч е м - т о |
н е д о |
||||||||||||||||
стижимым. Проекты |
' А р к и г р э м " ориентированы в |
основном |
|
на |
|
т е х |
||||||||||||||||
нический |
уровень, |
уже |
освоенный |
в специальных областях. И |
|
мож |
||||||||||||||||
но |
не сомневаться, |
что |
выход |
новейших |
достижений за |
рамки, |
||||||||||||||||
например, |
космических |
|
программ, |
внедрение |
этих |
достижений |
||||||||||||||||
в |
повседневную |
жизнь |
- |
не |
более |
чем дело |
времени |
|
[35] . В |
этом |
||||||||||||
плане показательны |
прогностические |
материалы |
фирмы "Рэнд |
|
к о р |
порейшн" (США), составленные путем опроса экспертов по методу
Делфи, |
развитому О . Х э л м е р о м . |
Судя |
по этим |
|
материалам, многие |
||||||||||
предусмотренные |
"Аркигрэм" |
технические |
новшества |
могут |
быть |
||||||||||
реализованы |
в |
течение |
ближайших |
десятилетий |
[ 4 , |
стр . 26-27, |
|||||||||
112-113]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а з р ы в |
с |
традиционными представлениями |
|
о жилище вызывает, |
|||||||||||
естественно, |
множество |
недоуменных |
вопросов. Даже |
специалисты |
|||||||||||
далеко |
не с р а з у |
воспринимают |
|
новации |
"Аркигрэм". |
Отдельные |
|||||||||
моменты, |
во |
всяком случае |
с |
первого взгляда, |
представляются |
||||||||||
странными, |
противоестественными, чуждыми |
или вовсе |
враждебны |
||||||||||||
ми человеку. |
Смущает |
тотальная |
механизация |
и автоматизация |
|||||||||||
среды, "жизнь среди машин". Не подавит ли человека царство |
т е х |
||||||||||||||
ники, не оскудеет ли мир прекрасного, |
человеческих чувств, |
э м о |
|||||||||||||
ций ? Подобные опасения |
по |
меньшей |
мере |
наивны. |
Весь |
пафос |
|||||||||
концепции |
регулируемой |
среды |
направлен |
|
в |
сторону |
повышения |
||||||||
творческой |
активности. Стремление |
личности |
|
к |
самопроявлению |
||||||||||
и самоутверждению будет находить необычайно |
широкий, непредста - |
71
Контролируемое и. выбираемое жилище. |
План нижнего и двух верхних уров |
ней жилой |
ячейки |
вимый сегодня |
простор |
в регулировании |
и преобразовании п р е д |
|||||||||||
метно - пространственного |
окружения. |
Нет |
нужды |
д о к а з ы в а т ь , |
что |
|||||||||
полный |
контроль |
з а |
средой, |
управление |
всеми |
ее |
параметрами |
|||||||
возможны |
лишь |
|
на |
основе тотального использования |
техники. |
|||||||||
Вызывает внутренний протест и мысль |
об эластичной оболочке |
|||||||||||||
жилища, |
о |
непрестанных |
трансформациях |
его основных |
частей. |
|||||||||
По первому |
впечатлению, |
это противоречит веками |
выработанным |
|||||||||||
представлениям |
о |
"человеческом |
пространстве" |
как ч е м - т о |
у с т о й |
|||||||||
чивом, |
стабильном, |
именно этими качествами |
и отличающемся |
от |
||||||||||
природного |
окружения. Но |
прежде |
чем |
выносить |
поспешные |
с у ж д е - |
72
73