Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

движными

объемными

блоками

спален,

блоком детских игр и под­

весными элементами - практически неограниченную

вариабельность

жилища.

 

 

 

 

 

 

 

 

В отличие от Коломбо и Пантона,

предложивших

выставочные

варианты

чисто

концептуальных решений, не претендующих на к а ­

кую-либо соотнесенность с текущей

практикой проектирования,

производства

и

строительства,

Мург стремится быть

ближе к р е ­

альности. По

оценкам

журнала

"Form",

" В и з и о н а - 3 "

-

это весьма

практичное решение и "тонко оранжированная концепция из близко

лежащих

 

идей, а

не

головоломное упражнение

на тему

жилища

будущего"

[41, S.32]. Мург

стремится

дополнительно

 

повысить

степень

реалистичности

своего

предложения.

Он,

в частности,

разработал

компоновку

плана

башенного

дома,

 

составленного

из четырех

жилых

единиц типа "Визионы - 3" . Анализируя это пред ­

ложение, видишь, что ничего невозможного в нем нет.

 

 

 

 

 

Мург

проявляет

завидную

последовательность

в

 

развитии

своих

идей.

Специфическая

трактовка концепции

 

"большого п р о ­

с т р а н с т в а " и характерные элементы внутреннего решения

(объем ­

ные

блоки

спален,

мягкие подвижные перегородки, контейнеры-

емкости

и светильники,

передвигающиеся

по изменяемым

 

потолоч ­

ным

направляющим,

островки

отдыха

и т.д.)

использованы не

только

в

" В и з и о н е - 3 " , но и в

проекте, который

в

нашей

специаль ­

ной

печати

был

назван

"Передвижной блок

различного

 

н а з н а ч е ­

ния"

Ц З ] .

В м е с т е

с

т е м

здесь

нет

повторений. В

указанном

проекте

обращает

на себя внимание "механическая ширма",

п е р е ­

движные

объемные

блоки санузла

и кухни, последний

из

которых

снабжен

выкатными

мобильными

контейнерами

для подачи

пищи

в любую

часть

жилища.

Мург весьма активно продуцирует о р и г и ­

нальные

решения

перспективного

жилища.

Если

и дальше дело

пойдет так, то не исключено,

что Мург со временем

займет

место

безвременно ушедшего Коломбо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проекты

 

 

 

 

 

Непосредственно

в русле концепции

"боль -

"Жилище-80"

 

 

 

шого пространства" находятся и проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

серии

"Жилище-80"

 

[43; 81; 91; 96; 97]

,

 

 

 

 

 

 

 

 

разработанные по з а к а з у

западногерман

-

ского

химического

концерна

 

BASF (Badische Anilin— Soda-Fabrik),

который

в

целях

рекламы своей продукции

(синтетические

м а т е ­

риалы)

пошел

в

этом

плане

по стопам

концерна

Bayer,

В м е с т е

с т е м заданием

была

предусмотрена

разработка

предложений

более

реалистичных, чем "Визионы". Задание ориентировало

проектиров ­

щиков на 1980г . ,

поскольку

тенденции на этот срок

практически

ясны и основные

черты жизни

в 80 - х годах с достаточной

д о с т о ­

верностью могут

быть выявлены уже сегодня. Кроме того, в

отли -

31


могут блокироваться

либо

в

 

ширину,

образуя каркас

перегородки,

либо

в

глубину,

образуя

 

 

шкафные элементы . Благодаря

мелкой

планировочной

сетке

15x15 см

 

вариантность

решения

резко

в о з р а ­

стает .

 

Из

наиболее

интересных элементов у Хирхе следует

о т м е ­

тить пространственно

решенный информационный комплекс, свобод ­

но

компонуемый

 

из

кубических

коробчатых элементов,

и в а р и а ­

бельную

систему

сидений

 

в зоне отдыха, решенную по

принципу

легко

размыкаемой велосипедной цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не

будем

касаться

многих

условностей

и прямых

недоработок

обоих

проектов,

которые

 

весьма

обстоятельно

отмечены

даже

в западногерманской

специальной

прессе

[48] .

В данном

случае

для

нас

важно

 

не

э т о . Главное,

что

нас

должно

интересовать, -

это

реализованный

принцип

 

Clip-on , нейтральное

"большое

 

п р о ­

странство"

обоих

проектов,

 

функциональное

содержание

которо ­

го

определяется

легко

изменяемыми

элементами

заполнения,

про ­

странство, в котором эти элементы

свободно

 

перекомпоновываются,

по-разному его расчленяя,

 

образуя

различные

по

предметному

составу

и

пространственным

взаимосвязям

функциональные

зоны.

Универсальность

 

 

 

Итак,

Clip-on

выступает

как

универсаль -

Cl ip-on

 

 

 

 

 

 

 

н ы

й

 

структурный принцип организации

жи ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лища, используемый

при создании

г и г а н т ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ских урбанистических образований, и ин ­

дивидуальной жилой

ячейки

 

с ее предметно - вещевым

комплексом.

Он

начинает

завоевывать

 

признание в реальном проектировании.

Архитектура уже стоит на пороге практического воплощения

Clip-on,

утверждает

Ю. Иодике,

ссылаясь

на

проекты

многоэтажных

жилых

структур

Р . Доернаха,

Е . Шульце-Филица

[58] .

Многозначителен

и факт

 

строительства

Habitat-67

в

М о н р е а л е , ' х о т я идея

навески

на пространственную

конструкцию

была

нарушена т е м ,

что

ж е л е з о ­

бетонные ячейки оказались слишком тяжеловесными . Широкое

р а с ­

пространение находит

Clip-on

в

практике

дизайнерского

проекти ­

рования.

Сменные

функциональные

кассеты

(комплекты,

наборы)

применяются

при

разработке

предметного

комплекса

жилища.

 

Но

 

Clip-on

 

интересен

для

нас

прежде

всего

как

основопола­

гающий

структурный

принцип жилища будущего. Судя по наиболее

перспективным

 

разработкам,

 

не

только

завтрашний день,

но

и

б о ­

лее

отдаленные

рубежи

развития

жилища связываются

в

з а р у б е ж ­

ной футурологии с теми или иными способами воплощения в жизнь

этого принципа.

Пожалуй,

наиболее отчетливо

это проявляется

в различных

вариациях

системы Plug-in City

и

некоторых

других

проектах группы

"Аркигрэм"

[22] . Но это уже

иная т е м а .

Работы

"Аркигрэм" в

некоторых случаях выходят з а рамки принципа

Clip-

on и требуют

поэтому

самостоятельного рассмотрения.

 

39



 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ"АРКИГРЭМ"

 

 

 

 

 

 

 

 

"Что,

все

англичане

сумасшедшие?

Серьезно,

что

собирается

делать Дэвид Грин с надувающимся костюмом?"

[65,

 

S. 41—42].

Т а ­

кой текст

шокировал даже з а в с е г д а т а е в

международных

выставок,

прибывших

в Милан на Х1У Триеннале

( 1 9 6 8 г . ) .

 

Тем

не

менее

н е ­

обычайный

проспект-приглашение

достиг цели. Внимание

публики

было

привлечено

к экспозиции группы "Аркигрэм"

 

под

названием

"Миланогрем"

(ассоциируясь

с названием

группы, оно в м е с т е

с

т е м

как бы демонстрировало особое уважение

к городу - хозяину),

которая

располагалась

вокруг

главного

объекта

-

прозрачного

п л а с т м а с ­

сового

цилиндра

(сигары,

трубы)

длиной

18 и диаметром 2,9 м.

Подвешенный

на уровне человеческого

роста,

он

 

представлял

внут ­

ри сочетание

разнообразных

плоскостей,

на

которых

демонстриро ­

вались

виде

цветных проекций, фото,

пространственных

с х е м ,

моделей)

коллективные

и

индивидуальные

работы

членов

группы.

Рядом, на открытой площадке, демонстрировалась

в

действии

легко

пакуемая и практически невесомая

пластмассовая

оболочка

индиви­

дуального

пользования

-

"дом - костюм",

о

создателе

которого

Д. Грине, вкупе с его соотечественниками, так необычно упомина ­ лось в рекламе [42; 6 5 ] .

Репортажи о миланской выставке группы "Аркигрэм" облетели почти все архитектурные и дизайнерские журналы мира. В чем же

секрет такой популярности и, вообще,

что

это за

группа?

 

Период становления

Назвать

дату

ее

возникновения

з а т р у д н и ­

 

тельно. Не публиковались,

как

это

обычно

 

практикуется,

широковещательные

про ­

 

граммы

и манифесты,

подтверждающие

акт создания группы. Просто-напросто шесть молодых английских

архитекторов

с

близкими творческими

убеждениями

"нашли"

друг

друга.

С тех

пор они

нередко

работали и

порознь,

но всегда

с о в ­

местно вырабатывали

основополагающие

концепции,

исходные

пози ­

ции, установки.

Их

знают теперь во

в с е м

мире

и

с полным

осно ­

ванием

 

считают

устойчивой

 

творческой

группой

с

определенным

кредо

и

собственным

авангардистским

 

журналом

[23] .

 

 

Началось

все

с

конца

 

50 - х' годов.

В

рамках

Центральной

школы Лондонского

графства

образовалось

содружество трех

архи ­

текторов

- У . Ч о к а

(1926 г . ) ,

 

Р . Херрона

(1930

г.)

и

Д. Кромптона

(1930 г . ) . Примерно

в

то же

в р е м я совершенно

независимо

склады­

валась

 

вторая,

пожалуй, . наиболее

 

активная

 

половина

будущей

группы. Уже в 1961г . П . Кук

( 1 9 3 3 г . ) ,

Д.Грин (1937г . ) и

М . В е б б

(1937г . )

совместно

 

работают

над

первым

выпуском

журнала,

позднее

давшего

 

название

 

группе.

 

Тогда же

главный

редактор

40


журнала

Кук

 

обратился

 

к Чоку

и Херрону с просьбой о

п р е д с т а в ­

лении материала для печати. Это

был

их

первых контакт.

Над в ы ­

пуском

второго номера

 

журнала

 

они

трудятся

уже

все

сообща

-

вшестером. Фактическое объединение произошло

в

1962 г.,

когда

под руководством

Тео

 

Кросби

они

составили авторскую

группу

по

реконструкции

вокзала

Юстон Стейшн. Коллективная работа в ы я в и ­

ла общее

критическое

отношение

к

обветшавшим

д о г м а м ,

сходство

необычных представлений о будущем архитектуры.

 

 

 

 

 

 

Журнал

"Аркигрэм",

родившийся

как

типично

самодеятельный

молодежный "орган протеста", стал рупором нонкоформистских

идей

группы. Уже

с

т р е т ь е г о

номера

журнал признан

профессиональным

изданием

международного

плана

[28] . В

нем

иногда

появляются

и работы

посторонних

авторов,

но печатаются они, как правило,

более

мелким

шрифтом.

Журнал

выпускается малым

 

тиражом,

по

мере накопления

материалов,

достойных

публикации

и

одобренных

издателями - авторами . Выпуски как бы подводят

итог

определенным

периодам

деятельности

 

группы.

 

И

после

каждого

из

них

- н е п р е ­

менные перепечатки в ведущих архитектурных и дизайнерских

жур ­

налах, письма

главному

 

редактору

"Аркигрэм" П. Куку

 

с

просьбами

оподготовке следующих выпусков.

Впервом номере преобладала негативная критика современной архитектуры; позитивная контрплатформа и конструктивные пред ­ ложения авторов еще всецело подчинены полемическим задачаь пафосу отрицания, ниспровержения авторитетов. Выпуск был почтк целиком посвящен развенчанию "стерильной" архитектуры Мис ван

дер

Роэ

и его

последователей. Не

называя

имен,

шестерка

м о л о ­

дых

отважно

выступила против

абсолютизации

принципов

этой

школы.

О т в е р г а л а с ь трактовка

истории

архитектуры и дизайна,

которая искусственно создавала впечатление исключительности

"стерильных"

решений

в условиях

современного

индустриализма.

Был

осмеян

беспочвенный ажиотаж бумажного проектирования все

тех

же

внешне

элегантных, холодно

поблескивающих

стеклянных

призм

с

эффектно

анодированными

 

металлическими

профилями,

показан

вред

ложной

привлекательности

в

подаче

проектов,

кото ­

рая

вводила

в

заблуждение

заказчиков

и способствовала

появле ­

нию все новых и новых, в конечном итоге утомительно

однообраз ­

ных, бездушных сооружений "индустриального стиля".

 

 

 

 

"Аркигрэм* развенчал магию "стеклянных занавесей", вскрыл

несовершенство принципов "гибкого плана" при неизменности

ж е с т ­

ких

внешних

 

ограждений зданий. Функциональной однозначности

традиционных

 

решений

авторы

противопоставляли

идею

м н о г о в а ­

риантности

и

динамизма.

Подчеркивалась

перспективность

гибких

оболочек,

структурных

элементов,

быстро

амортизирующихся или

вовсе "исчезающих",

приспособленных

к

многократным

трансформа -

41