Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
движными |
объемными |
блоками |
спален, |
блоком детских игр и под |
||||
весными элементами - практически неограниченную |
вариабельность |
|||||||
жилища. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В отличие от Коломбо и Пантона, |
предложивших |
выставочные |
||||||
варианты |
чисто |
концептуальных решений, не претендующих на к а |
||||||
кую-либо соотнесенность с текущей |
практикой проектирования, |
|||||||
производства |
и |
строительства, |
Мург стремится быть |
ближе к р е |
||||
альности. По |
оценкам |
журнала |
"Form", |
" В и з и о н а - 3 " |
- |
это весьма |
практичное решение и "тонко оранжированная концепция из близко
лежащих |
|
идей, а |
не |
головоломное упражнение |
на тему |
жилища |
|||||||||||||||
будущего" |
[41, S.32]. Мург |
стремится |
дополнительно |
|
повысить |
||||||||||||||||
степень |
реалистичности |
своего |
предложения. |
Он, |
в частности, |
||||||||||||||||
разработал |
компоновку |
плана |
башенного |
дома, |
|
составленного |
|||||||||||||||
из четырех |
жилых |
единиц типа "Визионы - 3" . Анализируя это пред |
|||||||||||||||||||
ложение, видишь, что ничего невозможного в нем нет. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Мург |
проявляет |
завидную |
последовательность |
в |
|
развитии |
||||||||||||||
своих |
идей. |
Специфическая |
трактовка концепции |
|
"большого п р о |
||||||||||||||||
с т р а н с т в а " и характерные элементы внутреннего решения |
(объем |
||||||||||||||||||||
ные |
блоки |
спален, |
мягкие подвижные перегородки, контейнеры- |
||||||||||||||||||
емкости |
и светильники, |
передвигающиеся |
по изменяемым |
|
потолоч |
||||||||||||||||
ным |
направляющим, |
островки |
отдыха |
и т.д.) |
использованы не |
||||||||||||||||
только |
в |
" В и з и о н е - 3 " , но и в |
проекте, который |
в |
нашей |
специаль |
|||||||||||||||
ной |
печати |
был |
назван |
"Передвижной блок |
различного |
|
н а з н а ч е |
||||||||||||||
ния" |
Ц З ] . |
В м е с т е |
с |
т е м |
здесь |
нет |
повторений. В |
указанном |
|||||||||||||
проекте |
обращает |
на себя внимание "механическая ширма", |
п е р е |
||||||||||||||||||
движные |
объемные |
блоки санузла |
и кухни, последний |
из |
которых |
||||||||||||||||
снабжен |
выкатными |
мобильными |
контейнерами |
для подачи |
пищи |
||||||||||||||||
в любую |
часть |
жилища. |
Мург весьма активно продуцирует о р и г и |
||||||||||||||||||
нальные |
решения |
перспективного |
жилища. |
Если |
и дальше дело |
||||||||||||||||
пойдет так, то не исключено, |
что Мург со временем |
займет |
место |
||||||||||||||||||
безвременно ушедшего Коломбо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Проекты |
|
|
|
|
|
Непосредственно |
в русле концепции |
"боль - |
|||||||||||||
"Жилище-80" |
|
|
|
шого пространства" находятся и проекты |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
серии |
"Жилище-80" |
|
[43; 81; 91; 96; 97] |
, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
разработанные по з а к а з у |
западногерман |
- |
|||||||||||
ского |
химического |
концерна |
|
BASF (Badische Anilin— Soda-Fabrik), |
|||||||||||||||||
который |
в |
целях |
рекламы своей продукции |
(синтетические |
м а т е |
||||||||||||||||
риалы) |
пошел |
в |
этом |
плане |
по стопам |
концерна |
Bayer, |
В м е с т е |
|||||||||||||
с т е м заданием |
была |
предусмотрена |
разработка |
предложений |
более |
реалистичных, чем "Визионы". Задание ориентировало |
проектиров |
|||
щиков на 1980г . , |
поскольку |
тенденции на этот срок |
практически |
|
ясны и основные |
черты жизни |
в 80 - х годах с достаточной |
д о с т о |
|
верностью могут |
быть выявлены уже сегодня. Кроме того, в |
отли - |
31
могут блокироваться |
либо |
в |
|
ширину, |
образуя каркас |
перегородки, |
|||||||||||||||||
либо |
в |
глубину, |
образуя |
|
|
шкафные элементы . Благодаря |
мелкой |
||||||||||||||||
планировочной |
сетке |
15x15 см |
|
вариантность |
решения |
резко |
в о з р а |
||||||||||||||||
стает . |
|
Из |
наиболее |
интересных элементов у Хирхе следует |
о т м е |
||||||||||||||||||
тить пространственно |
решенный информационный комплекс, свобод |
||||||||||||||||||||||
но |
компонуемый |
|
из |
кубических |
коробчатых элементов, |
и в а р и а |
|||||||||||||||||
бельную |
систему |
сидений |
|
в зоне отдыха, решенную по |
принципу |
||||||||||||||||||
легко |
размыкаемой велосипедной цепи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Не |
будем |
касаться |
многих |
условностей |
и прямых |
недоработок |
||||||||||||||||
обоих |
проектов, |
которые |
|
весьма |
обстоятельно |
отмечены |
даже |
||||||||||||||||
в западногерманской |
специальной |
прессе |
[48] . |
В данном |
случае |
||||||||||||||||||
для |
нас |
важно |
|
не |
э т о . Главное, |
что |
нас |
должно |
интересовать, - |
||||||||||||||
это |
реализованный |
принцип |
|
Clip-on , нейтральное |
"большое |
|
п р о |
||||||||||||||||
странство" |
обоих |
проектов, |
|
функциональное |
содержание |
которо |
|||||||||||||||||
го |
определяется |
легко |
изменяемыми |
элементами |
заполнения, |
про |
|||||||||||||||||
странство, в котором эти элементы |
свободно |
|
перекомпоновываются, |
||||||||||||||||||||
по-разному его расчленяя, |
|
образуя |
различные |
по |
предметному |
||||||||||||||||||
составу |
и |
пространственным |
взаимосвязям |
функциональные |
зоны. |
||||||||||||||||||
Универсальность |
|
|
|
Итак, |
Clip-on |
выступает |
как |
универсаль - |
|||||||||||||||
Cl ip-on |
|
|
|
|
|
|
|
н ы |
й |
|
структурный принцип организации |
жи |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лища, используемый |
при создании |
г и г а н т |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ских урбанистических образований, и ин |
||||||||||||||
дивидуальной жилой |
ячейки |
|
с ее предметно - вещевым |
комплексом. |
|||||||||||||||||||
Он |
начинает |
завоевывать |
|
признание в реальном проектировании. |
|||||||||||||||||||
Архитектура уже стоит на пороге практического воплощения |
Clip-on, |
||||||||||||||||||||||
утверждает |
Ю. Иодике, |
ссылаясь |
на |
проекты |
многоэтажных |
жилых |
|||||||||||||||||
структур |
Р . Доернаха, |
Е . Шульце-Филица |
[58] . |
Многозначителен |
|||||||||||||||||||
и факт |
|
строительства |
Habitat-67 |
в |
М о н р е а л е , ' х о т я идея |
навески |
|||||||||||||||||
на пространственную |
конструкцию |
была |
нарушена т е м , |
что |
ж е л е з о |
||||||||||||||||||
бетонные ячейки оказались слишком тяжеловесными . Широкое |
р а с |
||||||||||||||||||||||
пространение находит |
Clip-on |
в |
практике |
дизайнерского |
проекти |
||||||||||||||||||
рования. |
Сменные |
функциональные |
кассеты |
(комплекты, |
наборы) |
||||||||||||||||||
применяются |
при |
разработке |
предметного |
комплекса |
жилища. |
||||||||||||||||||
|
Но |
|
Clip-on |
|
интересен |
для |
нас |
прежде |
всего |
как |
основопола |
||||||||||||
гающий |
структурный |
принцип жилища будущего. Судя по наиболее |
|||||||||||||||||||||
перспективным |
|
разработкам, |
|
не |
только |
завтрашний день, |
но |
и |
б о |
||||||||||||||
лее |
отдаленные |
рубежи |
развития |
жилища связываются |
в |
з а р у б е ж |
ной футурологии с теми или иными способами воплощения в жизнь
этого принципа. |
Пожалуй, |
наиболее отчетливо |
это проявляется |
||||
в различных |
вариациях |
системы Plug-in City |
и |
некоторых |
других |
||
проектах группы |
"Аркигрэм" |
[22] . Но это уже |
иная т е м а . |
Работы |
|||
"Аркигрэм" в |
некоторых случаях выходят з а рамки принципа |
Clip- |
|||||
on и требуют |
поэтому |
самостоятельного рассмотрения. |
|
39
|
|
|
|
ЭКСПЕРИМЕНТЫ"АРКИГРЭМ" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
"Что, |
все |
англичане |
сумасшедшие? |
Серьезно, |
что |
собирается |
||||||||||||
делать Дэвид Грин с надувающимся костюмом?" |
[65, |
|
S. 41—42]. |
Т а |
||||||||||||||
кой текст |
шокировал даже з а в с е г д а т а е в |
международных |
выставок, |
|||||||||||||||
прибывших |
в Милан на Х1У Триеннале |
( 1 9 6 8 г . ) . |
|
Тем |
не |
менее |
н е |
|||||||||||
обычайный |
проспект-приглашение |
достиг цели. Внимание |
публики |
|||||||||||||||
было |
привлечено |
к экспозиции группы "Аркигрэм" |
|
под |
названием |
|||||||||||||
"Миланогрем" |
(ассоциируясь |
с названием |
группы, оно в м е с т е |
с |
т е м |
|||||||||||||
как бы демонстрировало особое уважение |
к городу - хозяину), |
которая |
||||||||||||||||
располагалась |
вокруг |
главного |
объекта |
- |
прозрачного |
п л а с т м а с |
||||||||||||
сового |
цилиндра |
(сигары, |
трубы) |
длиной |
18 и диаметром 2,9 м. |
|||||||||||||
Подвешенный |
на уровне человеческого |
роста, |
он |
|
представлял |
внут |
||||||||||||
ри сочетание |
разнообразных |
плоскостей, |
на |
которых |
демонстриро |
|||||||||||||
вались |
(в |
виде |
цветных проекций, фото, |
пространственных |
с х е м , |
|||||||||||||
моделей) |
коллективные |
и |
индивидуальные |
работы |
членов |
группы. |
||||||||||||
Рядом, на открытой площадке, демонстрировалась |
в |
действии |
легко |
|||||||||||||||
пакуемая и практически невесомая |
пластмассовая |
оболочка |
индиви |
|||||||||||||||
дуального |
пользования |
- |
"дом - костюм", |
о |
создателе |
которого |
Д. Грине, вкупе с его соотечественниками, так необычно упомина лось в рекламе [42; 6 5 ] .
Репортажи о миланской выставке группы "Аркигрэм" облетели почти все архитектурные и дизайнерские журналы мира. В чем же
секрет такой популярности и, вообще, |
что |
это за |
группа? |
|
|||
Период становления |
Назвать |
дату |
ее |
возникновения |
з а т р у д н и |
||
|
тельно. Не публиковались, |
как |
это |
обычно |
|||
|
практикуется, |
широковещательные |
про |
||||
|
граммы |
и манифесты, |
подтверждающие |
акт создания группы. Просто-напросто шесть молодых английских
архитекторов |
с |
близкими творческими |
убеждениями |
"нашли" |
друг |
||||||||||||
друга. |
С тех |
пор они |
нередко |
работали и |
порознь, |
но всегда |
с о в |
||||||||||
местно вырабатывали |
основополагающие |
концепции, |
исходные |
пози |
|||||||||||||
ции, установки. |
Их |
знают теперь во |
в с е м |
мире |
и |
с полным |
осно |
||||||||||
ванием |
|
считают |
устойчивой |
|
творческой |
группой |
с |
определенным |
|||||||||
кредо |
и |
собственным |
авангардистским |
|
журналом |
[23] . |
|
|
|||||||||
Началось |
все |
с |
конца |
|
50 - х' годов. |
В |
рамках |
Центральной |
|||||||||
школы Лондонского |
графства |
образовалось |
содружество трех |
архи |
|||||||||||||
текторов |
- У . Ч о к а |
(1926 г . ) , |
|
Р . Херрона |
(1930 |
г.) |
и |
Д. Кромптона |
|||||||||
(1930 г . ) . Примерно |
в |
то же |
в р е м я совершенно |
независимо |
склады |
||||||||||||
валась |
|
вторая, |
пожалуй, . наиболее |
|
активная |
|
половина |
будущей |
|||||||||
группы. Уже в 1961г . П . Кук |
( 1 9 3 3 г . ) , |
Д.Грин (1937г . ) и |
М . В е б б |
||||||||||||||
(1937г . ) |
совместно |
|
работают |
над |
первым |
выпуском |
журнала, |
||||||||||
позднее |
давшего |
|
название |
|
группе. |
|
Тогда же |
главный |
редактор |
40
журнала |
Кук |
|
обратился |
|
к Чоку |
и Херрону с просьбой о |
п р е д с т а в |
|||||||||||||
лении материала для печати. Это |
был |
их |
первых контакт. |
Над в ы |
||||||||||||||||
пуском |
второго номера |
|
журнала |
|
они |
трудятся |
уже |
все |
сообща |
- |
||||||||||
вшестером. Фактическое объединение произошло |
в |
1962 г., |
когда |
|||||||||||||||||
под руководством |
Тео |
|
Кросби |
они |
составили авторскую |
группу |
по |
|||||||||||||
реконструкции |
вокзала |
Юстон Стейшн. Коллективная работа в ы я в и |
||||||||||||||||||
ла общее |
критическое |
отношение |
к |
обветшавшим |
д о г м а м , |
сходство |
||||||||||||||
необычных представлений о будущем архитектуры. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Журнал |
"Аркигрэм", |
родившийся |
как |
типично |
самодеятельный |
|||||||||||||||
молодежный "орган протеста", стал рупором нонкоформистских |
идей |
|||||||||||||||||||
группы. Уже |
с |
т р е т ь е г о |
номера |
журнал признан |
профессиональным |
|||||||||||||||
изданием |
международного |
плана |
[28] . В |
нем |
иногда |
появляются |
||||||||||||||
и работы |
посторонних |
авторов, |
но печатаются они, как правило, |
|||||||||||||||||
более |
мелким |
шрифтом. |
Журнал |
выпускается малым |
|
тиражом, |
по |
|||||||||||||
мере накопления |
материалов, |
достойных |
публикации |
и |
одобренных |
|||||||||||||||
издателями - авторами . Выпуски как бы подводят |
итог |
определенным |
||||||||||||||||||
периодам |
деятельности |
|
группы. |
|
И |
после |
каждого |
из |
них |
- н е п р е |
||||||||||
менные перепечатки в ведущих архитектурных и дизайнерских |
жур |
|||||||||||||||||||
налах, письма |
главному |
|
редактору |
"Аркигрэм" П. Куку |
|
с |
просьбами |
оподготовке следующих выпусков.
Впервом номере преобладала негативная критика современной архитектуры; позитивная контрплатформа и конструктивные пред ложения авторов еще всецело подчинены полемическим задачаь пафосу отрицания, ниспровержения авторитетов. Выпуск был почтк целиком посвящен развенчанию "стерильной" архитектуры Мис ван
дер |
Роэ |
и его |
последователей. Не |
называя |
имен, |
шестерка |
м о л о |
дых |
отважно |
выступила против |
абсолютизации |
принципов |
этой |
||
школы. |
О т в е р г а л а с ь трактовка |
истории |
архитектуры и дизайна, |
которая искусственно создавала впечатление исключительности
"стерильных" |
решений |
в условиях |
современного |
индустриализма. |
||||||||||||
Был |
осмеян |
беспочвенный ажиотаж бумажного проектирования все |
||||||||||||||
тех |
же |
внешне |
элегантных, холодно |
поблескивающих |
стеклянных |
|||||||||||
призм |
с |
эффектно |
анодированными |
|
металлическими |
профилями, |
||||||||||
показан |
вред |
ложной |
привлекательности |
в |
подаче |
проектов, |
кото |
|||||||||
рая |
вводила |
в |
заблуждение |
заказчиков |
и способствовала |
появле |
||||||||||
нию все новых и новых, в конечном итоге утомительно |
однообраз |
|||||||||||||||
ных, бездушных сооружений "индустриального стиля". |
|
|
|
|||||||||||||
|
"Аркигрэм* развенчал магию "стеклянных занавесей", вскрыл |
|||||||||||||||
несовершенство принципов "гибкого плана" при неизменности |
ж е с т |
|||||||||||||||
ких |
внешних |
|
ограждений зданий. Функциональной однозначности |
|||||||||||||
традиционных |
|
решений |
авторы |
противопоставляли |
идею |
м н о г о в а |
||||||||||
риантности |
и |
динамизма. |
Подчеркивалась |
перспективность |
гибких |
|||||||||||
оболочек, |
структурных |
элементов, |
быстро |
амортизирующихся или |
||||||||||||
вовсе "исчезающих", |
приспособленных |
к |
многократным |
трансформа - |
41