Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дням, изменению функциональных свойств . Все эти элементы ведут свою родословную от предложенных дизайном вещей одноразового

пользования. Здесь угадываются зародыши идей, всесторонне

р а з ­

витых

в

последующих

работах

группы.

Но пока

это

в

основном

"идейные

эмбрионы",

обнаруживающие

генетическую

близость

по ­

зициям Смитсонов, Стирлинга, Гоуена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вне

сомнения,

авторы

ощущали

некоторую

декларативность

и недостаточную глубину выдвинутых положений. Поэтому

следую ­

щий выпуск

журнала

оказался

подчеркнуто

теоретическим .

Кроме

т о г о ,

второй

номер

 

журнала

"Аркигрэм"

имел

особое

значение

и как веха, знаменующая слияние группировок Чока

и

Кука.

В

 

этом

номере

позиции

группы

были

сформулированы более

четко

и

обос ­

нованы

достаточно

 

глубоко.

 

Обсуждался

 

ряд

чисто

философских

вопросов, прежде всего касающихся взаимоотношения формы

и

с о ­

держания,

некоторые

философские аспекты бионики, социологичес ­

кие проблемы,

связанные с динамичностью

общественных

структур

и современных

форм

жизни. Рассмотрение

широкого

круга

проблем

общего

 

порядка

позволило

авторам

аргументированно

поставить

вопрос о решительном

пересмотре некоторых,

по

традиции

б е с с п о р ­

ных истин, об изменении ценностной ориентации в ряде профессио­

нальных

установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многовариантность

использования

архитектурных

и

дизайнер ­

ских объектов,

широкий

диапазон

их

трансформаций

-

вот

что,

по

мнению

авторов, в

наибольшей

степени

соответствует

свободе

выбора

и служит

залогом

самоутверждения

и

разностороннего

проявления

личности.

З т и

же

свойства обеспечивают

динамизм

решений во времени, возможность приспосабливать

их

к

 

меняющим­

ся требованиям

жизни.

На

страницах журнала утверждалась необ ­

ходимость

самого

широкого использования

новейших

 

достижений

науки и

техники,

в

первую

очередь электроники,

автоматики.

К и ­

бернетизация жизненной среды, программирование ее трансформа ­

ций,

постепенное,

по мере

изменения

внешних и внутренних у с л о ­

вий,

выявление

прежде

скрытых,

но предусмотренных заранее

функциональных возможностей - все это, утверждали авторы, потребует освоения ряда особенностей структурного строения в жи ­

вой природе, в том числе еще мало изученного

"механизма у п а к о -

ванности" в растущих организмах.

 

Подобные абстрактные т е м ы , неинтересные

и даже малопонят ­

ные для узкого проектировщика-практика, обсуждались в приложе ­

нии к столь же "абстрактным" ситуациям,

например

применительно

к т е м е

"Архитектура поселений на Луне", которая

весьма

о б с т о я ­

тельно

рассматривалась

на страницах

второго

номера

журнала

"Аркигрэм".

Однако все

это

послужило

как бы

интеллектуальным

трамплином

для' дальнейшего

развития

взглядов

и творческих

42


концепций

и

легло

в основу

формирования

системы

 

Plug-in

City,

явившейся

темой

т р е т ь е г о

 

номера

журнала, с

которой

началась

международная

популярность

группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система Plug-in City

 

Имея

представление о

Clip-on,

понять

 

 

 

 

 

 

 

 

эту систему не составляет труда. В бук ­

 

 

 

 

 

 

 

 

вальном

переводе

с

английского

Plug-in

 

 

 

 

 

 

 

 

означает "вставить в . . . " . Можно принять

предложенный

И. Лучковой

и

А. Сикачевым

смысловой

 

перевод

Plug-in City

 

как

"города,

построенного

по

принципу

электричес ­

кой

вилки,

 

вставляемой в

розетку" [9, стр . 23] .

Невзирая

на

г р о ­

моздкость, такой перевод удачнее, чем предложенный

Г.Платоновым

термин

"штепсельная

архитектура"

[14,

 

стр . 25] ,

и

достаточно

точно

передает

суть дела. Основная идея

 

системы

состоит

в т о м ,

что

сменные

 

функциональные

ячейки

вставляются

в

специальные

гнезда

гигантских

пространственных

структур. Структуры

с о д е р ­

жат

подводящие

и

отводящие инженерные

коммуникации,

э н е р г е т и ­

ческие

и

информационные

магистрали,

 

специальные

 

конвейеры

и трубопроводы,

обеспечивающие

разную

по

скорости

транспорти ­

ровку

и доставку

различного

рода потребительских

благ,

начиная

с готовой

пиши

 

и полуфабрикатов и кончая разнообразными

про ­

мышленными

изделиями

одноразового

и

длительного

пользования.

 

По

существу,

система

Plug-in City родилась

из идеи

"ствола

обслуживания*

("труба - сервис")

с установленным

наверху

краном

для

монтажа

и

замены

функциональных

ячеек

[28] .

Преобладавшие

на первых порах простейшие варианты "столовой архитектуры* на завершающих этапах были усложнены, в частности появились ворон ­ кообразные "гроздья" ячеек с осевым стволом обслуживания. Для

проверки возможностей

системы

в

целом,

доказательства

ее

э л а ­

стичности,

приспособляемости

к

 

меняющимся

условиям

 

жизни

отдельные

фрагменты

Plug-in City

были

проработаны

более

д е ­

тально.

К

их числу

относятся

 

комплекс

университета

и

один

из

башенных домов жилой зоны .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже упоминавшийся

башенный дом, запроектированный Чоком, -

типичный образец "столовой архитектуры" [23] . В нижней части

н е ­

сущий стержень с лифтами и другими

коммуникациями

окружен

спи ­

рально

восходящими

плоскостями

для з а е з д а автотранспорта

(бли ­

жайшая аналогия - комплекс Марина-Сити,

Чикаго, 1 8 6 4 г . ) .

Выше

начинается

собственно

жилая

ч а с т ь , составшая

из

трапециевид ­

ных в

плане пластмассовых ячеек,

которые

радиально

монтируются

вокруг центрального ствола с соответствующими пазами для подключения к коммуникациям. Ячейки полностью оборудованы. Встроенное оборудование может з а м е н я т ь с я целыми блоками через специальные проемы в оболочке ячеек . Благодаря этому вначале

43


Фрагмент системы

Plig-in City . Аркигрэм, Англия:

 

 

 

1 - жилые ячейки,

2 - эскалаторы, 3 - трубопроводы снабжения,

4

-

мага ­

зины, 5 - торговый центр, 6 -

скоростной монорельс, 7 - монорельс

мест ­

ного значения, 8 - подкрановые пути, 9 - грузовое движение, 10

-

главная

транспортная зона,

11 - магистраль скоростного движения, 13 -

транспорт­

ные стоянки, 14 -

склады, 15 -

надувные устройства для защиты

от

 

непо­

 

 

годы

 

 

 

можно

обновить нестационарные

элементы

своего

жилища,

з а т е м

блоки

устаревшего

оборудования,

а

позднее -

заменить

ячейку

в целом.

Все

время изменяющийся

состав

ячеек

с

неизбежностью

меняет

"фасад" здания. Таким образом,

внешний облик

архитектуры

Plug-in

столь

же

подвижен,

изменчив

и

вариабелен,

как и ее

содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город

Plug-in

может

быть

расположен

на

любой

местности .

Он даже может "перекрыть" уже

 

существующий

 

город,

к а к о е - т о

время

соседствуя

с ним

до

тех

пор,

пока

более

удобные

с т р у к -

44


Фрагмент жилой зоны Plug-in City

Башенный жилой дом с несущим стержнем.

У.Чок, Англия. Сменные жилые

ячейки. Фрагмент фасада дома. План

и фасад жилой ячейки:

1 - инженерные коммуникации, 2 -

зона

личной гигиены,

как

вариант -

кухня с ванной и изолированной уборной,

3

-

пневматический

лифт,

4 - с т е ­

на для крепления элементов оборудования,

5

- убирающаяся

разделительная

перегородка, 6 - входной проем. 7 - шкаф

46

47

туры

Plug-in

не

примут

на

себя

все основные

функции

старого

города

и люди

не покинут его [28] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Plug-in

City

предусматривает

функциональное

 

зонирование

города.

Ядро,

 

так

н а з ы в а е м а я

"зона

максимального

у п л о т н е ­

ния",

представляет

собой

сложное,

контролируемое

 

электрон ­

ной

техникой

 

переплетение разнородных

функциональных

 

э л е м е н ­

тов, начиная с деловых учреждений и

кончая жилыми

сооружениями.

Особо

развиты

здесь разнообразные

средства

активно - творческого

проведения досуга: много художественно-артистических

комплексов,

зрелищных

предприятий,

прежде

всего

т е а т р о в ,

выставок,

студий

и т . д .

Р а з у м е е т с я ,

все это отнюдь

не привычные

для нас

с т а ц и о ­

нарные здания т о г о или иного назначения, а особого

рода

динамичные

образования,

 

то

появляющиеся,

то исчезающие,

меняющие свое

назначение и форму по принципу описанного

выше Fun-Palace,

С л о ж ­

ный

комплекс

 

подвижных,

перегруппировывающихся

элементов

сплавляется

каждый

раз в рациональное и гармоничное

целое б л а г о ­

даря

регулирующему

воздействию

каскада

электронно - вычислитель ­

ных

устройств, объединенных

в централизованную

систему .

Наряду

с невидимыми

 

электронными

"нервами"

элементы

 

центральной

зоны

 

объединены и материально

о с я з а е м ы м и

связями

различного

назначения, пересекающими ядро города

по горизонтали,

вертикали,

в диагональных направлениях. Подобные связи - только, разумеет -

ся,

иного

масштаба

-

 

соединяют

между

собой и отдельные

 

зоны

(пространственные

ареалы) всего городского образования.

 

 

 

 

Основной

признак

системы

Plug-in City -

"текучесть",

и з ­

менчивость форм и функций частей и целого. Поэтому

зонирование

имеет

 

динамичный

характер:

по мере

изменения

условий

жизни

трансформируется

содержание

зон, их взаиморасположение,

с в я з ь .

Причем невероятные

для современного

города метаморфозы

проис ­

ходят

безболезненно

для

с и с т е м ы .

Все это потенциально

пред ­

усмотрено,

запрограммировано

в

самой

сущности

Plug-in

и в о с ­

новном реализуется путем замены функциональных ячеек

при

сохранении

 

основных,

 

структур

и главных служебных

элементов:

разного рода коммуникаций и трубопроводов снабжения,

транспорт ­

ных

 

эскалаторов

и конвейеров,

движущихся и обычных улиц,

ско­

ростного

и

местного

 

назначения

монорельсов,

электрических

железных дорог,

подкрановых

рельсовых

путей, базисных

складов,

стоянок

транспорта,

 

развитой

системы доступных всем одноразо ­

вых

средств

(баллонов)

для защиты от непогоды

и т . д . Предпола­

г а е т с я ,

что цикл

нормального

функционирования

системы

в

целом

(не

говоря

о

происходящих

постоянно

заменах отдельных

звеньев

типа

 

функциональных

 

ячеек)

должен составить примерно 40 лет.

За этот

промежуток

времени

устареют

основные

элементы,

и си ­

с т е м а

сама себя

радикально

обновит во

всех частях,

прежде

всего

43


Зона максимального уплотнения Plug-in City

в несущих структурах, инженерных, энергетических

и

информацион­

ных коммуникациях. В

дальнейшем сроки радикальных преобразо ­

ваний будут постепенно

сокращаться

[ 2 8 ] .

 

 

 

 

Общественное

Некоторые существенные черты Plug-in

признание

отчетливо проявились уже в

проекте

м а ­

 

газинов

для

Ноттингема.

Но в

оконча ­

 

тельном,

полностью завершенном

виде

с и ­

с т е м а была представлена

в 1963 г.

на

выставке

Living City

[28].

Выставка имела шумный

успех, в

основном благодаря

работе груп ­

пы "Аркигрэм", поражавшей воображение посетителей.

Фрагменты

работы с триумфом прошли по страницам многих журналов. После выхода специального номера "Аркигрэм", развернувшего в деталях

грандиозный

з а м ы с е л

Plug-in City, репутация группы в

кругах

специалистов

окончательно укрепилась. Ее члены прочно

вошли

в число признанных лидеров архитектурно-дизайнерского авангарда . Кембридж, Бристоль, ведущие архитектурные кафедры и школы Старого и Нового света представили им широкие возможности для

чтения лекций.

Координирующий

центр, штаб-квартира группы,

равно как и редакция журнала,

возглавляемая

Куком,

по традиции

размещается в

Лондоне.

 

 

 

 

После

публикации Plug-in

даже

сдержанные, скупые на похва ­

лы англичане

начинают понимать

и, главное, признавать неорди ­

нарность

работ

"Аркигрэм".

Эти

работы,

отмечает

Р. Бенхем,

49