Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ностями, не дотрагиваясь до них, то произведения Аствацатурьяна бо лее близки зрителю, их хочется подержать в руках, рассмотреть рису нок, приобрести или получить в подарок. Пожалуй, не было ни одного конкурса на сувениры из стекла и хрусталя за последние годы, в кото ром Аствацатурьян не получил бы одной, а то и нескольких премий.
Художник очень хорошо владеет техникой рисунка и часто сочетает гранение с матовой гравировкой или с пескоструйной обработкой. Вместе с тем он умело пользуется оптическими свойствами стекла, дает подчеркнуто силуэтные изображения, эффектно смотрящиеся на про зрачном материале или сквозь него. При этом он предпочитает бес цветный или слегка подцвеченный хрусталь.
Материал и техника декорировки используются Аствацатурьяном всегда разнообразно: глубокие рельефы или ажурный контур в песко струйной технике, тонкая орнаментальная или объемная матовая гра вировка. Основная тема художника — Ленинград. Он любуется его архитектурой, его остроконечными шпилями, кружевом решеток. Ле нинграду посвящены одни из лучших его произведений — бокал «Лет ний сад», штоф «Петровский». Создал художник и несколько декора тивных тематических ваз — «Город Ленина», «По ленинским местам» и другие. Изобразительный момент доминирует в творчестве художника. Содержание произведения раскрывается, как правило, через графиче ское изображение, для которого форма часто служит лишь фоном. Именно поэтому Аствацатурьян предпочитает простые, строгие формы к у б а , цилиндра, конуса.
Однако хрусталь в руках Аствацатурьяна не только строг и чеканен. Художник нередко использует гладкие или волнистые поверхности, создающие дополнительную игру света в изделиях. В вазах «Нептун», «Радуга», «Меандр» цвет доминирует, он является господствующим выразительным средством. Сине-зеленые или розово-желтые волны цвета как бы наплывают друг на друга, мягко просвечивают одна сквозь другую, и эта живописность создает образ вещи.
Последние работы художника говорят о его стремлении к созданию новых форм. При этом он пользуется соединением нескольких объ емов, нескольких частей в одну композицию, причем таким образом, чтобы изображение просматривалось сквозь стекло. Таковы вазы «Ре гата» и «Волейболисты».
Интересны и поиски Аствацатурьяна сочетаний яркого цветного и прозрачного хрусталя. Пробуя создавать чисто декоративные вещи, он нередко идет на смелые и, казалось бы, даже рискованные экспери менты: например, склеивает синтетическими клеями отдельные части своих пластических композиций. Однако при этом они не теряют цельности.
Контрастом материальной обстоятельности вещей Аствацатурьяна служат более тонкие произведения Лейды Оскаровны Ю рген, обладаю-
70
С мягким юмором исполнен рисунок вазы «Песня», где прекрасно передано эмоциональное состояние поющих детей.
Художнице близки сюжетные решения. В сервизе «Львы» довольно распространенный мотив она решает по-своему. Фигуры лежащих зве рей выполнены алмазной гранью. Сюжетная алмазная грань хрусталя встречается у Ю рген довольно часто, например в блюде «Петух», деко ративной вазе «Отара» и некоторых других произведениях.
Лейда Ю рген — ищущий, увлекающийся и упорный художник с хо рошим вкусом. Одной из первых заинтересовалась она сульфидно-цин ковым стеклом и раскрыла ряд его новых декоративных возможностей. Так, в приборе «Боярский» и вазе «Весна» появляются полосы дымча того тона, получающиеся при соединении опалового сульфида с хру сталем.
Это новшество в I960 году было применено при изготовлении изде лий из сульфидного стекла. Завод выпустил тысячи вазочек «Весна», удивительно поэтичных, прозрачно-белого тона, с черными полосами, похожими на голые стволы и сучья на фоне подтаявшего весеннего
снега. Причем все |
вазы чем-нибудь отличались |
одна от другой — или |
плотностью цвета, |
или рисунком полос, — и в |
этой неповторимости |
было еще одно их достоинство. |
|
|
В 1960-х годах |
Ю рген начинает создавать |
ансамбли хрустальной |
посуды. Сначала это небольшие десертные наборы «Цветок» и «Лист кувшинки», затем более крупные сервизы — «Ю билейный» с четким ритмом вертикальных шлифованных граней и «Розы», поражающий изысканностью силуэта и тонкостью гравировки, и, наконец, парадный банкетный сервиз, который является одной из редких пока попыток проектирования единого ансамбля из хрусталя и фарфора. Ю рген вме сте с художницей Н. П. Славиной (фарфоровый завод имени Ломо носова) удалось создать целостное художественное произведение. В нем разные материалы прекрасно дополняют друг друга. Торже ственно звучат бесцветный хрусталь и строгий подглазурный кобальт, кое-где горят, как яркие огоньки, несколько предметов из киноварно красного золотого рубина.
Поиски новых средств выразительности привели Ю рген к созданию оригинальной декоративной композиции «Волнение», состоящей из не скольких ваз. Формы их полны внутреннего ритма, основанного на игре перекликающихся, взаимосвязанных объемов. Впечатление живой, динамичной формы усиливается волнистой линией рельефа, стреми тельно опоясывающей каждую из ваз. Интенсивный пурпурный цвет выступает как эмоциональная основа композиции. Взволнованная рит мика силуэтов, поддержанная декоративным цветом, сообщает произведению романтически-приподнятый характер.
Произведения Лейды Оскаровны Ю рген отличают творческая сме лость и блестящее техническое мастерство. Художница всегда в по
72
иске, ее работы разнообразны по композиции, по технике исполнения и по эмоционально-образному строю.
Художница Лидия Дмитриевна Смирнова привнесла в ленинград ский хрусталь лиричную теплоту и широту, свойственную русскому народному декоративному искусству. Она нередко воплощает в хру стале поэтичные образы природы. К ее ранним работам относится ори гинальная ваза для цветов в виде распускающегося бутона. Смирнова вначале очень последовательно воплощала характерные для В. И. Му хиной традиционные принципы формообразования, основанные на претворении форм живой природы. Особенно удачен ее питьевой при бор «Тыква» из оранжевого стекла с извилистыми зелеными полосками. Простая шарообразная форма и теплая солнечная расцветка создают законченное и радостное впечатление.
В дальнейшем Л. Д. Смирнова обогащает палитру своих изобрази тельных средств, используемых для декорировки изделий. Причудли вые морозные узоры искрятся и сверкают на ее вазах «Иней» и «Зим няя сказка», множатся в бесчисленных ямках снежинки на кубке «Зима». Легко и свободно стелются цветущие ветви на сервизе «Май», удивительно нежен и легок матовый узор, покрывающий рюмки «Нектар».
Значительное место в творчестве Лидии Смирновой занимает работа над крупными декоративными вазами.
В декоративной вазе «Матрешки» будто оживает радостный, звон кий колорит народного искусства с его яркими, сочными красками.
Широта русского хлебосольства образно передана Смирновой в кубках
«Пир» и в «Свадебном» сервизе, который включает кубки-гиганты, большие блюда и графины, покрытые серебристым кружевом рисунка.
Процессы, происходящие в последние годы в декоративном искус стве, и в частности в художественном стекле, отразились в творчестве недавно пришедшего на завод молодого художника Ю рия Бякова. Его вещи выходят за границы привычных представлений о декоративно прикладном искусстве. Такова его композиция «Тройка» — полое, рас ширяющееся по концам стеклянное изделие, посредине которого изо бражена русская тройка. Это вещь выставочная, предназначенная только для украшения интерьера.
Чисто декоративное значение имеют и последующие его работы —
«Племя молодое», «Варшавянка», «Прощание» и другие.
Весьма реалистичные по изобразительному языку произведения Бякова вместе с тем порой внутренне противоречивы и спорны. Они зовут к пересмотру привычных понятий о декоративном искусстве, и в этом их значимость.
Вещи Хелле Мартиновны Пыльд не вызывают таких острых споров, но в чем-то и они дискуссионны, хотя и покоряют своей точной це лостностью и законченностью.
73
Первые ее работы были несколько традиционны, просты и легко выполнимы, и потому многие из них быстро пошли в массовое произ водство. Но очень скоро изделия Пыльд начинают привлекать безус ловным своеобразием. Художница много работает над новыми видами декоративных обработок и успешно применяет их. Например, глубо кий рисунок на вазе «Мексика» создает уже не декоративную фактуру, а рельеф. Наложение цветных пятен горячего стекла на изделие с по следующей обработкой этих пятен алмазной гранью успешно приме нено на кувшинах «Листья» и «Розы». Постепенно основное внимание художницы все более сосредоточивается на декорировании поверхно стей изделий сюжетным рисунком.
Пыльд много работает в гравировке, великолепное знание которой она получила от своего учителя профессора Макса Роосма. На вазах «Танец» и «Баня» изображение нанесено четкими уверенными ли ниями, ваза «Белки» покрыта легким, искристым рисунком, выполнен ным победитовым карандашом. Острым и более твердым, чем стекло, победитом художница рисует на стекле так же, как на листе бумаги.
Совсем по-иному выглядит гравировка на вазе «Сбор урожая»: мяг кая бархатистая поверхность не имеет четкого контура. Она получена притиранием к стеклу абразивной эмульсии мягким кругом.
Успешно применяет Пыльд и алмазную грань. Но особенно удачна одна из последних ее работ, в которой алмазная грань сочетается с гравировкой. Это десертный комплект «Аленка». Интенсивная алмаз ная грань покрывает ножки и нижнюю часть сосудов, а на широком поле конического раструба расположены нежные цветы.
Наряду с камерными вещами Пыльд создает и крупные декоратив ные вазы, например «Север». Ваза массивна, монументальна. Художе ственные особенности формы поддержаны крупными, заполняющими всю поверхность изображениями фигур северных охотников. Песко струйная обработка создает мягкую светотеневую игру материала.
Если в начальном творчестве художницы преобладал декор, то с конца 60-х годов она все чаще основное внимание сосредоточивает именно на форме предмета. В этом и проявляется некоторая дискуссионность ее работ. Хелле Пыльд упорно ищет какие-то особые, свои принципы формообразования, пробует необычные сочетания объемов. Но художнице никогда при этом не изменяет превосходное чувство материала. Поэтому, несмотря на необычность форм, ее вещи сохра няют логику построения. Таковы ваза «Луг», спортивные кубки «Фут бол» и «Спартакиада».
В 1966 году на завод пришла молодая художница Александра Лав рова. Еще рано говорить о характерных чертах ее творчества, но, по жалуй, две уже можно отметить. Это склонность к необычному, юмори стическому или шаржированному использованию особенностей стекла и попытка внести в проектирование изделий элементы дизайнерского
74
в большую самостоятельную архитектурную композицию. Здесь явно просматриваются начала дизайнерского проектирования — сконструи рована эффектная пластическая форма, украшающая интерьер, но вместе с тем составленная из отдельных частей утилитарного назначе ния. Этот удачный опыт повторен в композиции «Береста», расчленен ной на конические формы массивного салатника, чаши и вазы для цветов, изрезанных глубокими сверкающими гранями.
Наряду с такими новаторскими вещами, о которых мы только что говорили, ею созданы и бытовые предметы. Небольшой сервиз «Фи алки» приятен и прост, здесь излюбленная Лавровой сверкающая сетка алмазной грани сочетается с нежной матовой гравировкой. В сервизе «Ожерелье» тонкость алмазной грани и мелких гравированных розочек почти ювелирна.
В 1950—1960-х годах художники завода трудились с большой отда чей. Только из разработанных художником А. М. Остроумовым изде лий 28 наименований были освоены производством к 1969 году. В 1970 году завод выпускал из работ этого художника вещи уже 34 наимено ваний. В 1971 году выходили массовым тиражом 18 изделий художницы Л. О. Ю рген, 22 изделия В. В. Яновской, 27 изделий Л. Д. Смирновой. Такая почти полная реализация замыслов художников стала возможной лишь благодаря активной творческой работе всего коллектива завода — рабочих, научно-исследовательских и инженерно-технических кадров, создавших условия для широкого внедрения новых изделий.
Все это были результаты проведенной специализации и начавшейся реконструкции завода. Вместе с тем повышению художественного уровня изделий завода способствовала и творческая обстановка в кол лективе художников, а также тесные связи их с художественной общественностью города, с другими центрами художественной куль туры. Все художники завода — члены Ленинградского отделения Союза художников СССР. Многие из них ведут большую общественную работу в ЛОСХ, и в частности в секции прикладного искусства. Остро умов и Ю рген несколько лет избирались в бюро этой секции, другие художники являются членами выставочных комитетов, постоянно участвуют в создании и оформлении весенних и осенних выставок Л е нинградского отделения Союза художников. Специалисты завода выез жают в другие республики, участвуют во встречах со зрителями, рас сказывают им о своем творчестве, о хрустале. Произведения ленин градских художников стекла постоянно демонстрируются на всех больших республиканских и всесоюзных выставках, многие из них экспонировались за рубежом.
Особенно тесные связи у завода существуют с Ленинградским выс шим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной. Все художники завода, кроме Л. О. Ю рген и X. М. Пыльд, выпуск ники этого училища.
76