Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ностями, не дотрагиваясь до них, то произведения Аствацатурьяна бо­ лее близки зрителю, их хочется подержать в руках, рассмотреть рису­ нок, приобрести или получить в подарок. Пожалуй, не было ни одного конкурса на сувениры из стекла и хрусталя за последние годы, в кото­ ром Аствацатурьян не получил бы одной, а то и нескольких премий.

Художник очень хорошо владеет техникой рисунка и часто сочетает гранение с матовой гравировкой или с пескоструйной обработкой. Вместе с тем он умело пользуется оптическими свойствами стекла, дает подчеркнуто силуэтные изображения, эффектно смотрящиеся на про­ зрачном материале или сквозь него. При этом он предпочитает бес­ цветный или слегка подцвеченный хрусталь.

Материал и техника декорировки используются Аствацатурьяном всегда разнообразно: глубокие рельефы или ажурный контур в песко­ струйной технике, тонкая орнаментальная или объемная матовая гра­ вировка. Основная тема художника — Ленинград. Он любуется его архитектурой, его остроконечными шпилями, кружевом решеток. Ле­ нинграду посвящены одни из лучших его произведений — бокал «Лет­ ний сад», штоф «Петровский». Создал художник и несколько декора­ тивных тематических ваз — «Город Ленина», «По ленинским местам» и другие. Изобразительный момент доминирует в творчестве художника. Содержание произведения раскрывается, как правило, через графиче­ ское изображение, для которого форма часто служит лишь фоном. Именно поэтому Аствацатурьян предпочитает простые, строгие формы к у б а , цилиндра, конуса.

Однако хрусталь в руках Аствацатурьяна не только строг и чеканен. Художник нередко использует гладкие или волнистые поверхности, создающие дополнительную игру света в изделиях. В вазах «Нептун», «Радуга», «Меандр» цвет доминирует, он является господствующим выразительным средством. Сине-зеленые или розово-желтые волны цвета как бы наплывают друг на друга, мягко просвечивают одна сквозь другую, и эта живописность создает образ вещи.

Последние работы художника говорят о его стремлении к созданию новых форм. При этом он пользуется соединением нескольких объ­ емов, нескольких частей в одну композицию, причем таким образом, чтобы изображение просматривалось сквозь стекло. Таковы вазы «Ре­ гата» и «Волейболисты».

Интересны и поиски Аствацатурьяна сочетаний яркого цветного и прозрачного хрусталя. Пробуя создавать чисто декоративные вещи, он нередко идет на смелые и, казалось бы, даже рискованные экспери­ менты: например, склеивает синтетическими клеями отдельные части своих пластических композиций. Однако при этом они не теряют цельности.

Контрастом материальной обстоятельности вещей Аствацатурьяна служат более тонкие произведения Лейды Оскаровны Ю рген, обладаю-

70


С мягким юмором исполнен рисунок вазы «Песня», где прекрасно передано эмоциональное состояние поющих детей.

Художнице близки сюжетные решения. В сервизе «Львы» довольно распространенный мотив она решает по-своему. Фигуры лежащих зве­ рей выполнены алмазной гранью. Сюжетная алмазная грань хрусталя встречается у Ю рген довольно часто, например в блюде «Петух», деко­ ративной вазе «Отара» и некоторых других произведениях.

Лейда Ю рген — ищущий, увлекающийся и упорный художник с хо­ рошим вкусом. Одной из первых заинтересовалась она сульфидно-цин­ ковым стеклом и раскрыла ряд его новых декоративных возможностей. Так, в приборе «Боярский» и вазе «Весна» появляются полосы дымча­ того тона, получающиеся при соединении опалового сульфида с хру­ сталем.

Это новшество в I960 году было применено при изготовлении изде­ лий из сульфидного стекла. Завод выпустил тысячи вазочек «Весна», удивительно поэтичных, прозрачно-белого тона, с черными полосами, похожими на голые стволы и сучья на фоне подтаявшего весеннего

снега. Причем все

вазы чем-нибудь отличались

одна от другой — или

плотностью цвета,

или рисунком полос, — и в

этой неповторимости

было еще одно их достоинство.

 

В 1960-х годах

Ю рген начинает создавать

ансамбли хрустальной

посуды. Сначала это небольшие десертные наборы «Цветок» и «Лист кувшинки», затем более крупные сервизы — «Ю билейный» с четким ритмом вертикальных шлифованных граней и «Розы», поражающий изысканностью силуэта и тонкостью гравировки, и, наконец, парадный банкетный сервиз, который является одной из редких пока попыток проектирования единого ансамбля из хрусталя и фарфора. Ю рген вме­ сте с художницей Н. П. Славиной (фарфоровый завод имени Ломо­ носова) удалось создать целостное художественное произведение. В нем разные материалы прекрасно дополняют друг друга. Торже­ ственно звучат бесцветный хрусталь и строгий подглазурный кобальт, кое-где горят, как яркие огоньки, несколько предметов из киноварно­ красного золотого рубина.

Поиски новых средств выразительности привели Ю рген к созданию оригинальной декоративной композиции «Волнение», состоящей из не­ скольких ваз. Формы их полны внутреннего ритма, основанного на игре перекликающихся, взаимосвязанных объемов. Впечатление живой, динамичной формы усиливается волнистой линией рельефа, стреми­ тельно опоясывающей каждую из ваз. Интенсивный пурпурный цвет выступает как эмоциональная основа композиции. Взволнованная рит­ мика силуэтов, поддержанная декоративным цветом, сообщает произведению романтически-приподнятый характер.

Произведения Лейды Оскаровны Ю рген отличают творческая сме­ лость и блестящее техническое мастерство. Художница всегда в по­

72


иске, ее работы разнообразны по композиции, по технике исполнения и по эмоционально-образному строю.

Художница Лидия Дмитриевна Смирнова привнесла в ленинград­ ский хрусталь лиричную теплоту и широту, свойственную русскому народному декоративному искусству. Она нередко воплощает в хру­ стале поэтичные образы природы. К ее ранним работам относится ори­ гинальная ваза для цветов в виде распускающегося бутона. Смирнова вначале очень последовательно воплощала характерные для В. И. Му­ хиной традиционные принципы формообразования, основанные на претворении форм живой природы. Особенно удачен ее питьевой при­ бор «Тыква» из оранжевого стекла с извилистыми зелеными полосками. Простая шарообразная форма и теплая солнечная расцветка создают законченное и радостное впечатление.

В дальнейшем Л. Д. Смирнова обогащает палитру своих изобрази­ тельных средств, используемых для декорировки изделий. Причудли­ вые морозные узоры искрятся и сверкают на ее вазах «Иней» и «Зим­ няя сказка», множатся в бесчисленных ямках снежинки на кубке «Зима». Легко и свободно стелются цветущие ветви на сервизе «Май», удивительно нежен и легок матовый узор, покрывающий рюмки «Нектар».

Значительное место в творчестве Лидии Смирновой занимает работа над крупными декоративными вазами.

В декоративной вазе «Матрешки» будто оживает радостный, звон­ кий колорит народного искусства с его яркими, сочными красками.

Широта русского хлебосольства образно передана Смирновой в кубках

«Пир» и в «Свадебном» сервизе, который включает кубки-гиганты, большие блюда и графины, покрытые серебристым кружевом рисунка.

Процессы, происходящие в последние годы в декоративном искус­ стве, и в частности в художественном стекле, отразились в творчестве недавно пришедшего на завод молодого художника Ю рия Бякова. Его вещи выходят за границы привычных представлений о декоративно­ прикладном искусстве. Такова его композиция «Тройка» — полое, рас­ ширяющееся по концам стеклянное изделие, посредине которого изо­ бражена русская тройка. Это вещь выставочная, предназначенная только для украшения интерьера.

Чисто декоративное значение имеют и последующие его работы —

«Племя молодое», «Варшавянка», «Прощание» и другие.

Весьма реалистичные по изобразительному языку произведения Бякова вместе с тем порой внутренне противоречивы и спорны. Они зовут к пересмотру привычных понятий о декоративном искусстве, и в этом их значимость.

Вещи Хелле Мартиновны Пыльд не вызывают таких острых споров, но в чем-то и они дискуссионны, хотя и покоряют своей точной це­ лостностью и законченностью.

73


Первые ее работы были несколько традиционны, просты и легко выполнимы, и потому многие из них быстро пошли в массовое произ­ водство. Но очень скоро изделия Пыльд начинают привлекать безус­ ловным своеобразием. Художница много работает над новыми видами декоративных обработок и успешно применяет их. Например, глубо­ кий рисунок на вазе «Мексика» создает уже не декоративную фактуру, а рельеф. Наложение цветных пятен горячего стекла на изделие с по­ следующей обработкой этих пятен алмазной гранью успешно приме­ нено на кувшинах «Листья» и «Розы». Постепенно основное внимание художницы все более сосредоточивается на декорировании поверхно­ стей изделий сюжетным рисунком.

Пыльд много работает в гравировке, великолепное знание которой она получила от своего учителя профессора Макса Роосма. На вазах «Танец» и «Баня» изображение нанесено четкими уверенными ли­ ниями, ваза «Белки» покрыта легким, искристым рисунком, выполнен­ ным победитовым карандашом. Острым и более твердым, чем стекло, победитом художница рисует на стекле так же, как на листе бумаги.

Совсем по-иному выглядит гравировка на вазе «Сбор урожая»: мяг­ кая бархатистая поверхность не имеет четкого контура. Она получена притиранием к стеклу абразивной эмульсии мягким кругом.

Успешно применяет Пыльд и алмазную грань. Но особенно удачна одна из последних ее работ, в которой алмазная грань сочетается с гравировкой. Это десертный комплект «Аленка». Интенсивная алмаз­ ная грань покрывает ножки и нижнюю часть сосудов, а на широком поле конического раструба расположены нежные цветы.

Наряду с камерными вещами Пыльд создает и крупные декоратив­ ные вазы, например «Север». Ваза массивна, монументальна. Художе­ ственные особенности формы поддержаны крупными, заполняющими всю поверхность изображениями фигур северных охотников. Песко­ струйная обработка создает мягкую светотеневую игру материала.

Если в начальном творчестве художницы преобладал декор, то с конца 60-х годов она все чаще основное внимание сосредоточивает именно на форме предмета. В этом и проявляется некоторая дискуссионность ее работ. Хелле Пыльд упорно ищет какие-то особые, свои принципы формообразования, пробует необычные сочетания объемов. Но художнице никогда при этом не изменяет превосходное чувство материала. Поэтому, несмотря на необычность форм, ее вещи сохра­ няют логику построения. Таковы ваза «Луг», спортивные кубки «Фут­ бол» и «Спартакиада».

В 1966 году на завод пришла молодая художница Александра Лав­ рова. Еще рано говорить о характерных чертах ее творчества, но, по­ жалуй, две уже можно отметить. Это склонность к необычному, юмори­ стическому или шаржированному использованию особенностей стекла и попытка внести в проектирование изделий элементы дизайнерского

74


в большую самостоятельную архитектурную композицию. Здесь явно просматриваются начала дизайнерского проектирования — сконструи­ рована эффектная пластическая форма, украшающая интерьер, но вместе с тем составленная из отдельных частей утилитарного назначе­ ния. Этот удачный опыт повторен в композиции «Береста», расчленен­ ной на конические формы массивного салатника, чаши и вазы для цветов, изрезанных глубокими сверкающими гранями.

Наряду с такими новаторскими вещами, о которых мы только что говорили, ею созданы и бытовые предметы. Небольшой сервиз «Фи­ алки» приятен и прост, здесь излюбленная Лавровой сверкающая сетка алмазной грани сочетается с нежной матовой гравировкой. В сервизе «Ожерелье» тонкость алмазной грани и мелких гравированных розочек почти ювелирна.

В 1950—1960-х годах художники завода трудились с большой отда­ чей. Только из разработанных художником А. М. Остроумовым изде­ лий 28 наименований были освоены производством к 1969 году. В 1970 году завод выпускал из работ этого художника вещи уже 34 наимено­ ваний. В 1971 году выходили массовым тиражом 18 изделий художницы Л. О. Ю рген, 22 изделия В. В. Яновской, 27 изделий Л. Д. Смирновой. Такая почти полная реализация замыслов художников стала возможной лишь благодаря активной творческой работе всего коллектива завода — рабочих, научно-исследовательских и инженерно-технических кадров, создавших условия для широкого внедрения новых изделий.

Все это были результаты проведенной специализации и начавшейся реконструкции завода. Вместе с тем повышению художественного уровня изделий завода способствовала и творческая обстановка в кол­ лективе художников, а также тесные связи их с художественной общественностью города, с другими центрами художественной куль­ туры. Все художники завода — члены Ленинградского отделения Союза художников СССР. Многие из них ведут большую общественную работу в ЛОСХ, и в частности в секции прикладного искусства. Остро­ умов и Ю рген несколько лет избирались в бюро этой секции, другие художники являются членами выставочных комитетов, постоянно участвуют в создании и оформлении весенних и осенних выставок Л е­ нинградского отделения Союза художников. Специалисты завода выез­ жают в другие республики, участвуют во встречах со зрителями, рас­ сказывают им о своем творчестве, о хрустале. Произведения ленин­ градских художников стекла постоянно демонстрируются на всех больших республиканских и всесоюзных выставках, многие из них экспонировались за рубежом.

Особенно тесные связи у завода существуют с Ленинградским выс­ шим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной. Все художники завода, кроме Л. О. Ю рген и X. М. Пыльд, выпуск­ ники этого училища.

76