Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
мастеров, стеколыциков-художников». И наконец, они сразу же ста вили вопрос о независимости и свободе действий создаваемой орга низации, как организации экспериментальной. «Учитывая, что раздробленность стекольной промышленности, — писали Толстой, Му хина и Качалов, — между разнородными наркоматами, занятыми вы полнением планов по рядовой продукции, не обеспечивает, как показала практика, должного внимания к области художественного стекла — считать целесообразным временно сосредоточить координи рование всех перечисленных мероприятий в какой-либо организации, не связанной непосредственно с вышеуказанными наркоматами».
Авторы заверяли, что при осуществлении всех указанных меро приятий не более чем через год «мы будем иметь десятки совершенно новых моделей художественных стеклянных изделий различного на значения, которые лягут в основу производственных заданий для массового выпуска на наших крупных заводских предприятиях».
В. И. Мухина, А. Н. Толстой и Н. Н. Качалов предлагали органи зовать экспериментальную базу в Ленинграде, на зеркальной фаб рике. В Ленинградском Эрмитаже и Русском музее были сосредото чены богатейшие и наиболее полные коллекции западноевропейского, восточного и русского стекла. В окрестностях города находились дворцы-музеи, в которых сохранились произведения выдающихся ар
хитекторов и художников XVIII —XIX |
веков, работавших по стек |
лу, — Ломоносова, Растрелли, Камерона, |
Росси, Воронихина. Здесь |
же, на территории зеркальной фабрики, находился ранее и Импера торский стеклянный завод — колыбель отечественного стеклоделия.
К этим культурно-художественным традициям присовокупились и традиции научные. Качалов писал, что «Ленинград является крупным центром, где сосредоточены научные и производственные организа ции в области стеклоделия: Институт химии силикатов АН СССР, кафедра стекла Химико-технологического института, Стеклопро-
ект и др.».
Наконец, в Ленинграде находился и учебный Художественный институт имени Репина (Академия художеств), где авторы письма думали организовать подготовку кадров будущих художников по
стеклу.
Был обоснованным и выбор Ленинградской зеркальной фабрики. Ленинградская зеркальная фабрика после революции выпускала в основном ту же продукцию, что и в годы своего основания, — раз
личные зеркала, в том числе и для судостроительной промышленно сти. Зеркальное стекло получали с других заводов, здесь же произ водили в основном его серебрение и шлифовку фацетов. В 1935 году на фабрике была построена стекловаренная печь, начался выпуск не большого количества парфюмерных флаконов, а позднее и сортовой посуды.
29
История фабрики в советское время сложилась так, что ей не раз приходилось выступать в роли первооткрывателя. Когда в середине 1930-х годов вновь стали встречать Новый год у зажженной и укра шенной елки, здесь был организован цех стеклянных елочных укра шений. А в конце 1930-х годов, когда в стране были построены новые
часовы е заводы , естествен н о , возн и к в оп р ос о часовы х с тек ла х .
Освоить производство часовых стекол было поручено зеркальной
фабрике.
На зеркальной фабрике в те годы работал крупный технолог в об
ласти цветных стекол и стекловарения Александр Николаевич Дау-
вальтер.
Здесь же, на фабрике, в 1938—1939 годах осваивалась и получила путевку в жизнь знаменитая «трубка-самодувка» инженеров
И. С. Благообразова, М. С. Гандшу и А. Я. Гринберга.
Апроизошло это так. Инструктор Ленинградского обкома
ВКГ1(б) Федор Яковлевич Гуков обратил внимание на то, как тяжел и негигиеничен труд мастеров-стеклодувов. Был объявлен Всесоюз ный конкурс на создание прибора для выдувания стекла. Н а конкурс поступило около 300 предложений, из них три лучших были очень близки по конструкции. Их авторам, Благообразову, Гандшу и Грин бергу, предложили разработать совместный проект, изготовить об разцы и освоить их производство на Ленинградской зеркальной фаб рике и расположенном недалеко от Ленинграда стеклозаводе имени 1-го Красногвардейского добровольческого отряда. Все три конструк тора, а также Гуков и еще несколько рабочих и инженеров, особенно активно участвовавших в освоении трубки-самодувки, за важное изо бретение в области стеклодувного производства и успешное его освоение получили правительственные награды.
* * *
Инициатива деятелей культуры и науки была поддержана прави тельством. И Наркомату местной промышленности совместно с ле нинградскими организациями поручалось создать во втором квартале 1940 года на Ленинградской зеркальной фабрике экспериментальную мастерскую по изготовлению образцов художественных изделий из стекла. Для руководства этой работой было предложено привлечь Ленинградский химико-технологический институт имени Ленсовета.
Комитет по делам искусств при СНК СССР должен был начать подготовку специалистов по производству художественных изделий из стекла в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а также организовать работу художественных советов при главных управлениях стекольной промышленности различных нар коматов.
30
Возрождение художественного стеклоделия встало на реальную основу.
Строительство и техническое оборудование нового эксперимен тального цеха проводились под руководством талантливого инженера и знатока технологии художественного стекла Федора Семеновича
Эп г е л и с а .
Апока шло строительство, экспериментальные работы были орга низованы на специальных участках в действовавших цехах фабрики. Научное руководство экспериментальными работами осуществляла кафедра стекла Химико-технологического института имени Ленсо
вета, возглавляемая Н. Н. Качаловым. Специалист по цветным стек лам из Института силикатов АН СССР доктор технических наук В. В. Варгин был приглашен консультантом. Удалось перевести в Ле нинград и опытнейших мастеров с завода «Красный гигант» — выду вальщика М. С. Вертузаева, гравера П. А. Порохова. Вошли в экспе риментальную бригаду и лучшие мастера фабрики — стеклодувы Вишневский, Логинов, гранильщик Карпов, гравер Степанов.
Встал вопрос о художественном руководстве. Директор фабрики 25 июня 1940 года писал В. И. Мухиной: «Дирекция фабрики полагает в ближайшие дни пригласить на постоянную работу по проектирова нию новых форм художественных стеклоизделий двух квалифициро ванных мастеров, одного скульптора и одного графика, выделяемых Ленинградским областным Союзом художников.
Учитывая всю трудность и ответственность возлагаемой на этих
двух лиц задачи, сводящейся, |
в сущности, к созданию нового стиля |
|
в одной из ведущих отраслей |
прикладного |
искусства, дирекция ф аб |
рики считает недопустимым |
оставить их |
без высококомпетентного |
общего руководства со стороны какого-либо из выдающихся масте ров, пользующихся общепризнанным в нашей стране авторитетом».
Директор просил В. И. Мухину взять общее руководство художе ственной стороной дела на себя.
Непосредственно же руководил художниками и мастерами в цехе художник А. А. Успенский, которого, так же как и графика Н. А. Тырсу, направило для работы на фабрику Ленинградское отде ление Союза художников.
Позже В. И. Мухина и Н. Н. Качалов писали о начальном этапе работы экспериментального цеха: «В лабораториях кафедры стекла Ленинградского химико-технологического института и эксперимен тального цеха зеркальной фабрики приступили к обширному плану научно-исследовательских работ по изысканию новых приемов изго товления художественных бытовых, декоративных и архитектурных стекольных изделий самых разнообразных типов.
В итоге... этих совокупных действий уже в конце 1940 года было изготовлено свыше 100 новых образцов различного бытового и
31
архитектурного стекла, получившего в декабре 1940 года весьма высо кую оценку на выставке Всесоюзного пленума правления Союза советских архитекторов».
Деятельность В. И. Мухиной с этого времени и до последних дней ее жизни была теснейшим образом связана с экспериментальным це
хом, а позже — с Ленинградским |
заводом художественного стекла. |
* |
* |
Итак, небольшой, спаянный и дружный коллектив художников, мастеров и ученых, работая над ясно поставленной задачей, сумел в короткий срок добиться очень многого. За несколько месяцев ра боты было создано более 300 новых образцов стеклянных изделий.
Обычно художники экспериментального цеха создавали эскиз на бумаге. По нему вырезалась из дерева форма, и выдувание произво дилось в эту форму. Но наряду с традиционным способом существо вал и другой, основанный на более свободном импровизировании. Ряду изделий, созданных Успенским, Тырсой и особенно Мухиной, несмотря на разнообразие этих вещей и их различное назначение, свойствен один и тот же творческий подход, использование одного
итого же метода, основанного на приеме «свободного выдувания». Суть свободного выдувания состоит в том, что горячее стекло, на
бранное на трубку, свободно раздувается, не ограниченное какойлибо металлической или деревянной формой, как это бывает при массовом выпуске изделий по стандартному образцу. Таким образом, форма изделий получается на глазах у художника благодаря различ ным манипуляциям стеклодува с трубкой и другими инструмента ми — ножницами, щипцами.
Что дает этот прием? Во-первых, возможность улучшения худож ником своих замыслов и первоначальных эскизов непосредственно во время работы. Во-вторых, при свободном выдувании изделия полу чают, если можно так сказать, «чисто стеклянную форму». Здесь нет насилия над материалом. Форма предмета свободно и естественно возникает в руках стеклодува, она приобретает свойственную стеклу текучесть и плавность очертаний. Этот прием откладывает опреде ленный отпечаток на стиль изделия. Красота вещи, созданной при свободном выдувании, заключается в цельной пластической форме. Наконец, третьей особенностью свободного выдувания является то, что каждая вещь индивидуальна в своем роде. Это важно при произ водстве выставочных, малосерийных, подарочных изделий. Но и при изготовлении более массовой продукции желательно, чтобы каждое изделие имело хотя бы незначительное отличие, своего рода печать руки мастера. Это придает предметам своеобразие и дополнительные эстетические качества, препятствуя их одинаковости и стандартности.
32