Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130

Сборка коробки передач должна состоять из простейших операций и при этом не должны требоваться добавочные регу­ лировки.

РАСЧЕТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Определение основных параметров

Габаритиые размеры и масса проектируемой (любой) ко­ робки передач зависят от выбранного (определенного) меж­ осевого расстояния. Ориентировочно межосевое расстояние определяют по эмпирической зависимости (в мм)

 

л

=

 

 

 

 

( I )

где К — коэффициент;

К =

3- _ ;

 

 

 

 

 

Ме— максимальный

 

> М е

момент

двигателя; Ме =

крутящий

= 41 кгс-м.

 

 

 

 

 

коробки пере­

Так как в начальной стадии проектирования

дач вычислить коэффициент К по приведенному

выше отноше­

нию не представляется

возможным,

то

поступают

следующим

образом. Определяют этот

коэффициент

для

ряда

известных

конструкций коробок передач и, сравнивая проектируемую коробку передач с аналогичными существующими, задаются

коэффициентом

К-

В табл.

15 приведены значения коэффици­

ента К,

вычисленного

по

формуле

( 1 )

для

коробок

передач

различных автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Значение

коэффициента К

 

 

 

Параметры

 

 

ГA3-51

ЗИЛ-150

Я АЗ-2 1 0

Татра-I11 Кларк 265

М е в к г с - м ..................................

 

 

 

2 0 ,5

31

 

70

74

4 1 ,5

А в м м ............................................

 

 

 

 

108,9

133,35

165,75

152

120,65

К ......................................................

 

 

 

 

3 9 ,9

4 2 ,5

 

4 0 ,5

3 6 ,2

3 4 ,8

Как

следует

из

табл. 15,

значение

коэффициента

К нахо­

дится в пределах 34—43.

 

 

 

 

 

 

Принимая во внимание, что шестерни и валы будут изготов­

ляться

из

сталей

с

высоким пределом

прочности

(у стали

25ХГМ

Ив =

120 кгс/мм2, а у

стали

25ХГТ ав = 150

кгс/мм2),

и учитывая тенденцию к уменьшению запаса

прочности (т. е.

собственной массы коробки передач), коэффициент К ориенти­ ровочно приняли равным 35,5. Тогда межосевое расстояние А — 122,25 мм.

На основании опыта проектирования и статистических данных модуль косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеп­ лении, был принят тп = 3,5 мм (в нормальном сечении), а мо­

39



дуль прямозубых шестерен первой передачи и заднего хода т = 4,25 мм. Такое допущение необходимо для подбора пере­ даточных чисел при условии, что коробка передач является соосным редуктором. Передаточные числа коробки передач зависят от ее диапазона передаточных чисел.

Тяговый расчет проектируемого автомобиля показал, что

диапазон передаточных чисел коробки передач

должен

быть

А) = ^ - = 7,4,

 

 

‘ѵ

 

 

где і'і и і'ѵ — передаточные числа соответственно

первой

и пя­

той (прямой) передач.

 

 

Диапазон передаточных чисел коробки передач для автомобиля с карбюраторным двигателем обычно разбивают в соответствии с законом геометрической прогрессии, знамена­ тель которой опредляют по формуле

 

.

п —

1

 

 

 

 

 

 

 

 

d —

 

I

D Q

 

 

 

 

 

 

 

где п — число передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для проектируемой коробки передач d = 1,65.

 

 

 

 

Передаточное число п-й передачи

 

 

 

 

 

 

 

Разбивка диапазона

передаточных

чисел

должна

сочетать­

ся с уточнением межосевого

расстояния

п

определения

изги­

бающих напряжений в зубьях шестерен.

Так,

при

назначении

числа зубьев шестерен

первой

 

передачи

(z9

= 13;

z5

= 45,

см. рис. 7) окончательно определилось

межосевое

расстояние

коробки передач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А = т[г*-2+ гЛ

= 123,25 мм.

 

 

 

 

 

Число зуоьев ведущей шестерни z9 =

13 выбрано

минималь­

но возможным из условия нарезания

их без

подреза.

Число

зубьев шестерен 1 и 15 привода промежуточного вала находим подбором. Первоначально при in = 3,5 мм они составляли z, = = 20 и 2 ) 5 = 44. Равенство межосевых расстояний косозубых

и прямозубых пар при выбранных модулях и числах зубьев обеспечивается соответствующим углом наклона зубьев к оси шестерни. Для коробки пердач автомобиля ЗИЛ-130 этот угол равен 24°40Ч5//.

Проверочный расчет шестерен привода промежуточного вала на изгиб показал, что напряжения изгиба в зубьях шестер­ ни 15 велики (ни = 23,9 кгс/мм2).

Используя метод угловой коррекции, т. е. сохраняя выбран­ ное межосевое расстояние и изменяя число зубьев ведомой

40


шестерни на Z| 5 = 43, получили окончательные параметры

шестерен привода промежуточного.вала.

Число зубьев шестерен второй, третьей и четвертой передач зависит от диаметров шеек промежуточного вала, которые стре­ мились сделать больше, чтобы увеличить жесткость вала.

После учета перечисленных выше соображений окончатель­

но для коробки

передач автомобиля ЗИЛ-130

были

приняты

следующие

передаточные числа: k — 7,44; г'ц =

4,10; гш = 2,29;

і'іѵ = 1,47;

іу =

1 и (З х = 7,09. При этом числа зубьев

шестерен

Рис. 7. Схема коробки передач:

/ и 15 — шестерни привода промежу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

точного вала; 2 и 14 — шестерни чет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вертой

передачи;

3

и 13

шестерни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

третьей передачи; 4 и 10 — шестерни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

второй передачи; 5 — шестерня пер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вой передачи и заднего хода;

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вторичный

вал;

7

— промежуточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вал; 8 — шестерня заднего хода про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

межуточного вала; 9 — шестерня пер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вой

передачи;

И

ведущая

шестер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ня

блока

шестерен

заднего

хода;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 — ведомая шестерня блока шесте­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рен

заднего

хода;

16

— первичный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

H

13

 

1 2

 

 

 

имеют значения (индексы соответствуют

номеру

шестерни

на

рис.

/):

 

Z\ = 20;

Zo =

26;

Z3

=

33;

42;

Zg =

13;

Zs =

20;

Zn =

15;

Z| 5 '

 

43;

z^ =

38;

Z1 3

=

31; Zio = 22;

Z5

=

45;

Z1 2 =

22.

 

 

 

 

 

Расчет зубьев шестерен на прочность

 

 

 

 

Известны

разные

методики

 

расчета

 

зубьев

шестерен

на

изгиб при постоянной нагрузке. Трансмиссия автомобиля работает в условиях переменных нагрузок, следовательно, эти методики применительно к шестерням трансмиссии автомобиля

дают условные результаты и могут быть

использованы

в ос­

новном для сравнительных

расчетов.

Поэтому усложнение

расчетных формул с целью

получения

максимально

точных

результатов нецелесообразно. В основу принятой на заводе методики расчета положена известная формула Льюиса для определения напряжения изгиба зуба

аИ

Р*

( 2)

 

ybtR

 

4l


где Рд — окружная сила; у — коэффициент формы зуба;

b — ширина зубчатого венца;

tn— шаг по делительному цилиндру.

После преобразования формулы (2 ) и введения в знамена­

тель коэффициента, учитывающего одновременность работы зубьев и равного 0 , 8 тк (где т,; — среднее число зубьев, нахо­

дящихся одновременно в зацеплении), получаем выражения,

удобные для практических сравнительных расчетов

и позво­

ляющие быстро с достаточной точностью определять

изгибаю­

щие напряжения в зубьях

(в кгс/мм2):

 

 

для ведущей шестерни

 

 

 

 

 

0,796Л4(Д),97"1000

 

 

«*и

 

,

>

 

 

m y n „ zy j ,6,тк

 

 

для ведомой шестерни

 

 

 

 

Он =

0 ,796А1,.і'0,97" 1000

 

 

---------!----

:-------

 

 

 

;н5 шл2

і(/2 Ь2 тк

 

 

где і — передаточное число силовой передачи, предшест­ вующей рассчитываемой паре шестерен;

п— число пар шестерен силовой передачи, предшест­ вующих рассчитываемой паре шестерен;

ms — модуль в торцовом сечении; тп — модуль в нормальном сечении;

Zi — число зубьев ведущей шестерни;

у\ и у2— коэффициенты формы зуба (здесь и далее индек­ сы 1 н 2 относятся к параметрам, характеризующим

соответственно ведущую и ведомую шестерню); bI и Ь2 — ширина зубчатых венцов.

Для коррегированны.х зубьев коэффициент формы зуба

Ук = У( 1 + 4Ьі'Ппtg ct0s

 

 

 

я m.

 

 

где у — коэффициент формы зуба для зацепления

без коррек­

ции, определяемый в зависимости от числа зубьев по

графику на рис. 8 ;

 

инструмента (|„mn — смеще­

|п — коэффициент

смещения

ние инструмента);

 

в торцовой

плоскости.

aas — профильный угол

инструмента

Для косозубых шестерен коэффициент у определяют в за­

висимости от приведенного числа зубьев

 

_/

_

г,

_

г5

 

1

COS3 ß ’

2 cos3 ß

 

где ß — угол наклона винтовой линии зуба на делительном цилиндре к оси вращения шестерни в градусах.

42