Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■О

Продолжение табл.

Ь- X -

О О- 6- Н Л у Н ш о

“ ° ~ ЕР с

со

^ СО

О О О

 

о

ч

X

 

> .

Ч

о

о

о

с

 

ч

о

о

ь

Хе о

 

 

Ч уЭ0> ^

Чсосл _,

со <м —

**

~ со (м —

•*

. со

о . . .

со

*

О о © Х е О о ©

2 ,

С +

О) С 4”+^

QJ

ад

ч

ад

ч

а>

id

о

trf

со

03

з <D

* S

н

В

о

о.

а Ч

о- и

>2 о О

3 о a

в й с 4 S

a

СО

 

 

=

■* о>

х

 

 

 

 

 

га

га 3 2

 

 

 

 

 

2

 

Ь = 3I со

 

 

 

 

 

S a g o

 

 

 

 

 

 

|*s ! £?-

 

 

 

 

-о*

 

со

 

 

Г Г

 

СО

 

 

 

о

 

о

 

 

[>

 

[>

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

ад

 

 

 

 

ІЛ

 

 

 

 

 

О)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

QJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

с

 

3

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

П

3 "

 

U

s

 

 

 

 

 

 

о

S

 

 

 

 

 

 

L.

 

 

 

 

 

а

 

а .

 

 

§

CD

 

 

 

 

 

Ч

со

 

 

 

 

 

 

 

00

-

со

 

 

о

Ö

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а>

г

 

 

Säg

55

GS

 

 

 

о .

г

 

 

 

 

 

u

а

 

 

1*

 

 

Cf

 

 

>> -

X

 

 

2

S*.

CU

 

з

D-

 

 

°°g

<L>

3

a

D

 

 

 

fШ-

 

<

 

 

 

о

 

 

3

а

 

 

со

3

a

 

 

5

ч

4 о

 

 

 

 

. — Ю

5

С сч

 

«

ü

Ь H Cs

 

 

СО

==

СО

 

ra °

_

 

о

'O

Си a

a

I

 

со О

sg^

о

з

к geo

 

 

■*«

^ S .

 

 

 

2 а ю

 

• “ CO

 

П

к

g зО

 

LO

j

S

 

 

I

5

 

a

Ю з

 

 

 

 

л 2 ' 3 g S

тг =f s ä g

 

3 < o

eo

c

 

a a

й

 

a

 

CO

 

 

 

4 Ь cu ;±

 

H X

fcdss a

5 §

Щ5 h

 

 

 

ч

 

о

з

и

S

£2 Ч О

 

 

c

со

 

0

3

0

 

 

«

 

О VO

 

 

С

3- Ч

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о.

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o

. a

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

о

о - ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

a

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

о

з

 

 

 

 

 

СП

 

 

 

 

О)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CL

X

со

о

ч

о

U

О <N 00 СО

ад I

 

5 <5

 

к ад

 

Ч

 

g o

 

So;

 

X o

 

о о

 

ад о

 

.о«

 

ЧІй

 

СО 5 J

 

Н >%

 

U =

QJ

О

3

о

Я

о .

 

3 «

 

5 а>

 

^ * >-

I£ «=с g

3IЕOJз

Jз

3 Оec

О 5

U D-

ec 3 OJ со

s ° c "

139


 

 

 

GJ

jl

 

 

 

2

я

 

 

 

ШJ2 ш

vo

 

 

О^о

 

Ю S

ü

 

 

n S -

a

 

 

S

 

 

a Äi-

 

 

О*

о

 

 

 

3

fc Xа

 

 

 

5?

 

 

 

c->

ОD-H

 

 

 

н (Uи

 

 

 

О

^ о о

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

с:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— с

a

_

 

 

X

 

X

 

 

Он

 

«у

 

 

 

£

 

 

и

 

 

 

 

h-оо

 

 

 

СО CVJ

 

 

 

LQ^

 

 

 

СО сч

 

 

 

3 §

 

 

 

ч

 

 

 

 

So

 

 

 

*

і

 

 

 

О

I

 

 

 

ТГ о

 

 

 

J2

0 3

 

 

 

Ча

 

 

 

га

о

 

 

 

н

>-»

 

 

 

О

=

 

 

с-

 

 

 

о

 

 

 

 

а

_

 

 

 

QJ

 

 

о- <у

C L

н

U

. . ГТІ

г

о Е

Ій О

^Г-

'-f 1>

о

wrj<M

оg o

+

-VO

о

го«

гам С н

оо

га +

СО

2

-

00

 

Z

о

 

CL

га

5 . °

с: о

3

§

3

§

 

 

ГО

S - О

■Os'?m I

га оо

К u-tf

= = о

о о <-

х : о S

и а

о _оо с ^—га

to са =

■* •>, н -

ч CQ ^

га £> .-

н г З

и 5 §-

•О О

3 з

>» £■ d о

о <■>

С

о

Z

н

U

о

ч

а.

ь

о

оо

X

СО >>

>оо

со

оh~

СО

С{

я

О

 

СXX

 

 

 

о.

 

 

 

к

 

 

 

и

 

 

 

н

 

 

 

Чі

 

 

 

X

 

 

 

S3

 

CL

с .

 

3

 

с

 

 

а

 

 

 

 

н

12,3

о

 

 

 

о.

 

 

 

клепки

 

 

 

поверхности; твердость

 

^

н

линдрмческоіі

 

о

 

 

 

о

 

 

га

о

 

 

 

=5

 

 

 

су

 

 

 

и

рессоры

 

 

 

 

Н

140



ДОВОДКА ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ПОДВЕСКИ

Всесторонние испытания показали, что выбранные парамет­ ры подвески обеспечивают хорошую плавность хода автомобиля ЗИЛ -130 и достаточную долговечность основных детален и уз­ лов подвески. Однако для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 необходи­ ма была доводка отдельных деталей и узлов, так как этот авто­ мобиль предназначен для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Доводке подверглись: сухари и накладки коренного листа задней подвески, узел крепления рессор к заднему мосту и узел крепления отъемного ушка к задней рессоре.

Сухари и накладки коренного листа задней рессоры

Поверхности скольжения сухарей и накладок скользящих концов передних н задних рессор автомобилей ЗИЛ-130 вначале имели пониженную твердость. В результате этого при эксплуата­ ции автомобилей в тяжелых дорожных условиях наблюдался повышенный износ указанных поверхностей. Поэтому было ис­ пытано несколько вариантов сухарей в сочетании с накладками коренного листа, имеющими твердость HRC 39—47. Средняя долговечность сухарей при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях составила (в тыс. км):

Серийные

с у х а р и ...........................

11

Сухари

с

цементацией ....................

55

Сухари

с нитроцементацией . . .

36,6

Сухари с цементуемой поверхностью были внедрены в произ­ водство. Далее было проверено влияние твердости накладки на износостойкость пары сухарь — накладка. Результаты испыта­ ний приведены в табл. 51.

Из данных, приведенных в табл. 51, следует, что износ пары сухарь — накладка твердостью HRC 56—64 в 2—3 раза меньше износа пары сухарь — накладка твердостью HRC — 39—47.

51. Результаты испытаний серийного сухаря с накладками коренного листа рессоры различной твердости

 

 

 

 

[ Ізнос

 

 

 

 

Твердость

 

Сухаря

 

 

Накладки

Пробег

Сухарь

 

 

 

автомо-

накладки

 

в %

 

 

в %

бнля

 

HRC

в мм

 

в мм

в тыс. км

 

 

номинальной

номинальной

 

 

 

 

толщины

 

толщины

 

Левый

39—47

5

42

 

6,5

81

 

Правый

56-62

3

25

 

9

25

 

Левый

55—62

2

16

1,5

19

 

Правый

39—47

5,5

47

7

87

 

141


По технологическим соображениям нижний предел твердости накладок оказалось возможным увеличить только до HRC 50.

Усиленный узел крепления рессор

кзаднему мосту

Впервоначально разработанной конструкции узла крепления рессор был выявлен дефект: срезались фиксирующие выдавки нижнего листа рессоры, что приводило к нарушению крепления рессоры к картеру заднего моста. Усиленный узел крепления от­ личался от серийного наличием в нижнем листе выдавки диа­ метром 2 0 мм, расположенной центрально и входящей в коничес­

кое отверстие подушки рессоры, а также применением литой накладки стремянок рессоры (как у автомобиля ЗИЛ-164А) взамен штампованной. Испытания показали, что долговечность опытного узла в несколько раз выше серийного.

Впроцессе эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130- выявились

следующие недостатки крепления отъемного ушка (в основном задней рессоры): ослабление затяжки стремянки крепления ушка; разрушение стремянки, стопорной пластины гаек стремян­ ки и стопорной пластины болтов; ослабление гаек болтов креп­ ления ушка.

В результате доводочных работ был увеличен диаметр стре­ мянок с 16 до 2 0 мм, вместо стопорных пластин под гайки стре­

мянок было установлено по две пружинные шайбы, а под гайки болтов — по одной.

Установка двух пружинных шайб под каждую из гаек стре­ мянок позволила увеличить период работы крепления без необ­ ходимости производить очередное подтягивание гаек стремянок.

Для повышения надежности болтового соединения была раз­ работана новая конструкция крепления ушка, в которой два болта диаметром 16 мм заменены одним болтом диаметром 2 0 мм, а фиксирующие выдавки в коренном листе и в подкладке

ушка выполнены концентрпчно оси болта.

Испытания показали, что в условиях эксплуатации ослабле­ ние серийного крепления наступает после пробега автомобилем 3—4 тыс. км, а опытного — после пробега 30—40 тыс. км. Дан­ ная конструкция крепления ушка, на которую было получено

авторское' свидетельство*, была применена на

автомобиле

ЗИЛ-130.

узлов подвески

автомобиля

Помимо доводки деталей и

ЗИЛ-130 была проведена работа

по определению

влияния уп­

рочнения листов рессоры наклепом дробью на ее долговечность.1

1 Егоров В. П. и др. Рессора.— Изобретения, промышленные образцы, то­ варные знаки. М., 1968, № 10. (Авторское свидетельство № 213600, класс 63с, 40).

142