Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
48. Параметры |
отдельных листов |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
рессоры |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
№ |
L k |
|
R |
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
листа |
|
в мм |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
В ММ |
|
В ММ |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1350 |
|
3800 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1350 |
|
3110 |
74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1258 |
|
2455 |
81 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
1100 |
|
2455 |
62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
970 |
|
2455 |
48 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
840 |
|
2455 |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
710 |
|
2455 |
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
580 |
|
2455 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
450 |
|
2455 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
320 |
|
2455 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
200 |
|
2930 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а й |
и е. |
Длины |
первого |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
второго листов |
|
1350 |
мм) даны |
||
Рис. |
47. |
Схемы |
замеров R и Л*: |
без учета |
крепления |
отъемного ушка |
н |
|||||
скользящего кольца. |
|
|
|
|||||||||
а — листа |
К» |
I; |
6 |
— листа |
Л® 2; я |
— |
|
|
|
|
|
|
листа |
№ |
3; |
г |
— |
остальных |
листов |
|
|
|
|
|
|
6 . После сборки рессоры производят пробную осадку ее под
нагрузкой РосИспользуя выражение (5), можно написать
|
п |
_4р0 С\Ул |
|
|
|
|
|
где Оос — среднее напряжение от нагрузки |
осадки, которое со |
||||||
|
гласно ГОСТу 3396—54 выбирают |
в зависимости от |
|||||
|
предела прочности рессорной стали; о 0с = 0,85ав. |
||||||
|
Материал рессоры — рессорно-пружинная |
кремнистая |
сталь |
||||
60С2, ГОСТ 14959—69. |
Для |
нее |
предел |
прочности |
ов = |
||
= |
130 кгс/мм2. Таким образом, |
напряжение аос = 0,85-13 000 = |
|||||
= |
11 050 кгс/см2. Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
4 - 1 1 0 5 0 - 9 ,6 5 2 5 |
„ t e n |
|
|
|
||
|
Рос -------------------------- ; = ; 3 1 6 0 |
КГС |
|
||||
|
|
135 |
|
|
|
|
|
Расчет задних основных и дополнительных рессор аналоги чен приведенному расчету передних рессор.
132
Параметры рессор грузовых автомобилей ЗИЛ и характеристика деталей подвески автомобиля ЗИЛ-130
Основные расчетные параметры всех рессор автомобиля ЗИЛ-130 приведены в табл. 49, в которой даны также для срав нения расчетные размеры рессор автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164. Из этой таблицы следует, что коэффициент использо вания металла р, у рессор автомобиля ЗИЛ-130 выше, чем у рес сор автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164; при этом показатель на-
Р,кгс
то
2000
іт
юоо
500
О |
20 |
60 |
60 |
80 |
100 |
f,MM |
Рис. 48. Расчетные характеристики задних рессор грузовых автомобилей (Р0 и Рл — нагрузки, воспринимаемые соответ ственно основной и дополнительной рессорами, /д — прогиб дополнительной рессоры под нагрузкой Ря) :
1 и 1' — автомобиль ЗИЛ-130 соответственно с грузом 5 тс и без него; 2 — автомобиль ЗИЛ-164 с грузом 4 тс; 3 — автомобиль
ЗИЛ-150 с грузом 4 тс
пряженного состояния П у любой из рессор автомобиля ЗИЛ-130 ниже, следовательно, долговечность этих рессор выше. Однако удельная масса т = Q/Р основных рессор автомобиля ЗИЛ-130 незначительно отличается от удельной массы основных рессор автомобиля ЗИЛ-164. Таким образом, в рессорах грузового ав томобиля ЗИЛ-130 металл распределен более рационально.
По расчетным данным задних рессор, приведенных в табл. 48, построены для сравнения расчетные характеристики задних под весок автомобилей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 п ЗИЛ-130 (рис. 48).
Передняя (рнс. 49) и задняя (рис. 50) |
подвески автомобиля |
ЗИЛ-130 зависимого типа с продольными |
полуэллиптическими |
рессорами. Крепление передней и задней основной рессор к ра ме одинаково. Передние концы рессор установлены на пальце с помощью отъемного ушка, а задние имеют скользящую опору. Передняя подвеска снабжена гидравлическими амортизаторами.
Краткая характеристика основных деталей подвески приве дена в табл. 50.
133
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49. Основные расчетные |
данные рессор |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-150 |
|
— |
ЗИЛ-164 |
|
|
зил-ізо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛЪ |
|
Задние |
рессоры |
Задние рессоры |
|
Задние рессоры |
|||
|
|
Параметры |
|
|
|
|
Передня я |
Передняя |
|||||||||
|
|
|
|
формулы |
Передняя |
основ |
дополни |
основ |
дополни |
основ |
дополни |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
или |
формула |
рессора |
рессора |
рессора |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ная |
тельная |
|
ная |
тельная |
|
ная |
тельная |
Нагрузка на ось автомобиля с гру |
|
|
|
5365 |
2100 |
ei 50 |
|
2575 |
|
6950 |
|||||||
зом в к г с |
............................................... |
|
|
|
|
|
|
— |
2085 |
|
|
||||||
Расчетная |
нагрузка |
на |
рессору Р |
|
|
|
|
|
800 |
1870 |
730 |
1050 |
2340 |
660 |
|||
в к г с ...................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
— |
800 |
1830 |
670 |
||||||
Длина рессоры L в м м |
................... |
|
|
— |
1050 |
1375 |
917 |
1100 |
1375 |
917 |
1350 |
1410 |
1050 |
||||
Ширина листов & в м м |
................... |
|
|
— |
63 |
76 |
76 |
63 |
76 |
76 |
65 |
75 |
75 |
||||
Толщина |
листов f в м м ................ |
|
|
|
2 по 8 |
9,5 |
8 |
6,5 |
9,5 |
8 |
9 |
9,5 |
8 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 по6,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Число листовXвысота пакета в мм |
|
— |
14X94 |
12x114 |
9x72 |
14X91 |
12X114 |
9x72 |
11X99 |
16X152 |
9x72 |
||||||
Момент инерции центрального се |
|
|
2,2677 |
6,516 |
2,9184 |
2,0185 |
6,5160 |
2,9184 |
4,3436 |
8,574 |
2,880 |
||||||
чения рессоры Іп в см4 .................... |
|
|
|
— |
|||||||||||||
Момент |
сопротивления |
централь |
|
|
6,6675 |
13,718 |
7,2960 |
6,2107 |
13,718 |
7,2960 |
9,6525 |
18,048 |
7,20 |
||||
ного сечения |
рессоры Wn в см3 . . |
|
м |
||||||||||||||
Коэффициент |
прогиба |
рессоры |
|
(И) |
0,860 |
0,892 |
0,866 |
0,870 |
0,892 |
0,866 |
0,884 |
0,913 |
0,866 |
||||
Коэффициент формы |
рессоры |
ß . . |
|
|
0,237 |
0,166 |
0,222 |
0,214 |
0,166 |
0,222 |
0,181 |
0,125 |
0,222 |
||||
Расчетный |
прогиб рессоры f |
в см |
|
(4) |
5,36 |
9,93 |
2,34 |
7,0 |
10,14 |
2,55 |
8,02 |
10,63 |
3,50 |
||||
Среднее |
расчетное напряжение ат |
|
|
|
|
2105 |
3542 |
4686 |
2294 |
3671 |
4570 |
2406 |
|||||
в кгс/см2 ............................................... |
|
|
|
|
|
|
|
(5) |
3150 |
4586 |
|||||||
Показатель |
напряженного состоя |
|
|
|
|
|
1339 |
1472 |
1437 |
1296 |
1402 |
1285 |
|||||
ния П ...................................................... |
|
|
|
|
|
|
(10) |
1361 |
1455 |
1376 |
|||||||
Номинальная масса рессоры Q в кг |
Q = |
SL/ep |
30,4 |
57,3 |
25,9 |
31,7 |
'57,3 |
25,9 |
42,0 |
73,8 |
28,4 |
||||||
Удельная |
масса рессоры от в кг/тс |
т = QIP |
38,0 |
31,3 |
38,7 |
39,6 |
30,7 |
35,5 |
40,0 |
31,6 |
43,1 |
||||||
Теоретическая |
масса |
рессоры QT |
|
оPf |
|
|
|
21,5 |
41,6 |
17,05 |
30,1 |
|
18,9 |
||||
в к г |
|
|
|
|
|
|
|
20,8 |
41,6 |
17,05 |
57,3 |
||||||
|
|
|
|
|
|
>т= З Е ~ ~ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
а2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент |
использования |
ме |
|
|
|
|
|
0,678 |
0,725 |
0,658 |
.0,717 |
.0,777 |
0,665 |
||||
талла ц .................................................. |
|
|
|
|
|
|
м-= QTI Q |
0,685 |
0,725 |
0,658 |
134 |
135 |
|
В |
А |
У |
К
Рис. 49. Передняя подвеска
Рис. 50. Задняя подвеска
Чистота Основные параметры в мм поверхПримечание
Материал, термообработка н твердость
Деталь
о
et <и
з 5
О - А
О к
о О-
Ос
Оо
о
Е ^
et 3 ^
О Я J J
C L > , Т І
£ <N
5 ? - Н
Кt"-
о
е- си
и |
га |
|
о |
“ |
а |
а - |
|
и |
о |
га |
ь |
|
|
|
а а йь |
||||
|
(!) |
|
О |
|
|
a |
|
= |
|
|
и |
О |
|
О |
|
о |
|
о |
н |
|
о |
4,- |
я |
|
|
со ^ |
с- |
||
|
0 5 |
5 |
о |
|
|
I-у |
га |
|0 5sс о°CQ
та СО о h е; о
та . „ “
5U 4
Ио 2
-о -3
сч со \о
иО II |
£я1 . |
< ° g |
=1 |
g Юга !
5 * * : га о н I
U соО I!
*н га I
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
О |
|
|
|
а |
с |
К |
|
к |
о |
||
|
о |
et |
го |
|
|
к |
к |
К |
3 |
|
|
|||
. . О) |
к |
К |
=; |
|
et et |
О) |
|||
га |
о. |
н |
||
CL (!) |
тага |
|
||
о |
с |
СО со |
|
|
и |
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
О) |
|
|
|
|
а
о |
<у |
з |
5 |
з |
Ё |
га |
з |
о о |
з* |
та t"- |
|
Ь |
о |
5 |
3 |
а >> |
|
|
!> |
t> |
О
а, о_>
а
*г ю
О о
сь=> Ь- л. О ^ s со г'Sасо
^3л 5 а. Н
о
о
'ю
оо
1> |
|
Tj*CD |
о |
||
|
О [> |
||||
|
|
. . |
о |
|
|
|
|
о о |
CL |
|
|
|
|
+ + |
a |
|
|
|
|
со |
|
||
|
|
СО |
<У |
|
|
|
|
а |
га |
|
|
|
|
н |
о |
|
|
|
|
а |
с |
|
|
|
|
C L |
ся |
|
|
|
|
Е— — |
|
||
о. |
|
2 |
Р |
|
|
|
|
|
|
||
о |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
ь |
— N- |
■= |
SSS |
||
О |
|||||
|
CS о |
||||
о |
+ • |
£ ?=° |
|||
* |
£ + + |
||||
- |
о |
>, |
я |
о |
|
та |
со |
||||
с- га |
^ |
||||
|
|
га |
Cf |
S. Ж |
|
|
|
|
СО CQ
га ^
га U
I J J I
Tt* I
Ё§
^ Ю
га
f- ^
U о
CL
О
о _
S*
О
+ I |
|
|
+ |
1 |
|
со |
|
|
г- |
|
|
00 |
|
|
0 5 |
|
|
|
|
|
чЗ |
к |
|
ю |
|
|
“ |
о |
|
О |
|
ю |
а |
|
|
|
о |
|
- |
о |
|
X |
га |
|
—I |
га |
|
CL |
X |
°- |
|||
О |
Л» |
|
|||
§ |
§ |
|
I |
§ |
|
_ |
а» |
|
^ |
ö |
|
о |
|
^ |
О) |
||
га |
о |
|
га |
У |
|
о |
Z- |
|
ѵо |
о |
|
ja |
S |
|
л |
a |
|
та |
о |
|
3 |
2 |
|
<У^r- |
|
|
|||
О. ^ |
|
а |
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
О СО |
|
|
|||
t-. ОО |
|
|
|||
СОсч |
|
|
|||
! |
|
I |
|
|
|
О |
— 1 |
|
|
||
ю ^ |
|
|
|
|
|
0 0 |
СЧ |
|
|
||
«03 |
|
|
|
||
ч |
|
|
|
|
|
§ и |
|
|
|
|
|
та |
|
|
|
|
|
со о |
|
|
|
||
|
о |
|
|
|
|
X е? |
|
|
|
||
о |
о |
I |
|
|
|
^ |
|
|
|
|
|
га |
о |
|
|
||
Е- |
>, |
|
|
CJ с
2 |
|
C L |
|
CL•з |
та |
:г; |
|
О |
С5 |
||
о |
Ч |
D |
|
и |
|
||
а> о |
et |
|
|
Си CL |
|
||
5С |
0) |
га |
CLС |
|
го |
||
О С |
|
||
ч |
|
|
О |
|
со |
|
|
:£ |
|
Іи |
137
Примечание |
|
|
Чистота поверхмости |
|
|
|
со |
|
мм |
X |
|
со |
||
в |
||
параметрыОсновные |
о |
|
|
Материал, термообработка и твердость
%
|
та |
|
|
Деталь |
н |
^ |
5 |
2 |
|||
|
|
о |
|
|
Си <U X |
||
|
о |
о-=( |
|
|
о |
й) |
та |
|
о |
с |
сп |
|
О |
|
|
|
! |
и |
О |
_ |
|
|
|
S 3 ’= |
о |
||
|
|
|
. О |
||
г = У гтаs |
=t » |
||||
П |
=f 2 |
m |
с |
о. со |
|
•г |
і£ -Ѳ* о |
о |
<и я |
||
< |
s ,, а. оь.. |
ш— я |
|||
|
|
|
: н |
о |
|
|
Э-о s с " |
|
|||
|
•©•= н |
о |
|
|
|
І> |
|
> |
|
|
|
|
et |
|
|
|
|
|
3 |
|
X |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
сч |
|
|
|
So |
|
|
|
|
|
£ + ! |
|
со |
|
|
|
о 2 2 |
|
|
||
|
о О |
|
о |
|
|
|
-О |
!й у |
|
|
|
I |
о |
|
I |
|
|
S « |
|
|
|
SzT о
а, с а
н§ н
ё |
§ |
5 I |
ю |
|
со |
^ |
^ |
та |
J3 |
= |
4) у |
S |
S <М |
4 S at* а ч.
(- s
У О
о
С '
3 «S
f-* I -О со
4 и ю та о
Е-
и «С -
а *
>Пи
СО |
|
со |
|
|
CD |
|
СО |
|
[ > |
[ > |
|
[ > |
{ > |
|
|||
|
|
|
|
|
=г |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
та |
|
|
|
|
та |
|
|
|
с |
|
о |
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
et |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
É- |
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
X |
|
|
|
|
и ю |
|
|
|
|
|
|
|
>,<=> |
|
|
||
а _ |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
со |
||
* + |
« |
* |
ч + |
о. |
||||
а, о |
о- |
|
си |
о |
" |
|||
н |
СО |
h |
^ |
|
<L> |
Tt*f_ C-J |
||
о |
2 |
о -- |
3 |
О |
_ |
|||
5 |
S |
^ |
S |
s |
||||
с о |
О . |
с о |
— |
та |
О-та |
го |
||
= |
О = * |
= |
о |
= |
g |
|||
ч ьч« |
=4 8t4S |
|||||||
|
О |
|
ч |
|
О |
|
^ |
|
|
CL |
ьг |
|
а. |
|
« |
||
|
03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
аз |
|
|
|
|
|
|
|
о
ІО
з |
о |
|
>з 3 =t |
|
|
—0-0 |
et |
|
1 - о о* |
||
е* о |
с |
та |
о |
|
|
138