Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

48. Параметры

отдельных листов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рессоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L k

 

R

Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

листа

 

в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

В ММ

 

В ММ

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1350

 

3800

60

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1350

 

3110

74

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1258

 

2455

81

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1100

 

2455

62

 

 

 

 

 

 

 

 

5

970

 

2455

48

 

 

 

 

 

 

 

 

6

840

 

2455

36

 

 

 

 

 

 

 

 

7

710

 

2455

26

 

 

 

 

 

 

 

 

8

580

 

2455

17

 

 

 

 

 

 

 

 

9

450

 

2455

10

 

 

 

 

 

 

 

 

10

320

 

2455

5

 

 

 

 

 

 

 

 

11

200

 

2930

2

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а й

и е.

Длины

первого

и

 

 

 

 

 

 

 

второго листов

 

1350

мм) даны

Рис.

47.

Схемы

замеров R и Л*:

без учета

крепления

отъемного ушка

н

скользящего кольца.

 

 

 

а — листа

К»

I;

6

— листа

Л® 2; я

 

 

 

 

 

листа

3;

г

остальных

листов

 

 

 

 

 

 

6 . После сборки рессоры производят пробную осадку ее под

нагрузкой РосИспользуя выражение (5), можно написать

 

п

_4р0 С\Ул

 

 

 

 

где Оос — среднее напряжение от нагрузки

осадки, которое со­

 

гласно ГОСТу 3396—54 выбирают

в зависимости от

 

предела прочности рессорной стали; о 0с = 0,85ав.

 

Материал рессоры — рессорно-пружинная

кремнистая

сталь

60С2, ГОСТ 14959—69.

Для

нее

предел

прочности

ов =

=

130 кгс/мм2. Таким образом,

напряжение аос = 0,85-13 000 =

=

11 050 кгс/см2. Следовательно,

 

 

 

 

 

 

4 - 1 1 0 5 0 - 9 ,6 5 2 5

„ t e n

 

 

 

 

Рос -------------------------- ; = ; 3 1 6 0

КГС

 

 

 

135

 

 

 

 

 

Расчет задних основных и дополнительных рессор аналоги­ чен приведенному расчету передних рессор.

132


Параметры рессор грузовых автомобилей ЗИЛ и характеристика деталей подвески автомобиля ЗИЛ-130

Основные расчетные параметры всех рессор автомобиля ЗИЛ-130 приведены в табл. 49, в которой даны также для срав­ нения расчетные размеры рессор автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164. Из этой таблицы следует, что коэффициент использо­ вания металла р, у рессор автомобиля ЗИЛ-130 выше, чем у рес­ сор автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164; при этом показатель на-

Р,кгс

то

2000

іт

юоо

500

О

20

60

60

80

100

f,MM

Рис. 48. Расчетные характеристики задних рессор грузовых автомобилей (Р0 и Рл — нагрузки, воспринимаемые соответ­ ственно основной и дополнительной рессорами, /д — прогиб дополнительной рессоры под нагрузкой Ря) :

1 и 1' — автомобиль ЗИЛ-130 соответственно с грузом 5 тс и без него; 2 — автомобиль ЗИЛ-164 с грузом 4 тс; 3 — автомобиль

ЗИЛ-150 с грузом 4 тс

пряженного состояния П у любой из рессор автомобиля ЗИЛ-130 ниже, следовательно, долговечность этих рессор выше. Однако удельная масса т = Q/Р основных рессор автомобиля ЗИЛ-130 незначительно отличается от удельной массы основных рессор автомобиля ЗИЛ-164. Таким образом, в рессорах грузового ав­ томобиля ЗИЛ-130 металл распределен более рационально.

По расчетным данным задних рессор, приведенных в табл. 48, построены для сравнения расчетные характеристики задних под­ весок автомобилей ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 п ЗИЛ-130 (рис. 48).

Передняя (рнс. 49) и задняя (рис. 50)

подвески автомобиля

ЗИЛ-130 зависимого типа с продольными

полуэллиптическими

рессорами. Крепление передней и задней основной рессор к ра­ ме одинаково. Передние концы рессор установлены на пальце с помощью отъемного ушка, а задние имеют скользящую опору. Передняя подвеска снабжена гидравлическими амортизаторами.

Краткая характеристика основных деталей подвески приве­ дена в табл. 50.

133


 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Основные расчетные

данные рессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-150

 

ЗИЛ-164

 

 

зил-ізо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЪ

 

Задние

рессоры

Задние рессоры

 

Задние рессоры

 

 

Параметры

 

 

 

 

Передня я

Передняя

 

 

 

 

формулы

Передняя

основ­

дополни­

основ­

дополни­

основ­

дополни­

 

 

 

 

 

 

 

или

формула

рессора

рессора

рессора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная

тельная

 

ная

тельная

 

ная

тельная

Нагрузка на ось автомобиля с гру­

 

 

 

5365

2100

ei 50

 

2575

 

6950

зом в к г с

...............................................

 

 

 

 

 

 

2085

 

 

Расчетная

нагрузка

на

рессору Р

 

 

 

 

 

800

1870

730

1050

2340

660

в к г с ......................................................

 

 

 

 

 

 

 

800

1830

670

Длина рессоры L в м м

...................

 

 

1050

1375

917

1100

1375

917

1350

1410

1050

Ширина листов & в м м

...................

 

 

63

76

76

63

76

76

65

75

75

Толщина

листов f в м м ................

 

 

 

2 по 8

9,5

8

6,5

9,5

8

9

9,5

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 по6,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Число листовXвысота пакета в мм

 

14X94

12x114

9x72

14X91

12X114

9x72

11X99

16X152

9x72

Момент инерции центрального се­

 

 

2,2677

6,516

2,9184

2,0185

6,5160

2,9184

4,3436

8,574

2,880

чения рессоры Іп в см4 ....................

 

 

 

Момент

сопротивления

централь­

 

 

6,6675

13,718

7,2960

6,2107

13,718

7,2960

9,6525

18,048

7,20

ного сечения

рессоры Wn в см3 . .

 

м

Коэффициент

прогиба

рессоры

 

(И)

0,860

0,892

0,866

0,870

0,892

0,866

0,884

0,913

0,866

Коэффициент формы

рессоры

ß . .

 

 

0,237

0,166

0,222

0,214

0,166

0,222

0,181

0,125

0,222

Расчетный

прогиб рессоры f

в см

 

(4)

5,36

9,93

2,34

7,0

10,14

2,55

8,02

10,63

3,50

Среднее

расчетное напряжение ат

 

 

 

 

2105

3542

4686

2294

3671

4570

2406

в кгс/см2 ...............................................

 

 

 

 

 

 

 

(5)

3150

4586

Показатель

напряженного состоя­

 

 

 

 

 

1339

1472

1437

1296

1402

1285

ния П ......................................................

 

 

 

 

 

 

(10)

1361

1455

1376

Номинальная масса рессоры Q в кг

Q =

SL/ep

30,4

57,3

25,9

31,7

'57,3

25,9

42,0

73,8

28,4

Удельная

масса рессоры от в кг/тс

т = QIP

38,0

31,3

38,7

39,6

30,7

35,5

40,0

31,6

43,1

Теоретическая

масса

рессоры QT

 

оPf

 

 

 

21,5

41,6

17,05

30,1

 

18,9

в к г

 

 

 

 

 

 

 

20,8

41,6

17,05

57,3

 

 

 

 

 

 

>т= З Е ~ ~

 

 

 

 

 

 

 

 

а2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

использования

ме­

 

 

 

 

 

0,678

0,725

0,658

.0,717

.0,777

0,665

талла ц ..................................................

 

 

 

 

 

 

м-= QTI Q

0,685

0,725

0,658

134

135


 

В

А

У

К

Рис. 49. Передняя подвеска

Рис. 50. Задняя подвеска

Чистота Основные параметры в мм поверхПримечание

Материал, термообработка н твердость

Деталь

о

et

з 5

О - А

О к

о О-

Ос

Оо

о

Е ^

et 3 ^

О Я J J

C L > , Т І

£ <N

5 ? - Н

Кt"-

о

е- си

и

га

 

о

а

а -

 

и

о

га

ь

 

 

а а йь

 

(!)

 

О

 

 

a

 

=

 

 

и

О

 

О

 

о

 

о

н

 

о

4,-

я

 

со ^

с-

 

0 5

5

о

 

I-у

га

|0 5sс о°CQ

та СО о h е; о

та . „ “

5U 4

Ио 2

-о -3

сч со \о

иО II

£я1 .

< ° g

=1

g Юга !

5 * * : га о н I

U соО I!

*н га I

 

 

 

Ч

 

 

 

 

О

 

 

 

а

с

К

 

к

о

 

о

et

го

 

к

к

К

3

 

 

. . О)

к

К

=;

et et

О)

га

о.

н

CL (!)

тага

 

о

с

СО со

 

и

 

 

 

 

и

 

 

 

 

О)

 

 

 

 

а

о

з

5

з

Ё

га

з

о о

з*

та t"-

Ь

о

5

3

а >>

 

!>

t>

О

а, о_>

а

*г ю

О о

сь=> Ь- л. О ^ s со г'Sасо

^3л 5 а. Н

о

о

'ю

оо

1>

 

Tj*CD

о

 

О [>

 

 

. .

о

 

 

 

о о

CL

 

 

 

+ +

a

 

 

 

со

 

 

 

СО

 

 

 

а

га

 

 

 

н

о

 

 

 

а

с

 

 

 

C L

ся

 

 

 

Е— —

 

о.

 

2

Р

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

ь

— N-

■=

SSS

О

 

CS о

о

+ •

£ ?=°

*

£ + +

-

о

>,

я

о

та

со

с- га

^

 

 

га

Cf

S. Ж

 

 

 

СО CQ

га ^

га U

I J J I

Tt* I

Ё§

^ Ю

га

f- ^

U о

CL

О

о _

S*

О

+ I

 

 

+

1

со

 

 

г-

 

00

 

 

0 5

 

 

 

 

чЗ

к

 

ю

 

 

о

 

О

 

ю

а

 

 

о

 

-

о

 

X

га

 

—I

га

CL

X

°-

О

Л»

 

§

§

 

I

§

_

а»

 

^

ö

 

о

 

^

О)

га

о

 

га

У

о

Z-

 

ѵо

о

 

ja

S

 

л

a

 

та

о

 

3

2

 

<У^r-

 

 

О. ^

 

а

 

 

и

 

 

 

 

 

О СО

 

 

t-. ОО

 

 

СОсч

 

 

!

 

I

 

 

О

— 1

 

 

ю ^

 

 

 

 

0 0

СЧ

 

 

«03

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

§ и

 

 

 

 

та

 

 

 

 

со о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

X е?

 

 

 

о

о

I

 

 

 

^

 

 

 

 

га

о

 

 

Е-

>,

 

 

CJ с

2

 

C L

 

CL•з

та

:г;

О

С5

о

Ч

D

 

и

 

а> о

et

 

Си CL

 

0)

га

CLС

 

го

О С

 

ч

 

 

О

 

со

 

 

Іи

137


Примечание

 

Чистота поверхмости

 

 

со

мм

X

со

в

параметрыОсновные

о

 

Материал, термообработка и твердость

%

 

та

 

 

Деталь

н

^

5

2

 

 

о

 

 

Си <U X

 

о

о-=(

 

о

й)

та

 

о

с

сп

 

О

 

 

 

!

и

О

_

 

 

 

S 3 ’=

о

 

 

 

. О

г = У гтаs

=t »

П

=f 2

m

с

о. со

•г

і£ -Ѳ* о

о

<и я

<

s ,, а. оь..

ш— я

 

 

 

: н

о

 

Э-о s с "

 

 

•©•= н

о

 

 

І>

 

>

 

 

 

 

et

 

 

 

 

 

3

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

сч

 

 

So

 

 

 

 

 

£ + !

 

со

 

 

о 2 2

 

 

 

о О

 

о

 

 

 

!й у

 

 

I

о

 

I

 

 

S «

 

 

 

SzT о

а, с а

н§ н

ё

§

5 I

ю

со

^

^

та

J3

=

4) у

S

S <М

4 S at* а ч.

(- s

У О

о

С '

3 «S

f-* I -О со

4 и ю та о

Е-

и «С -

а *

и

СО

 

со

 

 

CD

 

СО

 

[ >

[ >

 

[ >

{ >

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

та

 

 

 

 

та

 

 

с

 

о

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

et

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

É-

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

X

 

 

 

 

и ю

 

 

 

 

 

 

>,<=>

 

 

а _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

* +

«

*

ч +

о.

а, о

о-

 

си

о

"

н

СО

h

^

 

<L>

Tt*f_ C-J

о

2

о --

3

О

_

5

S

^

S

s

с о

О .

с о

та

О-та

го

=

О = *

=

о

=

g

ч ьч«

=4 8t4S

 

О

 

ч

 

О

 

^

 

CL

ьг

 

а.

 

«

 

03

 

 

 

 

 

 

 

 

аз

 

 

 

 

 

 

 

о

ІО

з

о

 

>з 3 =t

 

—0-0

et

1 - о о*

е* о

с

та

о

 

 

138