где Gс,ст и G3CT — вес, приходящийся соответственно на седель ное устройство и на ось полуприцепа в стати ческом положении, в кгс;
Gn — полный вес полуприцепа в кгс.
Рис. 99. Схема сил. действующих па автопоезд с седельным тягачом при тор можении:
Ла |
— высота |
центра |
тяжести тягача; /і п— высота |
центра тяжести полуприцепа; 0*п — |
вес |
полуприцепа; ССад НН — динамическая нагрузка |
на седло |
тягача; |
/?3 — реакция до |
|
роги на |
колеса |
полуприцепа; Т3 — тормозная |
сила на |
колесах |
полуприцепа |
Динамические нагрузки на переднюю GlÄ„H и заднюю Оодпп
оси тягача можно определить следующим образом: |
|
|
|
|
г. |
. П bL + K K , Л |
CL + K K . |
|
|
|
|
'-Чдин — и а |
, |
"Г СТс.діш |
) |
|
|
|
|
|
а, —hK |
+ Gc.ß |
iLa~ CL ) - hcK |
|
|
|
^2 |
днн — Са |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
aL, bL и /га — координаты |
центра |
тяжести |
тягача без |
полу |
|
|
|
прицепа в м; |
|
|
|
|
|
|
CL — расстояние от оси седла до задней оси автомо |
|
|
|
биля-тягача в м. |
|
|
|
|
69. Распределение динамических |
70. |
Распределение |
необходимых |
|
нагрузок в кгс по осям |
|
тормозных моментов в кгс м |
|
при торможении автопоезда |
|
по осям |
автопоезда |
|
|
с седельным тягачом |
|
|
с седельным тягачом |
|
|
|
|
Полуприцеп |
|
|
|
Полуприцеп |
Динамическая нагрузка |
борто |
фургон |
Тормозной момент |
борто |
фургон |
|
|
|
вой |
|
|
|
вой |
На |
седельное |
уст |
7600 |
8000 |
Передней оси тяга |
1485 |
1515 |
ройство ....................... |
ось |
ча ............................... |
|
|
На |
переднюю |
4850 |
4950 |
Задней оси тягача |
|
2190 |
тягача ....................... |
|
2100 |
На заднюю ось тя |
6850 |
7150 |
Оси |
полуприцепа |
|
1990 |
гача |
ось...........................полуприце |
2110 |
На |
6900 |
6500 |
|
|
|
|
|
па ............................... |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет динамических нагрузок произведен для полуприцепов двух типов: бортового и фургона. Результаты расчета сведены в табл. 69.
Тормозные моменты на осях автопоезда с седельным тягачом, соответствующие динамическим нагрузкам, определяют по фор муле
|
|
|
Мт = ^ 0 |
дИІІ/?к. |
Результаты вычислений сведены в табл. 70. |
На рис. 100 приведена расчет |
|
ная схема колесного |
тормозного |
|
механизма, |
где принято: а = |
|
= 0,155 м для заднего тормоза и |
|
0,160 м для переднего; с = |
0,165 м |
|
и е = 0,180 м. |
|
|
|
|
Размеры а, с и е выбраны ис |
|
ходя из компоновки |
тормозного |
|
механизма с барабаном |
диамет |
|
ром 420 мм, имеющим две колод |
|
ки с опорами |
и так называемый |
|
фиксированный разжимной кулак |
|
с роликовой передачей. |
|
|
Тормозной момент, |
развивае |
|
мый таким тормозом: |
|
|
Рис. 100. Расчетная схема ко |
|
|
|
|
Мт = 2 ^ бР1^ ± ^ - , |
|
(17) |
лесного тормозного механизма |
|
с—ре |
|
|
|
где р — коэффициент трения пары фрикционная накладка — ба рабан;
Rв — радиус тормозного барабана. В свою очередь,
р , + р 2 |
= р .ік, |
(18) |
где Р — сила, приложенная |
к рычагу разжимного |
кулака тор |
моза; |
|
|
|
і„ — передаточное число разжимного кулака. |
|
Из соотношения |
|
|
|
Л |
_ |
Рг |
|
с —ре |
с + ре |
|
найдем |
|
|
|
Р2 = Р 1 |
с+ це . |
(19) |
|
|
с —іхе |
|
Подставив выражение (19) в формулу (18), получим |
Л = ^ к - £= ^ £-. |
(2 0 ) |
Подставив далее формулу (20) в выражение (17), найдем выражение для определения тормозного момента
Мт = ЯікЯбЦ-£ ± 1 - |
(21) |
С |
|
|
|
Рис. 101. Расчетная схема силовой диафрагмы |
|
В данном расчете принято: Re = 210 мм пли 0,21 |
м, р, = 0,35, |
ік = 8,72 для |
переднего тормоза и ік = |
8 , 8 |
для заднего тормоза. |
|
|
|
Из выражения (21), |
если известен |
|
|
тормозной момент, можно |
найти силу |
|
|
Р, которую |
необходимо |
приложить к |
|
|
рычагу разжимного кулака и которая |
|
|
определяет размеры |
тормозной каме |
|
|
ры. Существует ряд типоразмеров тор |
|
|
мозных камер, |
характеризуемых при- |
|
|
Рис. |
102. Зависимость силы |
на |
штоке тормоз |
О |
20 |
ЬО пм / и |
ной камеры типа «24» от хода штока: |
2 — рабочее |
давление |
воздуха |
соответственно б |
|
Х о д |
ш т о к а |
|
н |
4,5 кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
веденной рабочей площадью диафрагмы, определяемой в соот ветствии с расчетной схемой диафрагмы (рис. 1 0 1 ) по формуле
5д = -^ -(0 2 + Ш -М 2).
Сила, развиваемая тормозной камерой, прямо пропорцио нальна давлению сжатого воздуха, подаваемого в камеру, и, кроме того, зависит от хода штока тормозной камеры, т. е. от прогиба диафрагмы. Эта зависимость нелинейна и при большом ходе сила резко уменьшается. Поэтому для каждого типораз мера камер существует предельная и оптимальная величины хода штока, что необходимо учитывать, выбирая передаточное число разжимного кулака.
Характер зависимости силы на штоке тормозной камеры от хода штока показан на рис. 1 0 2 .
Расчетное давление для автомобилей принято равным 6 кгс/см2, а для прицепов 4,5 кгс/см2 *.
Силы, развиваемые на штоках тормозных камер, приведены
втабл. 71. Практически, однако, трудно получить расчетную ве-
71.Параметры тормозных камер
Тип |
Расчетная площадь |
Расчетная сила |
Сила, развиваемая тормозной |
камеры |
диафрагмы |
в см2 |
на штоке в кгс |
камерой с учетом к. п. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
привода, в кгс |
12 |
|
80 |
|
|
|
480 |
|
408 |
|
16 |
|
105 |
|
|
|
630 |
|
536 |
|
20 |
|
130 |
|
|
|
780 |
|
663 |
|
24 |
|
155 |
|
|
|
930 |
|
790 |
|
30 |
|
195 |
|
|
|
1170 |
|
1000 |
|
36 |
|
230 |
|
|
|
1380 |
|
1170 |
|
|
72. Расчетные параметры эффективности тормозной системы |
|
|
|
|
|
семейства автомобилей ЗИЛ-1301 |
|
|
|
Для передних тормозов принята тормозная камера типа «16», |
для задних тормозов — типа |
«24» |
(у автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555— типа «20») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зил130В1 |
Расчетный параметр |
|
ЗИЛ-130 |
з:іл-ізог |
ЗИЛ-ММЗ-555 |
Бортовой |
Полупри |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полупри |
цеп-фур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цеп |
гон |
Необходимый |
тормо |
|
|
|
|
|
|
зной момент одного тор |
|
|
|
|
|
|
моза |
в к г с - м |
...............сила |
730/875 |
710/945 |
685/740 |
743/1050 |
758/1095 |
Необходимая |
584/700 |
568/756 |
548/592 |
595/840 |
606/876 |
тормозной камеры в кгс |
Сила, |
развиваемая |
536/790 |
536/790 |
536/663 |
536/790 |
536/790 |
тормозной камерой, в кгс |
Реализуемый |
тормоз |
|
|
|
|
|
|
ной момент одного тор |
675/990 |
675/990 |
675/740 |
675/990 |
675/990 |
моза |
в к г с - м ............... |
момент, |
Тормозной |
|
|
|
|
|
|
реализуемый тормозами |
1350/1980 |
1350/1980 |
1350/1480 |
1350/1980 1350/1980 |
одной оси, |
в кгс-м . . . |
Расчетный суммарный |
|
|
|
|
|
|
тормозной |
момент |
в |
3210 |
3310 |
2850 |
3585 |
3695 |
к г с - м ............................... |
|
суммар |
Реализуемый |
|
|
|
|
|
|
ный |
тормозной |
момент |
3330 |
3330 |
2830 |
3330 |
3330 |
в к г с - м ........................... |
|
|
|
Расчетное замедление |
|
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
в м/с2 ............................... |
|
|
|
|
Реализуемое замедле |
|
|
|
|
|
|
ние в |
м/с2 ....................... |
|
|
|
|
6,2 |
6,0 |
6,0 |
5.6 |
5,5 |
1 В числителе указаны расчетные параметры для |
передней оси, |
а знаменателе — для |
задней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
Для |
одиопроводиого пневматического привода тормозов прицепов по |
старому ГОСТу 4364—48 максимальное давление равно 4,8—5,3 кгс/см2.