Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Gс,ст и G3CT — вес, приходящийся соответственно на седель­ ное устройство и на ось полуприцепа в стати­ ческом положении, в кгс;

Gn — полный вес полуприцепа в кгс.

Рис. 99. Схема сил. действующих па автопоезд с седельным тягачом при тор­ можении:

Ла

— высота

центра

тяжести тягача; /і п— высота

центра тяжести полуприцепа; 0*п —

вес

полуприцепа; ССад НН — динамическая нагрузка

на седло

тягача;

/?3 — реакция до­

 

роги на

колеса

полуприцепа; Т3 — тормозная

сила на

колесах

полуприцепа

Динамические нагрузки на переднюю GlÄ„H и заднюю Оодпп

оси тягача можно определить следующим образом:

 

 

 

 

г.

. П bL + K K , Л

CL + K K .

 

 

 

 

'-Чдин — и а

,

"Г СТс.діш

)

 

 

 

 

 

а, —hK

+ Gc.ß

iLa~ CL ) - hcK

 

 

 

^2

днн — Са

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

aL, bL и /га — координаты

центра

тяжести

тягача без

полу­

 

 

 

прицепа в м;

 

 

 

 

 

 

CL — расстояние от оси седла до задней оси автомо­

 

 

 

биля-тягача в м.

 

 

 

 

69. Распределение динамических

70.

Распределение

необходимых

 

нагрузок в кгс по осям

 

тормозных моментов в кгс м

 

при торможении автопоезда

 

по осям

автопоезда

 

 

с седельным тягачом

 

 

с седельным тягачом

 

 

 

 

Полуприцеп

 

 

 

Полуприцеп

Динамическая нагрузка

борто­

фургон

Тормозной момент

борто­

фургон

 

 

 

вой

 

 

 

вой

На

седельное

уст­

7600

8000

Передней оси тяга­

1485

1515

ройство .......................

ось

ча ...............................

 

 

На

переднюю

4850

4950

Задней оси тягача

 

2190

тягача .......................

 

2100

На заднюю ось тя­

6850

7150

Оси

полуприцепа

 

1990

гача

ось...........................полуприце­

2110

На

6900

6500

 

 

 

 

 

па ...............................

 

 

 

 

 

 

 

238


Расчет динамических нагрузок произведен для полуприцепов двух типов: бортового и фургона. Результаты расчета сведены в табл. 69.

Тормозные моменты на осях автопоезда с седельным тягачом, соответствующие динамическим нагрузкам, определяют по фор­ муле

 

 

 

Мт = ^ 0

дИІІ/?к.

Результаты вычислений сведены в табл. 70.

На рис. 100 приведена расчет­

 

ная схема колесного

тормозного

 

механизма,

где принято: а =

 

= 0,155 м для заднего тормоза и

 

0,160 м для переднего; с =

0,165 м

 

и е = 0,180 м.

 

 

 

 

Размеры а, с и е выбраны ис­

 

ходя из компоновки

тормозного

 

механизма с барабаном

диамет­

 

ром 420 мм, имеющим две колод­

 

ки с опорами

и так называемый

 

фиксированный разжимной кулак

 

с роликовой передачей.

 

 

Тормозной момент,

развивае­

 

мый таким тормозом:

 

 

Рис. 100. Расчетная схема ко­

 

 

 

 

Мт = 2 ^ бР1^ ± ^ - ,

 

(17)

лесного тормозного механизма

 

с—ре

 

 

 

где р — коэффициент трения пары фрикционная накладка — ба­ рабан;

— радиус тормозного барабана. В свою очередь,

р , + р 2

= р .ік,

(18)

где Р — сила, приложенная

к рычагу разжимного

кулака тор­

моза;

 

 

 

і„ — передаточное число разжимного кулака.

 

Из соотношения

 

 

 

Л

_

Рг

 

с —ре

с + ре

 

найдем

 

 

 

Р2 = Р 1

с+ це .

(19)

 

 

с —іхе

 

Подставив выражение (19) в формулу (18), получим

Л = ^ к - £= ^ £-.

(2 0 )

2 3 !)


Подставив далее формулу (20) в выражение (17), найдем выражение для определения тормозного момента

Мт = ЯікЯбЦ-£ ± 1 -

(21)

С

 

 

 

Рис. 101. Расчетная схема силовой диафрагмы

 

В данном расчете принято: Re = 210 мм пли 0,21

м, р, = 0,35,

ік = 8,72 для

переднего тормоза и ік =

8 , 8

для заднего тормоза.

 

 

 

Из выражения (21),

если известен

 

 

тормозной момент, можно

найти силу

 

 

Р, которую

необходимо

приложить к

 

 

рычагу разжимного кулака и которая

 

 

определяет размеры

тормозной каме­

 

 

ры. Существует ряд типоразмеров тор­

 

 

мозных камер,

характеризуемых при-

 

 

Рис.

102. Зависимость силы

на

штоке тормоз­

О

20

ЬО пм / и

ной камеры типа «24» от хода штока:

2 — рабочее

давление

воздуха

соответственно б

 

Х о д

ш т о к а

 

н

4,5 кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

веденной рабочей площадью диафрагмы, определяемой в соот­ ветствии с расчетной схемой диафрагмы (рис. 1 0 1 ) по формуле

5д = -^ -(0 2 + Ш -М 2).

Сила, развиваемая тормозной камерой, прямо пропорцио­ нальна давлению сжатого воздуха, подаваемого в камеру, и, кроме того, зависит от хода штока тормозной камеры, т. е. от прогиба диафрагмы. Эта зависимость нелинейна и при большом ходе сила резко уменьшается. Поэтому для каждого типораз­ мера камер существует предельная и оптимальная величины хода штока, что необходимо учитывать, выбирая передаточное число разжимного кулака.

Характер зависимости силы на штоке тормозной камеры от хода штока показан на рис. 1 0 2 .

240



Расчетное давление для автомобилей принято равным 6 кгс/см2, а для прицепов 4,5 кгс/см2 *.

Силы, развиваемые на штоках тормозных камер, приведены

втабл. 71. Практически, однако, трудно получить расчетную ве-

71.Параметры тормозных камер

Тип

Расчетная площадь

Расчетная сила

Сила, развиваемая тормозной

камеры

диафрагмы

в см2

на штоке в кгс

камерой с учетом к. п. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

привода, в кгс

12

 

80

 

 

 

480

 

408

 

16

 

105

 

 

 

630

 

536

 

20

 

130

 

 

 

780

 

663

 

24

 

155

 

 

 

930

 

790

 

30

 

195

 

 

 

1170

 

1000

 

36

 

230

 

 

 

1380

 

1170

 

 

72. Расчетные параметры эффективности тормозной системы

 

 

 

 

 

семейства автомобилей ЗИЛ-1301

 

 

 

Для передних тормозов принята тормозная камера типа «16»,

для задних тормозов — типа

«24»

(у автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555— типа «20»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зил130В1

Расчетный параметр

 

ЗИЛ-130

з:іл-ізог

ЗИЛ-ММЗ-555

Бортовой

Полупри­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полупри­

цеп-фур­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цеп

гон

Необходимый

тормо­

 

 

 

 

 

 

зной момент одного тор­

 

 

 

 

 

 

моза

в к г с - м

...............сила

730/875

710/945

685/740

743/1050

758/1095

Необходимая

584/700

568/756

548/592

595/840

606/876

тормозной камеры в кгс

Сила,

развиваемая

536/790

536/790

536/663

536/790

536/790

тормозной камерой, в кгс

Реализуемый

тормоз­

 

 

 

 

 

 

ной момент одного тор­

675/990

675/990

675/740

675/990

675/990

моза

в к г с - м ...............

момент,

Тормозной

 

 

 

 

 

 

реализуемый тормозами

1350/1980

1350/1980

1350/1480

1350/1980 1350/1980

одной оси,

в кгс-м . . .

Расчетный суммарный

 

 

 

 

 

 

тормозной

момент

в

3210

3310

2850

3585

3695

к г с - м ...............................

 

суммар­

Реализуемый

 

 

 

 

 

 

ный

тормозной

момент

3330

3330

2830

3330

3330

в к г с - м ...........................

 

 

 

Расчетное замедление

 

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

в м/с2 ...............................

 

 

 

 

Реализуемое замедле­

 

 

 

 

 

 

ние в

м/с2 .......................

 

 

 

 

6,2

6,0

6,0

5.6

5,5

1 В числителе указаны расчетные параметры для

передней оси,

а знаменателе — для

задней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Для

одиопроводиого пневматического привода тормозов прицепов по

старому ГОСТу 4364—48 максимальное давление равно 4,8—5,3 кгс/см2.

16 З а к . 1071

2 4 1