Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 64

 

 

Основные размеры

в мм

Чисто­

 

Деталь

та по­

Примечания

или поверхность

 

верхно­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

 

Шатун

 

Диаметр отверстия

 

большой

Ѵ7

 

 

головки 32+0,015

 

 

 

 

 

 

 

Ширина головок 26,8Д°’°з

Ѵ7

Вкладыш

Высота

1 бфо' 006

 

 

Коленчатый вал

Наружная

поверхность

Ѵ7

Диаметр

шатунной

шейки

Д8б

 

 

 

28,5_0021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр

 

коренной

шейки

Ѵ7

 

 

 

ос-1-0,020

 

 

 

 

 

 

 

Картер

 

JO+ 0 ,0 0 3

 

 

 

под под­

Ѵ6

 

Диаметр отверстия

Седло

нагнета­

шипник 72+° ’03

 

 

 

ѵю

Притирка

Плоскость,

прилегающая к

тельного

клапана

клапану

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тормозной кран

 

 

Корпус

тормоз-

Диаметр гнезда для паправ-

V6

 

ного крана

ляющего

стакана

диафрагмы

 

 

 

 

50+U,°5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр

гнезда

для

 

стакана

Ѵ6

 

 

 

уравновешивающей

 

пружины

 

 

 

 

32+ °.05

 

 

 

 

 

 

 

Направляющий

Наружный диаметр 50—

Ѵ6

 

стакан диафрагмы

Наружный диаметр 32Дд'Удд

Ѵ6

 

Стакан

уравно-

 

вешнвающей пру­

 

 

 

 

 

 

 

 

жины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65. Норма эффективности тормозных систем автомобилей и автопоездов

 

Параметры

 

 

Рабочий тормоз

Стояночный тормоз

Тормозной путь автомобиля (без нагрузки) в м (не более) при начальноіі скорости:

30 к м / ч ..........................................

15 к м / ч ...........................................

Минимальный уклон в %, на ко­

тором должен удерживаться в непо-

движном состоянии:

автомобиль ...................................

авто п о езд .......................................

СССР (нормы ГАИ)

11 (при замедле­

нии 4,2 м/с2)

 

6

(при замедлении

 

2 м/с2)

16

 

8

2 3 3


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 65

 

 

Параметры

 

 

Рабочий тормоз

Стояночный тормоз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГДР

 

Среднее замедление в м/с2 (не ме­

4

I

2

нее) ..........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФРГ

 

Суммарная тормозная сила на всех

45

I

25

колесах в %

веса автомобиля

. . .

 

 

 

 

 

 

 

 

Франция

 

Максимальное

замедление

в

м/с2

5,5

 

(не м ен ее)..............................................

 

уклон в

 

на ко­

 

Минимальный

 

 

 

 

тором

автомобиль

должен удержи­

 

 

18

ваться

в неподвижном состоянии . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Италия

 

Тормозной

путь

при

начальной

 

 

 

скорости 50 км/ч в м:

 

 

29,2,

не более

автомобиля

...................................

 

 

 

автопоезда .......................................

 

 

 

 

30,7, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

Швейцария

 

Среднее замедление в

м/с2 (не ме­

 

 

 

нее):

 

 

 

 

 

 

 

4.0

 

2.5

автомобиля

...................................

 

 

 

 

 

автопоезда

...................................

 

 

 

 

3.0

 

2, 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дания

 

Среднее замедление в м/с2 (не ме­

4,5

I

2.5

нее) ..........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Швеция

 

То же

 

 

 

 

 

 

4,33

I

1.92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Англия

 

Максимальное

замедление

в

м/с2

5,9

 

 

(не м енее)..............................................

 

уклон в %, на

ко­

 

 

Минимальный

 

 

 

тором

автомобиль

должен удержи­

 

 

19

ваться

в неподвижном состоянии . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписания ЕЭК ООН

 

 

 

 

 

 

 

 

для Европы)

 

Тормозной

путь

при

начальной

 

 

 

скорости 50 км/ч

в м (не более):

 

29,2

 

автомобиля

...................................

 

 

 

 

 

автопоезда .......................................

 

 

 

 

 

30,7

 

Среднее замедление в м/с2 (не ме­

4,4

 

нее) ..........................................................

 

 

уклон в %,

на

ко­

 

Минимальный

 

 

 

тором должен удерживаться в непо­

 

 

 

движном состоянии:

 

 

 

 

 

16

автомобиль

...................................

 

 

 

 

 

 

автопоезд .......................................

 

 

 

 

 

 

 

12

234


66. Некоторые параметры автомобилей семейства ЗИЛ-130

 

 

 

Параметры

 

 

ЗИЛ-130

ЗНЛ-ІЗОВ1

зпл-ізог

ЗПЛ-ММ3-555

Полная масса

груженого

авто­

 

 

 

 

мобиля пли

масса

снаряженного

10 500

4 100

10 800

9 295

седельного

тягача

в кг

................

при­

Полная

масса

груженого

8 000

14 500

8 000

7 500

цепа в к г ...........................................

 

груженого

авто­

Полная

масса

18 500

18 600

18 800

16 795

поезда

в

к г .......................................

 

в мм . . . .

База

автомобиля

3 800

3 300

4 500

3 300

Расстояние от передней оси до

 

 

 

 

центра

тяжести

груженого

авто­

 

 

 

 

мобиля или центра тяжести шасси

2 890

1490

3 360

2 500

седельного тягача

в м м

................

 

Высота

центра

тяжести груже­

 

 

 

 

ного автомобиля или шасси се­

1340

850

1280

1250

дельного тягача

в м м ...................

 

 

67.

Некоторые

параметры автопоезда с

седельным

тягачом

ЗИЛ-130В1

 

 

 

 

 

Параметры

 

Бортовой

Полуп рнцеп-

 

 

 

 

 

 

полуприцеп

фургон

Наибольшая нагрузка

на

седло

в кгс . .

. '. .

5500

5500

Высота

расположения

седельного устройства

 

 

от грунта

в мм

 

...........................................

 

 

 

'

1170

1170

База полуприцепа в м .......................................м

 

 

 

4480

5200

Расстояние от шкворня до центра тяжести

 

 

груженого полуприцепа' ...........................в м м

 

 

2780

3230

Высота центра тяжести груженого полупри-

 

 

цепа1 в мм

..................................................................

 

 

 

устройства до

зад-

1500

2100

Расстояние от седельного

 

 

ней оси тягача в м м ..................................................

 

 

 

 

136

136

1 Параметры определены из расчета полного и равномерного заполнения всего объема кузова грузом, имеющим соответствующую плотность.

суммарный тормозной момент всех колесных тормозов автомо­ биля или автопоезда (в кгс-м)

2МТ= KGa-RK,

(14)

где К — коэффициент торможения; К = j/g', Gа — вес автомобиля или автопоезда в кгс;

Як — радиус качения колеса автомобиля в м; Як = 0,5 м. При торможении автопоезда в сцепном устройстве могут воз­

никать силы сжатия или растяжения. Для сохранения продоль­ ной устойчивости автопоезда при торможении в сцепке должны отсутствовать силы, действующие в горизонтальной плоскости.

235


Наличие сжимающих сил в сцепке может нарушить продольную устойчивость автопоезда и привести к его складыванию, вслед­ ствие чего возможна авария. Силы растяжения в сцепке не вы­ зывают складывания автопоезда.

Силы сжатия в сцепке автопоезда могут появиться в том слу­ чае, когда отношение суммарной тормозной силы ИТ„, разви­ ваемой тормозными механизмами прицепа, к полному весу при­ цепа Ga будет меньше отношения суммарной тормозной силы ЕГХтягача к полному весу тягача GT Если соблюдается нера­ венство

sr п

sr т

Gn

От

то сжимающие силы в сцепке не возникнут.

Задавшись средним замедлением, приступают к конструиро­ ванию тормозных механизмов, тормозной момент которых обес­ печил бы данное замедление.

Рис. 98. Схема сил, действующих на автомобиль при торможении:

/іа — высота центра тяжести автомобиля; Са — вес автомобиля;

Ri н /? 2 — реакции дороги соответственно на переднее и заднее колеса автомобиля; Тj и 7%— тормозные силы соответственно

на передних н задних колесах

Ниже приведены определенные по формуле (14) тормозные моменты, обусловливающие замедление 6 м/с2 для разных моди­

фикаций автомобиля ЗИЛ-130, прицепов и автопоездов (в кгс-м):

Автомобиль ЗИЛ-130 ...........................................

3210

Прицеп к автомобилю ЗИЛ -130 ........................

2450

Автопоезд с тягачом ЗИ Л -130 ...........................

5660

Автопоезд с седельным тягачомЗИЛ-130В1

5690

Автомобиль З И Л -ІЗ О Г ............................................

3310

Прицеп к автомобилю З И Л -ІЗ О Г ....................

2450

Автопоезд с тягачом ЗИ Л -ІЗО Г .......................

5760

Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 ...............

2850

Прицеп к автомобилю-самосвалу ЗИЛ-ММЗ-555

2300

Самосвальный автопоезд.......................................

5100

236


Далее необходимо распределить суммарный тормозной мо­ мент по осям автомобиля в зависимости от возможностей реали­ зации его.

На рис. 98 показаны силы, действующие на автомобиль при торможении (без учета сил сопротивления воздуха и сопротив­ ления качению).

Тормозной момент, который может быть реализован на тор­ мозимом колесе, прямо пропорционален нагрузке на колесо (или ось) и коэффициенту сцепления шин с дорогой. Как извест­ но, нагрузка на ось движущегося автомобиля — величина непо­ стоянная и меняется в зависимости от замедления или ускоре­ ния. Тормозные моменты для передней Л4Т| и задней УИт 2 осей

в зависимости от замедления могут быть определены по следу­ ющим формулам:

MTl = KR^-~-{bL+ i\7za);

(15)

Z-a

 

Mt2 = KRK- y - (a L— Kh.d),

(16)

Z-a

 

где La, bL, aL и /іа — см. рис. 98.

Подставив в формулы (15) и (16) соответствующие величи­ ны из табл. 6 6 и 67, получим необходимое, обеспечиваемое осе­

выми нагрузками распределение тормозных

моментов между

передней и задней осями автомобиля.

Результаты

вычислений

сведены в табл. 6 8 .

 

 

 

68. Распределение тормозных моментов

 

между передними и задними осями

 

 

Тормозной момент

 

Модель автомобиля

в кгс-м на оси:

 

 

 

 

передней

задней

 

З И Л -1 3 0 .............................................

1460

1750

 

З И Л - І З О Г .............................................

1420

1890

 

З И Л -М М З -5 5 5 ...................................

1370

1480

 

Для автопоезда с седельным тягачом ЗИЛ-130В1 расчет рас­

пределения тормозных моментов по осям

ведется

несколько

иначе. На рис. 99 приведена схема сил, действующих на тормо­ зящий автопоезд с седельным тягачом.

Динамические нагрузки на седельное устройство Gc-дии и на ось полуприцепа G3 Ämi определяют по следующим формулам

(обозначения см. на рис. 99):

 

 

Ос ДИН —

Gc.cTl n + W

,

 

Ln+hcK

 

GscrLn+ G n(hc + hn)K

О з .дин =

Ln + hcK

237