66. Некоторые параметры автомобилей семейства ЗИЛ-130
|
|
|
Параметры |
|
|
ЗИЛ-130 |
ЗНЛ-ІЗОВ1 |
зпл-ізог |
ЗПЛ-ММ3-555 |
Полная масса |
груженого |
авто |
|
|
|
|
мобиля пли |
масса |
снаряженного |
10 500 |
4 100 |
10 800 |
9 295 |
седельного |
тягача |
в кг |
................ |
при |
Полная |
масса |
груженого |
8 000 |
14 500 |
8 000 |
7 500 |
цепа в к г ........................................... |
|
груженого |
авто |
Полная |
масса |
18 500 |
18 600 |
18 800 |
16 795 |
поезда |
в |
к г ....................................... |
|
в мм . . . . |
База |
автомобиля |
3 800 |
3 300 |
4 500 |
3 300 |
Расстояние от передней оси до |
|
|
|
|
центра |
тяжести |
груженого |
авто |
|
|
|
|
мобиля или центра тяжести шасси |
2 890 |
1490 |
3 360 |
2 500 |
седельного тягача |
в м м |
................ |
|
Высота |
центра |
тяжести груже |
|
|
|
|
ного автомобиля или шасси се |
1340 |
850 |
1280 |
1250 |
дельного тягача |
в м м ................... |
|
|
67. |
Некоторые |
параметры автопоезда с |
седельным |
тягачом |
ЗИЛ-130В1 |
|
|
|
|
|
Параметры |
|
Бортовой |
Полуп рнцеп- |
|
|
|
|
|
|
полуприцеп |
фургон |
Наибольшая нагрузка |
на |
седло |
в кгс . . |
. '. . |
5500 |
5500 |
Высота |
расположения |
седельного устройства |
|
|
от грунта |
в мм |
|
........................................... |
|
|
|
' |
1170 |
1170 |
База полуприцепа в м .......................................м |
|
|
|
4480 |
5200 |
Расстояние от шкворня до центра тяжести |
|
|
груженого полуприцепа' ...........................в м м |
|
|
2780 |
3230 |
Высота центра тяжести груженого полупри- |
|
|
цепа1 в мм |
.................................................................. |
|
|
|
устройства до |
зад- |
1500 |
2100 |
Расстояние от седельного |
|
|
ней оси тягача в м м .................................................. |
|
|
|
|
136 |
136 |
1 Параметры определены из расчета полного и равномерного заполнения всего объема кузова грузом, имеющим соответствующую плотность.
суммарный тормозной момент всех колесных тормозов автомо биля или автопоезда (в кгс-м)
где К — коэффициент торможения; К = j/g', Gа — вес автомобиля или автопоезда в кгс;
Як — радиус качения колеса автомобиля в м; Як = 0,5 м. При торможении автопоезда в сцепном устройстве могут воз
никать силы сжатия или растяжения. Для сохранения продоль ной устойчивости автопоезда при торможении в сцепке должны отсутствовать силы, действующие в горизонтальной плоскости.
Наличие сжимающих сил в сцепке может нарушить продольную устойчивость автопоезда и привести к его складыванию, вслед ствие чего возможна авария. Силы растяжения в сцепке не вы зывают складывания автопоезда.
Силы сжатия в сцепке автопоезда могут появиться в том слу чае, когда отношение суммарной тормозной силы ИТ„, разви ваемой тормозными механизмами прицепа, к полному весу при цепа Ga будет меньше отношения суммарной тормозной силы ЕГХтягача к полному весу тягача GT Если соблюдается нера венство
то сжимающие силы в сцепке не возникнут.
Задавшись средним замедлением, приступают к конструиро ванию тормозных механизмов, тормозной момент которых обес печил бы данное замедление.
Рис. 98. Схема сил, действующих на автомобиль при торможении:
/іа — высота центра тяжести автомобиля; Са — вес автомобиля;
Ri н /? 2 — реакции дороги соответственно на переднее и заднее колеса автомобиля; Тj и 7%— тормозные силы соответственно
на передних н задних колесах
Ниже приведены определенные по формуле (14) тормозные моменты, обусловливающие замедление 6 м/с2 для разных моди
фикаций автомобиля ЗИЛ-130, прицепов и автопоездов (в кгс-м):
Автомобиль ЗИЛ-130 ........................................... |
3210 |
Прицеп к автомобилю ЗИЛ -130 ........................ |
2450 |
Автопоезд с тягачом ЗИ Л -130 ........................... |
5660 |
Автопоезд с седельным тягачомЗИЛ-130В1 |
5690 |
Автомобиль З И Л -ІЗ О Г ............................................ |
3310 |
Прицеп к автомобилю З И Л -ІЗ О Г .................... |
2450 |
Автопоезд с тягачом ЗИ Л -ІЗО Г ....................... |
5760 |
Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 ............... |
2850 |
Прицеп к автомобилю-самосвалу ЗИЛ-ММЗ-555 |
2300 |
Самосвальный автопоезд....................................... |
5100 |
Далее необходимо распределить суммарный тормозной мо мент по осям автомобиля в зависимости от возможностей реали зации его.
На рис. 98 показаны силы, действующие на автомобиль при торможении (без учета сил сопротивления воздуха и сопротив ления качению).
Тормозной момент, который может быть реализован на тор мозимом колесе, прямо пропорционален нагрузке на колесо (или ось) и коэффициенту сцепления шин с дорогой. Как извест но, нагрузка на ось движущегося автомобиля — величина непо стоянная и меняется в зависимости от замедления или ускоре ния. Тормозные моменты для передней Л4Т| и задней УИт 2 осей
в зависимости от замедления могут быть определены по следу ющим формулам:
MTl = KR^-~-{bL+ i\7za); |
(15) |
Z-a |
|
Mt2 = KRK- y - (a L— Kh.d), |
(16) |
Z-a |
|
где La, bL, aL и /іа — см. рис. 98.
Подставив в формулы (15) и (16) соответствующие величи ны из табл. 6 6 и 67, получим необходимое, обеспечиваемое осе
выми нагрузками распределение тормозных |
моментов между |
передней и задней осями автомобиля. |
Результаты |
вычислений |
сведены в табл. 6 8 . |
|
|
|
68. Распределение тормозных моментов |
|
между передними и задними осями |
|
|
Тормозной момент |
|
Модель автомобиля |
в кгс-м на оси: |
|
|
|
|
передней |
задней |
|
З И Л -1 3 0 ............................................. |
1460 |
1750 |
|
З И Л - І З О Г ............................................. |
1420 |
1890 |
|
З И Л -М М З -5 5 5 ................................... |
1370 |
1480 |
|
Для автопоезда с седельным тягачом ЗИЛ-130В1 расчет рас |
пределения тормозных моментов по осям |
ведется |
несколько |
иначе. На рис. 99 приведена схема сил, действующих на тормо зящий автопоезд с седельным тягачом.
Динамические нагрузки на седельное устройство Gc-дии и на ось полуприцепа G3 Ämi определяют по следующим формулам
(обозначения см. на рис. 99): |
|
|
Ос ДИН — |
Gc.cTl n + W |
, |
|
Ln+hcK |
|
GscrLn+ G n(hc + hn)K
О з .дин =
Ln + hcK