Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крутящий момент, необходимый для проворачивания коленча­ того вала, не должен превышать 0,8 кгс-м. Плунжеры разгру­ зочного устройства должны перемещаться в своих гнездах сво­ бодно, без заедания при действии усилия не более 0,5 кгс.

У комбинированного тормозного крана регулируют на специ­

альном стенде растормаживающее давление

секции

прицепа

(в пределах 4,8—5,3 кгс/см2). Регулировку

производят

путем

затягивания или ослабления следящей пружины. Регулируют также предварительное натяжение следящей пружины секции

тягача. Добавляя

или

уда­

хгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

ляя

прокладки,

регулируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///

ход

впускных

клапанов

в

 

 

 

 

 

 

 

/

/

пределах 2,5—3 мм. На стен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///

 

де

определяют

статическую

_

 

 

 

 

/

 

/

 

характеристику

 

(рис.

97)

 

 

 

 

 

//

/ *

 

тормозного крана. Кроме то­

 

 

 

 

 

//

 

 

 

го, проверяют герметичность §, ^J___

 

\7

 

/ / /

 

 

 

 

его уплотнений

и деталей,§

 

 

 

У/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//

 

 

 

 

_________________ :

 

 

J

 

 

//

 

 

 

 

 

1

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IА о

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж \

 

 

 

 

 

Рис. 97. Статическая характеристикх

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ка комбинированного тормозного

/

 

/

/

\

\

 

 

 

 

 

 

крана:

 

 

 

 

 

 

 

 

/ —

давление

воздуха,

подаваемого

 

/

/

 

 

\

 

 

 

 

секцией прицепа; 2

давление

воз­

 

 

,

 

 

 

 

 

духа,

подаваемого

секцией

тягача;

 

( 7

J0

40

 

50

60 кгс

 

---------- —

после

модернизации;

Q

 

10

20

 

— — —■ ““

до

модернизации

 

 

Сила на рычаге тормозного крана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обмазывая возможные места утечки воздуха мыльной эмульси­ ей. Таким же образом проверяют герметичность тормозных ка­ мер, разобщительного крана и соединительной головки. Все эти узлы подвергаются проверке на работоспособность.

Негерметичность сварных ресиверов тормозной системы об­ наруживают с помощью воды под давлением 1 2 кгс/см2, а трубо­

проводов (сварных) — с помощью сжатого воздуха под давлени­ ем 4 кгс/см2 после их гибки.

Вся пневматическая система привода тормозов проходит проверку на автомобиле. Проверяют давление воздуха в ресиве­ рах и пределы работы регулятора давления, следящее действие привода, т. е. соответствие давления в тормозных камерах ходу педали тормоза и усилию на педали, которое не должно превы­ шать 30 кгс. При полном ходе педаль не должна доходить до пола кабины на 10—30 мм, а свободный ход педали должен быть не более 60 мм. Проверяют также герметичность всей пнев­ матической системы; падение давления в течение 15 мим не долж­ но превышать 0,5 кгс/см2.

Регулируют ход штоков тормозных камер, который для перед­ него тормоза составляет 25 мм, а для заднего — 30 мм. Давление

229


воздуха, подаваемого в соединительную головку, должно быть в пределах 4,8—5,3 ктс/см2.

Для обеспечения герметичности пневматической системы ко­ нические резьбовые соединения допускается уплотнять резиловой смолой № 80 (МХП 1856—48).

В табл. 63 приведены материалы, применяемые для изготов­ ления деталей тормозной системы, а в табл. 64 — основные раз­ меры наиболее ответственных деталей.

РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗОВ

Основными показателями, характеризующими эффективность и совершенство тормозной системы, являются замедление и тор­ мозной путь, измеренные при резком так называемом аварийном торможении автомобиля.

Втранспортном законодательстве разных стран приняты различные нормы, регламентирующие замедление и тормозной путь для автомобилей разных типов. Кроме того, существуют нормы на эффективность тормозных систем, рекомендуемые автомобильным подкомитетом ЕЭК. ООН.

Втабл. 65 приведены нормы разных стран для грузовых ав­ томобилей и автопоездов (для класса автомобилей, к которому относятся семейство автомобилей ЗИЛ -130). Эти нормы предпи­ сывают допускаемый минимум эффективности тормозной систе­

мы. Практически все автомобили и автопоезда, выпускаемые в этих странах, снабжены тормозными системами, эффективность которых превышает приведенные нормы на 20—50%. Это обсто­ ятельство, а также возможное в дальнейшем ужесточение норм следует учитывать при проектировании тормозной системы ново­ го автомобиля.

Определить тормозной путь будущего автомобиля расчетным путем весьма затруднительно. Зависимость же между тормозным моментом и замедлением известна. Таким образом, задаваясь необходимой величиной замедления, можно рассчитать тормоз­ ной момент, обеспечивающий такое замедление.

Из табл. 65 следует, что среднее замедление для рабочего тормоза колеблется в пределах 4,0—4,5 м/с2. Ужесточив эту нор­ му на 50%, получим замедление 6,0—6,75 м/с2. Автомобиль с тормозами, обусловливающими такое замедление, будет соот­ ветствовать любой из приведенных в табл. 65 норм и сможет ус­ пешно конкурировать по эффективности тормозной системы с за­ рубежными автомобилями.

Параметры автомобилей и автопоездов, необходимые для рас­ чета эффективности тормозной системы, приведены в табл. 6 6

и 67.

Принимая замедление, которое должны обеспечивать рабо­ чие тормоза і 6 м/с2, можно определить требуемый для этого

230



63. Материалы, применяемые для деталей тормозной системы

 

 

 

Деталь

 

Материал, термообработка и твердость

Тормозные барабаны

 

Серый

чугун

 

СЧ

18-36

 

(3,25 —

Фрикционные накладки

3,5% С), НВ 180—220

 

 

1—59,

 

Асбестовая

композиция

 

Колодки

тормозов

передних

|х = 0,35

 

 

 

 

 

 

 

колес

Ковкий чугун КЧ 35-10

 

 

Колодки тормозов задних колес

Алюминиевый сплав АЛ 10В

 

Разжимные

кулаки

 

Сталь 45,

закалка

т. в. ч.

профиля

 

 

 

 

 

на глубину 5 мм,

не более,

шейки —

Ролики колодок

 

на 1,5—3,5 мм, HRC 50—62

 

 

 

 

Сталь

45,

закалка

т. в. ч. на глу­

 

 

 

 

 

бину 1,5—3,0 мм, HRC 50—62

 

Опоры роликов колодок и сухари

Сталь 20,

цементация, HRC 56—62

колодок

корпуса

регулировочных

Ковкий чугун КЧ 35-10

 

 

Суппорт,

 

 

рычагов, кронштейны тормозных ка­

 

 

 

 

 

 

 

 

мер, разжимных кулаков и стояноч­

 

 

 

 

 

 

 

 

ного тормоза

 

 

 

 

Сталь 45, HRC 27—33

 

 

Червяк и червячная шестерня регу­

 

 

лировочного

рычага

тормозной аппа­

Цинковый сплав или сплав АЛ4

Корпусные детали

ратуры

 

 

 

 

(литье под давлением)

 

 

Блок цилиндров компрессора

 

Серый чугун СЧ 18-36

 

 

Кольца плунжера

компрессора

Резина

ИРП

1345

 

 

 

64.

Основные размеры некоторых деталей

тормозной системы

 

 

 

 

 

 

Основные размеры

в мм

 

Чисто-

 

 

 

 

Деталь

 

 

 

та по-

 

Примечания

 

 

или поверхность

 

верхно-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий тормоз

 

 

 

 

 

 

 

Тормозной

бара-

Диаметр

рабочей

поверхно-

Ѵ6

Обработка в сбо-

бан

 

 

 

сти 420+°’38

 

 

У4

 

ре со ступицей

Фрикционная на-

Радиус рабочей поверхности

 

Проверка

в сбо-

кладка колодки

2 ,°—0,6

 

 

 

 

 

ре с колодкой

Ось колодки

Диаметры шеек: Зб“ 3’^ ^

 

Ѵ4

 

 

 

 

 

 

 

 

пп— 0,025

 

Ѵ4

 

 

 

Суппорт

 

 

 

 

— 0,085

 

 

 

 

 

 

 

Диаметры отверстий для оси

У4

 

 

 

 

 

 

 

колодки: 3 5 + 0■05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 2 + 0 , 0 4 5

 

 

У4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разжимной

ку-

Диаметр шеек 38~д ’оіі

 

У7

 

 

 

лак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подшипник

раз-

Диаметр

отверстия

во втул-

У6

 

Обработка после

жнмного кулака

ках 38+°;“?°

 

 

 

 

запрессовки

вту­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лок

 

 

 

231


 

 

Продолжение табл. 64

 

Основные размеры в мм

Чисто-

 

Деталь

та по-

Примечания

или поверхность

верхпо*

стн

 

 

 

Стояночный тормоз

Тормозной бара-

Диаметр рабочей поверхности

бан

 

 

260+° • 1S5

 

 

 

Фрикционные на-

Диаметр рабочей поверхности

кладки колодок

260_0 ^з

 

 

 

Разжимной

ку-

Диаметры шеек: 28~{j'o7

лак

 

 

 

 

0 0 —0.04

Подшипники

 

 

, ^ —0,0 7

Диаметры отверстия во втул-

разжимного

кула­

ках: 2 8 ^іо' о4

 

 

ка

 

 

2о+о°:24S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компрессор

Блок цилиндров

Диаметр

цилиндра

60+0,03

компрессора

 

Диаметр

под гнездо

впуск­

 

 

 

ного клапана

17+0' 019

 

 

 

Диаметр отверстия для вту­

 

 

 

лок плунжеров із+ ° - 035

Седло

впускного

Диаметр

посадочной поверх-

клапана

 

 

ностн 17+g'^ 2

 

Втулка

плунже-

Торец седла

 

Наружный диаметр

ІЗдІо' oso

ра

 

 

Внутренний диаметр

10+ ° ’ 03

Кольца поршня

Наружная

поверхность

 

 

 

Толщина

 

компрессионного

 

 

 

кольца 2,5_ 0

012

 

 

 

 

Толщина маслосъемного коль­

 

 

 

ца 4,755_д 02

 

 

Поршень

 

Ширина

канавок:

 

 

 

 

компрессионного кольца

 

 

 

о с+0,060

 

 

 

 

^'°+0,035

 

 

 

 

маслосъемного кольца

 

 

 

4,79+ ° ’ 025

 

 

 

 

Диаметр отверстия для паль-

 

 

 

ца 12,5_о Q1о

 

 

Поршневой

па-

Наружный диаметр

 

лец

 

 

12.5_о,оі2

 

 

 

Втулка

поршне-

Внутренний

диаметр

 

вого пальца

 

1О с+0,007

 

 

 

 

 

 

^> о _ о , 005

 

 

 

Ѵ 6

Ѵ4

Ѵ7

Ѵ7

Ѵ6

Ѵ6

Ѵ9 Ѵ 6

Ѵ7

Ѵ7

ѴІО

Ѵ7

Ѵ10

Ѵ6

4 8

Ѵ8

Ѵ6

Ѵ8

ѵю

Ѵ8 б

Обработка в сборе с колодками

Обработка после запрессовки вту­ лок

Хонингованпе

Притирка

___

Просвет не более 0,03 мм на ду­ ге 90°, не более

___

Сортировка на четыре группы

Сортировка на четыре группы

Обработка после запрессовки и сор­ тировка на четыре группы

2 3 2