Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческого указателя и представляет собой металлический баллон с резьбой для крепления, внутрь которого помещены две полу­

проводниковые шайбы с металлизированной поверхностью.

Со­

противление полупроводниковых шайб изменяется

в зависимо­

сти от температуры:

 

 

 

 

 

Температура в

“С ...........................................................

40

60

80

L00

120

Сопротивление

датчика в Ом ...................................

400

230

150

96

62

Изменение сопротивления датчика вызывает изменение силы тока и магнитного потока одной из обмоток логометрического указателя и соответствующее отклонение стрелки.

Испытания показали, что новые приборы контроля темпера­ туры вполне надежны и не создают радиопомех.

В связи с применением на автомобиле ЗИЛ-130 генератора переменного тока контрольная лампа цепи заряда была замене­ на амперметром, при этом изменилась компоновка приборов и оформление щитка. Амперметр, указатель уровня топлива, ма­ нометр и термометр объединены в общем корпусе. Этот комби­

нированный прибор имеет обозначение

КП-205,

а весь

новый

щиток — КП-204.

 

 

 

 

 

Такая компоновка приборов, кроме улучшения внешнего ви­

да, позволила сохранить взаимозаменяемость

щитков приборов

в целом, несмотря на увеличение количества

приборов

на нем.

У всех приборов нового щитка черные

шкалы;

цифры,

дуги,

штрихи делений и надписи на шкалах

белого

цвета.

Стрелки

двухстрелочного манометра воздуха и спидометра белые, стрел­ ки у приборов комбинации КП-205 красные, покрыты флюорес­ центной краской; ранты приборов окрашены алюминиевой крас­ кой.

На щитке имеется глазок с синим светофильтром для конт­ рольной лампы дальнего света фар, а также три отверстия для контрольных ламп типа ПД-20. Одна лампа с зеленым и две с рубиновым светофильтром сигнализируют об исправности со­ ответственно системы указателей поворота, аварийном перегре­ ве воды и о понижении давления в системе смазки двигателя.

Точность показаний спидометра проверяют на стенде, обору­ дованном электродвигателем переменного тока, вариатором с ручным управлением привода и эталонным спидометром. Про­ веряемый спидометр подсоединяют к приводу с помощью гибкого вала. Допускаемая погрешность приведена ниже:

Проверяемые точки

 

 

 

 

 

 

Скорость автомобиля в к м

/ ч ...........................

20

40

60

80

100

120

Допускаемая погрешность

показании в км/ч

-гЗ

+ 3

+ 3

-|-4

4~5

+ 6

Манометры масла и пневмоснстемы проверяют на прессе ти­ па 3/РН2, который состоит из одноцилиндрового насоса с винто-

282


вым ручным приводом, эталонного манометра класса 0,5, резер­ вуара с маслом, регулирующих вентилей и присоединительного штуцера. Проверку производят как при повышении, так и при по­ нижении давления. Допускаемая погрешность манометра возду­ ха пневмосистемы равна 0,4 кгс/см2, а манометра масла указана ниже:

Давление в кгс/см2 ...................................

1

4

Допускаемая погрешность показаний в

± 2

± 0 ,4

кгс/см2 . . . ...................................................

Для проверки указателя уровня топлива

его

подключают

к источнику постоянного напряжения 12 В через магазин сопро­ тивлений. Изменяя сопротивление, устанавливают стрелку ука­

зателя на контрольных точках шкалы,

допускаемые при этом

сопротивления имеют следующие значения:

 

 

 

Проверяемые точки ш к а л ы ...............................

0

1/4

1/2

П

Сопротивление контрольного реостата в Ом

0—6

10—19

26—38

51—62

Датчики указателей уровня топлива прооверяют на приспо­ соблении, имитирующем перемещение поплавка датчика при из­ менении уровня топлива в баке. На заданных лучевой диаграм­ мой чертежа контрольных высотах измеряют сопротивление рео­ стата, которое должно быть следующим:

Положение п о п л авк а ...........................................

0

1/4

1/2

П

Сопротивление рабочей части реостата в Ом

0—3

13—15

30—34

56—58

В датчике указателя температуры

воды проверяют

сопро­

тивление при нагреве, для чего датчик помещают в глицерино­ вую ванну. Температуру глицерина контролируют эталонным термометром. Сопротивление датчика определяют методом ам­ перметра-вольтметра. Допускаемые сопротивления приведены выше. - ; 1

Для проверки указателя температуры воды его в комплекте с датчиком подключают к источнику постоянного напряжения 12 В. Датчик нагревают в глицериновой ванне, как указано вы­

ше. Допускаемая

погрешность указателя в комплекте с датчи­

ком должна быть следующей:

 

 

 

Проверяемые

точки по шкале

приемникаУ

100

120 .

в ° С ......................................................................

погрешность в ° С

40 80

Допускаемая

................± 8 ± 5

± 5

± 6

У приборов, приводимых ,в действие гибким валом,- проверя­ ют колебания стрелки прибора и угловую деформацию троса. Для проверки колебания стрелки гибкий вал располагают по трассе, близкой к окружности радиусом 250 мм, и приводят,во вращение механизм стандартного спидометра с дополнительно

283


нанесенной градуировкой на шкале. Колебание стрелки спидо­ метра при этом не должно быть больше ± 2 км/ч.

Для проверки угловой деформации троса прибор устанавли­ вают на приспособление, позволяющее фиксировать угол закру­ чивания нагруженного троса. Гибкий вал располагают по пря­ мой. Один конец троса зажимают неподвижно, другой нагружа­ ют поочередно моментами Мі = 0,15 кгс-см и М2 = 0,75 кгс'См и фиксируют угол закручивания, который не должен превышать 20° для нагрузки ЛД и 100° для нагрузки М2.

ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

Номенклатура осветительных приборов автомобиля ЗИЛ-130 соответствует требованиям ГОСТа 8769—69 на внешние свето­ вые приборы автомобиля и их расположение. На автомобиле должны были быть установлены фары, подфарники, задние фо­ нари.

Фары. Вначале на автомобилях ЗИЛ-130 устанавливались фары ФГ2-Г2. Затем стали применять фары ФГ-122-Г с умень­ шенными корпусами и упрощенной системой регулировки. Опти­ ческие элементы фар (типа ФГ-105) снабжались измененными рассеивателями, улучшающими светораспределение. В резуль­ тате этого изменения сила света фар в направлениях, определя­ ющих слепящее действие (в точках экрана вверх — влево и вправо), несколько снизилась, а в направлениях, определяющих освещенность дороги (вниз — вправо), повысилась.

Задние фонари. На первые автомобили ЗИЛ-130 устанавли­ вали стандартные фонари типа ФП13 и отдельно на платформе световозвращатели. По предложению ЗИЛ были разработаны задние фонари ФП101, имеющие рассеиватель из полистирола, являющийся одновременно и световозвращателем. При испыта­ нии фонарей (серийных ФП13, новых ФП101 с лампами 21 и 3 св и фонаря автомобиля Форд Т750 с лампами 32 + 4 св) их свето­ технические характеристики определяли путем фотометрирования люксметром со светофильтром с расстояния 1 м при напря­

жении питания: 12,8 В для нити или лампы 21 и 32 св, 13 В для нити или лампы 3 св и 14 В для нити 4 св.

Результаты фотометрнрования показали, что фонари ФП101 имеют большую максимальную силу света, чем фонари ФПІЗ. При этом было отмечено, что рассеиватели фонарей ФП101 бо­ лее светлой окраски дают лучшие показатели.

Свойства световозвращающих элементов рассеивателей оце­ нивали путем определения относительного коэффициента отра­ жения, для чего рассеиватель освещался фарой на расстоянии 10 м. Освещенность меняли (100; 50 и 30 лк) и каждый раз из­ меряли яркость световозвращателя в апостильбах при помощи измерителя яркости ЯКП-1, который устанавливали рядом с ис­ точником освещения. Относительный коэффициент отражения

284


равен отношению яркости световозвращательных элементов рас­ сеивателя к его освещенности. Результаты измерений приведены в табл. 84, из которой следует, что по отражающим свойствам темные рассеиватели ФП101 значительно уступают другим рас­ сеивателям, а светлые рассеиватели немного уступают лишь светлым отдельным отражателям.

84. Параметры световозвращающих элементов

 

Яркость световозвращателей

Средний

Прибор

в апостильбах при освещенности

относитель­

 

в лк

 

ный коэф-

 

100,8

56

33,6

фнциент

 

отражения

Световозвращатель отдельный, се­

 

 

 

рийный:

51

29

17

0,5

т е м н ы й ...........................................

светлы й ...........................................

74

41

23

0,7

Рассеиватель фонаря

ФП101:

20

12

0,36

т е м н ы й ...........................................

37

светлы й ...........................................

63

35

21

0,62

Рассеиватель фонаря

автомобиля

29

16

0,5

Форд Т750 ...............................................

53

Видимость габаритного света, освещения номерного знака и сигнала торможения определялась в ночное время при движе­ нии автомобиля по ровному участку асфальтированного шоссе. Ее оценивали субъективно с расстояния 300 м (для габаритного света и сигнала торможения) и 25 м для освещения номерного знака. Сравнение показало, что видимость во всех случаях у фо­ наря ФП101 лучше, чем у фонаря ФП13.

Подфарники. Подфарники ПФ101-Б, устанавливаемые на автомобиле ЗИЛ-130, не подвергались изменению. Они снабже­ ны лампами 12 В 21 + 6 св; нити 21 св включены в цепь указа­ телей поворота; нити 6 св — в цепь указателей габарита.

В соответствии с требованиями международных норм на ав­ томобилях должны устанавливаться, кроме передних и задних указателей поворота, еще и боковые повторители указателей по­ ворота. В связи с этим были спроектированы фонари боковых указателей поворота для грузовых автомобилей. На основании этих чертежей завод-изготовитель разработал фонарь типа УП101 с лампой 3 св.

Лампы накаливания. При эксплуатационных испытаниях ав­ томобиля ЗИЛ-130 была отмечена недостаточная долговечность нитей ламп. Отдельные случаи выхода ламп из строя, в основ­ ном, объяснялись плохой приваркой и недостаточной вибростой­ костью нитей. Однако было проведено исследование, чтобы опре­ делить фактическое напряжение на лампах. Были определены все переходные сопротивления в. цепи каждой лампы, сопротив­ ления проводов и сила тока ,в данной цепи, а также построены

285


вольт-амперные характеристики ламп. Для определения возмож­ ного напряжения на источниках тока были проанализированы материалы испытаний 157 реле-регуляторов.

Анализ показал, что более чем у 70% реле-регуляторов регу­ лируемое напряжение равно 14,5 В и ниже. Поэтому опыты и расчеты проводились при напряжениях 14,8; 14,5 и 13,8 В.

После определения суммарных сопротивлений и сил токов в каждой цепи с учетом всех сопротивлений определяли напря­ жение на данной лампе накаливания.

Измерение сопротивления в цепях производили как на новом автомобиле, так и на автомобиле, бывшем в эксплуатации.

По результатам исследования можно сделать следующие вы­ воды:

напряжение на нитях дальнего света ламп фар (50 Вт) ме­ няется в холодном состоянии от 13,8 до 12,3 В; срок службы их соответственно равен 145—312 ч;

напряжение на нитях ближнего света ламп (40 Вт) изме­

няется в пределах 13,9—12,6 В; их срок службы равен 153—

306ч;

напряжение на нитях 6 св ламп подфарников колеблется

от 14,5 до 13,4 В, а их срок службы составляет 200—485 ч;

— напряжение на лампах 3 св заднего фонаря изменяется в пределах 14,4— 12,2 в, а их срок службы соответственно от 210 до 487 ч.

Приведенные данные показывают, что для обеспечения тре­ буемого срока службы ламп регулируемое напряжение должно быть меньше 14,5 В (14,4— 14,1 В).

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

Для улучшения отопления кабины автомобиля ЗИЛ-130 с са­ мого начала был принят вентилятор повышенной производитель­ ности. Однако электродвигательтипа МЭ211 рабочего колеса вентилятора отопителя оказался перегруженным и из-за перегре­ ва обмоток преждевременно выходил из строя. На режим работы электродвигателя, а следовательно, на параметры его рабочей точки и его нагрузку влияет ряд факторов, зависящих как от собственно электродвигателя, так и от системы отопления в це­ лом. Ниже приведены результаты исследования некоторых фак­ торов на температуру перегрева электродвигателя в °С:

Изготовление

электродвигателя........................

±10

Положение заслонки...............................................

7—8

Изготовление

рабочих к о л е с .....................................

± 2 —3

Изготовление воздуховодов.....................................

± 2 —3

Из приведенных данных следует, что в основном на темпера­ туру перегрева электродвигателя влияет разброс его параметров.

286