Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед конструкторами стояла задача создания простого, на­ дежного пневматического стеклоочистителя с центрально распо­ ложенным пневмодвпгателем и двумя симметрично-разнесенны­ ми щетками, работающими по кривой поверхности синхронно, но в противоположные стороны (к осп автомобиля или от нее). Первоначальное положение осей рычагов щеток было выбрано на плазе. За основу был взят максимальный угол обзора через очищенный сектор ветрового стекла из теоретической точки, соответствующей положению глаз водителя. Однако после по­ стройки опытных образцов оси рычагов были несколько смеще­ ны относительно продольной оси автомобиля. Небольшая высо­ та ветрового стекла при значительной ширине не позволила до­ биться большой площади очистки, и центральная часть стекла не очищается щетками.

Сектор очистки выбран так, что при движении щеток к оси автомобиля они подходят к уплотнителю стекла почти парал­ лельно нижней кромке, а при движении в обратном направлении останавливаются на границе наибольшей кривизны стекла под небольшим углом к образующей (рис. ИЗ). Поскольку из-за

Рис. 113. Передок кабины, использованный в качестве стенда для испытания стеклоочистителей (щетки нахо­ дятся в положении укладки — на нижней кромке проема ветрового стекла)

переменной кривизны стекла угол поворота щетки не соответст­ вует углу поворота оси рычага, для удобства были созданы шаблоны сектора очистки, протарированные по углу поворота оси рычага (рис. 114). Положение осей рычагов в пространстве выбрано так, чтобы изменение силы прижатия щеток к стеклу при движении последних по всему сектору очистки было мини­ мальным.

В первом варианте стеклоочистителя, получившем номер СЛ-430, был использован пневмодвигатель стеклоочистителя

292

СЛ-22, но вместо редукционного клапана

KP-11,

подающего

в цилиндр воздух под давлением 2—3,9 кгс/см2, был

применен

новый регулировочно-пусковой кран КР-24,

подающий воздух

под давлением 4, 5—7 кгс/см2, что соответствует давлению в тор­ мозной системе. Благодаря этому, мощность пневмодвигателя

Рис. 114. Шаблон, накладываемый на ветровое стекло для контроля сектора очистки правой щетки (для левой щетки шаблон симметричен):

100 и

110° — углы

соответственно

минималь­

ного и

максимального

разма.ха

щетки; 15° —

максимальный угол

укладки;

I

— нижняя

 

кромка

стекла в свету

 

увеличилась почти в 2 раза. Вместо выпуска отработавшего воз­ духа из цилиндра в атмосферу воздух отводился в кран КР-24 с последующим дросселированием в атмосферу, т. е. было соз­

дано противодавление. Вследствие этого повысилась плавность хода щеток. В системе подвода воздуха имеется фильтр для предотвращения загрязнения вневмодвигателя смазкой, попада­ ющей из компрессора. На выходном валу пневмодвигателя был установлен двуплечий рычаг, к концам которого шарнирно кре­ пятся штампованные тяги привода щеток. Гибкая балансирная щетка равномерно прилегает по всей длине, к выпуклому стеклу.

2 9 3


Рис. 116. Форсунки для обдува стекла распыленной смесыо возду­ ха и воды

Первоначально испытания проводились на специальном стен­ де (рис. 115), предназначенном для испытания различных стек­ лоочистителей с различными ветровыми стеклами, которые мож­ но устанавливать в различных положениях. На стенде воспроиз­ водятся условия работы стеклоочистителя, максимально прибли­ женные к эксплуатационным. Движение щеток может произво­ диться как по сухому, так и по смоченному стеклу. Стекло сма­ чивается при помощи специальных форсунок (рис. 116), которые

обдувают поверхность стекла распыленной смесью воздуха и воды, что имитирует встречный поток воздуха при движении автомобиля и дождь.

Впоследствии, когда были выбраны размеры щеток, их положение относительно стек­ ла, испытания и доводка про­ изводились на передке кабины (см. рис. 113); ветровое стекло смачивалось водой при помощи трубки с отверстиями, проло­ женной над ним.

Во время испытаний и до­ водки в конструкцию стекло­ очистителя СЛ-430 был внесен ряд изменений: усилены рыча­ ги щеток; пластинчатая пружи­ на, прижимающая рычаг к стеклу, заменена цилиндричес­ кой пружиной; усилена муфта рычага, а крепление муфты на оси рычага с помощью «посад­

ки на конус» заменено шлицевым соединением. Для обеспечения равномерности хода правой и левой щеток прямой двуплечий рычаг на выходном валу пневмодвнгателя был изогнут и, кроме того, были изменены плечи этого рычага и длины тяг.

Благодаря правильному подбору плеч двуплечего рычага и тяг удалось ликвидировать «заброс» щеток — переход щеток за наиболее выпуклую часть стекла при работе по смоченному стеклу с большим числом двойных ходов.

Осциллографированне пневмодвнгателя показало, что в полости у фланца с клапанным механизмом давление резко нарас­ тает и плавно спадает, а в полости у глухого фланца — оно плав­ но нарастает и резко спадает (плавное наполнение полости объ­ ясняется дросселированием воздуха в данном узком канале, пи­ тающем эту полость). Характер изменения крутящего момента пикообразный, максимального значения он достигает в крайних положениях. Описываемый стеклоочиститель имел недостатки,

2 9 4


присущие клапанному стеклоочистителю: нечеткая работа кла­ панов, поломка деталей клапанного механизма.

В новом стеклоочистителе СЛ-440 установлен золотниковый распределительный механизм. Подвод воздуха к центру меха­

низма обеспечил

одинаковый путь воздуха

к левой

и

правой

полостям

и симметричный

цикл изменения

давлений

в них.

Стеклоочиститель

(с противодавлением) применяется

с регули­

ровочно-пусковым

краном КР-24, подающим

в цилиндр воздух

под

тем

же

давлением, что и в тормозной системе

(4,5—•

7,0

кгс/см2),

и

щетками

электрического

стеклоочистителя

СЛ-45А. В конструкции этого стеклоочистителя были учтены все изменения, внесенные при доводке в стеклоочиститель СЛ-430. Кроме того, вместо штампованных тяг, соединяемых с рычагами при помощи заклепок-шарниров, применены тяги из прутка с пластмассовыми наконечниками, в которые входят сфериче­ ские головки закрепленных на рычагах пальцев.

Стеклоочиститель СЛ-440 снабжен механизмом укладки ще­ ток (для укладки их на нижнюю кромку уплотнителя ветрового стекла). Это нововведение значительно облегчило работу води­ теля, так как при невозможности мгновенно перекрыть кран по­ дачи воздуха остановить щетки в нижнем положении очень трудно.

Стеклоочиститель СЛ-440 и регулировочно-пусковой кран КР-24 имеют следующую конструкцию.

Корпус VIII пневмодвигателя стеклоочистителя (рис. 117) имеет закрытую с обоих концов крышками цилиндрическую по­ лость, в которой находится поршень двустороннего действия X. Обе части поршня, снабженные резиновыми уплотнительными кольцами, соединены между собой рейкой, находящейся в по­ стоянном зацеплении с сектором IX, жестко укрепленным на вы­ ходном валу пневмодвигателя. К корпусу VIII крепится распре­ делительный механизм VI, в одной цилиндрической полости ко­ торого находится золотник VII, а в другой механизм укладки V. Полость золотника соединена каналами как с цилиндром пнев­ модвигателя, так и с цилиндром механизма укладки, состоящего из поршня со штоком, имеющего резиновые уплотнительные кольца, и пружинного клапана, перекрывающего отверстия в дни­ ще поршня.

Золотник VII представляет собой четыре объединенных между собой поршня, снабженных резиновыми уплотнительными коль­ цами, благодаря чему полость золотника разбивается на пять изолированных камер.

Пневмодвигатель соединен двумя трубками с краном II, предназначенным для его пуска, регулировки числа двойных ходов и автоматической укладки щеток при остановке. В кор­ пусе крана размещен шариковый клапан IV двойного действия. Через втулку III проходит игла, запирающая клапан и частично или полностью открывающая отверстия для выхода отработав-

2 9 5


Рис. 117. Схема работы пневмодвигателя СЛ-440 и крана К.Р-24.

а — движение поршня слева направо; б — движение поршня справа налево

шего воздуха. Игла перемещается при вращении ручки /, с кото­ рой она соединена шарнирно.

Схема работы пневмодвигателя показана на рис. 117, а и б.. Воздух из магистрали через входное отверстие 4 (рис. 117, а) по­ ступает в кран II. При вывертывании ручки / воздух через от­ верстия 3 и 2 поступает в камеру золотника и одновременно че­ рез отверстия 3, 5 и 6 в камеру механизма укладки V. Вследст­ вие этого давления со стороны золотника и механизма укладки выравниваются.

При вывертывании ручки I шарик IV, садясь в седло втулки III, прекращает доступ воздуха через отверстия 5 и б в камеру механизма укладки, вследствие чего пневмодвигатель плавно включается.

Через отверстие 8 воздух поступает в камеру золотника пнев­ модвигателя, а оттуда через отверстие 12, канал 15 и отверстие 20 — в левую часть цилиндра, в результате чего поршень X перемещается вправо. Отработавший воздух через отверстие 19, канал 18, отверстия 11 и 10, каналы 17 и 16 и клапан односто­ роннего действия, смонтированный на механизме укладки V, по трубопроводу через отверстия 6 и 1 выходит в атмосферу. Ка­ либрованные отверстия б и 1 дросселируют отработавший воз­

дух, создавая противодавление в цилиндре пневмодвигателя. При передвижении поршня в крайнее правое положение

(рис. 117, б) открывается канал 14 и сжатый воздух по нему по­ падает в камеру золотника и передвигает его в крайнее правое положение. Воздух из системы, проходя распределительный ме­ ханизм VI, поступает через отверстие 11, канал 18 и отверстие 19 в правую часть цилиндра пневмодвигателя и передвигает пор­ шень X влево. Отработавший воздух через отверстие 20, канал 15, отверстия 12 и 13, каналы 17 и 16 и односторонний клапан механизма укладки идет в кран и затем в атмосферу. При пере­ движении поршня в крайнее левое положение открывается от­ верстие 9 и сжатый воздух, попадая в камеру золотника, пере­ двигает золотник VII в крайнее левое положение, после чего цикл повторяется.

Механизм укладки работает следующим образом. При завер­ тывании ручки крана мгла выталкивает шариковый клапан IV из седла втулки III и воздух начинает одновременно поступать в камеры золотника и механизма укладки Ѵ\ вследствие разности диаметров поршней механизма укладки и золотника механизм укладки перемещает последний в крайнее правое положение. При этом открывается отверстие 7, сообщающееся с атмосферой.

Воздух из распределительного механизма через отверстие 11, канал 18 и отверстие 19 поступает в цилиндр пневмодвигателя и передвигает поршень в крайнее левое положение, которому со­ ответствует транспортное положение щеток, а отработавший воз­ дух через отверстие 20, канал 15, отверстия 12 и 13, каналы 17 и 16 и отверстие 7 выходит в атмосферу.

297


При выключенном пневмодвпгателе игла прижимает шарик IV к отверстию 4, предотвращая попадание воздуха из системы в пневмодвпгатель.

Стеклоочиститель СЛ-440 испытывали на тех же стендах и по той же программе, что и стеклоочиститель СЛ-430. Осциллографпрованпе нового стеклоочистителя показало, что он рабо­ тает по более спокойному симметричному циклу при отсутствии пнкообразного увеличения давления. Улучшение режима работы стеклоочистителя обусловлено равными длинами каналов, пита­ ющих полости пневмодвигателя сжатым воздухом.

Во время испытаний был обнаружен и устранен ряд дефек­ тов. Так, большой износ уплотнительных колец на поршне пнев­ модвигателя был ликвидирован изменением размеров канавки под кольца, уменьшением зазора между цилиндром и поршнем,

а также подбором соответствующих резины и смазки.

Наплуч-

шпе результаты были получены

со смазкой

ЦИАТИМ-201, но

из-за нестойкости она впоследствии была

заменена

смазкой

№ 158. Повышена чистота зеркала цилиндра. Для

улучшения

герметичности была увеличена

жесткость крышек,

чистота со­

прягаемых поверхностей, а картонные прокладки заменены рези­ новыми.

Вследствие постоянного ослабления крепления сектора на выходном валу пневмодвнгателя, осуществляемого с помощью стопорного винта, оно было заменено посадкой на клин с двумя параллельными плоскостями. Чтобы уменьшить износ пластмас­ совых втулок тяг, была введена их смазка. Быстрый износ вой­ лочных уплотнителей осей рычагов приводил к появлению течи внутрь кузова. Поэтому конструкцию узла несколько изменили, а войлочные уплотнители заменили резиновыми. Была увеличена жесткость рычагов щеток и для их изготовления использована нержавеющая сталь. Таким образом, были унифицированы щет­ ки всех модификаций автомобилей ЗИЛ, включая и тропическое их исполнение.

В работе механизма укладки щеток наблюдался дефект при выключении пневмодвигателя в момент расходящегося движе­ ния щеток, когда механизм укладки V и золотник VII (рис. 117, а) двигаются навстречу друг другу. При этом клапан уклад­ ки не может преодолеть силы, которые возникают от действия

давления

отработавшего воздуха, перемещающего золотник,

и трения

резиновых колец в распределителе. Максимально воз­

можное увеличение диаметра клапана укладки не дало доста­ точного увеличения силы на штоке клапана. Уменьшение же противодавления со стороны золотникового механизма путем соединения его полости, прилегающей к клапану укладки, ка­ либрованным отверстием с атмосферой, хотя и дало положитель­ ный результат, но ухудшило регулировку числа двойных ходов и создало шум при работе. Дефект был ликвидирован укороче­ нием штока, что дало возможность выходов отработавшему воз-

298