Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

духу в атмосферу через отверстие 7 (рис. 117, а) и устранило

противление.

Гарантийный срок службы стеклоочистителя 12 месяцев или 50 тыс. км пробега, что соответствует 300 ч работы на стенде.

Регулировочно-пусковой кран

Четкая работа стеклоочистителя зависит от регулировочно­ пускового крана. Созданный для стеклоочистителя с противодав­ лением СЛ-440 кран КР-24 имеет шариковый клапан, прижима­

емый к гнезду иглой, которая

иногда изгибалась. Имелись

I Из системы

Р|ІС. Ц8. Кран КР-30

у крана II другие недостатки (корпус крана вытачивался из це­ лого куска металла, недостаточно красиво крепление крана к па­ нели приборов с помощью обычной гайки и др.). Поэтому был разработан и в 1972 г. внедрен кран КР-30. Основные отличия нового крана — золотниковый клапан и разъемный корпус. Кон­ струкция крана обеспечивает более плавную регулировку числа двойных ходов щетки по стеклу, более высокую степень гермети­ зации внутренних полостей крана и его ремонтоспособность.

Корпус крана состоит из двух отлитых из цинкового сплава частей III (рис. 118), скрепленных между собой.

К стержню IV шарнирно прикреплена ручка, при вращении которой золотник / с двумя уплотнительными резиновыми коль­ цами перемещается в цилиндрической полости корпуса. Внутри золотника находится двуконусный клапан II, выступающий через торцовое отверстие из золотника. Этот клапан все время поджи­ мается пружиной. В корпусе имеется фасонное калиброванное отверстие 6 для дросселирования отработавшего воздуха при вы­ ходе в атмосферу.

При вращении ручки крана перемещается золотник / и воздух из системы через отверстия 1, 3, 5 и 4 поступает в механизм ук­

299


ладки распределительного механизма пиевмодвигателя. При дальнейшем перемещении золотника /, когда пружина клапана сжимается до предела, отверстие 3 перекрывается большей ко­ нусной частью клапана II, и воздух через отверстие 2 подается

к золотниковому распределителю пневмодвигателя.

Отработав­

ший воздух через отверстия 4 и 6 дросселируется

в атмосферу.

При дальнейшем открытии крана возрастает проходное сечение отверстия 6, пропорционально увеличивается количество прохо­ дящего воздуха и число двойных ходов стеклоочистителя.

Омыватель стекла

Для обеспечения быстрой и хорошей очистки ветрового стек­ ла необходимо, чтобы щетки стеклоочистителя работали по смо­ ченному стеклу. На новых автомобилях ЗИЛ установлен ножной педальный омыватель Ставровского завода автотракторного оборудования, применяемый на автомобилях «Москвич», но с двумя одноструйными форсунками вместо одной. Чтобы произ­ водительность обеих форсунок была одна и та же, трубопроводы к ним сделаны одинаковой длины. Резервуаром для воды слу­ жит обычная медицинская двухлитровая грелка, которая в спе­ циальном чехле подвешивается внутри кабины. Вместо пробки в грелку ввернут переходник для шланга к насосу.

АРМАТУРА ДВЕРЕЙ

Замки

При выборе конструкции деталей замочной группы необхо­ димо учитывать размеры и массу двери, расположение навесок (открытие дверей по ходу или против хода автомобиля), величи­ ну пространства для размещения узла, зазоры между торцами дверей и стоек, между направляющими стекол и панелями две­ рей, а также условия безопасности движения.

Взависимости от назначения автомобиля, масштаба выпуска

иусловий работы замка (расположения его за уплотнителем или до него, т. е. защищен он от пыли или нет) выбирают за­ мок с большей или меньшей трудоемкостью изготовления. При небольшом выпуске автомобилей выгоднее замок, требующий большой механической обработки, которую можно производить на универсальном оборудовании, для автомобилей массового производства целесообразнее замок, состоящий в основном из штамповых деталей. Хотя для изготовления такого замка тре­ буется дорогостоящая оснастка, однако, при массовом выпуске она быстро окупается.

Впоследнее время большое распространение получили не­ подвижно закрепленные наружные ручки в виде скобы, за кото-

300



рую удобно браться при входе в кабину. Можно применять кно­ почный привод пли привод с подвижной скобой.

Вавтомобиле ЗИЛ-130 устанавливается неподвижная ручка

скнопочным приводом. Благодаря размещению запорного ме­ ханизма в кнопке упростилась конструкция замка.

Компоновка замка с Г-образным корпусом имеет то преиму­ щество, что на торцовой полке находятся все запирающие дета­ ли и детали наружного привода, а на другой полке, параллель­

ной внутренней панели и располагаемой между нею и стеклом, находятся детали внутреннего привода.

В связи с ограничением допускаемой нагрузки на кнопку, не­ обходимой для отпирания замка, ригельные замки не применя­ ются, а применяются роторные, пальчиковые, кулачковые, скобковые или крючковые запирающие устройства. Роторные запи­ рающие устройства трудоемки при изготовлении, а пальчиковые (тоже трудоемкие), кулачковые и скобковые легко ломаются, если захлопнуть дверь с замком, поставленным в положение «за­ перто». Поэтому был выбран крючковый запор, простой и не имеющий указанного выше дефекта, так как крючок (точнее, за­ щелка, имеющая крючок на конце) при захлопывании двери ударяется о наклонную плоскость личинки и убирается внутрь корпуса замка, а после прохождения зуба личинки выдвигается под действием пружины в свое нормальное положение и заска­ кивает за зуб.

Необходимым условием надежной работы крючкового замка двери автомобиля ЗИЛ -130 является точная фиксация положе­ ния замка относительно личинки, чтобы сила, действующая на крючок, проходила через центр вращения защелки. В противном случае составляющая этой силы в некоторых случаях может вы­ вести защелку из зацепления с зубом личинки. Для обеспечения точной фиксации положения замка относительно личинки замок двери совмещен с установом в один узел.

Замки и всю замочную группу испытывают на специальных стендах, имитирующих условия работы замка в эксплуатации и в дорожных условиях на автомобилях.

На одном из стендов в укрепленной на станине вертикальной жесткой раме — проеме двери — установлена вращающаяся на вертикальной оси внутренняя жесткая рама — дверь. С помощью кулачкового привода и пружины дверь захлопывается с задан­ ной силой 1 2 раз в минуту.

Специальный привод, работающий от того же кулачка, отпи­ рает замок. В случае несрабатывания замка или привода стенд автоматически выключается. Счетчик регистрирует число захло­ пываний.

Два других стенда предназначены для проверки отпирания замка с помощью наружного и внутреннего приводов и пред­ ставляют собой готовые двери с замками, к которым пристроены приспособления для приведения приводов в действие. Роль уплот­

301


нителя, затрудняющего движение защелки, играет прикреплен­ ная к ней пружина.

Стендовые испытания показали, что после 100 тыс. циклов замки оставались работоспособными (работоспособность замков автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К составляет 15 0 0 0 цик­

лов) .

Во время дорожных испытаний и в эксплуатации был выяв­ лен ряд дефектов, которые не были замечены при первоначаль­ ных стендовых испытаниях. Так, из-за значительного износа зубьев личинки, изготовленной методом литья по выплавляемым

 

Рис. 119. Измененная

Рис. 120. Соединение поводка при­

конструкция рычага зам­

вода замка двери с осью способом

 

ка двери

обжатия

углов шестигранного

по­

 

 

 

яска оси

 

моделям из стали 25Л, пришлось ввести термообработку

(улуч­

шение)

личинок. Иногда

наблюдалось

ослабление крепления

рычага

на оси, при этом

замок, запертый на предохранитель,

можно было отпирать снаружи. Это происходило потому, что ко­ нец рычага попадал не на прямой участок тяги, которая должна являться препятствием для дальнейшего движения рычага, а на ее закругленный конец. В результате нескольких нажатий на кнопку наружной ручки рычаг отодвигал тягу, устраняя тем самым препятствие для своего движения вперед и для отпирания замка. С целью ликвидации этого дефекта конец тяги был не­ сколько отогнут (рис. 119).

Из-за одностороннего приложения нагрузки к защелке замка при его отпирании возникает момент, прижимающий защелку к внутренней стороне окошка на боковой поверхности клина, вследствие чего необходимо приложить дополнительную силу для отпирания замка. Для устранения перекоса защелки в корпусе замка была сделана сферическая выдавка, по которой скользит

302