Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

защелка. Трение защелки о выдавку значительно меньше, чем при скольжении защелки по боковой поверхности окошка, и на силу, необходимую для отпирания замка, практически не влияет.

Первоначально по аналогии с приводами ранее выпускаемых автомобилей поводок во внутреннем приводе замка ЗИЛ-130, имеющий шестигранное отверстие, свободно надевался на шести­ гранник оси и не соскакивал с нее, так как был заключен между корпусом и крышкой привода. Чтобы избежать проворачивания оси в поводке (из-за штамповочных сколов, недостаточно­ го прижатия крышки привода к корпусу и других причин) не­ сколько расширенный шестигранный поясок оси привода обжи­ мается на поводке (рис. 120). При соответствующих размерах сила распрессовкп этого соединения составляет не менее 180 кгс. Чтобы избежать продольного изгиба тяги, на поводке привода был установлен упор, ограничивающий поворот поводка (ход тяги) только на величину, необходимую для установки его на предохранитель.

Стеклоподъемники

Грузовые автомобили ЗИЛ оборудованы опускными стекла­ ми, для перемещения которых применяется, как правило, самотормозящий стеклоподъемник с механическим приводом. Стекло-

Рис. 121. Тормозной механизм стеклоподъемника авто­ мобиля ЗИЛ-150:

1 — приводной валик; 2 — тормозной барабан; 3 — упорная пластина; 4 — тормозная пружина; 5 — ведущая шестерня; 6 — корпус стеклоподъемника

подъемник автомобиля ЗИЛ-150 (рис. 1 2 1 ) имел много дефек­

тов, поэтому для автомобиля ЗИЛ-164 был разработан новый стеклоподъемник. Хотя принципиально конструкция осталась

3 0 3

той же, но в ней были устранены все недостатки старого стекло­ подъемника. За счет увеличения диаметра тормозного барабана резко возрос тормозной момент н улучшились условия работы тормозной пружины. При замене точеной ведущей шестерни с разрезанным хвостовиком под упор пружины шестерней с вы­ ступом, изготовленной методом литья по выплавляемым моде­ лям, прекратились поломки деталей тормозного механизма и вместо острой кромки удалось создать площадку, которая давит на пружину. Таким образом, было устранено врезание пружины

втело упора. Изменив конфигурацию корпуса стеклоподъемника

А- А

Рис. 122. Тормозной механизм стеклоподъемни­ ка автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130:

/ — корпус стеклоподъемника; 2 — тормозной бара­ бан; 3 — тормозная пружина; 4 — шестерня с упо­ ром; 5 — приводной валик с поводком; 6 — сектор

■а его язычка, увеличили их жесткость, благодаря чему прекра­ тились случаи выхода сектора из зацепления с шестерней. После проведения испытаний и доводки для автомобиля ЗИЛ-164 был •создан новый стеклоподъемник (рис. 1 2 2 ), который применяется

и на автомобиле ЗИЛ-130.

При испытании стеклоподъемника плавность хода прове­

ряется с грузом

1 0

кгс; минимальное число непрерывных подъе­

мов составляет

10

тыс.;

вибростойкость

5 ч при

частоте

17—■

:20 Гц.

 

автомобиля

имели поворотные форточки,

что

Так как двери

ше только уменьшило

массу

опускного

стекла,

но и позво­

лило ввести вторую длинную направляющую, обеспечивающую •его хорошую фиксацию, вместо двухрычажной параллелограммной кинематической схемы на автомобиле ЗИЛ-130 была при­ менена однорычажная. Это значительно упростило конструкцию и уменьшило стоимость стеклоподъемника.

■304


Ограничитель угла открытия двери

Чтобы открытая дверь надежно фиксировалась в любом по­ ложении, ограничитель угла открывания двери (останов) снаб­ жен пружинным фиксатором. При открывании двери пластинча­ тые пружины, приклепанные к рычагу ограничителя, охватывают две пластины, между которыми проходит рычаг. Пружины на­ дежно фиксируют дверь в открытом положении и предохраняют ее от закрывания в тех случаях, когда автомобиль остановится на уклоне.

Навески дверей

К арматуре дверей относятся петли навески дверей. На авто­ мобилях ЗИЛ-150 петли были штампованные. В эксплуатации прочность петель оказалась недостаточной, ушки разгибались и двери провисали. На автомобиле ЗИЛ-164 были введены петли из проката специального профиля. Прочность их стала намного выше. Учитывая прежний опыт при проектировании кабины ЗИЛ-130, особое внимание было обращено на навески дверей. Компоновка кабины позволила сделать обе петли — одноушковую и двухушковую одного профиля (сечения).

В одноушковой петле имеется отверстие диаметром 5 мм для введения смазки. Диаметр оси петель навесок равен 9 мм, что обеспечивает ее достаточную прочность. Верхние и нижние навески изготовляют из одинакового профиля, они отличаются лишь расположением крепежных отверстий. Для надежного крепления петель к кабине и дверям в крепежных пластинах сделана резьба М8 X 1.

Детали кузовной арматуры и крепежные нормали унифици­ рованы для всех модификаций автомобиля ЗИЛ-130, в том чис­ ле и тропического исполнения: покрыты защитным цинком с последующим пассивированием.

Детали сложной конфигурации, такие, как ведущая шестер­ ня стеклоподъемника, защелка и личинка замка, изготовляют из стали методом литья по выплавляемым моделям, что обеспечи­ вает их высокое качество и точность. Большинство деталей ар­ матуры выполняют по 4-му классу точности и только посадки, где требуется повышенная точность, — по 3-му классу точности.

20 зак. 1071


Глава Kill. КАБИНА, ОПЕРЕНИЕ, ПЛАТФОРМА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Коэффициент использования габаритов автомобиля

Одним из главных показателей, определяющих производи­ тельность современного грузового автомобиля, является пло­ щадь, используемая для перевозки груза. Для сравнения авто­ мобилей по этому признаку применен так называемый коэффи­ циент использования габаритов автомобиля, представляющий собой отношение площади пола платформы к площади, зани­ маемой автомобилем. Приведенные в табл. 8 6 данные показыва­

ют, как растет этот коэффициент по мере развития автомобиль­ ной техники и улучшения качества дорог.

S6. Коэффициент использования габаритов автомобиля

4

 

Параметры

ЗИЛ-150

ЗИЛ-1 30

з и л - 130

Размеры автомобиля в мм:

6700

6675

7610

длина

................................................................

ширина

................................................................

2470

2500

2500

Площадь, занимаемая автомобилем, в м2. .

14,9

16,7

19,0

Размеры

платформы в мм:

3540

3752

4686

длина

................................................................

ширина

платформы................................................................в м2

2250

2326

2326

Площадь

7,3

8,73

10,9

Коэффициент использования габаритов авто-

0,49

0,523

0,57

мобиля .......................................................................

 

306


Коэффициент использования габаритов автомобиля зависит от величины смещения кабины вперед с целью освобождения пространства для размещения платформы. Кроме трех основ­ ных схем взаимного расположения кабины и двигателя, прак­ тически имеется бесконечное число промежуточных компоновок. Однако есть общая тенденция: двигатель непрерывно смещается назад, а кабина — вперед (см. эскиз к табл. 8 6 и табл. 87).

87. Изменение положения кабины по отношению к оси передних колес

Размерный ряд С А

Ряд CA (САВ— AXLE, т. е. кабина — ось) определяет раз­ мер от задней крайней выступающей точки панели кабины до оси задних колес или задней тележки трехосного автомобиля. Соблюдение размеров ряда при проектировании позволяет уста­ навливать на одно и то же шасси различные кузова, имеющие вырезы для колес или промежутки между поперечинами плат­ формы, соответствующие определенному размеру СА.

Фургон или платформа устанавливаются на шасси так, что­ бы колесные вырезы кузова совпали с колесами. При этом меж­ ду передней стенкой кузова или платформы и задней панелью кабины должен быть сохранен определенный зазор.

2 0 *

307

При проектировании автомобиля следует использовать раз­

меры СА следующего ряда,

рекомендуемого

SAE (в дюймах):

39; 48;

60;

72;

78; 84; 96; 102; 108;

120; 126;

138;

144;

156 с до­

пуском + 1

дюйм.

 

 

 

 

 

Применение

какого-либо

из указанных размеров с положи­

тельным

допуском гарантирует

установку на шасси

кузова

с необходимым

зазором между ним и кабиной.

В автомобиле

ЗИЛ-130 размер СА был принят равным 84+1дюйм, т. е. 2140 мм. После уточнения этот размер составил 2150 мм.

Зазор меж ду кабиной и платформой

Зазор между кабиной и платформой необходим, чтобы ис­ ключить контакт между ними при движении автомобиля. Этот контакт может быть следствием прогиба рамы и деформации кузова при резком торможении или большого угла закручивания рамы при перекосах автомобиля, что наблюдается, например, при загрузке платформы незатаренными, навалочными грузами. Практикой установлено, что оптимальный зазор между ближай­ шими точками в верхней части переднего борта платформы и ка­ биной должен быть не менее 75 мм. Ниже приведены зазоры А (см. эскиз к табл. 8 6 ), принятые для автомобилей различных ма­

рок (в мм):

С ту д еб екк ер ............................................

89

Интерненш нл............................................

89

Ф и а т ...........................................................

64

Ваная ........................................................

80

КАБИНА

 

Общ ая характеристика

кабины

Создание конструкции кабины современного грузового авто­ мобиля представляет собой достаточно сложную инженерную задачу, так как к кабине, кроме общетехнических требований, таких как высокие прочность и долговечность, малая масса и др., предъявляется ряд специфических требований, соответствующих ее функциональному назначению. Не менее важным требовани­ ем в условиях массового производства является технологичность деталей кабины и малая стоимость ее изготовления.

Кабина должна обладать комплексом эстетических и эргоно­ мических качеств, обеспечивающих максимальный комфорт во­ дителю, включая удобство посадки, входа и выхода, доступность к приборам и органам управления, а также хорошую обзорность. Для создания в кабине микроклимата, отвечающего санитарным нормам, большое значение имеют уплотнение и термошумоизоляция системы вентиляции и отопления. Указанные требования

308


сформулированы в ГОСТе 9734—61, который является регламен­ тирующим документом при проектировании.

Кабина компоновочно связана с многими агрегатами и сис­ темами автомобиля, поэтому при плазовой разработке необхо­ димо точно знать кинематические перемещения передних колес, двигателя и других агрегатов и деталей, чтобы создать мини­ мально необходимые зазоры в местах возможных контактов.

Ниже приведена общая характеристика кабины автомобиля ЗИЛ-130:

кабина автомобиля трехместная закрытая, цельнометал­ лическая, сварная;

ветровое окно кабины панорамное, глухое; стекло зака­ ленное, полированное (ГОСТ 11803—66), 1-й сорт; стекло задне­ го окна закаленное, неполированное (ГОСТ 5727—57);

двери кабины имеют поворотные форточки, снабженные замками с наружными и внутренними ручками, установами и ог­ раничителями открывания дверей; левая дверь кабины запи­ рается изнутри, а правая — снаружи при помощи специального замка в кнопке ручки двери: ключ замка общий с выключателем зажигания;

стекла дверей кабины закаленные, неполированные; пере­ мещение и фиксация стекол осуществляется при помощи меха­ нических стеклоподъемников с внутренними ручками;

сиденье водителя одноместное, имеет регулировку в гори­ зонтальном и вертикальном направлениях, а также регулировку спинки по углу наклона;

— пассажирское сиденье

двухместное, регулировки не

имеет;

 

 

— кабина снабжена отопителем для обогрева кабины и вет­

рового стекла, устройством для обмыва ветрового стекла, двумя

противосолнечными козырьками, стеклоочистителем с двумя

щетками, плафоном внутреннего освещения, пепельницей, веще­

вым ящиком, двумя зеркалами

и резиновым ковриком пола;

предусмотрено крепление шанцевого инструмента.

 

Кабина имеет следующие габаритные размеры

(в мм):

Наибольшая в ы с о т а ...............................................

 

1550

Наибольшая ширина (по ручкам дверей) . . .

2010

Длина (снаружи).......................................................

 

1465

Внутренние размеры кабины и размеры, определяющие рабо­ чее место водителя, были найдены путем изучения большого количества различных кабин отечественного и зарубежного про­ изводства. Выводы были практически проверены и уточнены на нескольких макетах. В результате этого появилась возможность стандартизировать внутренние размеры кабин и размеры, опре­ деляющие рабочее место водителя.

На основе принятых размеров кабины автомобиля ЗИЛ-130 был разработан ГОСТ 9734—61 (рис. 123 и табл. 8 8 ).

309