Рис. 123. Рабочее место водителя
Форма кабины
Форма кузова характеризует технический и эстетический уровень автомобиля. В грузовых автомобилях мода уступает технической целесообразности, поэтому форма кабины весьма стабильна. Если ранее формы кузова грузовых автомобилей но сили элементы «прошлогодних» форм легковых автомобилей, то современные формы кузова грузовых автомобилей самосто ятельны и создаются на основе эргономических, технологиче ских, эксплуатационных и экономических требований.
Рис. 124. Членение кабины и оперения автомобиля ЗИЛ-130 на детали
Габаритные размеры кабины автомобиля ЗМЛ-130, а также величина и расположение проемов были определены компонов кой автомобиля и техническими требованиями к рабочему месту водителя. Характерными конструктивными особенностями, опре деляющими выбор формы, явились следующие: применение па норамного ветрового стекла и аллигаторного капота, а также использование Ѵ-образиого двигателя, позволившее уменьшить длину оперения и соответственно сдвинуть кабину вперед по от ношению к оси передних колес.
Такая компоновка дала возможность увеличить полезную площадь платформы, однако она создала трудности при опреде лении формы задней части крыла и привела к увеличению высо ты пола кабины над рамой, что потребовало поднятия линии разъема между крылом и капотом до высоты, обеспечившей штампуемость панели капота.
Расположение двигателя непосредственно над передней осью автомобиля определило форму крыла и вырез в нем под колесо. Нижняя кромка двери кабины является одновременно и нижней границей кабины, порог отсутствует, он спрятан за дверью. Под
ножки прикреплены непосредственно’ к кабине, а в передней части к крылу.
Контур кабины в поперечном, наибольшем сечении опреде лился внутренней ее шириной на высоте плеч водителя и углом наклона стекол дверей относительно вертикали.
Чтобы конструкция кабины была технологичной, разъемы штампуемых деталей совмещены с границами между различ ными поверхностями. Плоскости разъема служат базами при штамповке. Линия разъема крыши и панели задка прямая (рис. 124). Разъем крыши с передком осуществляется по плос кости. Разъемы капота, кабины и крыльев образованы двумя взаимно перпендикулярными плоскостями, что также значитель но упрощает изготовление и проверку узлов и деталей. Обли цовка радиатора и крылья сложной формы расчленены верти кальной плоскостью. Упрощение формы сопряжении основных панелей резко сократило расходы на наладку и облегчило сборку.
Обзорность
Панорамное стекло кабины, короткий и сравнительно узкий капот, низко расположенные крылья автомобиля ЗИЛ-130 обес печили хорошую обзорность с места водителя. Для сравнения по методике СЭВ была определена обзорность американских автомобилей Форд F750 и Додж D600, имеющих капотную ком поновку II автомобиля Форд D700 с кабиной над двигателем (рис. 125).
Границы видимости через нижний левый угол ветрового стек ла также показывают преимущество ЗИЛ-130 (размеры в м):
в поперечной плоскости:
ЗИЛ-130 ........................................................... |
2,01 |
Форд F750 ................................................... |
2,5 |
Додж |
D600 ................................................... |
3,2 |
Форд |
D700 (кабина над двигателем) . . |
2,01 |
в продольной плоскости |
(расстояние до бампера): |
ЗИЛ-130 ........................................................... |
1,45 |
Форд F750 ................................................... |
1,5 |
Додж D600 ................................... |
... 3,3 |
Форд D700 |
3,10 |
Хорошая обзорность — важный фактор для повышения без опасности движения и улучшения условий труда водителя.
Шумоизоляция кабины
Ввиду отсутствия во время проектирования кабины ЗИЛ-130 официальных норм по шуму для автомобильного транспорта бы ли приняты нормы, утвержденные Главной санинспекцией для производственных участков. Эти нормы предусматривают разде-
лешіе шумов на три группы в зависимости от их частоты с соот ветствующим для каждой группы допустимым уровнем звукового давления (в дБ):
Низкочастотные шумы (менее 350 Гц) 90—100 Среднечастотные шумы (до 800 Гц) . . 85—90 Высокочастотные шумы (более 800 Гц) 75—85
|
|
|
- і |
Г —^—1 |
|
|
|
1 |
|
|
/ |
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
\ |
d |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
-1— |
|
|
|
1 |
1 |
-и |
|
|
1 |
|
|
“1 1 |
\ |
\ |
Vj |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
У |
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
_|_ |
1 |
|
5і q |
|
■" |
! |
|
|
|
|
|
|
|
$ |
|
|
|
ÈT cvj |
|
|
г)
Рис. 125. Обзорность кабин различных иенагруженных автомобилей (Н — расстояние от земли до глаз водителя):
а — ЗИЛ-130 (Я = 2,024 м, |
L , |
7,2 м, L |
|
9.3S м); б — Форд F750 (Я = 1,725 м, Z-i |
7,77 м, L I = 7,83 м); а |
Додж D600 |
(Я |
■= |
1,84 м, |
U |
= 8,12 м, |
L |
8,15 м); г — Форд |
D700 |
(Я = |
2,015 |
м, |
Ц |
= 5,24 |
м, |
L [ = 5,4 |
м) |
|