ны для массового производства. Однако следует обратить вни мание, что тарная масса того же кузова, изготовленного из ста
ли, равна 140 кг/м3. Данные |
по этим кузовам приведены в |
табл. 95 для подтверждения |
возможности уменьшения массы |
платформ путем изменения их типа.
В настоящее время проведена большая работа по изготовле нию бортов из стали вместо дерева. Исследованы конструкции существующих стальных бортов и произведен предварительный экономический расчет, который подтверждает целесообразность такого перехода, так как только от стоимости материала эконо мия составляет 15 р. 54 к. на комплект, а трудоемкость снижает ся на 2,46 человеко-часов. При этом масса платформы умень шается на 40 кг.
Конструкция основания платформы
Большое влияние на выбор конструкции поперечин платфор мы оказывает величина зазора между верхней полкой лонжерона рамы и нижней частью пола платформы. Этот зазор устанавли вается э процессе компоновки автомобиля при определении по грузочной высоты и зависит от того, насколько заднее колесо выступает над рамой при контакте картера заднего моста с лон жероном (при выбитом буфере) во время движения автомобиля.
При создании несущей системы основания платформы следу ет учитывать следующие возможные варианты:
—зазор больше оптимального для создания прочной конст рукции, и пространство между верхней полкой лонжерона и ниж ней частью пола платформы приходится чем-то заполнять (на бор деревянных брусьев в платформах ЗИС-5; ЗИЛ-164 и др., рис. 135, а) ;
—зазор мал и раскосы поперечин приходится крепить к вер тикальной части лонжерона рамы (рис. 135, б);
—зазор позволяет оптимально использовать прочностные свойства материала без увеличения массы.
В большинстве случаев в грузовом автомобиле с прямыми лонжеронами рамы встречается первый вариант. На автомобиле ЗИЛ-130 компоновочный зазор равен 368 мм.
В связи с тем, что древесина как материал для поперечных балок платформы была отклонена из-за нестабильности его проч ностных качеств, возникла необходимость разработать для плат формы прочную, технологически рациональную и экономически выгодную конструкцию стальной поперечной балки. При этом важнейшим условием, предъявляемым к конструкции, была ее применяемость на всех перспективных модификациях грузовых автомобилей, предполагавшихся к выпуску на заводе.
Было разработано не менее десяти вариантов поперечин, по строено несколько экспериментальных платформ и в результате
для технико-экономической проработки были предложены три