Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходиться пользоваться съемными подножками или влезать на крыло с бампера.

Сопряжение капота аллигаторного типа с крыльями и обли­ цовкой радиатора по горизонтальной плоскости значительно упрощает подгонку капота и оперения. Для облегчения этой подгонки крылья и облицовка радиатора автомобиля ЗИЛ-130 выполнены с уступом по отношению к контуру капота в плане. Этот уступ допускает без нарушения целостности формы смеще­ ние капота до 1 0 мм на сторону, что резко сокращает трудоем­

кость сборки.

Задний усилитель капота представляет собой жесткую де­ таль коробчатого сечения, имеющую сверху фланцы для местной приварки к панели. Усилитель является еще и каналом для под­ вода свежего воздуха в двигатель. Поэтому между усилителем и капотом проложен уплотнитель. В усилителе имеется фиксиру­ емая заслонка, которая позволяет переключать двигатель на пи­ тание теплым воздухом из-под капота.

В связи с различным расположением воздухоочистителей у автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в нижней плоскости усили­ теля сделаны два различных по расположению отверстия и за­ глушка к ним, что позволяет унифицировать капот для всех мо­ дификаций автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 путем перестанов­ ки заглушки.

Капот нижней плоскостью усилителя через специальные под­ кладки болтами крепится к кронштейнам навески рычажного типа, а через нее к кабине. Навеска снабжена пружинными ком­ пенсаторами, облегчающими подъем капота. На панели щита передка для кронштейна навески приварены усилители.

В передней части капота смонтирован механизм запора ка­ пота с ручным приводом. Центральный штырь запора снабжен пружиной, приподнимающей капот до упора предохранителя. Для открытия капота нужно откинуть скобу предохранителя. Предохранитель исключает возможность самооткрывания капо­ та «на ходу», что могло бы привести к аварии.

Два конусных фиксатора, предусмотренные на усилителе об­ лицовки, препятствуют смещению капота в горизонтальной плос­ кости. Против произвольного закрытия капота на навеске уста­ новлен откидной упор, который срабатывает при открытии капо­ та. Чтобы опустить капот, упор следует откинуть.

Внешняя форма капота автомобиля ЗИЛ-130, имеющего су­ жение в передней части и крутую линию контура в продольном сечении, значительно улучшает обзорность.

Детали оперения

Облицовка радиатора. Материал — сталь 08Ю толщиной 1,2 мм, масса 12,4 кг.

Облицовка радиатора автомобиля ЗИЛ-130 выполняет следу­ ющие функции: является силовым элементом конструкции, свя-

333


зывающнм правое и левое крылья в один узел; защищает жалю­ зи и радиатор от повреждений при ударах; служит декоративной деталью, в значительной степени определяющей внешний вид автомобиля.

Задача конструктора и художника при проектировании обли­ цовки радиатора состоит в том, чтобы обеспечить достаточную площадь «окон» для охлаждения радиатора. При этом имеет значение не только площадь «окон» и их расположение относи­ тельно радиатора, но также и форма облицовки. Важен также правильный выбор сечения облицовки, образующего «окна».

Следует обратить внимание на сложность получения гладкой поверхности фланца и одинакового радиуса закругления обли­ цовки по всему периметру, особенно в местах, где контур имеет большую кривизну. «Набегание» металла в этих местах при от­ гибке фланца приводит к образованию изломов иа наружной поверхности. Для устранения этого дефекта ширима фланца была уменьшена с 2 0 до 1 2 мм с сохранением прежней ширины

только в местах крепления. Размещение болтов также было из­ менено. В местах образования изломов фланца были сделаны глубокие вырезы (ширина фланца не должна быть менее 5 мм).

В верхней части к панели облицовки приваривается усили­ тель, воспринимающий нагрузки подвески оперения, а также фиксаторов капота.

Крыло. Материал — сталь 08Ю толщиной 1,2 мм, масса 9 кг. Значительное смещение кабины вперед вызвало необходимость создания ннш для двигателя и колес. При этом передняя кромка двери настолько приблизилась к колесу, что места для размеще­ ния задней части крыла осталось мало. Передний конец крыла по форме продолжает облицовку радиатора без ступеней и пе­ реходов. Задняя кромка крыла после установки на кабину пред­ ставляет собой кромку наружной навесной части панели проема двери.

Панель капота. Материал — сталь 08Ю толщиной 1,2 мм, масса 17,3 кг. Для того чтобы не увеличивать толщину панели более 1 , 2 мм, спереди и сзади применили усилители, а поверх­

ность капота усилили продольными рельефами.

ПОДГОТОВКА ШТАМПОВ И КОНТРОЛЬНОЙ ОСНАСТКИ

ДЛЯ КАБИНЫ И ОПЕРЕНИЯ

Особенностью подготовки к массовому производству сталь­ ного кузова является большое количество (свыше 500 наимено­ ваний) сложных штампов и контрольных приспособлений.

Ввиду сложности формы штампуемых деталей кузовов, не­ возможно дать полное представление о ней с помощью размеров на чертежах. В связи с этим в дополнение к чертежам на одина­ ковых с ними правах в производстве кузовов применяют объем-

334


ные модели деталей, так называемые мастер-модели, изготов­ ленные из дерева или пластмассы. Они изготовлены с точностью до ±0,25 мм и сопряжены между собой для обеспечения собира­ емости кузова. Большая точность не рациональна, поэтому во всех чертежах на кузовные изделия размеры, определяющие форму, всегда принимаются кратными 0,25 мм.

Помимо контроля качества поверхности и сопрягаемостн от­ дельных деталей кузова мастер-модели служат также литей­ ными моделями для отливки штампов и копирами для обработки последних на копировально-фрезерных станках. В то же время мастер-модели являются эталоном формы изделия при изготов­ лении контрольных приспособлений и сборочных стендов. Поря­ док изготовления мастер-моделей, хранения, проверки, ремонта и пользования ими оговорен в специальной инструкции.

Изготовление кузовных штампов — весьма трудоемкая часть подготовки производства автомобиля. В качестве примера, в табл. 95 приведены некоторые данные по изготовлению инстру­ мента для производства деталей кабины ЗИЛ-130.

95. Трудоемкость изготовления штампов для деталей кабины

 

 

Число

Трудоемкость

Масса

 

і Ізделпе

штампов н

изготовления

 

приспособле­

в челове­

штампа

 

 

ний

ко-часах

в кг

Внутренняя нижняя панель передка . .

9

18317

59 874

Панель

капота ............................................

7

17 320

110 575

Панель

облицовки радиатора ................

7

16 542

84 482

Следует отметить, что высокопроизводительные штампы для кабины и оперения спроектированы и изготовлены заводом на высоком техническом уровне и обеспечивают хорошую собирае­ мость кабины и оперения автомобиля ЗИЛ-130.

Учитывая большие трудоемкость и стоимость изготовления кабины и оперения, необходим тщательный контроль за качест­ вом деталей: геометрическими размерами и внешним видом.

Одним из способов, обеспечивающих высокое качество, яв­ ляется изготовление контрольных приспособлений, при помощи которых принимают первые детали, изготовленные штампом, а впоследствии и всю продукцию.

Контрольные приспособления для кузовных панелей, как пра­ вило, позволяют устанавливать проверяемую деталь на опор­ ные базы и упоры. Нежесткие детали сложной формы обычно фиксируют несколькими зажимами. Как правило, контуры внеш­ ней поверхности не проверяют, если они не являются базовыми.

Отклонения размеров штампованных облицовочных деталей от требований чертежа и их стабильность помимо сложности

335


конфигурации зависят еще от следующих причин: принятой тех­ нологии (числа операций п их последовательности, качества ме­ талла и т. п.); конструкции штампов (правильности переходов, точности фиксации деталей, качества изготовления и доводки штампов); мощности и состояния прессов; состояния штампов и контрольной оснастки во время эксплуатации (профилактический ремонт и др.); соблюдения всех дополнительных операций, пре­ дусмотренных технологией (смазка листа, своевременное устра­ нение отходов и т. п.); технического уровня и культуры производ­ ства (точности установки штампов, транспортировки и хранения изделий, чистоты рабочего места, инструктажа работающих, производственной дисциплины, требовательности отдела техни­ ческого контроля и т. п.).

Оптимальные отклонения на всех кузовных заводах устанав­ ливаются лабораторией собираемости п сварки кузовов, а затем утверждаются конструкторами, проектировавшими кузов. Иног­ да эта договоренность оформляется в виде специальных карт контроля, которые являются основанием как для проектирования контрольных приспособлений, так и для осуществления контроля за качеством изготовления.

ЭТАЛОНЫ

В ряде случаев при определении качества изделия многие признаки не поддаются ни числовым, ни словесным определени­ ям и возникает необходимость исключить разночтение техничес­

ких требований заинтересованными

сторонами.

Это главным

образом относится к внешнему виду изделия, а иногда

связано

с точностью определения признака,

например,

оттенка

цвета,

фактуры поверхности, формы гофры или кромки, наличия рисок и т. п. или с большим числом признаков качества и непостоян­ ством их соотношения. Поэтому в дополнение к техническим ус­

ловиям утверждаются образцы изделий

с наличием предельно

допускаемых отклонений. Эти образцы

являются

эталонами,

с которыми сравнивают принимаемую продукцию.

 

В кузовных деталях, где многое определяется внешним видом

изделия, эталоны применяют очень широко; это

относится и

к деталям и к материалам, поставляемым смежными предприя­ тиями.

На автомобильном заводе для кузова изготовляются этало­ ны на штампованные детали и их «переходы», т. е. штамповки после каждой операции; сварные узлы и кузов в целом (отделка и окраска); детали отделки сидений и арматуры.

Эталоны служат для контроля за качеством отделом глав­ ного конструктора (особенно внешнего его вида) и службой ОТК в соответствии с руководящими техническими материалами на приемку штампов.

336


ПЛАТФОРМА

Общая характеристика платформ

Бортовые автомобили-тягачи семейства ЗИЛ-130 выпускают­ ся в двух основных модификациях: с платформой длиной 3750 мм — ЗИЛ-130 и с платформой длиной 4685 мм — ЗИЛ-ІЗОГ. Эти две модификации путем различной комплекта­ ции основных платформ (наращивания бортов, установки дуг и тента) трансформируются в семь разновидностей, предназначен­ ных для различных условий работы (табл. 96).

96. Размеры платформ

Автомобиль

«У

ö

 

Внутренние размеры платформ

Грузоподъ иость в т

База автог бил я в мм

Длина

В ММ 1

Шнрнна и мм

Высота в мм

Площадь в м2

Объем в м3

ЗИЛ-ІЗОГ ........................

5,5

4500

4685

2325

575

11,7

6,74

ЗИЛ-ІЗОГ с наращенными

5,5

4500

4685

2325

920

11,7

10,8

бортами ...............................

З И Л -1 3 0 ...........................

5,5

3800

3750

2325

685

8,72

5,97

ЗИЛ-130 с наращенными

 

 

 

 

 

 

 

бортами ...............................

5,5

3800

3750

2325

1031

8,72

8,99

ЗИЛ-ІЗОГ с тентом . . .

5,5

4500

4685

2325

1600

11,7

19

ЗИЛ-130 с тентом . . . .

5,5

3800

3750

2325

1600

8,72

14

ЗИЛ-ІЗОГ с тентом новой

5,5

4500

4685

2325

1800

11,7

 

конструкции ........................

2 1

Длина платформы выбрана из расчета правильного положе­ ния центра тяжести груза, обеспечения угла съезда и возможно­ сти установки на платформу с необходимыми зазорами стандар­ тизованных контейнеров и поддонов.

Платформа автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой пло­ щадку с жестко закрепленным передним бортом. Задний и боко­ вые борта откидные, на шарнирах. В рабочем положении борта запираются угловыми запорами. Платформа грузового автомо­ биля ЗИЛ-ІЗОГ имеет боковые борта, состоящие из двух частей. На их стыке устанавливается откидная стойка с цепью, предо­ храняющей борта от развала. Под боковые борта при откидыва­ нии подкладываются фиксаторы, задний борт фиксируется на цепях.

Для увеличения объема платформы можно наращивать бор­ та, а также устанавливать дуги и тент. Последнее приобретает все более широкое распространение.

Платформа, являясь универсальной, применяется для пере­ возки самых разнообразных насыпных и затаренных грузов.

22 Зак. 1071

337