ТЕНЗОМЕТРИРОВАНИЕ КАБИНЫ И О П ЕРЕН ИЯ1
Выбор толщины материала деталей кабины массового произ водства начинается со статистического исследования аналогов. На основе этого выбора проектируют и строят первые образцы, на которых проверяют оптимальность выбора толщины для дан ной конструкции в отношении равнопрочное™.
Испытания проводят как на стенде, так и в дорожных усло виях. Аналогичным испытаниям в дорожных условиях подвергал ся первый вариант опытной кабины ЗИЛ-130 конструкции 1958 г. Условия испытаний были следующие: булыжное шоссе среднего качества, скорость 30 и 50 км/ч; булыжное шоссе плохо го качества, скорость 20 и 40 км/ч; сильно разбитое булыжное шоссе, скорость 1 0 км/ч; сильно разбитая грунтовая дорога; пе
реезд через глубокий кювет под углом 45°.
Полезная нагрузка на платформу автомобиля составляла 4 тс. Вес по осям распределялся в соотношении 27 и 73%. В ка бине находились два человека, приборы и балласт до полного веса, соответствующего нормальной нагрузке кабины. Тензометрирование производилось с помощью тензодатчиков с базой 20 мм и сопротивлением около 180 Ом.
Комплект аппаратуры, состоящий из четырехканального уси лителя МТЧ-4, разработанного в НАМИ, четырехшлейфного осциллографа К4-21, экранированных кабелей РВШЭ-1 н мало габаритного коммутационного устройства, представляет собой надежную и удобную в обслуживании тензометрическую стан цию. Питание—-два аккумулятора 6СТ-128. Приборы крепились
кпассажирскому сиденью.
Киспытуемым узлам относятся: пол с каркасом усиления, проемы дверного и ветрового окон и места сопряжения панели
отсека двигателей п крыльев.
На рис. 138 приведены схемы расположения датчиков на кар касе усиления, на полу кабины, а также на стойке проемов двер ного и ветрового стекол. Всего на кабину было установлено
50датчиков.
Взадней балке каркаса пола вблизи шарнирной опоры (дат
чик № 1) получены значительные напряжения при всех режимах испытаний (в кгс/см2) :
Булыжное шоссе среднего качества . . . . |
680 |
» |
» плохого |
» |
. . . . |
1100 |
Разбитое булыжное ш о с с е |
............................ |
|
1160 |
Разбитая |
грунтовая дорога ............................ |
|
|
1480 |
В нижней части стойки двери по датчику № 34 зафиксирова но напряжение 400 кгс/см2 при переезде через кювет; по датчику1
1 Исследование прочности кабины автомобиля ЗИЛ-130.—-«Автомобиль ная промышленность», 1963, № 1. Авт.: Гельфгат Д. Б., Ошиоков В. А., Михайлюта Д. А., Орлов Б. Н.