3000—5000 Гц. После внесения конструктивных изменении в пе репускную систему насоса уровень указанной высокочастотной составляющей был понижен с 87 до 71 дБ.
В последние годы для оценки качества изготовления и сбор ки машин и механизмов применяется акустический контроль. При этом за основной показатель, с помощью которого оцени вается испытуемый механизм, принимается либо уровень шума, либо уровень вибрации. В производственных условиях из-за шу мовых помех весьма трудно осуществить проверку агрегатов автомобиля по уровню шума. Практически такая проверка воз можна лишь в специальной камере, поэтому более рационален виброконтроль.
Виброконтроль позволяет классифицировать двигатели по уровню вибрации и устанавливать, не прибегая к их разборке, причины некоторых неисправностей. С малой вероятностью оши бок регистрируются следующие дефекты: стук поршней; повы шенный дисбаланс двигателя в сборе; повышенный шум, созда ваемый шестернями привода механизма газораспределения; по вышенный шум из-за увеличенного зазора в приводе клапанов; стук в шатунных подшипниках.
В экспериментальной работе, связанной с организацией впброконтроля двигателей ЗИЛ-130, применялся комплект прибо ров, в который входят частотный анализатор типа 2112, самопи сец уровней типа 2305, микрофон типа 4131, катодный повтори тель типа 2613, вибродатчпк типа 4334 и предварительный усилитель типа 1606. Для виброконтроля использовался предель ный индикатор уровней типа 2211. Результат контроля опреде ляют по сигнальным лампам светового табло, включающимся
вслучае превышения установленного уровня вибрации в одной или нескольких частотных полосах.
Было установлено, что виброконтроль двигателей ЗИЛ-130 целесообразно осуществлять с помощью двенадцати третьоктавных фильтров, среднегеометрическая частота которых приведена
втабл. 101. В ней указаны также допускаемые уровни вибраций и причины, вызывающие превышение установленного уровня.
Источниками образования шума во впускной системе двига теля являются:
—вынужденные и собственные колебания давления в потоке воздуха во впускном трубопроводе, возбуждающие низкочастот ный и среднечастотный шум;
—препятствия, находящиеся на пути потока воздуха (дрос сельная заслонка, жиклеры), при обтекании которых возникает высокочастотный аэродинамический шум;
—высокая скорость перетекания воздуха через клапанную щель, вызывающая так называемый щелевой шум.
Измерения, произведенные с помощью акустического зонда, показали, что уровень звукового давления во впускном трубо проводе двигателя ЗИЛ-130 достигает 150 дБ. Поэтому система